Международно-правовой статус субъектов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

Международная деятельность субъектов зарубежных федераций развивается в следующих основных направлениях: заключение международных соглашений; открытие представительств в других государствах; участие в деятельности некоторых международных организаций.
Возникает вопрос, имеются ли в международном праве нормы о международной правосубъектности субъектов федерации?
Как известно, важнейшим элементом международной правосубъектности является договорная правоспособность. Она представляет собой право непосредственно участвовать в создании международно-правовых норм и присуща любому субъекту международного права с момента его возникновения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1 Субъекты Российской Федерации…………………………………………..5
2 Международно-правовой статус субъектов РФ.…………………………...7
2.1 Конституционный статус республики в составе РФ на примере республики Алтай……………………………………………………………………..8
2.2 Элементы международной правосубъектности в субъектах РФ…..11
2.3 Анализ существующих нормативных документов………………… 12
2.4 ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»……………………………………………….. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 22
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ...........……………………………. 24

Файлы: 1 файл

курсовая - копия.docx

— 41.24 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

1 Субъекты Российской Федерации…………………………………………..5

2 Международно-правовой  статус субъектов РФ.…………………………...7

    2.1  Конституционный статус республики в составе РФ на примере республики Алтай……………………………………………………………………..8

    2.2 Элементы международной правосубъектности в субъектах РФ…..11

     2.3 Анализ существующих нормативных документов………………… 12

     2.4 ФЗ «О координации международных  и внешнеэкономических связей  субъектов Российской Федерации»……………………………………………….. 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 22

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ...........……………………………. 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Территориально-организационная структура  государства может быть различной. Различают простые (унитарные) и  сложные (федерации, конфедерации) государства. Считается, что если речь идет об унитарном  государстве, то вопроса о международной  правосубъектности его частей вообще не существует. Между тем вопрос о правосубъектности федеративных государств в международном праве  вообще не регламентирован, а внутри государств он решается по-разному.

В международной практике, а также  зарубежной международно-правовой доктрине признано, что субъекты некоторых  федераций являются самостоятельными государствами, суверенитет которых  ограничен вхождением в состав федерации. За субъектами федерации признается право выступать в международных отношениях в установленных федеральным законодательством рамках.

Конституция Германии, например, предусматривает, что земли, с согласия федерального правительства, могут заключать  договоры с иностранными государствами. Нормы аналогичного содержания закреплены и в праве некоторых других федеративных государств. В настоящее время в международных отношениях принимают активное участие земли ФРГ, провинции Канады, штаты США, штаты Австралии и другие образования, которые в этой связи признаются субъектами международного права.

Международная деятельность субъектов  зарубежных федераций развивается  в следующих основных направлениях: заключение международных соглашений; открытие представительств в других государствах; участие в деятельности некоторых международных организаций.

Возникает вопрос, имеются ли в  международном праве нормы о  международной правосубъектности  субъектов федерации?

Как известно, важнейшим элементом  международной правосубъектности  является договорная правоспособность. Она представляет собой право  непосредственно участвовать в  создании международно-правовых норм и присуща любому субъекту международного права с момента его возникновения.

Вопросы заключения, исполнения и  прекращения договоров государствами регулируются прежде всего Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г. Ни Конвенция 1969 г., ни другие международные документы не предусматривают возможности самостоятельного заключения международных договоров субъектами федерации.

Вообще говоря, международное право  не содержит запрета на установление договорных отношений между государствами  и субъектами федераций и субъектов между собой. Однако международное право не относит эти соглашения к международным договорам, так же как не являются таковыми и контракты между государством и крупным иностранным предприятием. Для того чтобы быть субъектом права международных договоров, недостаточно быть участником того или иного международного соглашения. Необходимо еще обладать правоспособностью заключать международные договоры.

Возникает вопрос о международно-правовом статусе субъектов РФ.

 

 

 

1 Субъекты Российской Федерации

В настоящее  время субъекты Российской Федерации  различаются по наименованию (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), а также по особенностям конституционно-правового  статуса. По данному критерию выделяются три группы субъектов:

1) республики. Конституция РФ называет республики государствами. Республики вправе иметь свои конституции, свое гражданство, а также свои государственные языки. Республики образованы по национальному признаку и имеют название в соответствии с названием титульной национальности, проживающей на территории данной республики. Численность лиц титульной национальности превышает половину населения в четырех республиках (Республика Северная Осетия - Алания, Республика Тыва, Чеченская Республика, Чувашская Республика), составляет относительное большинство в трех республиках (Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Республика Татарстан), в остальных республиках численность лиц титульной национальности составляет меньшинство по сравнению с лицами иной национальности.

2) края, области,   города федерального значения. Данные субъекты Российской Федерации вправе иметь свои уставы, устанавливающие наряду с Конституцией РФ их правовой статус.

Определенные  особенности имеет статус Москвы, которая в соответствии с ч. 2 ст. 70 Конституции РФ РФ является столицей Российской Федерации. Статус Москвы определяется Законом РФ от 15апреля 1993 г. «О статусе столицы Российской Федерации». Статус столицы выражается в размещении на территории г. Москвы федеральных органов государственной власти, представительств субъектов Российской Федерации, а также дипломатических и консульских представительств иностранных государств. Органы государственной власти Москвы предоставляют в этих цепях земельные участки, здания, помещения, жилищный фонд, жилищно - коммунальные, транспортные и иные услуги. Они также обеспечивают необходимые условия для проведения общегосударственных и международных мероприятий. Затраты г. Москвы, связанные с осуществлением функций столицы Российской Федерации, полностью компенсируются за счет субвенций из федерального бюджета и платежей за предоставляемые федеральным органам, представительствам субъектов Федерации и иностранных государств услуге;

3) автономная область, автономные округа.  Автономные образования образованы , как и республики, по национальному принципу и имеют в наименовании субъекта Российской Федерации наименование титульной национальности. В отличие от республик автономные образования не имеют своих конституций (только уставы), своего гражданства, государственного языка. В соответствии с ч. 3 ст. 66 Конституции РФ по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.

Существенной  особенностью автономных образований (кроме Еврейской автономной области  и Чукотского автономного округа) является вхождение их в состав  края или области. В настоящее время в составе Тюменской области находятся Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа, в составе Иркутской области - Усть-Ордынский Бурятский округ. Пермской области - Коми-Пермяцкий округ, Архангельской области - Ненецкий округ, Красноярского края - Таймырский и Эвенкийский округа. Читинской области - Агинский Бурятский округ. Камчатской области - Корякский округ. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 14 июля 1997 г. разъяснил, что вхождение автономного округа в состав края, области означает такое конституционно-правовое состояние, при котором округ, являясь равноправным субъектом федерации, одновременно составляет часть другого субъекта Федерации - края или области. Такое вхождение также означает наличие у края, области единых территории и населения, составными частями которых являются территория и население автономного округа, а также органов государственной власти, полномочия которых распространяются  на территорию автономных округов в случаях и пределах, предусмотренных федеральным законом, уставами соответствующих субъектов Федерации и договором между их органами государственной власти.

2 Международно-правовой  статус субъектов РФ

Как известно, Конституция СССР 1977 г. признавала союзные республики субъектами международного права. Украина и Белоруссия были членами ООН, участвовали во многих международных договорах. Менее активными участниками международных отношений были другие союзные республики, конституции которых предусматривали возможность заключения международных договоров, обмена представительствами с иностранными государствами. С распадом СССР бывшие союзные республики обрели полную международную правосубъектность, и проблема их статуса как самостоятельных субъектов международного права отпала.

Однако процессы суверенизации, охватившие новые независимые государства, поставили вопрос о правосубъектности бывших национально-государственных (автономные республики) и административно-территориальных (области, края) образований. Особую значимость эта проблема приобрела с принятием новой Конституции РФ 1993 г. и заключением Федеративного договора. Сегодня о своей международной правосубъектности заявили некоторые субъекты Российской Федерации.

Субъекты РФ пробуют самостоятельно выступать в международных отношениях, заключают соглашения с субъектами зарубежных федераций и административно-территориальными единицами, обмениваются с ними представительствами и закрепляют соответствующие положения в своем законодательстве. Устав Воронежской области 1995 г., например, признает, что организационно-правовыми формами международных связей области являются общепринятые в международной практике формы, за исключением договоров (соглашений) межгосударственного уровня. Принимая участие в международных и внешнеэкономических отношениях самостоятельно или с другими субъектами РФ, Воронежская область открывает на территории иностранных государств представительства для представления интересов области, которые действуют в соответствии с законодательством страны пребывания.

2.1 Конституционный статус республики в составе РФ на примере республики Алтай

Признание суверенитета только за Российской Федерацией находит выражение в конституционных  принципах верховенства Конституции  Российской Федерации и федеральных  законов на всей территории Российской Федерации (часть 2 статьи 4 Конституции  Российской Федерации), государственной  целостности и единства системы  государственной власти (часть 3 статьи 5 Конституции Российской Федерации), в таком разграничении предметов  ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, когда за Российской Федерацией остаются все важнейшие вопросы, без правомочий по решению которых  о суверенном государстве в современном  его понимании говорить невозможно: оборона, внешняя политика, территория, государственная граница, таможенное дело, денежная система (статьи 71, 74 и 75 Конституции Российской Федерации). Субъекты Российской Федерации не обладают правом выхода (сецессии) из ее состава.

Конституционный статус республики в составе Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией соответствующей республики (часть 2 статьи 5 и часть 1 статьи 66 Конституции  Российской Федерации). При этом, в  отличие от содержавшейся в ранее  действовавшей Конституции Российской Федерации характеристики республик  в составе Российской Федерации  как суверенных государств, ныне действующая  Конституция ограничивается констатацией того, что республика является государством. Однако государственный характер субъектов  Российской Федерации, отличающий их от уровня местного самоуправления, присущ им как любым субъектам федеративных государств. В связи с этим именование Конституцией Российской Федерации республик в ее составе государствами (часть 2 статьи 5) не означает признания их суверенитета в современном конституционном и международно - правовом значениях этого качественного состояния (свойства) государства.

Упоминание  о суверенных республиках в составе  Российской Федерации в части  четвертой пункта 1 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации  не может быть истолковано как  подтверждение их суверенитета, поскольку  в данном случае в Конституции  воспроизводится только наименование Федеративного договора, который  может применяться в части, ей не противоречащей. Отказ Конституции  Российской Федерации 1993 года от признания  находящихся в ее составе республик  суверенными означает, что суверенитет  присущ только Российской Федерации  как единому федеративному государству.

Республика  Алтай, провозгласив в качестве одной  из основ своего конституционного строя  суверенитет как естественное, необходимое  и законное условие существования  своей государственности (статья 4), закрепила положения о том, что  носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в Республике Алтай является ее многонациональный  народ (статья 6); что Республика Алтай  образована как результат реализации Декларации о государственном суверенитете Республики Алтай (статья 77), а Глава  Республики Алтай выступает гарантом ее суверенитета (статья 114). Тем самым  законодатель Республики Алтай придал понятию суверенитета смысл, допускающий  ограничение на территории Республики Алтай суверенитета Российской Федерации.

Системный анализ указанных положений Конституции  Республики Алтай позволяет оценить  их как притязания Республики Алтай  на обладание более широким объемом  полномочий, выходящих за пределы  статьи 73 Конституции Российской Федерации, посягающих на полномочия Российской Федерации по предметам ведения  Российской Федерации и совместного  ведения Российской Федерации и  ее субъектов (статьи 71 и 72 Конституции  Российской Федерации).

Информация о работе Международно-правовой статус субъектов РФ