Место Конституционного Суда России в системе органов государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 15:35, контрольная работа

Описание работы

Конституционный Суд РФ, как судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства, занимает прочное место в системе демократических институтов Российской государственности. В настоящее время Конституционный Суд представляет собой механизм защиты Конституции РФ, а так же является источником важнейшего смысла конституционного права - соблюдения баланса власти и свободы.

Содержание работы

1. ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2. Глава I. История возникновения и развития Конституционного Суда Российской Федерации, принципы его деятельности и полномочия . . . . 5
3. Глава II. Место Конституционного Суда России в системе органов государственной власти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30

Файлы: 1 файл

Конституционное право.docx

— 68.50 Кб (Скачать файл)

Полномочия, порядок образования  и деятельность Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционном законом о КС РФ. Конституционный Суд Российской Федерации в своей деятельности руководствуется исключительно Конституцией; подчиняться только ей клянутся судьи Конституционного Суда, принося присягу при вступлении в должность. Именно Конституция, в соответствии с ч. 1 ее ст. 15, имеет высшую юридическую силу, ей не могут противоречить законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации7. В соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции РФ8, конституционное судопроизводство является самостоятельным способом осуществления судебной власти. Закон о Конституционном Суде РФ не предусматривает возможности применения в конституционном судопроизводстве норм гражданско-процессуального, уголовно-процессуального либо административного (процессуального) законодательства. Конституционное судопроизводство - процессуальная форма деятельности конституционных судов. Суды общей юрисдикции, арбитражные суды также могут решать вопросы конституционности актов, однако только Конституционный Суд РФ может признать закон неконституционным.

Конституционное судопроизводство является процессуальной формой деятельности конституционных  судов, применяющих и интерпретирующих конституционные нормы и решающих юридические дела, им подведомственные. Результатом конституционного судопроизводства является устранение неопределенности в вопросе о соответствии нормативного акта или договора Конституции РФ, подтверждение или отрицание полномочий соответствующего органа государственной власти издать акт или совершить действие правового характера, либо дать официальное истолкование Конституции РФ.

Конституционный Суд не может принимать  нормативных актов, хотя его постановления  окончательны, не подлежат обжалованию, вступают в силу немедленно после  его провозглашения. Они действуют непосредственно, не требуют подтверждения другими органами или должностными лицами9.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда РФ являются следующие.

- Независимость. Судьи Конституционного Суда РФ независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией и Законом о Конституционном Суде РФ. В своей деятельности судьи Конституционного Суда РФ не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп. Решения и другие акты Конституционного Суда РФ выражают соответствующую Конституции правовую позицию судей, свободную от политических предпочтений. Судьи Конституционного Суда РФ принимают решения в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению, либо рассматриваемым Конституционным Судом РФ. Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Конституционного Суда РФ не допускается и влечет за собой предусмотренную законом ответственность.

- Коллегиальность. Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся Конституционным Судом РФ коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании. Конституционный Суд РФ правомочен принимать решения в пленарных заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей, а в заседании палаты – при наличии не менее трех четвертей ее состава. При определении не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых приостановлены.

- Гласность. Рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда РФ проводится открыто. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных законом. Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.

- Устность разбирательства. Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда РФ ведется устно. В ходе рассмотрения дел Конституционный Суд РФ заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы. В заседании Конституционного Суда РФ могут оглашаться документы, которые были представлены для ознакомления судьям и сторонам либо содержание которых излагалось в заседании по данному делу.

- Язык конституционного судопроизводства. Производство в Конституционном Суде РФ ведется на русском языке. Участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика.

- Непрерывность судебного заседания. Заседание Конституционного Суда РФ по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих ходу заседания. Конституционный Суд РФ до принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании, или до отложения его слушания, не может рассматривать в пленарном заседании другие дела.

- Состязательность и равноправие сторон. Стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседании Конституционного Суда РФ10.

    В соответствии со ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный суд наделен полномочиями, обеспечивающими защиту основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории страны. Согласно ст. 125 Конституции РФ Конституционный суд полномочен осуществлять конституционное правосудие по проверке на соответствие Конституции РФ нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними, а также не вступивших в силу международных договоров России. Право на обращение в Конституционный суд по упомянутым вопросам имеют: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

Конституционный суд полномочен решать споры о компетенции между федеральными органами исполнительной власти, между органами государственной власти России и органами государственной власти ее субъектов, между высшими государственными органами власти субъектов РФ. Правом на обращение в суд с ходатайством о разрешении спора о компетенции обладает любой из участвующих в споре, а также Президент РФ – в случае использования согласительных процедур для разрешения возникших разногла-

сий и передачи дела на рассмотрение суда при недостижении согласованных  решений (ч. 1 ст. 85 Конституции РФ).

Конституционный суд рассматривает  дела о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан. Правом на обращение в Конституционный суд с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод имеют граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, а также объединения граждан и иные органы и лица, указанные в федеральном законе.

Толкование Конституции дается Конституционным судом по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ. Толкование Конституции РФ, данное Конституционным судом, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Конституционный суд дает заключения по соблюдению установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Обращение с запросом о даче заключения направляется в Конституционный суд Советом Федерации, если обвинение выдвигается Государственной Думой и имеется заключение Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков соответствующего преступления.

Полномочия КС реализуются путем  принятия правовых актов – постановления, заключения, определения и решения по организационным вопросам. Особенность юридической природы данных актов состоит в том, что Конституционный суд решает исключительно вопросы права и воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов11.

 

 

 

 

 

 

Глава II. Место Конституционного Суда России в системе органов государственной власти.

§1 Конституционный Суд в системе органов государственной власти.

   Исходя из установленного Конституцией РФ принципа разделения властей, система органов государственной власти по функциональному принципу делится на органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Органы законодательной власти - Федеральное Собрание РФ в составе двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации, парламенты - законодательные и представительные органы республик в составе Российской Федерации. Основная их функция - осуществление федерального или регионального законодательства, принятие нормативных правовых актов, законов. Все органы законодательной власти являются выборными, т.е. формируются на самой демократической основе путем всеобщего, равного и прямого избирательного. На федеральном уровне орган законодательной власти представляет население всей страны, а законодательные органы субъектов Федерации представляют население только этих субъектов.

Органы исполнительной власти - это  Правительство РФ, Правительства  республик в ее составе, Правительства  в ряде субъектов (Москва, Санкт-Петербург  и другие), администрации краев, областей, автономных округов. Кроме того, к  ним относятся министерства, государственные  комитеты и иные органы исполнительной власти, включая их подразделения  в субъектах Федерации, а также  комитеты, отделы, управления и другие подразделения исполнительной власти в субъектах Федерации12. Основное назначение органов исполнительной власти - деятельность по организации исполнения Конституции, других законов и иных правовых нормативных актов, исполнение государственного бюджета, программ экономического и социального развития, а также решение различных оперативных вопросов, входящих в компетенцию органов исполнительной власти. Эти органы обладают также полномочиями распорядительного характера, т.е. могут распоряжаться материальными, финансовыми и иными ресурсами, управлять государственным имуществом и т.д. К числу федеральных органов исполнительной власти относятся федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры России и иные федеральные органы исполнительной власти. Структура федеральных органов исполнительной власти устанавливается указом Президента РФ, и указом же Президента в эту структуру могут вноситься необходимые изменения по предложению председателя Правительства.

По Конституции РФ третьей отраслью власти является судебная, которая  осуществляется только судами на основе закона. Создание чрезвычайных судов  не допускается13. Судебная власть независима от законодательной и исполнительной отраслей власти и осуществляется несколькими видами судопроизводства - конституционным, гражданским, административным, уголовным. Сама судебная система устанавливается Конституцией РФ (гл. 7 "Судебная власть")14, федеральным конституционным законом "О судебной системе в Российской Федерации"15 1996 г. и другими федеральными законами.

В соответствии с законом судебная система РФ включает в себя Конституционный  Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, одноименные  суды республик в составе РФ, краевые, областные суды и арбитражные  суды края, области, суды и арбитражные  суды городов федерального значения, автономной области и автономных округов, а также районные суды, мировые  суды и военные суды.

Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются  на должность Советом Федерации  по представлению Президента РФ, а  судьи других федеральных судов  назначаются Президентом РФ. Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Но в соответствии с нормами закона никакой суд не может быть упразднен, если вопросы, которые входят в его ведение при осуществлении правосудия, не были переданы в юрисдикцию другого суда.

Конституционный Суд является стержневой, главной и самостоятельной частью механизма конституционного контроля в государстве, не поднадзорен никаким  инстанциям, его решения обязательны  для всех субъектов права, в том  числе других высших институтов законодательной, исполнительной и судебной власти, он связан при осуществлении судопроизводства только федеральной Конституцией и  Федеральным конституционным законом  о Конституционном Суде. В силу такого особого статуса в механизме государственной власти из всех высших судебных органов только его компетенция, наряду с компетенцией Президента, палат Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации, определяется непосредственно, конкретно и развернуто в самой Конституции (ст. 125, 100, 104)16. Предназначение Конституционного Суда в правовой защите федеральной Конституции, его конституционная компетенция, юридическая сила принимаемых им решений, роль в обеспечении баланса (равновесия) и ограничения властей объективно предопределяют статус Конституционного Суда как не только особого органа судебной власти, но одновременно и как высшего конституционного органа одного уровня с федеральными звеньями президентской, законодательной и исполнительной власти. Самостоятельность и правовая независимость Конституционного Суда в механизме государственной власти, его неподотчетность каким-либо другим органам, включая Парламент, не означает, что иные ветви власти вообще лишены возможности влияния на Конституционный Суд. Правда возможности эти в определенной мере ограничены, что не снижает их значения. Законодатель может влиять на Конституционный Суд посредством определения (изменения) его компетенции, порядка выбора конституционных судей и срока их полномочий, формирования его персонального состава. В формировании состава существенную роль играет и Президент, так как именно по его представлению Совет Федерации назначает конституционных судей (ст. 83, п. «е», Конституции РФ)17.

Информация о работе Место Конституционного Суда России в системе органов государственной власти