Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 17:13, курсовая работа
Проблему рационального устройства государственной власти и ее органов пытаются разрешать, пожалуй, столько времени, сколько существует государство как форма организации общества. Люди, размышлявшие над этой проблемой, уже давно, многие столетия тому назад, заметили, что если власть сосредотачивается в руках одного правителя, то это неизбежно ведет к нежелательным и отрицательным последствиям. Чем больше власть концентрируется в руках одного человека, тем больше появляется желания руководить так, как это угодно ему одному. Об этом свидетельствуют многовековой опыт человечества. Когда в руках одного человека (правителя, монарха и т. п.) концентрируется вся власть во всех ее проявлениях, то он рано или поздно становится тираном.
Введение
1. Роль судебных органов в современном государстве
2. Признаки и принципы правосудия
2.1. Признаки правосудия
2.2. Принципы правосудия, их краткая характеристика
3. Судебная система Российской Федерации
3.1. Конституционный суд Российской Федерации
3.2. Верховный суд Российской Федерации
3.3. Высший Арбитражный суд Российской Федерации
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Список сокращений
Приложения
Однако государственные власти далеко не всегда уравновешивают друг друга. В особенности это касается законодательной и исполнительно-распорядительной властей. В отношениях между ними, равно как и в отношениях с другими ветвями и разновидностями властей, неизменно доминирует президентская, а, точнее, исполнительная власть.
Во взаимоотношениях с судебной властью это предопределяется прежде всего тем, что Президент обладает огромными конституционными возможностями оказывать влияние на кадровый состав судебных органов. Так, в соответствии со ст. 83 и 128 Конституции Президент представляет кандидатуры Совету Федерации для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда. Кроме того, он назначает судей других федеральных судов.
Возможности судебной власти можно рассматривать двояким образом. С одной стороны, судебная власть обладает достаточной силой, так как только она может осуществлять некоторые меры, которые не вправе предпринимать ни законодательная, ни исполнительная власть. С другой же стороны, судебная власть достаточно слаба, потому что она не опирается на прямую поддержку избирателей, как власть законодательная. Судебная власть не имеет силовых механизмов, как исполнительная. Сила этой власти коренится в неуклонном исполнении закона, в уважении судебного решения, его непререкаемости.
В данной работе раскрыты такие вопросы, как: понятие судебной власти, как одной из ветвей государственной власти, содержание ее основных признаков, так же раскрыта система органов, осуществляющих данную власть в России. Помимо этого даны понятия «звено судебной системы» и «судебная инстанция».
Исходя из выше изложенного, в заключении можно сделать следующие выводы:
- судебная власть — это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства;
- судебная власть осуществляется только судом. Суд — это орган государства, осуществляющий судебную власть путем отправления правосудия при рассмотрении гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях, экономических споров и некоторых других категорий дел в порядке, установленном процессуальным законом. Основными, наиболее важными функциями судебной власти являются: функция осуществления правосудия, судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения, толкование правовых норм, официальное удостоверение фактов, имеющих юридическое значение. Принцип осуществления правосудия только судом — главная гарантия законности, охраны прав и законных интересов граждан и организаций;
- судебная система – это совокупность судов, построенных в соответствии с их компетенцией, поставленными перед ними задачами и стоящими перед ними целями. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «О судебной системе» в настоящее время существует три системы судов: Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд;
- судебная власть –
это реализуемая судами
- исключительность судебной власти состоит в том, что никакой иной орган государственной власти или управления, никакое должностное лицо не вправе принимать на себя функции и полномочия, составляющие компетенцию судов. Именно суду государство доверяет право использовать принудительные полномочия государственной власти. Суд является единственным органом власти, уполномоченным в установленном законом порядке признать лицо виновным в совершении преступления, а в некоторых случаях и административного правонарушения, применить к нему меру уголовного наказания или административного воздействия либо разрешить правовой спор между гражданами и юридическими лицами.
Необходимо приложить серьезные и немалые усилия к повышению авторитета судебной власти при восприятии ее населением на всех уровнях ее функционирования. А также провести большую работу в целях повышения «качества» работы органов судебной власти. Помимо всего прочего острой проблемой на сегодняшний день для правосудия стала коррумпированность судей. Но время не стоит на месте для решения поставленных задач делается все возможное. И надеемся, что наше государство все-таки будет демократическим правовым согласно Конституции.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1. |
Верховный Суд |
высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. |
2. |
Высший Арбитражный Суд |
является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. |
3. |
Государственный орган |
структурный элемент механизма государства, обладающий властными полномочиями в определенных областях и сферах государственной деятельности. |
4. |
Конституционный контроль |
это деятельность по обеспечению верховенства конституционных предписаний. |
5. |
Конституционный Суд |
судебный орган |
6. |
Конституция |
основной закон любого государства. Это закон законов. |
7. |
Независимость судебной власти |
невмешательство кого-либо
в принятии решений по любым делам,
которые рассматриваются в суда |
8. |
Правосудие |
основная функция судебной власти, осуществляемая ее органами - судами, судьями, наделяемыми соответствующими полномочиями в порядке, установленном Конституцией РФ и ФКЗ РФ от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе РФ ". |
9. |
Суд |
это орган государства, осуществляющий правосудие в форме разрешения уголовных, гражданских и административных дел в установленном законами данного государства процессуальном порядке. |
10. |
Судебная власть |
вид государственной власти. Одна из трех самостоятельных ветвей государственной власти. |
11. |
Судебная власть |
в соответствии с теорией разделения властей самостоятельная и независимая сфера публичной власти (наряду с законодательной и исполнительной). |
12. |
Судебная инстанция |
суд (или его структурное |
13. |
Судебные органы |
осуществляют правосудия по гражданским, уголовным делам, делам об административных правонарушениях, рассматривают жалобы и заявления граждан на неправомерные действия органов государственной власти и их должностных лиц; рассматривают дела об экономических спорах юридических лиц и т.п. |
14. |
Судебная система |
совокупность действующих в
РФ, в соответствии с Конституцией, судебных
органов, осуществляющих функции судебной
власти, объединенных едиными задачами,
принципами построения и организации
деятельности судов с учетом федеративного
и административно- |
Нормативные правовые акты:
Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации"./РГ от 29 июля 1992 г. | |
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. | |
О судебной системе Российской Федерации: ФКЗ от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ // СЗРФ. - 1997. - № 1. - Ст. 1. | |
О Конституционном Суде Российской Федерации: ФКЗ от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ // СЗРФ от 25 июля 1994 г. N 13 ст. 1447. | |
Об арбитражных судах в Российской Федерации: ФКЗ от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ // СЗРФ. - 1995. - № 18. - Ст. 1589. | |
О военных судах Российской Федерации: ФКЗ от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ // СЗРФ. - 1999. - № 26. - Ст. 3170. |
Научная литература:
Абросимова Е.Б. Судебная власть в Российской Федерации: система и принципы. – М.: Институт права и публичной политики, 2002. – 160 с. | |
Баглай М. В. Конституционное право
Российской Федерации. Учебник для
юридических вузов и | |
Венгеров А.Б. теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. – 528 с. | |
Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. 7-е, перераб. и доп. / Под ред. К. Ф. Гуценко. - М.: Издательство ЗЕРЦАЛО-М, 2002. с. 68. | |
Козлов А.С. Место и роль судов
общей юрисдикции в механизме
правового регулирования /Козлов А.С.//
Сибирский Юридический вест | |
Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. 7 – е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 512 с. | |
Курас Т.Л. Российская судебная система: История и современность. /Курас Т.Л.// Сибирский Юридический Вестник. – 2000. - № 3. | |
Лебедев В. М. Судебная власть в современной России: проблемы становления и развития. СПб., 2006. | |
Масюкевич О.П. Теория государства и права: Учебное пособие. – 2 – е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2005. – 320 с. | |
Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник с учебно-методическими материалами (второе дополненное и переработанное издание). – М.: 2009. | |
Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. Изд. 2 – е, перераб., доп. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 448 с. – (Российское юридическое образование). | |
Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006. – 768 с. | |
Теория государства и права: Учебник для ВУЗов. А.Ю. Ларин. - М.: Книжный мир. 2005. – 355 с. | |
Теория государства и права: Учебник под общ. ред. А.С. Пиголкина. – М.: Юристъ, 2008. – 544 с. | |
Теория государства и права: Учебник под ред. М.Н. Марченко. – М.: Издательство «Зерцало», 2004. (Классический университетский учебник) | |
Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Хрестоматия. Учебное пособие. – М.; 1998. – 944 с. |
ФКЗ – федеральный конституционный закон
РФ – Российская Федерация
АПК – Арбитражный процессуальный кодекс
ГПК – Гражданский процессуальный кодекс
УПК – Уголовно-процессуальный кодекс
УК – Уголовный кодекс
КоАП – Кодекс об административных правонарушениях
СЗРФ – собрание законодательства Российской Федерации
др. – другие
т.п. – тому подобное
т.д. – так далее
ст. – статья
ч. – часть
А |
1 Курас Т.Л. Российская судебная система: История и современность. / Курас Т.Л. // Сибирский Юридический Вестник. – 2000. - № 3.
2 Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"/СЗРФ от 6 января 1997 г. N 1 ст. 1
3 Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"/СЗРФ от 25 июля 1994 г. N 13 ст. 1447
4 Федеральный конституционный закон N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации"/РГ от 16 мая 1995 г. N 93
5 Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации"/СЗРФ от 28 июня 1999 г. N 26 ст. 3170
6 Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации"./РГ от 29 июля 1992 г.
7 Лебедев В. М. Судебная власть в современной России: проблемы становления и развития. СПб., 2006.
8 Козлов А.С. Место и роль судов общей юрисдикции в механизме правового регулирования / Козлов А.С. // Сибирский Юридический вестник. – 1999. - № 2.
9 Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. 7-е, перераб. и доп. / Под ред. К. Ф. Гуценко. М.: Издательство ЗЕРЦАЛО-М, 2002. с. 68.
10 Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. 3-е изд., изм. и доп. – М.: Издательская группа Норма – Инфра М, 2002. – с 658.
Информация о работе Место судебных органов в механизме современного государства