Место юриспруденции в системе общественных наук

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 13:14, контрольная работа

Описание работы

Для характеристики связи между общей теорией права и различными общественными науками важны два принципиальных положения. Во-первых, изучая государственно-правовые явления невозможно абстрагироваться от остальной социальной действительности. Поэтому при изучении государства и права в обязательном порядке используются достижения самых разных общественных наук. Во-вторых, юридическая действительность настолько переплетена с другими явлениями, что исследование самых разных сфер общественной жизни – экономической, культурной, политической и т.д. – также будет неполным без обращения к данным юридических наук, и прежде всего - к общей теории права как к общей, фундаментальной юридической науке.

Содержание работы

Введение
Характеристика общественных дисциплин
Аналитическая и конструктивная функция по отношению к практике
Заключение
Список источников

Файлы: 1 файл

контрольная по введению2.docx

— 47.72 Кб (Скачать файл)

 

Минобрнауки России

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Вятский государственный  гуманитарный университет»

Юридический факультет

 

Контрольная работа

Учебная дисциплина – введение в специальность

Тема

Место юриспруденции  в системе общественных наук.

                                                      

                                                     

  1. Введение
  2. Характеристика общественных дисциплин
  3. Аналитическая и конструктивная функция по отношению к практике
  4. Заключение
  5. Список источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Каждая наука рассматривает  определенный круг явлений природы  или общества, который и составляет предмет данной науки. В зависимости  от того, относится ли этот круг явлений  к развитию природы, общества или  миру техники и различают науки  общественные и естественные (некоторые  авторы выделяют и технические). Общественные науки - изучают разные стороны общественной жизни человека, но иногда этот термин употребляется в единственном числе в смысле общего обществоведения, и тогда он является синонимом социологии

К общественным наукам относятся  философия, социология, политология, история, психология и многие другие.

Общая теория права –  наука общественная, поскольку она  изучает определенную сферу общественной жизни – государство и право. В отличие от других общественных наук, непосредственно не изучающих государственно-правовые явления, общая теория права – это наука юридическая.

Государство и право изучаются  не только юридическими, но и другими  общественными науками. Однако последние  исследуют проблемы государства  и права лишь в пределах, способствующих раскрытию собственного предмета. Юридические  науки занимаются специальной разработкой  проблем государственно-правовой действительности.

Для характеристики связи  между общей теорией права  и различными общественными науками  важны два принципиальных положения. Во-первых, изучая государственно-правовые явления невозможно абстрагироваться от остальной социальной действительности. Поэтому при изучении государства  и права в обязательном порядке  используются достижения самых разных общественных наук. Во-вторых, юридическая действительность настолько переплетена с другими явлениями, что исследование самых разных сфер общественной жизни – экономической, культурной, политической и т.д. – также будет неполным без обращения к данным юридических наук, и прежде всего -  к общей теории права как к общей, фундаментальной юридической науке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика  общественных дисциплин

Юридические науки (правоведение) относятся к общественным, то есть к наукам, изучающим общество, его  субъектов, структуру и многообразные  связи. Они различаются от других общественных наук объектом познания. Объект правоведения - это государство и право во всех их проявлениях как разновидность социальной практики. Государство и право в той или иной мере изучаются и другими общественными науками. Философия изучает сущность, социальное назначение государства и права, их взаимосвязи с другими общественными явлениями. Социология изучает государство и право как важнейшие социальные институты, наравне с множеством других социальных явлений. Политология исследует государство и право как средства осуществления политической деятельности и как её цель. Но только для правоведения государство и право являются основным объектом.

Философия

Философия изучает общество с точки зрения его сущности: структуры, идейных оснований, соотношения в нем духовных и материальных факторов. Так как именно общество порождает, развивает и передает смыслы, то философия, исследующая смыслы, уделяет обществу и его проблематике центральное внимание. Любое философское исследование обязательно затрагивает тему общества, так как мысль человеческая всегда развертывается в общественном контексте, предопределяющим ее строй.

      Создаваемые  новые философские системы не  отменяют ранее выдвинутые концепции  и принципы, а продолжают сосуществовать  с ними в едином культурном  и познавательном пространстве, поэтому философия всегда плюралистична, многообразна в своих школах и направлениях. Некоторые даже утверждают, что в философии столько истин, сколько философов.

       Иначе  обстоит дело с наукой. Она  в большинстве случаев решает  насущные проблемы своего времени.  Хотя история развития научной  мысли также важна и поучительна,  она не имеет для ученого,  исследующего актуальную проблему, столь же большого значения, как  идеи предшественников для философа. Положения, установленные и обоснованные  наукой, принимают характер объективной  истины: математические формулы,  законы движения, механизмы наследственности  и т. д. Они справедливы для  любого общества, не зависят «ни  от человека, ни от человечества».  То, что является нормой для  философии — сосуществование  и известное противостояние различных  подходов, доктрин, для науки —  частный случай развития науки,  относящийся к еще недостаточно  исследованной области: там мы  видим и борьбу школ, и конкуренцию  гипотез.

Есть и еще немаловажное различие между философией и наукой — методы разработки проблем. Как  отмечал Б. Рассел, на философские  вопросы не получишь ответа путем  лабораторного опыта. Философствование — это вид умозрительной деятельности. Хотя в большинстве случаев философы строят свои рассуждения на рациональной основе, стремятся к логической обоснованности выводов, они используют и особые способы аргументации, выходящие за рамки формальной логики: выявляют противоположные стороны целого, обращаются к парадоксам (когда при логичности рассуждений приходят к абсурдному результату), апориям (неразрешимым проблемам). Подобные способы и приемы позволяют уловить противоречивость и изменчивость мира.

Многие понятия, используемые философией, носят предельно обобщенный, абстрактный характер. Это связано  с тем, что они охватывают очень  широкий круг явлений, поэтому у  них очень мало общих признаков, присущих каждому из них. К таким  предельно широким, охватывающим

огромный класс явлений  философским понятиям можно отнести  категории «бытие», «сознание», «деятельность», «общество», «познание» и др.

       Таким  образом, различий между философией  и наукой немало. На этом основании  многие исследователи рассматривают  философию как совершенно особый  способ постижения мира.

       Однако  нельзя упускать из виду и  того, что философское знание  многослойно: помимо указанных  вопросов, которые можно отнести  к ценностным, экзистенциальным (от лат. existentia — существование) и которые вряд ли можно постигнуть научным путем, философия изучает и ряд других проблем, ориентированных уже не на должное, а на сущее. Внутри философии достаточно давно сформировались относительно самостоятельные области знания: учение о бытии — онтология; учение о познании — гносеология; наука о морали — этика; наука, изучающая прекрасное в действительности, законы развития искусства, — эстетика.

       К философскому  знанию относятся такие важные  для понимания общества и человека  области, как философская антропология  — учение о сущности и природе  человека, о специфически человеческом  способе бытия, а также социальная  философия.

Предметом социальной философии  выступает совместная деятельность людей в обществе. Важна для  изучения общества такая наука, как  социология. Свои обобщения и выводы об общественном устройстве и формах социального поведения человека делает история.

Свой полноценный вклад  социальная философия вносит в разработку большого круга проблем: общество как  целостность (соотношение общества и природы); закономерности общественного  развития (каковы они, как проявляются  в общественной жизни, чем отличаются от законов природы); структура общества как системы (каковы основания выделения  основных компонентов и подсистем  общества, какие виды связей и взаимодействий обеспечивают целостность общества); смысл, направленность и ресурсы общественного развития (как соотносятся устойчивость и изменчивость в общественном развитии, каковы его основные источники, какова направленность общественно-исторического развития, в чем выражается общественный прогресс и каковы его границы); соотношение духовных и материальных сторон жизни общества (что служит основанием для выделения этих сторон, как они взаимодействуют, можно ли одну из них считать определяющей); человек как субъект социального действия (отличия деятельности человека от поведения животных, сознание как регулятор деятельности); особенности социального познания.

      Эпоху, пришедшую  на смену Средневековью, не  случайно назвали Новой. Она  принесла с собой глубокие  перемены во все сферы жизни  общества. Стало формироваться и  новое понимание общества и  человека в нем. Сначала оно  складывалось в рамках философских  течений, позднее появились собственно  общественные науки, изучающие  отдельные стороны жизни общества: социология, политология, экономическая  теория и др.

       В этот  период было выдвинуто много  новых идей, оригинальных подходов, призванных помочь глубже осмыслить  общественную реальность. Не все  они выдержали испытание временем. И сегодня исследователи продолжают изучать общество как в его целостности, так и в отдельных конкретных проявлениях. При этом сохраняется сформировавшееся в предыдущую эпоху многообразие взглядов и оценок.

 Философская проблема: что собой представляет само право? Не воля ли оно само – государства, господствующего класса, а может быть, правителей, Бога? Есть ли, что-то предопределенное, объективное в праве, или оно также продукт человеческой деятельности, свободного выбора, со всеми вытекающими отсюда последствиями?

И вот именно в рамках тех или иных философских систем формулируются представления о  праве как о сумме естественных прав человека – неотъемлемых условиях самого его существования и воспроизводства, и о правах (обозначаемых как законы), созданных или утвержденных государством. Под естественными правами понимаются опять же внешние по отношению  к человеку материальные или духовные начала. Последние в некоторых религиозных концепциях вообще ведут якобы свое происхождение от Бога, создавшего самого человека одновременно с его естественными правами.

Социология

Социология является дисциплиной, главным объектом которой является само общество, изучаемое как целостное  явление.

Социология как наука  может быть рассмотрена с позиций  объекта социологии и предмета социологии. Объект и предмет социологии не совпадают. Объект любой науки – это то на что направлен процесс исследования. Объект всегда статичен, постоянен и никогда не меняется. Любой объект рассматривается с позиции системы.

Объект социологии - современное  общество и информация о нем, полученная другими науками. Общество – динамичная живая сложноорганизованная система, находящаяся в постоянном движении, развитии.

Объектом социологии являются: общество как целостная социальная реальность; социальные организации; социальные институты; социальные взаимодействия; социальные явления; социальные процессы; социальные отношения; социальные общности; социальные субъекты.

 

Структуру социологии составляют 3 основных блока, кое разделение предложил Роберт Мертон:

1. Общая социологическая теория. Она представляет собой систематическое изложение наиболее общих законов, по которым живёт и развивается любое человеческое общество. Это наука об обществе в целом. Изучает его как сложноорганизованную развивающуюся систему.

2. Социологические теории  среднего уровня или частные  социальные науки. По определению  Роберта Мертона, это «теории  находящиеся в промежуточном  пространстве между частными, но  также необходимыми рабочими  гипотезами, во множестве возникающими  в ходе повседневных исследований, и всеохватными систематическими  попытками развить единую теорию, которая будет объяснять все  наблюдаемые типы социального  поведения, социальных организаций  и социальных изменений». Частные  науки изучают более узкую  сферу жизни общества.

3. Эмпирическая социология. Это совокупность методических  и технических приёмов для  сбора первичной социологической  информации.

Все три уровня связаны  между собой. Современная социология усложнилась, в результате чего, помимо трёх уровней стали выделять индивидуальную творческую деятельность как 4 уровень  и философскую картину мира (над  общей социологией). Социология так же подразделяется на микро и макросоциологию, которые в свою очередь дополняют друг друга.

Микросоциология опирается  на концепции и школы, занятые  изучением механизмов поведения  людей, их общения, взаимодействия, межличностных  отношений.

Макросоциология изучает процессы, которые идут в рамках всего социума или значительной его части. Включает в себя теоретические и эмпирические исследования больших социальных систем и социальных структур, экономического и политического строя.

 

Место социологии в системе  общественных и социальных наук определяется прежде всего, тем, что социология есть наука об обществе, а, следовательно включает общую социологическую теорию, которая может служить теорией и методологией всех других общественных и гуманитарных наук. Методика и техника изучения человека и его деятельности, методы социального измерения, разрабатываемые социологией, используются всеми другими гуманитарными науками. Кроме того, в современных условиях сложилась система исследований, проводимых на стыке социологии и других отраслей знаний. Их принято называть социальными. Социология как система знаний не может развиваться и выполнять свои функции не взаимодействуя с другими науками.

Информация о работе Место юриспруденции в системе общественных наук