Место судебных органов в механизме современного государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Проблему рационального устройства государственной власти и ее органов пытаются разрешать, пожалуй, столько времени, сколько существует государство как форма организации общества. Люди, размышлявшие над этой проблемой, уже давно, многие столетия тому назад, заметили, что если власть сосредотачивается в руках одного правителя, то это неизбежно ведет к нежелательным и отрицательным последствиям. Чем больше власть концентрируется в руках одного человека, тем больше появляется желания руководить так, как это угодно ему одному. Об этом свидетельствуют многовековой опыт человечества. Когда в руках одного человека (правителя, монарха и т. п.) концентрируется вся власть во всех ее проявлениях, то он рано или поздно становится тираном.

Содержание работы

Введение
1. Роль судебных органов в современном государстве
2. Признаки и принципы правосудия
2.1. Признаки правосудия
2.2. Принципы правосудия, их краткая характеристика
3. Судебная система Российской Федерации
3.1. Конституционный суд Российской Федерации
3.2. Верховный суд Российской Федерации
3.3. Высший Арбитражный суд Российской Федерации
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Список сокращений
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая Дудник ТГП готовая.doc

— 314.50 Кб (Скачать файл)

Конституционный Суд  устанавливает соответствие Конституции  нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними в определенных пределах:

- по содержанию норм;

- по форме нормативного  акта или договора;

- по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования  или введения в действие;

- с точки зрения установленного Конституцией разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

- с точки зрения  установленного Конституцией разграничения  компетенции между федеральными  органами государственной власти;

- с точки зрения  разграничения предметов ведения  и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, установленного Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Правом на обращение  в Конституционный Суд с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают также граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе. Жалоба допустима в случаях, если: закон затрагивает конституционные права и свободы граждан; закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.

Конституционный Суд  по запросам Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ дает толкование Конституции. Толкование, данное Конституционным Судом, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Акты или их отдельные  положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, такие же положения других актов не могут применяться и подлежат отмене, не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ.

Конституционный Суд по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

 

3.2. Верховный суд Российской Федерации.

В систему судов общей  юрисдикции входят: Верховный Суд, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные (городские) суды (основное звено); военные суды округов и военные суды гарнизонов, подчиненные Военной коллегии Верховного Суда; мировые судьи.

В соответствии со ст. 126 Конституции, ст. 19 Закона «О судебной системе» Верховный Суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а также и в качестве суда первой инстанции. Является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к судам общей юрисдикции среднего звена, дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Судебный надзор осуществляется Верховным Судом, прежде всего, путем проверки законности и обоснованности разрешения нижестоящими судами конкретных дел и исправления допущенных ими ошибок, но не исчерпывается этим. Важное значение имеют проводимые Верховным Судом изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики, дача на этой основе разъяснений по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел.

Верховный Суд действует  в составе: Президиума; Пленума Верховного Суда; Судебной коллегии по гражданским делам; Судебной коллегии по уголовным делам; Кассационной палаты; Военной коллегии. Основное полномочие Пленума Верховного Суда — давать судам разъяснения по вопросам применения законодательства при рассмотрении ими гражданских, уголовных, административных и иных подсудных этим судам дел. Разъяснения даются в виде постановлений Пленума Верховного Суда и основываются на обобщении судебной практики, анализе судебной статистики и решений, принятых по рассмотренным Верховным Судом делам.

В пределах своих полномочий Президиум Верховного Суда рассматривает  дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики. Президиум также рассматривает дела по протестам на решения, приговоры и определения судебных коллегий Верховного Суда, тем самым, осуществляя судебный надзор за деятельностью Верховного Суда при осуществлении им правосудия.

В качестве суда первой инстанции  действуют исключительно коллегии Верховного Суда. Судебная коллегия по гражданским делам и Судебная коллегия по уголовным делам, а также Военная коллегия Верховного Суда утверждаются Пленумом Верховного Суда из числа судей Верховного Суда. Дела по первой инстанции рассматриваются в составе судьи - председательствующего и двух народных заседателей. Подсудность дел, рассматриваемых Верховным Судом по первой инстанции, определяется Гражданским процессуальным кодексом (ГПК) и Уголовно-процессуальным кодексом (УПК). Верховный Суд вправе изъять любое дело из нижестоящего суда и принять его к своему производству.

Кроме того, судебные коллегии рассматривают дела в кассационном порядке, в порядке надзора и  по вновь открывшимся обстоятельствам.

Судебные коллегии по гражданским, уголовным делам, а  также Военная коллегия рассматривают:

а) в качестве суда первой инстанции гражданские и уголовные  дела, отнесенные законом к их ведению; Верховному Суду подсудны любые дела особой сложности и особого общественного значения, принятые им к своему производству по собственной инициативе или по инициативе прокуратуры;

б) в качестве суда кассационной (второй) инстанции — дела по жалобам  и протестам на решения, приговоры  и определения, вынесенные нижестоящими судами и не вступившие в законную силу;

в) в порядке надзора — дела по протестам на вступившие в законную силу решения, приговоры и определения, вынесенные всеми судами.

Кассационная палата Верховного Суда обеспечивает осуществление судебного надзора за деятельностью судов по рассмотрению дел с участием коллегии присяжных заседателей. В Кассационную палату обжалуются и опротестовываются приговоры и постановления, вынесенные судом присяжных в краевом, областном, городском суде. Постановление Пленума Верховного Суда «О некоторых вопросах применения судами уголовно-процессуальных норм, регламентирующих производство в суде присяжных» от 20 декабря 1994г. обязывает председателя и судей Кассационной палаты систематически изучать причины отмены и изменения судебных решений, оказывать судьям помощь в правильном применении законодательства, регламентирующего производство в суде присяжных, и с учетом вопросов, возникающих в практике применения этого законодательства, вносить предложения о даче Пленумом Верховного Суда соответствующих разъяснений.

Судебные коллегии Верховного Суда в установленном законом порядке рассматривают вопросы о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам определений по гражданским делам и о возобновлении уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

Акты Верховного Суда, являющегося высшим судебным органом, окончательны и дальнейшему обжалованию (опротестованию) не подлежат.

 

3.3. Высший Арбитражный суд Российской  Федерации.

Высший Арбитражный  Суд является высшим судебным органом  по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Высший Арбитражный Суд является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов РФ (ст. 127 Конституции РФ).

Система и состав арбитражных  судов, порядок их образования, основные принципы деятельности и функции отдельных звеньев системы арбитражных судов определены Законом «Об арбитражных судах». Статус судей арбитражных судов, порядок их назначения установлены также Законом «О статусе судей». Закон «Об арбитражных судах» закрепил трехзвенную систему, состоящую из Высшего Арбитражного Суда; 10 федеральных арбитражных судов округов; арбитражных судов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (арбитражных судов субъектов РФ). Последние — это суды первой инстанции, т.е. принимают по существу первое решение по делу. В то же время судом первой инстанции является и Высший Арбитражный Суд, рассматривающий по существу дела, отнесенные к его компетенции. Арбитражные суды субъектов РФ одновременно являются и апелляционной инстанцией. Федеральные арбитражные суды округов — это суды кассационной инстанции. Надзорной же инстанцией является Высший Арбитражный Суд.

В его структуру входят Пленум, Президиум, Судебные коллегии. Судьи этого суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента. При Высшем Арбитражном Суде действует Совет председателей арбитражных судов – совещательный орган, который решает вопросы организационного характера, кадровые вопросы.

Арбитражные суды осуществляют свою деятельность на основе тех же принципов, что и суды общей юрисдикции, руководствуются федеральным законодательством, законодательством субъектов Федерации, иными нормативными актами и международными договорами РФ. Подведомственность и подсудность дел, процедура судебного разбирательства и принятия решений, порядок и основания их обжалования определены Арбитражным процессуальным кодексом (АПК).

Право на обращение в  арбитражный суд имеют: юридические  лица любой формы, граждане, самостоятельно осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или объединения этих лиц; прокурор при защите государственных или общественных интересов; органы государственной власти и местного самоуправления и образования, не имеющие статуса юридического лица. Арбитражные суды не рассматривают споры, если одной из сторон является гражданин, не зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

К компетенции арбитражных  судов относятся: разрешение споров о разногласиях по договору, если об этом есть соглашение сторон; разрешение споров о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств; разрешение споров о признании права собственности; разрешение исков о защите чести, достоинства и деловой репутации; разрешение дел о взыскании из бюджета денежных средств, списанных с нарушением требований закона; разрешение дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение; разрешение дел о банкротстве и др.

Высший Арбитражный  Суд является высшим судебным органом. Одним из его важнейших правомочий является дача разъяснений по вопросам судебной практики. Разъяснения Высшего Арбитражного Суда, даваемые в порядке судебного толкования по вопросам применения законодательства, закрепляют условия применения законодательных и иных правовых актов и способствуют уяснению их смысла. Такие разъяснения принимаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда и обязательны для всей системы арбитражных судов в РФ. Обязательность разъяснений в виде постановлений Пленума призвана обеспечить единство правоприменительной судебно-арбитражной практики всех арбитражных судов Российской Федерации.

Другим средством обеспечения  единства судебно-арбитражной практики является судебный надзор за деятельностью арбитражных судов, осуществляемый Высшим Арбитражным Судом как надзорной инстанцией. Дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты всех арбитражных судов в РФ рассматривает Президиум Высшего Арбитражного Суда. Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда по отдельным делам также оказывают влияние на судебно-арбитражную практику в силу авторитета судебных актов высшего арбитражного органа, принимающего постановления в порядке надзора.

Закрепленное в ст.127 Конституции требование осуществлять судебный надзор в процессуальных формах исключает возможность вмешательства Высшего Арбитражного Суда в деятельность арбитражных судов в иных формах.

Заключение

В настоящее время  развивается тенденция на построение государства демократического и правового. Одним из важнейших принципов его построения является разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, т.е. создание справедливого механизма государства.

Статус носителя одной  из трех - судебной - властей обеспечивает органам правосудия весьма важное место в государственном механизме наряду с другими органами. Судебная власть - такая же опора государства, как законодательная и исполнительная власть.

Роль судебной власти в механизме современного государства  состоит в сдерживании двух других ветвей власти в рамках конституционной законности и права путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за ветвями власти. Судебная власть, так же как и законодательная, является относительно самостоятельной ветвью власти по отношению к исполнительной власти, и по отношению друг к другу они оказывают сдерживающее влияние и уравновешивают друг друга.

Информация о работе Место судебных органов в механизме современного государства