Международные гарантии местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение Европейской Хартии МСУ, как документа представляющего международные гарантии местного самоуправления.
Задачи – рассмотрение Европейской Хартии Местного самоуправления, как международно-правового договора; рассмотрение Европейской Хартия в российском самоуправлении.

Содержание работы

Введение
Глава I Междунароное законодательство о местном самоуправлении
1.1 Европейская Хартия Местного самоуправления, как международно-правовой договор
1.2 Структура и основное содержание Европейской Хартии местного самоуправления
Глава II Европейская Хартия и российское самоуправление
2.1 Значение Европейской Хартии местного самоуправления для законодательства РФ
2.2 Основы местного самоуправления, закрепленные в Хартии
Заключение
Список использованной литературы
3
6

6

8

13

13

Файлы: 1 файл

хартия.docx

— 51.72 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине

«Территориальное общественное самоуправление»

На тему: Международные гарантии местного самоуправления

Выполнил студент 5 курса

заочного отделения

специальности ГМУ

                                                            

Проверил

Доцент, зав. Каф. ГМУ

Рязань 2013 год


 

Содержание

 

Введение

Глава I Междунароное законодательство о местном самоуправлении

1.1  Европейская Хартия Местного самоуправления, как международно-правовой договор

1.2 Структура и основное содержание Европейской Хартии местного самоуправления

Глава II Европейская Хартия и российское самоуправление

2.1 Значение Европейской Хартии местного самоуправления для законодательства РФ

2.2 Основы местного самоуправления, закрепленные в Хартии

Заключение

Список использованной литературы

3

6

 

6

 

8

 

         13

 

         13

 

         19

         23

         26


 

Введение

 

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Местное самоуправление  в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами, а в случаях установленными федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельные и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.1

Формирование  и развитие современной модели местного самоуправления Российской Федерации  осуществляется с учетом не только отечественного опыта, но и под значительным влиянием зарубежного муниципального опыта. Особое значение для выработки  основ российского местного самоуправления имеет Европейская хартия местного самоуправлении2 (далее – Хартия), которая закрепила местное самоуправление как одну из основ любого демократического государства.

Основы  местного самоуправления – это находящаяся  под защитой государства система  принципов, общих основополагающих начал, определяющих и регламентирующих общественные отношения, которые возникают  в процессе организации и осуществления  местного самоуправления.

Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации и  в то же время является составной  частью конституционного строя России.

Правовые  основы любой отрасли права закрепляются в виде юридических норм, содержащихся в нормативных правовых актах, именуемых  источниками отрасли права. Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации  «общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора»3.

К этим источникам относятся общепризнанные принципы и нормы международного права  и международные договоры Российской Федерации, направленные на регулирование  муниципально-правовых отношений.

Одним из таких актов международного права, важнейшим элементом правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации является подписанная  от имени Российской Федерации 28 февраля 1996 года, ратифицированная Федеральным  собранием Российской Федерации (Федеральный  закон от 11.04.98 № 55-ФЗ «О ратификации  Европейской хартии местного самоуправления»4) и вступившая в силу для Российской Федерации с 01 сентября 1998 года Европейская хартия местного самоуправления, разработанная и принятая Советом Европы 15 октября 1985 года.

Европейская хартия местного самоуправления –  это конечный результат целого ряда инициатив и многолетней работы в рамках Совета Европы. Защита и  укрепление местной экономики в  Европе с помощью документа, провозглашающего принципы, которых придерживаются все  демократические государства –  это давняя цель европейских органов  местного самоуправления. Более того, было признано, что такой документ должен обеспечить присоединение тех  участников, действия которых вызывают наибольшие споры при защите местных автономий, а именно центральные правительства европейских государств.

Вопросы, касающиеся местного самоуправления, на протяжении многих лет привлекали к себе внимание учёных. Этой актуальной во все времена теме посвящались  научные статьи, монографии, диссертационные  исследования.

Целью данной работы является изучение Европейской Хартии МСУ, как документа представляющего международные гарантии местного самоуправления.

Задачи – рассмотрение Европейской Хартии Местного самоуправления, как международно-правового договора; рассмотрение Европейской Хартия в российском самоуправлении.

 

 

 

I МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ

 

1.1 Европейская Хартия Местного самоуправления, как международно-правовой договор

 

Для решения  международно-правовых проблем развития местного самоуправления в Европе создан Конгресс местных и региональных органов, который входит в структуру  органов Совета Европы. Конгресс состоит  из двух палат: Палаты местных органов  власти и Палаты регионов. Заседания  Конгресса проводятся один раз в  год во Дворце Европы в Страсбурге. Конгресс является совещательным органом, а его решения носят рекомендательный характер. Российская Федерация является членом Совета Европы с 1996 г. и с этого же времени принимает участие в работе Конгресса местных и региональных органов власти Европы.

Европейская Хартия местного самоуправления является основным международным источником правового регулирования сферы  местного самоуправления. По своей  юридической природе она является международно-правовым договором, и  поэтому Хартию следует применять, учитывая особенности такой формы  нормативно-правового акта.5

В частности, следует иметь в виду особую важность Преамбулы Хартии, поскольку по общему правилу все сомнения, возникающие  при толковании конкретных положений, содержащихся в тексте международно-правового  договора, должны толковаться с учетом Преамбулы толкуемого договора. А  именно:

Ни одно толкование не должно противоречить  ни одному из принципов, сформулированных в Преамбуле.

Если  возможно толкование, прямо соответствующее  одному из принципов, сформулированных в Преамбуле, то именно такое толкование и следует предпочесть всем прочим.

В случае с Европейской Хартией местного самоуправления такой подход к толкованию тем более обоснован, что сама Хартия является юридической конкретизацией другого документа – Декларации принципов местного самоуправления, датируемой 1968 годом. Последовавшие многолетние консультации привели в 1981 году к выработке текста Хартии. Еще 4 года ушли на его доработку. И только в июне 1985 года в Страсбурге Европейская Хартия местного самоуправления была принята Комитетом министров Совета Европы в форме конвенции 15 октября 1985 года.

Открытый  характер конвенции позволил ряду стран  присоединиться к Хартии. В частности, от имени России Хартия была подписана 28 февраля 1996 года, ратифицирована федеральным  законом в 1998 году и вступила в  силу с 1 сентября 1998 года.

Из факта  ратификации Хартии и вступления ее в силу на территории РФ нередко  делается вывод о необходимости  неукоснительного выполнения всех требований Хартии органами государственной власти и местного самоуправления РФ. Однако, во-первых, Европейская Хартия местного самоуправления, как и многие другие «проектные» документы Евросоюза, является не самоисполнимым международным договором, для реализации которого требуются серьезные изменения в национальных правовых системах государств-участников договора, а эти изменения невозможно и даже опасно производить в сжатые исторические сроки. Поэтому присоединение к не самоисполнимым международным договорам требует от присоединившихся стран: а) не предпринимать действий, противоречащих целям и принципам договора, изложенным в его Преамбуле и б) по мере возможности последовательно вносить изменения в национальное законодательство, направленные на все более полную реализацию положений договора.

А во-вторых, в тексте самой Хартии указано, что  ее участники должны выполнять отнюдь не все требования, а только определенное их количество. И сами нормы в  значительной части относятся к  так называемому мягкому международному праву. Отметим, что такой подход характерен для не самоисполнимых договоров вообще и для «проектных» документов Единой Европы в частности6.

Важно подчеркнуть, что Комитет министров Совета Европы, принявший Хартию, сознательно  и целенаправленно создал ее не как  свод императивных норм, но как инструмент формирования и реализации единой юридической  политики в сфере местного самоуправления, оставляя за присоединившимися государствами  большую свободу маневра при  реализации такой политики.

 

 

1.2 Структура и основное содержание Европейской Хартии местного самоуправления

 

Европейская Хартия местного самоуправления представляет собой относительно небольшой по объему документ, состоящий из Преамбулы  и 18 статей, сгруппированных в три  части. Статьи озаглавлены, части заглавий не имеют. Статья 1 не включена ни в одну из частей и размещена непосредственно  после Преамбулы.

В Преамбуле  изложены общие принципы местного самоуправления, разделяемые органами государственной  власти договаривающихся государств. Первыми названы цели формирования Единой Европы, причем «заключение соглашений в области управления» называется одним из средств, служащих достижению цели объединения Европы.

Остальные формулировки Преамбулы характеризуют  местное самоуправление как самостоятельную  демократическую ценность и как  эффективный механизм народовластия. В частности, декларируется, что  «органы местного самоуправления являются одной из главных основ любого демократического строя», причем участие  граждан в местном самоуправлении фактически признается одной из форм их участия в государственном  управлении. Так, говорится, что «право граждан участвовать в управлении государственными делами… наиболее непосредственным образом может  быть осуществлено именно на местном  уровне».

Органы  местного самоуправления видятся авторам  Хартии как «пользующиеся значительной самостоятельностью в отношении  полномочий, порядка их осуществления  и средств, необходимых для выполнения своих функций».

Основное  содержание местного самоуправления раскрывается в части I характеризуемого документа, состоящей из десяти статей (ст. 2 – 11). Статья 2 устанавливает, что «принцип местного самоуправления должен быть признан во внутреннем законодательстве и, по возможности, в Конституции  государства».

Статья 3 (ч.1) содержит определение местного самоуправления, под которым понимается «право и реальная способность органов  местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел  и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность  и в интересах местного населения»7.

Статья 3 (ч.2) дает больше всего поводов для  политических споров, поскольку устанавливает, что местное самоуправление «осуществляется  советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут иметь подотчетные им исполнительные органы. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан, если это допускается законом».

Статья 4 требует установить основные полномочия органов местного самоуправления в  конституционном или ином законодательном  порядке. Допускается делегирование  органам местного самоуправления отдельных  полномочий органов государственной  власти по решению конкретных задач.

Статья 5 специально посвящена защите границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, и в частности  устанавливает, что «изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается  только с учетом мнения населения  соответствующих территорий, в том  числе путем проведения референдума  там, где это допускается законом».

Информация о работе Международные гарантии местного самоуправления