Место судебных органов в механизме современного государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Проблему рационального устройства государственной власти и ее органов пытаются разрешать, пожалуй, столько времени, сколько существует государство как форма организации общества. Люди, размышлявшие над этой проблемой, уже давно, многие столетия тому назад, заметили, что если власть сосредотачивается в руках одного правителя, то это неизбежно ведет к нежелательным и отрицательным последствиям. Чем больше власть концентрируется в руках одного человека, тем больше появляется желания руководить так, как это угодно ему одному. Об этом свидетельствуют многовековой опыт человечества. Когда в руках одного человека (правителя, монарха и т. п.) концентрируется вся власть во всех ее проявлениях, то он рано или поздно становится тираном.

Содержание работы

Введение
1. Роль судебных органов в современном государстве
2. Признаки и принципы правосудия
2.1. Признаки правосудия
2.2. Принципы правосудия, их краткая характеристика
3. Судебная система Российской Федерации
3.1. Конституционный суд Российской Федерации
3.2. Верховный суд Российской Федерации
3.3. Высший Арбитражный суд Российской Федерации
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Список сокращений
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая Дудник ТГП готовая.doc

— 314.50 Кб (Скачать файл)

Независимость судей обеспечивается их неприкосновенностью. В соответствии со ст. 122 Конституции РФ судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом. Гарантия независимости судей предполагает финансирование судов только из федерального бюджета.

Одной из важнейших конституционных гарантий независимости судей является их несменяемость. В соответствии со ст. 121 Конституции РФ полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

6. Равенство всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ). Правосудие осуществляется на началах равенства перед законом и судом независимо от социального и имущественного положения, национальности, пола, образования, места жительства и т.д.

7. Состязательность и  равноправие сторон. В ч. 3 ст. 123 Конституции установлено, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Все равны перед законом и судом независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Кроме этого данная статья Конституции устанавливает, что заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, за исключением случаев, не препятствующих установлению истины по делу (например, когда подсудимый находится вне пределов РФ и уклоняется от явки в суд).

Реализация этого принципа обеспечивает преодоление еще недавно  присущего судам обвинительного уклона, когда суд рассматривался только как орган борьбы с преступностью, а не демократический механизм справедливого разрешения уголовных дел.

Состязательность судопроизводства означает, что стороны в ходе судебного  разбирательства ведут спор о фактах и их правовой оценке, приводят и исследуют доказательства, обосновывая свою позицию. Суд как орган разрешения спора должен быть отделен и от функции обвинения (ее выполняет прокурор), и от функции защиты (ее осуществляет адвокат). Однако состязательность не означает, что суд освобождается от функции анализа и оценки доказательств, в противном случае установить истину будет очень сложно.

Состязательность невозможно обеспечить без равноправия сторон, их равных процессуальных прав, касающихся представления, анализа, оценки доказательств. Обеспечение принципа равноправия сторон связано с презумпцией невиновности.

8. Презумпция невиновности  – основополагающее начало уголовного  судопроизводства, принцип, гарантирующий права и свободы человека и гражданина. В соответствии со ст. 49 Конституции каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. При этом обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а все неустранимые сомнения в невиновности лица толкуются в его пользу.

9. Судебная система РФ функционирует на основе конституционного принципа гласности (ч. 1 и 2 ст. 123 Конституции РФ; ст. 9 ФКЗ «О судебной системе РФ»).

Действуя гласно, судебная система РФ обеспечивает народу возможность получать правдивую информацию об устройстве и деятельности судов и других органов судебной власти.

Суд должен быть доступен всем желающим обратиться туда, для  участников процесса и публики. Поэтому  режим работы судов определяется с соблюдением норм процессуального, трудового и другого законодательства.

Разбирательство дел  во всех судах первой и второй инстанций  происходит открыто, в помещении, доступном для публики и представителей средств массовой информации. Слушание дела частично или полностью может происходить в закрытом заседании суда по его решению, принятому в соответствии с законом. При этом должны соблюдаться все правила судопроизводства.

Приговоры и другие решения  судов первой и второй инстанций, принятые по существу рассмотренных дел, во всех случаях провозглашаются публично.

Лица, участвующие в  деле, имеют право получить копии  судебных актов, принятых по существу рассмотренного дела, знакомиться с протоколами судебных заседаний и иными материалами дела, снимать копии и делать из них выписки.

10. Принцип национального  языка судопроизводства основывается  на конституционном праве каждого на пользование в процессе разбирательства родным языком. Судопроизводство в России ведется как на русском языке, так и на языках республик, автономной области, автономных округов или большинства населения той или иной местности. Вместе с тем участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право пользоваться родным языком, а также услугами переводчика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Судебная система Российской Федерации.

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией и Законом от 31 декабря 1996г. N 1-ФКЗ «О судебной системе РФ». В соответствии со ст. 4 Закона «О судебной системе» судебную систему РФ составляют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые суды субъектов РФ, составляющие судебную систему РФ (см. приложение А).

Судебная система представляет собой совокупность действующих  в РФ, в соответствии с Конституцией, судебных органов, осуществляющих функции судебной власти, объединенных едиными задачами, принципами построения и организации деятельности судов с учетом федеративного и административно-территориального устройства РФ, единством федерального законодательства.

Необходимость создания в РФ достаточно разветвленной, хотя и единой, судебной системы объясняется рядом причин. Во-первых, это нужно для того, чтобы суды как государственные органы правосудия были организованы в соответствии с национально-государственным устройством РФ и административно-территориальным делением ее субъектов. Территориальные органы судебной власти представляют собой элемент суверенитета субъектов РФ. Наличие судебных органов как структур местной государственной власти в республиках, краях, областях, городах и районах призвано обеспечить доступность правосудия для населения.

Во-вторых, существование  взаимосвязанных судебных органов  и их подсистем обусловлено необходимостью распределения компетенции по рассмотрению дел в зависимости от их сложности, специфики охраняемых общественных отношений. Поэтому суды отдельных звеньев судебной системы уполномочены на рассмотрение определенного круга дел, отнесенных к их компетенции законом, т.е. в зависимости от их подсудности, которая может определяться территориальными, предметными и персональными признаками.

В-третьих, создание системы  судебных органов, включающей различные  инстанции, продиктовано необходимостью обеспечить условия для реализации конституционного права каждого осужденного на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом (ч. 3 ст. 50 Конституции). Ступенчатость построения судебной системы (двухинстанционность) позволяет проверять законность и обоснованность каждого приговора по уголовному делу и решения по гражданскому делу вышестоящим судом, осуществляющим надзор за судебной деятельностью нижестоящих судов.

В-четвертых, судебные органы при осуществлении правосудия не должны быть разобщены. Деятельность каждого  суда, выступающего в качестве самостоятельного и независимого органа правосудия при рассмотрении конкретных дел, должна согласовываться с основными принципами государственной и общественной жизни, обеспечивать единообразное понимание и применение законов Российской Федерации.

Конституция РФ подразделяет судебную систему на три ветви, различающиеся по своей структуре, формам связи с федеративным устройством и административно территориальным делением российского государства. Законодатель не поддержал идею концентрации всей высшей судебной власти в едином судебном органе. Так, в судебную систему России входят: Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный. Создание высших судов российской судебной системы закреплено Конституцией (гл. 7), где указаны общие полномочия и определено место в судебной иерархии каждого из выше названных.

Указанные выше суды представляют собой три абсолютно независимых друг от друга части общей судебной системы. Все они имеют общие задачи по охране конституционного строя, политической и экономической систем, обеспечению законности и правопорядка, защите прав и интересов граждан. В ст. 3 Закона «О судебной системе» говорится, что единство судебной системы достигается путем установления судебной системы конституционным законом, соблюдения всеми судами установленных правил производства, применения всеми судами Конституции других федеральных законов, признания обязательности исполнения вступивших в силу судебных решений на всей территории РФ, закрепления единства статуса судей, финансирования органов судебной власти за счет средств федерального бюджета. В то же время каждая из этих трех частей судебной системы имеет свою компетенцию и не вмешивается в деятельность других.

Одной из важных характеристик судебной системы  является понятие «судебное звено», которое лежит в основе подразделения судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Судебным звеном являются суды, наделенные одинаковой компетенцией, с одинаковой структурой и занимающие одинаковое место в судебной системе. По этому признаку общие суды подразделяются на суды трех звеньев (уровней), а именно: основное звено, среднее звено, высшее звено. Так же подразделяются и арбитражные суды.

По  процессуальной компетенции суды подразделяются на суды первой инстанции; суды второй (кассационной) инстанции; суды надзорной инстанции. Суд первой инстанции — это разбирательство дела по существу с целью осуждения или оправдания подсудимого — по уголовному делу и удовлетворения иска или отказа в иске — по гражданскому делу. Дела по первой инстанции могут рассматривать все суды в пределах своей компетенции, но основное количество уголовных и гражданских дел по первой инстанции рассматривают районные суды. Наиболее сложные или особого общественного значения судебные дела рассматривают по существу вышестоящие суды вплоть до Верховного Суда РФ (ст. 38 УПК).

Суд второй инстанции — для мировых судей  и районных судов — областной и соответствующие ему суды, а для областного суда — Верховный Суд) на основании жалоб заинтересованных лиц или кассационного протеста прокурора проверяет законность и обоснованность решений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу.

Суд надзорной  инстанции по протестам лиц, указанных  в законе (председатели областных и соответствующих судов, председатели Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда и их заместители, прокуроры республик, краев, областей, Генеральный прокурор и его заместители) проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений суда первой инстанции, а также решений суда кассационной инстанции либо нижестоящей надзорной инстанции.

Следует иметь в виду, что, несмотря на термины  «вышестоящий» и «нижестоящий», дистанционная взаимосвязь судов исключает подчинение одних судов другим. Закон четко обозначил границы компетенции судов кассационной и надзорной инстанций. Суд вышестоящей инстанции может отменить приговор, но не вправе дать указания о квалификации содеянного, о мере наказания, об оценке доказательств, характере решения.

 

3.1. Конституционный суд Российской  Федерации.

Конституционный контроль – это деятельность по обеспечению верховенства конституционных предписаний. Основная задача конституционного контроля – выявление правовых актов и действий государственных органов и должностных лиц, противоречащих конституционным положениям, а также принятие мер по устранению выявленных нарушений. В случае признания правового акта неконституционным он утрачивает юридическую силу.

Конституционный контроль осуществляет Конституционный Суд, который действует на основании ч. 2 ст. 118, ст. 125 и 128 Конституции, Закона «О Конституционном суде», Закона «О судебной системе», ФЗ «О статусе судей» и других нормативных актов. Федеральным конституционным законом закрепляются принципы конституционного судопроизводства, поскольку не существует соответствующего процессуального кодекса или закона для регламентации этого вопроса (другие высшие суды действуют на основании специальных процессуальных кодексов (уголовного, гражданского, административного, арбитражного))10.

Содержание конституционного контроля в различных правовых системах неоднозначно. В правовых государствах это связывают с самой важной задачей, которой подчинены все органы государственной власти – защите прав и свобод человека и гражданина. Органам, осуществляющим конституционный контроль, также принадлежит функция толкования Конституции, решение споров о компетенции органов государственной власти, признания действительности или недействительности всеобщих выборов, установления конституционности правоприменительной практики и конкретных действий исполнительной власти и другие.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

Часть 2 ст. 125 определяет и перечень предметов обращения с запросами в Конституционный Суд России. Также устанавливает, что с запросами о конституционности нормативно-правовых актов к Суду могут обратиться федеральные органы государственной власти: Президент, палаты парламента в целом составе (т.е. на основании постановления, принятого в установленном Конституцией и их регламентами порядке), Правительство, Верховный и Высший Арбитражный суды; региональные органы государственной власти, но не все, а лишь законодательной и исполнительной власти. Могут обратиться в Суд и депутаты, но не в индивидуальном порядке, а в количестве не менее одной пятой от общего числа каждой из палат.

Информация о работе Место судебных органов в механизме современного государства