Место Конституционного Суда России в системе органов государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 15:35, контрольная работа

Описание работы

Конституционный Суд РФ, как судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства, занимает прочное место в системе демократических институтов Российской государственности. В настоящее время Конституционный Суд представляет собой механизм защиты Конституции РФ, а так же является источником важнейшего смысла конституционного права - соблюдения баланса власти и свободы.

Содержание работы

1. ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2. Глава I. История возникновения и развития Конституционного Суда Российской Федерации, принципы его деятельности и полномочия . . . . 5
3. Глава II. Место Конституционного Суда России в системе органов государственной власти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30

Файлы: 1 файл

Конституционное право.docx

— 68.50 Кб (Скачать файл)

Судебная власть есть одна из ветвей государственной власти. Поэтому  конституционный суд как орган  судебной власти, входящий в механизм осуществления государственной  власти  в целом, одновременно имеет признаки органа государственной власти, однако есть все основания говорить об особой политико-правовой природе конституционного суда как органа государственной власти.

Исходным для характеристики природы  конституционного суда в качестве органа государственной власти является осуществление  им конституционного контроля как самостоятельного направления государственно-властной деятельности. Конституционно-контрольная  деятельность, как известно, осуществляется не только конституционным судом, но и иными государственными органами (главой государства, парламентом, правительством и др.).

Конституционный суд обеспечивает верховенство и прямое действие конституции  на всей территории государства и  применительно ко всем субъектам  права. Решение конституционного суда выносятся от имени государства, действуют на всей территории государства, имеет общеобязательную юридическую  силу и могут быть преодолены только путем принятия новой конституции или внесением изменений и дополнений в действующую.

Конституционный суд как орган  государственной власти стоит в  одном ряду с такими высшими органами государственной власти, как глава  государства, парламент и правительство. Через осуществление конституционного контроля он может оказывать значительное влияние на их деятельность, прежде всего в сфере нормотворчества (законодательства), отменяя, по существу, противоречащие конституции законы, другие нормативные акты, их отдельные положения, пользуясь правом законодательной инициативы, толкуя конституционные нормы при разрешении конкретных дел и давая официальное толкование конституции, обязательное для всех субъектов права.

 

§2 Особенности Конституционного судопроизводства, организация работы и аппарат суда.

   Конституционный суд в известном смысле и в известных пределах творит право, определяя направления развития законодательства, создавая прецеденты толкование конституции и законов, заполняя известные пробелы в конституции при ее официальном толковании. Как известно, в континентальной системе права, к которой относится и российская правовая система, решения судов в основном не рассматриваются в качестве источников права. Однако, как утверждают некоторые ученые и юристы, с учетом функций, которые возложены на Конституционный суд РФ, а также юридической силы, которая придана его решениям в отечественном законодательстве, на практике приходится сталкиваться с проблемой применения решений Конституционного суда РФ в качестве источников права18. Председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин, отвергая инициативную нормотворческую роль Конституционного суда, тем не менее признает, что решения суда в силу его положения фактически являются источниками права: «Любое толкование высшего закона страны, которое дается Конституционным судом в его правовых позициях, имеет конституционную силу. Его решения приобретают прецедентный характер и становятся источниками права. Решения Конституционного суда с содержащимися в них правовыми позициями занимают особое место в общей системе источников права России. Правовые позиции Конституционного суда, содержащиеся в решениях, фактически отражают его особого рода правотворчество»19. Тем самым конституционный суд идет дальше простой интерпретации конституционных норм. Он одновременно развивает и создает конституционно-правовую доктрину, мотивируя принятие своих решений. Конституционный суд играет особую роль в обеспечении принципа разделения властей, в системе сдержек и противовесов. Решая конфликты, споры между законодательной и исполнительной властью, он выступает как орган компромисса, примирения, как гарант политического мира и стабильности в обществе и государстве, как хранитель конституционных ценностей, стоящий на страже конституционного строя.

Говоря о Конституционном суде, хочется отметить, что  Конституционное судопроизводство имеет ряд особенностей.

Во-первых, Конституционный Суд  занимается установкой фактических  обстоятельств дела только в той  мере, в какой они могут повлиять на оценку конституционности оспариваемого  закона или отдельных его положений.  
 Во-вторых, конституционный процесс, в отличие от других видов процессов, достаточно скоротечен. Всего одна инстанция. Решения Конституционного Суда окончательны и не подлежат обжалованию и опротестованию.  
В-третьих, у Конституционного Суда нет прописанной процедуры исполнения его решений, т.е. отсутствует механизм принуждения государственных органов и их должностных лиц к выполнению данных решений, если они добровольно ему не подчиняются. Нередки случаи повторных обращений в Конституционный Суд по одному и тому же вопросу, так как первое решение никем не было выполнено. Зачастую положительное решение Конституционного Суда означает новое разбирательство, в основном судебное, того дела, по которому был применен нормативный акт, признанный неконституционным.

В-четвертых, защита конституционных  прав и свобод в конституционном  процессе реализуется не только через  отстаивания прав конкретного человека, а в форме защиты прав и свобод всех лиц, по отношению к которым  может быть применен оспариваемый правовой акт, т.е. всегда защищаются публичные интересы.

В-пятых, вступившее в силу решение Конституционного Суда считается истинным до тех пор, пока оно не отменено этим судом в порядке, установленном Федеральным конституционным законом.

Характеризуя особенности Конституционного судопроизводства, необходимо заострить  внимание на организацию работы и аппарат суда.

Конституционный Суд РФ рассматривает  и разрешает дела в пленарных  заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда. В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты20. Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. В состав одной и той же палаты не могут входить председатель и заместитель председателя Конституционного Суда. Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на заседании палаты.

Конституционный Суд вправе рассмотреть  в пленарном заседании любой  вопрос, входящий в его компетенцию. Исключительно в пленарных заседаниях Конституционный Суд: разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций республик уставов субъектов РФ; дает толкование Конституции РФ; дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; принимает послания Конституционного Суда; решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения. Конституционный Суд на пленарных заседаниях также принимает Регламент Конституционного Суда и вносит в него изменения и дополнения; устанавливает очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях, а также распределяет дела между палатами; принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда, а также о досрочном освобождении от должности председателя, заместителя Председателя и судьи-секретаря Конституционного Суда.

В заседаниях палат Конституционный  Суд разрешает дела, отнесенные к  ведению Конституционного Суда и не подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях. В их число входят дела о соответствии Конституции Российской Федерации: федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; не вступивших в силу международных договоров РФ. Конституционный Суд в заседаниях палат разрешает также споры о компетенции: между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; между высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный Суд в заседаниях палат по жалобам на нарушение  конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле21. Правила проведения заседаний суда (пленарных и в составе палат) в соответствии с Законом о Конституционном Суде в основном одинаковы. Как в пленарных заседаниях, так и в заседаниях в составе палат центральной фигурой является судья данного Суда. Он наравне с другими судьями активно участвует в разбирательстве дела: вправе предварительно знакомиться со всеми материалами, подлежащими обсуждению при рассмотрении конкретного дела, задавать во время заседания вопросы сторонам, свидетелям, экспертам, свободно излагать свою позицию при обсуждении всех вопросов, возникающих по ходу заседания, в том числе при вынесении итогового решения. Ему, как и другим судьям, предоставлено право решающего голоса по всем рассматриваемым вопросам. От участия в разбирательстве конкретного дела судья может быть отстранен только в случаях, четко указанных в законе. К примеру, это возможно, когда объективность судьи в разрешении дела может быть поставлена под сомнение ввиду его родственных или супружеских отношений с представителями сторон. Решение об отстранении должно быть мотивированным и поддержанным большинством участвующих в заседании судей. Перед принятием такого решения отстраняемый судья вправе изложить свои соображения. На заседаниях присутствуют лица, именуемые участниками процесса. К ним по закону относятся стороны, их представители, свидетели, эксперты и переводчики. Сторонами считаются заявители (органы, лица, направившие в Суд обращение, послужившее поводом для рассмотрения данного дела), органы и должностные лица, издавшие или подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке, а также государственные органы, компетенция которых оспаривается. Им предоставляются права, необходимые для активного отстаивания их позиций (например, право знакомиться с материалами, которые выносятся на обсуждение, излагать свое мнение по возникающим вопросам, заявлять ходатайства). При этом нужно подчеркнуть, что они наделяются равными процессуальными правами. Какие бы то ни было привилегии, в том числе зависящие от должностного положения сторон или их представителей, недопустимы. Этим обеспечивается состязательность производства в Конституционном Суде РФ. В судебных заседаниях независимо от содержания рассматриваемого дела могут участвовать Президент РФ, Председатель Совета Федерации, Председатель Государственной Думы, Председатель Правительства РФ, Председатель Верховного суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, Уполномоченный по правам человека, Генеральный прокурор РФ, министр юстиции РФ. Им предоставлено право излагать свою позицию по делу независимо от того, являются они или не являются сторонами.

Активная роль в судебных заседаниях отведена и лицам, выполняющим функции председателей (председательствующим). Как отмечалось, в этой роли на пленарных заседаниях должны выступать: Председатель Конституционного Суда РФ, а в случае его отсутствия - заместитель Председателя; на заседаниях в составе палат - один из судей данной палаты в порядке очередности. В соответствии со ст.58 Закона о Конституционном Суде22 председательствующий наделен рядом полномочий, которые необходимы для обеспечения нормального хода заседания. Он, в частности, во время заседания принимает меры к обеспечению установленного порядка разбирательства, его полноты и всесторонности, фиксации его хода и результатов; предоставляет слово судьям и участникам процесса, может прерывать их выступления, если они отходят от существа рассматриваемого дела, либо при определенных условиях лишить слова. Лица, нарушающие порядок в заседании и не подчиняющиеся распоряжениям председательствующего, могут быть решением Суда подвергнуты штрафу в размере до десяти минимальных месячных размеров оплаты труда.

При характеристике организации Конституционного Суда РФ необходимо особо подчеркнуть то ответственное положение, которое занимает Председатель этого Суда23. Председатель Конституционного Суда РФ руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного Суда, созывает их и председательствует на них; вносит на обсуждение Конституционного Суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат; представляет Конституционный Суд в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Суда выступает с заявлениями от его имени; осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда, представляет на утверждение Конституционного Суда кандидатуры руководителей Секретариата Конституционного Суда и других подразделений аппарата, иных служб Конституционного Суда, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда и штатное расписание аппарата; осуществляет другие полномочия в соответствии с действующим законодательством и Регламентом Конституционного Суда. Председатель Конституционного Суда издает приказы и распоряжения24.

Важную роль в организации деятельности Конституционного Суда РФ призван играть разрабатываемый и принимаемый  этим Судом Регламент, в котором  устанавливаются: порядок определения  персонального состава палат  Конституционного Суда РФ; порядок распределения дел между ними; порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседаниях палат; некоторые правила процедуры и этикета в заседаниях; требования к работникам аппарата суда; особенности делопроизводства в суде, иные вопросы внутренней деятельности25.

В аппарате Суда можно выделить две  составные части. Одна из них - это  так называемый аппарат судей. При  каждом судье состоят три работника, призванных помогать непосредственно ему и ему подчиненных (аппарат Председателя Суда, его заместителя и судьи-секретаря по численности несколько больше). Вторая часть - это секретариат, состоящий из ряда управлений (например, Управление Конституционного права, Управление конституционных проблем частного права, Управление конституционных основ федеративного устройства и самоуправления территории, Управление международного права и др.). В задачи этих управлений входят первичное ознакомление с поступившими обращениями, подготовка экспертных заключений по принятым к рассмотрению делам, подготовка аналитических материалов по соответствующей проблематике. В секретариате имеются также подразделения, занимающиеся организацией судебных заседаний, контролем за исполнением решений Конституционного Суда, обеспечением Суда необходимой правовой информацией. Секретариат, осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение Суда. Он проводит прием посетителей, рассматривает в предварительном порядке поступающие в Суд обращения, дает на них ответы, если они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями, содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению на заседаниях и совещаниях, изучает и обобщает практику исполнения решений Суда. В целом аппарат Конституционного Суда РФ укомплектован специалистами высокой квалификации.

Таким образом, мы считаем, что Конституционный Суд является важнейшим элементом политической системы. Он служит обеспечению политической стабильности, развитию политических процессов в установленных Конституцией рамках. При этом политическая функция Суда может и должна осуществляться только в форме судебного разбирательства. Именно в этом случае позиция Суда в качестве арбитра, посредника или миротворца имеет правовое значение и влечет юридические последствия, обязательные для сторон конституционного спора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проведенного курсового исследования нами были сделаны некоторые выводы.

Во-первых, институт конституционного судопроизводства как форма конституционного контроля прошел сложный и длительный путь развития.

Во-вторых, на современном этапе развития российского судопроизводства Конституционный суд обладает всеми необходимыми полномочиями и инструментами для выполнения своей первостепенной задачи - защиты конституционных основ общественного строя и конституционных прав граждан России. Конституционный Суд является важным органом конституционного контроля, созданным в целях обеспечения законности в стране. Конституционный Суд сумел утвердить свое положение в государстве и стал очень важным, эффективным фактором развития права, государства и всего российского общества. Несмотря на то, что многие вопросы, по которым обращаются в Конституционный суд, имеют политическую подоплеку, Конституционный суд решает исключительно вопросы права, т.е. он стоит вне политики, не является и не может быть ни участником политических процессов, ни арбитром в политических спорах. 

Информация о работе Место Конституционного Суда России в системе органов государственной власти