Место Конституционного Суда России в системе органов государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 15:35, контрольная работа

Описание работы

Конституционный Суд РФ, как судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства, занимает прочное место в системе демократических институтов Российской государственности. В настоящее время Конституционный Суд представляет собой механизм защиты Конституции РФ, а так же является источником важнейшего смысла конституционного права - соблюдения баланса власти и свободы.

Содержание работы

1. ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2. Глава I. История возникновения и развития Конституционного Суда Российской Федерации, принципы его деятельности и полномочия . . . . 5
3. Глава II. Место Конституционного Суда России в системе органов государственной власти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30

Файлы: 1 файл

Конституционное право.docx

— 68.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. ВВЕДЕНИЕ .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  3

2. Глава I. История возникновения и развития Конституционного Суда Российской Федерации, принципы его деятельности и полномочия .  .  .  .  5

3. Глава II. Место Конституционного Суда России в системе органов государственной власти .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 16

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 28

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

       Конституционный  Суд РФ, как судебный орган  конституционного контроля, самостоятельно  и независимо осуществляющий  судебную власть посредством  конституционного судопроизводства, занимает прочное место в системе  демократических институтов Российской  государственности. В настоящее  время Конституционный Суд представляет  собой механизм защиты Конституции  РФ, а так же является источником  важнейшего смысла конституционного  права - соблюдения баланса власти  и свободы.

Поскольку Конституция представляет собой  юридическую основу политической системы  и правопорядка страны, то неукоснительное соблюдение конституционных положений абсолютно необходимо для функционирования всех общественных институтов, а, следовательно, для нормального существования всего общества. Конституционный Суд России, являясь судебным органом конституционного контроля, обладает государственно-властными полномочиями особого характера, позволяющими принимать решения, имеющие общеобязательный характер. Конституционный контроль относится к числу эффективных средств обеспечения верховенства конституционных предписаний, которое является главным атрибутом любого демократического государства. Основное назначение конституционного контроля состоит, прежде всего, в выявлении правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также в принятии мер по устранению выявленных отклонений. Вышеизложенное обусловило актуальность нашего курсового исследования.

Основной  целью данной работы является изучение теоретических положений о правовой природе Конституционного Суда и  его место в системе органов  государственной власти.

 

Цель  работы обусловила постановку и решение  следующих задач:

- изучить  историю становления Конституционного  Суда России;

- изучить  принципы деятельности Конституционного Суда России;

- рассмотреть  полномочия и порядок формирования  Конституционного Суда России;

- определить место Конституционного Суда России в системе органов государственной власти.

Курсовая  работа состоит из введения, двух глав - в каждой главе по два параграфа, заключения и списка используемой литературы. Введение содержит основные положения, которые были исследованы в ходе написания курсовой работы. В заключении излагаются выводы по теме исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. История возникновения и развития Конституционного Суда Российской Федерации, принципы его деятельности и полномочия.

§1 История возникновения и развития Конституционного Суда Российской Федерации.

   Конец XX в. ознаменовался крахом тоталитаризма в государствах Центральной и Восточной Европы. В бывших социалистических странах начался процесс формирования свободного гражданского общества, основанном на идеалистическом и политическом плюрализме. Началось строительство правового государства, утверждение принципов уважения прав и свобод человека и гражданина, господство права и закона, формирование конституционализма. Ориентация на общедемократические правовые ценности открыла перспективу появления конституционных судов в России. Россия переживала переходный период от тоталитарной к демократической общественно-политической системе, формировалось гражданское общество, основанное на свободе народа, и новая роль государства, признающего приоритеты прав человека. Едва ли не самым динамичным в этих процессах является развитие конституционного права, как важного условия для проведения реформ в экономике и политической системе, и в то же время одной из гарантий против возврата страны к прошлому. Конституционный Суд был создан в Российской Федерации в 1991 году. Его предшественником можно считать Комитет конституционного надзора РСФСР, который просуществовал с 1989 по 1991 годы. В доперестроечный период в Советском Союзе и в России подобного рода институтов не существовало, поскольку считалось, что Верховные Советы принимать неконституционные законы не могут, а для контроля за соблюдением Конституции вполне достаточно Президиума Верховного Совета СССР.

В истории конституционного судопроизводства (применительно к России) традиционно  выделяют два этапа. Первый — период с момента издания и начала действия Закона о Конституционном  Суде РСФСР 1991 г. и до октября 1993 г., когда  была приостановлена деятельность данного  Суда. Второй — с принятия в июле 1994 г. Федерального конституционного закона                          «О Конституционном Суде Российской Федерации» и по настоящее время.

В соответствии со ст.119 Конституции  РСФСР1 (в ред. Закона РСФСР от 27 октября 1989 года) Съезд народных депутатов РСФСР должен был избрать Комитет конституционного надзора РСФСР. Организацию и порядок деятельности последнего предусматривалось урегулировать специальным законом. В связи с этим, начиная с апреля 1990 года, сначала в подготовительной комиссии народных депутатов РСФСР, а затем на самом Съезде наряду с другими проблемами обсуждалось и предложение о включении вопроса о Комитете конституционного надзора в повестку дня.

 Хотя этот вопрос и не  являлся главным в ряду решения  ключевых задач Съезда об организации  государственной власти в обновленной  России, ее месте в союзном  государстве, он сопровождался  интенсивной дискуссией, характер  которой определялся предшествующими  ей политико-правовыми спорами  по этой проблеме в юридической  науке и на Съезде народных  депутатов СССР.

Необходимость принятия новой Конституции  была осознана всеми политическими  силами еще в ходе принятия Декларации о государственном суверенитете от 12 июня 1990 г. На I Съезде народных депутатов (22 июня 1990 г.) была образована Конституционная  комиссия, председателем которой  стал   Б. Н. Ельцин (тогда Председатель Верховного Совета РФ). В состав комиссии вошли представители всех республик, краев, областей, национальных автономий (102 человека)2.

Полагалось, что Комитет конституционного надзора станет средством защиты и избирателей, и депутатов от различных структур. Это главное орудие защиты России от диктатуры Союза. Ориентируясь на Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, было предложено расширить компетенцию Комитета в части представления заключения о соответствии Конституции не только законопроектов, но и принятых законов и других актов. В качестве новации была высказана идея отнести к полномочиям Комитета дачу заключений о соответствии Конституции и законов РСФСР международным, договорным и другим обязательствам. Дискуссия на данную тему продолжилась через несколько заседаний, но уже при рассмотрении проекта Регламента Верховного Совета РСФСР, подготовленного Комитетом по законодательству. Заместитель председателя Комитета Ю.Д. Рудкин заявил: "Принятие Регламента: обусловливает необходимость внесения ряда изменений и дополнений в ныне действующую Конституцию: Термин "Комитет конституционного надзора РСФСР" необходимо заменить на "Конституционный Суд РСФСР": (Это) продиктовано тем, что, исходя из федерального устройства России, только Конституционный Суд может стать действенным арбитром в решении конституционных споров между субъектами федерации".

Однако его позиция не нашла  полной поддержки, так как многие депутаты сомневались в том, можно ли в Регламент "вносить такие понятия, как Конституционный Суд: и т.д., которые пока еще не приняты ни Верховным Советом, ни в Конституцию не внесены.

Таким образом к середине октября 1990 в Конституционной комиссии РФСФР не было преобладающего мнения об организационно-правовой форме судебного контроля. 12 ноября 1990 года было принято решение опубликовать в качестве рабочей основы проект Конституции Российской Федерации, предусматривающий единственный вариант главы 5.7 «Судебная власть» с учреждением Конституционного Суда. 06.05.1991 был принят Закон "О Конституционном суде РСФСР". Первый период российского Конституционного Суда, который внес определенный вклад в становление нового конституционализма, закончился в октябре 1993 г. Конституционный Суд в этот период имел право проверять конституционность не только нормативных актов, но и действий должностных лиц, что постоянно втягивало его в политическую борьбу между законодательной и исполнительной властью. Деятельность Суда, ставшего в конце концов прямым участником бурных политических событий того времени, была приостановлена Указом Президента РФ. Вскоре после принятия новой Конституции Российской Федерации на ее основе был принят Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 г., в связи с чем утратил силу прежний Закон РСФСР "О Конституционном Суде РСФСР". Новый Закон о Конституционном Суде РФ внес значительные изменения в компетенцию и структуру Суда. По новому Закону устанавливалось число судей - 19, установлен срок пребывания в должности судьи - 12 лет и предельный возраст пребывания в этой должности - 70 лет, повышен минимальный возраст для кандидатов в судьи до 40 лет. В отличие от прежней однопалатной структуры Суда теперь в нем образованы две палаты (по 9 и 10 судей), которые равноправны и решения которых имеют такую же юридическую силу, как и решения Суда в целом3. В Конституции России нормы о Конституционном Суде включены в гл. 7 «Судебная власть», где говорится об осуществлении судебной власти посредством конституционного и иных видов судопроизводства (ч. 2 ст. 118) и имеется специальная статья о нем (ст. 125)4. Тем самым подчеркивается принадлежность Конституционного Суда к судебной ветви государственной власти. К федеральным судам относит Конституционный Суд и Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" (п. 3 ст. 4)5. Статьи Конституции об институтах власти обычно начинаются с определения, характеризующего в краткой форме юридическую природу, функциональную направленность и место в системе власти соответствующего органа. Однако ст. 125 Конституции о Конституционном Суде не содержит его определения. Этот пробел в Конституции восполнил Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 «О Конституционном Суде Российской Федерации». Статья 1 Закона от 21 июля 1994 г. дает более четкое определение Конституционного Суда - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства6. В этом определении отражены основные черты юридической природы Конституционного Суда: правовой статус - судебный орган, функциональное предназначение - осуществление конституционного контроля, основные принципы деятельности - самостоятельное и независимое осуществление судебной власти, процессуальная форма деятельности - конституционное судопроизводство.

 

§2 Принципы деятельности Конституционного суда и его полномочия.

   Конституционный суд существенно отличается от других судебных органов по своей компетенции, организации, процедуре деятельности, характеру рассматриваемых дел и принимаемых решений, механизму их исполнения. Он осуществляет особый вид правосудия - конституционное правосудие, применяя при этом особую правовую процедуру - конституционное судопроизводство. Конституционный Суд не рассматривает конкретные уголовные, гражданские, арбитражные, административные дела, не применяет правовые нормы к конкретным случаям как иные суды. Он наделен функцией конституционного контроля. Своеобразие конституционно-юрисдикционной деятельности привело некоторых авторов к выводу, что ее неправомерно определять как конституционное правосудие. Понятие правосудия они связывают только с деятельностью судов общей и арбитражной юрисдикции по разрешению в особом процессуальном порядке споров о праве и иных правовых конфликтов, в которых стороной являются граждане, предприятия и организации. Конституционный же контроль, осуществляемый судами, - особая функция судебной власти, отграниченная от правосудной деятельности.

Отлаживание механизма равновесия различных ветвей власти процесс, конечно, сложный и противоречивый особенно в переходный период становления новой государственности и правовой системы в изменяющихся социально-экономических, политических и идеологических условиях. На него влияют различные политические и иные факторы. Но в любом случае он должен функционировать на прочной конституционно-законодательной основе, устанавливающей посредством определения компетенции органов законодательной, исполнительной и судебной власти, юридической силы принимаемых ими актов, форм взаимодействия систему сдержек и противовесов в механизме власти. Существенное значение имеет также четкое разграничение полномочий органов конституционной, общей и арбитражной юрисдикции внутри самой судебной власти.

Таким образом, главная особенность  и важное отличие Конституционного Суда РФ от судов общей юрисдикции и арбитражных судов в том, что Конституционный Суд РФ - это  не только судебный орган, но и такой  конституционный орган, которому предоставлено  право в установленных Конституцией и законом форме и пределах осуществлять контроль над органами законодательной и исполнительной власти, а в опосредованном виде - и над иными судебными органами, и в данном смысле он сам представляет высшую государственную власть. Этим качеством обусловлена роль Конституционного Суда как гаранта политического мира в обществе и государстве и хранителя долгосрочных конституционных ценностей. Конституционный Суд является самостоятельным в организационном и финансовом отношении, а также в кадровых вопросах. Существенному изменению подверглась компетенция Конституционного Суда. Суд теперь не может действовать по собственной инициативе, что в прежнем законе допускалось в процедуре дачи заключений о конституционности действий и решений Президента и ряда других высших должностных лиц государства. Из полномочий Суда исключена оценка правоприменительной практики; она теперь может исследоваться только для того, чтобы уяснить, какой смысл придается тому или иному закону в процессе его применения. Наряду с этим Конституционный Суд приобрел некоторые новые полномочия. Он приобрел право давать официальное толкование Конституции РФ, разрешать споры о компетенции между органами государственной власти, а кроме того по жалобам на нарушение прав и свобод граждан и по запросам судов проверять конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Информация о работе Место Конституционного Суда России в системе органов государственной власти