Международные гарантии местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение Европейской Хартии МСУ, как документа представляющего международные гарантии местного самоуправления.
Задачи – рассмотрение Европейской Хартии Местного самоуправления, как международно-правового договора; рассмотрение Европейской Хартия в российском самоуправлении.

Содержание работы

Введение
Глава I Междунароное законодательство о местном самоуправлении
1.1 Европейская Хартия Местного самоуправления, как международно-правовой договор
1.2 Структура и основное содержание Европейской Хартии местного самоуправления
Глава II Европейская Хартия и российское самоуправление
2.1 Значение Европейской Хартии местного самоуправления для законодательства РФ
2.2 Основы местного самоуправления, закрепленные в Хартии
Заключение
Список использованной литературы
3
6

6

8

13

13

Файлы: 1 файл

хартия.docx

— 51.72 Кб (Скачать файл)

- право  граждан участвовать в управлении  государственными делами является  общим демократическим принципом,  и это право непосредственно  может быть осуществлено на  местном уровне;

- с целью  обеспечения эффективного и приближенного  к гражданину управления необходимо  существование облеченных реальной  властью органов местного самоуправления;

- местные  органы должны быть созданы  демократическим путем, иметь  широкую автономию в отношении  своей компетенции, порядка ее  осуществления и обладать достаточными  для этого средствами.

Правовые  нормы Хартии, сформулированные в  общей форме, носят рекомендательный характер, но их соблюдение является обязательным условием для присоединения к  ней любого государства Европы.

При этом Европейская хартия местного самоуправления устанавливает обязательства государств, подписавших ее, в том числе  Российской Федерации. Так, согласно ст. 2 «принцип местного самоуправления должен быть признан во внутреннем законодательстве и, по возможности, в Конституции  государства». Российская Федерация  как участник этого договора обязуется  соблюдать установленный ст. 12 минимальный  уровень гарантий организации и  деятельности местного самоуправления на своей территории. Европейская  хартия местного самоуправления устанавливает  обязанность государств - членов Совета Европы, в том числе Российской Федерации, направлять Генеральному секретарю  Совета Европы всю необходимую информацию о законодательных положениях и  иных мерах, предпринятых для того, чтобы соответствовать Европейской хартии местного самоуправления.

В соответствии с Хартией принципы местного самоуправления должны быть призваны альтернативно  там, где это целесообразно, в  конституции государства или  в законодательстве страны. Конституция  РФ закрепила ряд основных норм, непосредственно относящихся к  организации и деятельности местного самоуправления. Эти нормы устанавливают  то конституционное поле, в рамках которого функционирует муниципальная  система.

В Российской Федерации конституционное законодательство включает также и конституционно-правовые акты субъектов Федерации. На территории Рязанской области каждый обязан соблюдать Устав (Основной Закон) Рязанской области, законы Рязанской области.12

Хартия  определяет сущность местного самоуправления как право и способность населения  регламентировать значительную часть  публичных дел и управлять  ею, действуя в рамках закона и под  свою ответственность (п. 1 ст. 3 Хартии). Это положение воспроизведено в российском законодательстве в норме Конституции РФ о праве граждан самостоятельно решать вопросы местного значения (п. 1 ст. 130) и детализировано в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,13 который закрепляет право граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления и перечисляет основные правомочия этого права.

В федеральных  и региональных актах Российской Федерации реализованы требования Хартии по содержанию местного самоуправления, включая такие положения, как:

- выборность  местных органов, сочетание форм  прямой и представительной демократии (п. 1 ст. 3 Хартии);

- самостоятельное  принятие решений, свободный выбор  средств и способов осуществления  собственных инициатив в пределах  установленной компетенции (п. 2 ст. 4);

- расширение  компетенции путем делегирования  дополнительных государственных  полномочий с передачей соответствующих  ресурсов (п. 5 ст. 4).

Регламентирование территориальных основ местного самоуправления включает следующие  основополагающие положения:

- установленные  Хартией принципы распространяются  на все существующие на территории государства категории местного самоуправления;

- сами  территориальные разграничения  должны проводиться на основе  предварительных консультаций с  соответствующими общинами;

- ограничения  в отношении отдельных категорий  местного самоуправления допустимы,  о чем должны быть сделаны  соответствующие оговорки при  подписании Хартии.

Хартия  затрагивает три группы вопросов, относящихся к организационным  основам местного самоуправления: самостоятельное  определение внутренних административных структур и их соответствие решаемым задачам, свободное осуществление  полномочий на местном уровне, ограничение  законом административного контроля и вмешательства в деятельность органов местного самоуправления. Отмеченные принципы нашли свое закрепление  и развитие в правовой системе  Российской Федерации. Эти нормы  развиваются и в законодательстве субъектов Российской Федерации.

Административный  контроль, о котором идет речь в  Хартии, осуществляется в соответствии с действующими законами. Его цель – обеспечить соблюдение Конституции  РФ, федеральных и региональных законодательных  актов в сфере местного самоуправления.

Финансовые  основы отражены в ст. 9 Хартии, устанавливающей  право местных органов власти на получение и свободное распоряжение достаточными собственными финансовыми  средствами, часть которых должна поступать за счет местных налогов  и сборов и быть соразмерной представленным полномочиям Законодательство Российской Федерации отражает и развивает  эти требования Хартии. Конституция  РФ гарантирует право каждого  муниципального образования утверждать и исполнять собственный бюджет, устанавливать местные налоги и  сборы.

Основой правовых гарантий местного самоуправления в соответствии со ст. 11 Хартии является судебная защита, поскольку судебная власть в силу своего особого положения  способна наиболее эффективно обеспечивать свободное осуществление полномочий и закрепленных в законе принципов  организации и деятельности местного самоуправления.

 

Заключение

 

Европейская хартия местного самоуправления –  это первый многосторонний юридический  акт, который определяет и защищает принципы местной автономии, одной  из опор демократии, которую Совет  Европы обязался защищать и развивать  в духе общеевропейских ценностей.

Рассматриваемый документ обязывает государства, входящие в Совет Европы, беречь и укреплять  политическую, административную и финансовую состоятельность местных сообществ. Тем самым принцип самостоятельности органов местного самоуправления закрепляется на весьма высоком международном уровне, а его соблюдение расценивается как один из основных критериев подлинной демократии.

Положения Хартии оказали заметное влияние  на развитие российского законодательства. Идеи Хартии были использованы при  разработке федерального законодательства Российской Федерации о местном  самоуправлении. Отечественная модель включила в себя такие принципы, как признание местного самоуправления на конституционном уровне, свобода  действий органов местного самоуправления в пределах их полномочий, самостоятельность  местного самоуправления при определении  своих внутренних структур. Вместе с тем, законодатель не воспроизвел  автоматически принципы, заложенные Хартией. Примером может служить  решение об обособлении органов  местного самоуправления от системы  органов государственной власти, чего не требует Хартия.

Таким образом, Европейская хартия местного самоуправления, являясь базовым элементом правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации, устанавливает не только основные принципы и положения правового  регулирования местного самоуправления, но и минимально необходимые рамки  по составу и содержанию остальных  элементов правовой основы: Конституции  Российской Федерации, федеральных законов о местном самоуправлении и других. Хартия дает мощный толчок развитию местной демократии в РФ, поиску наиболее оптимальных и эффективных форм самоуправления с учетом европейского опыта. 
Список используемой литературы

 

Нормативные правовые акты:

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, N 4, ст. 445.
  2. Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 г «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации».// Изд. Омега-Л», 2012
  3. Европейская хартия местного самоуправления.// «Бюллетень международных договоров», № 11, 1998 г.
  4. ФЗ от 11 апреля 1998 года «О ратификации Европейской Хартии местного самоуправления» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 36. Ст. 4466.
  5. Устав Рязанской области. Принят Рязанской областной Думой 2 ноября 2005 года.

 

Специализированная  литература:

 

  1. Барабашев Г.В. Местное самоуправление. М.: МГУ, 2009. 288 с.
  2. Васильев В.И. Муниципальное право России: учебник. – М.: ЗАО Юстициформ, 2008. – 848 с.
  3. Выдрин И.В. Муниципальное право России: Учебник для вузов. // Выдрин И.В., Кокотов А.Н. / - М., 2007.
  4. Дмитриев, В.В. Комарова, В.В. Пылин Муниципальное право Российской Федерации/ Ю.А.; под общ. ред. Ю.А. Дмитриева. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 685 с.
  5. Ивашкин В.А. Компетенция органов местного самоуправления. // Журнал «Местная власть». 2008. №4. С. 22-24.
  6. Игнатюк Н.А. Муниципальное право Российской Федерации: учебное пособие. – м.: Юстициформ, 2007. 312 с.
  7. Кутафин О. Е., Фадеев В. И. «Муниципальное право Российской Федерации»: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 672 с.
  8. Постовой Н.В. Муниципальное право России. М.: Новый юрист, 2008. 350 с.
  9. Сокол-Номоконов Э.Н. О некоторых аспектах формирования территориальных основ местного самоуправления в Российской Федерации в условиях правовой реформы; // Сокол-Номоконов Э. Н., Макаров А. А/ «Государственная власть и местное самоуправление» - 2007 - № 6 - С. 19-24.
  10. Сергеев А.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы правового регулирования. – М.: Проспект: Велби, 2010. – 432 с.
  11. Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации: учебник. – М.: Проспект, 2007. – 664 с

 

Интернет  источники:

 

  1. Статья «Европейская Хартия и российское самоуправление» 18.04.2007 Иван Юдинцев, сайт http://www.polit-nn.ru/  URL: http://polit-nn.ru/?pt=trend&view=single&id=216.
  2. Официальный сайт международного общественного объединения по научно-исследовательским и информационно-образовательным программам «Развитие»// http://evolutio.info/index.php?option=com_content&task=view&id

=245&Itemid=38

  1. Постатейный комментарий к Европейской Хартии местного самоуправления. СПС - Консультант Плюс. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=20361
  2. Правительство Рязанской области официальный сайт ww.ryazanreg.ru/; Устав (основной закон) Рязанской области; URL: http://www.ryazanreg.ru/legislation/charter/common/

 

 

1 Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 г «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации».// Изд. Омега-Л», 2012

2 «Бюллетень международных договоров», № 11, 1998 г.

3 Конституция Российской Федерации.

4 Российская газета», № 73, 15.04.1998.

5 Статья «Европейская Хартия и российское самоуправление» 18.04.2007 Иван Юдинцев, сайт http://www.polit-nn.ru/  URL: http://polit-nn.ru/?pt=trend&view=single&id=216.

 

6 Сокол-Номоконов Э.Н. О некоторых аспектах формирования территориальных основ местного самоуправления в Российской Федерации в условиях правовой реформы; // Сокол-Номоконов Э. Н., Макаров А. А/ «Государственная власть и местное самоуправление» - 2007 - № 6 - С. 19-24.

7 ФЗ от 11 апреля 1998 года «О ратификации Европейской Хартии местного самоуправления» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 36. Ст. 4466.

8 Постатейный комментарий к Европейской Хартии местного самоуправления. СПС - Консультант Плюс.

9 Постатейный комментарий к Европейской Хартии местного самоуправления. СПС - Консультант Плюс.

10 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, N 4, ст. 445.

11 Постатейный комментарий к Европейской Хартии местного самоуправления. СПС - Консультант Плюс.

12 Устав Рязанской области от 18 ноября 2005 г. N 115-ОЗ (принят постановлением Рязанской областной Думы от 2 ноября 2005 г. N 710-IV РОД)

13 Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 г «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации».// Изд. Омега-Л», 2012

 


Информация о работе Международные гарантии местного самоуправления