Межмуниципальное сотрудничество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 09:34, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование вопросов о муниципальном сотрудничестве.
Основные задачи курсовой работы :
Анализ межмуниципального сотрудничества;
Анализ научных взглядов и практики
Выработка предложений по совершенствованию межмуниципального сотрудничества.
При написании работы использованы научные методы (исторический, сравнительно-правовой и др.)

Содержание работы

Введение………………………………………………………..………………….3
Глава 1. Значение и формы межмуниципального сотрудничества …………...5
Понятие межмуниципального сотрудничества…………………….……….5
1.2 Ассоциативные формы межмуниципального сотрудничества…………….7
1.3 Организационно-хозяйственные и договорные формы межмуниципального сотрудничества…………………………………………..14
Глава 2. Межмуниципальное сотрудничество в Иркутской области..………20
2.1Совет муниципальных образований Иркутской области………………….20
2.2.Иные формы межмуниципального сотрудничества в Иркутской области………………………………………………………….……………….26
Глава 3. Межмуниципальное сотрудничество на приграничных территориях………………..…………………………………………………….29
Заключение………………………………………………………….……………31
Список использованной литературы………………………….………………..33

Файлы: 1 файл

Межмуниципальное сотрудничество2003.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

9              Активное участие в деятельности общероссийского Конгресса муниципальных образований, взаимодействие с региональными и межрегиональными Ассоциациями(Советами) муниципальных образований.

10.        Проведение совместных заседаний Совета Ассоциации и Президиума Контрольно-счетной палаты Иркутской области.

11.        Исполнение соглашения о взаимодействии с Торгово-Промышленной палатой Восточной Сибири в области  содействия создания благоприятных условий  для субъектов малого и среднего бизнеса.

12.    Организация постоянного обмена информацией, нормативными актами между муниципальными образованиями, обобщение и распространение положительного опыта работы органов местного самоуправления, участие в системе повышения квалификации муниципальных служащих.

13.        Организация взаимодействия со средствами массовой информации Иркутской области, муниципальных образований по освещению лучших практик муниципального управления в СМИ. Реализация соглашения о сотрудничестве с газетой «Областная», «Муниципальная Россия»  и информационным агентством «Байкал Инфо».

14. Реализация  соглашения о сотрудничестве в торгово-экономической, социально-культурной и информационной сферах между Некоммерческой организацией «Ассоциация муниципальных образований Иркутской области» Российской Федерации и Советом Губернаторов Хангайской зоны Монголии. 
 

2.2.  Иные формы межмуниципального сотрудничества в Иркутской области

      Как упомянутое федеральное, так и, соответственно, региональное иркутское законодательство в качестве таких иных форм выделяют объединения муниципальных образований (союзы, ассоциации и иные с учетом территориальной и организационной основы), а также межмуниципальные хозяйственные общества и некоммерческие организации муниципальных образований. В этой связи мы опять можем наблюдать взаимодействие публичных и частных интересов:

– налицо публичный субъект отношений (муниципальные образования);

– публичный  объект (отношения по совместному  решению практических проблем местной  власти, например, посредством реализации общих проектов в сфере теплоснабжения). В настоящее время межмуниципальное сотрудничество развивается в основном в политической сфере – сформированы межмуниципальные образования для защиты местного самоуправления в его взаимодействии с федеральными и региональными властями, обеспечения участия в выработке государственной политики в области местного самоуправления, оказания помощи при проведении выборов и др. Между тем, практика требует нормативного урегулирования межмуниципальных отношений в экономической и социальной сферах.  Такое сотрудничество, на наш взгляд, является существенным фактором повышения эффективности местного самоуправления.

      – публичное содержание такого (создание условий для эффективного решения  вопросов местного значения, реализации прав граждан на осуществление местного самоуправления и защита общих интересов  муниципальных образований).

      В то же время нельзя забывать и о  частно-правовом аспекте такого сотрудничества: как уже было отмечено, для совместного  решения вопросов местного значения могут быть учреждены межмуниципальные хозяйственные общества в форме  закрытого акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью, а также некоммерческие организации в форме автономных некоммерческих организаций и фондов, их деятельность регулируется гражданским законодательством. Следовательно, для реализации публичного интереса законодатель избирает частно-правовой механизм, т.е. обращается по сути к гражданско-правовым формам юридических лиц, а данная ситуация предполагает совмещение императивного и диспозитивного методов регулирования. На практике это может привести к конкуренции правовых норм и сложностям при учете нужд публичного субъекта в гражданских правоотношениях в соответствии с ГК РФ.

      Наиболее  проблемным вопросом, связанным с  организационно-правовыми формами  межмуниципального сотрудничества, является возможность или невозможность передачи создаваемым объединениям и организациям полномочий органов местного самоуправления. С одной стороны, законодательство прямо запрещает такую передачу полномочий союзам и ассоциациям муниципальных образований, закрепляя за ними функцию координации, но в отношении коммерческих организаций, как считает, например, В. Васильев, такое положение не совсем оправданно, ведь при создании совместных предприятий и организаций им как раз могут передаваться соответствующие права органов местной власти[11], однако какими конкретными полномочиями органов местного самоуправления он желал бы наделить межмуниципальные коммерческие структуры, не поясняется. Если мы проанализируем перечень полномочий[12] по новому Закону об общих принципах, то, вероятно, к ним могут быть отнесены полномочия органов местного самоуправления по установлению тарифов на услуги, предоставляемые соответствующими предприятиями и учреждениями.

7.    Осуществление сотрудничества предполагает оперирование механизмами репрезентации, но до настоящего момента институционализация различных форм объединения оставляет до конца неясным, каким образом может происходить контроль законодательных органов муниципальных образований за действиями и актами лиц, ответственных за такое сотрудничество, т.к. чаще всего все вопросы, касающиеся этого института, обсуждаются такими лицами между собой, без электорального участия, что вызывает сомнения в демократической легитимности принимаемых решений. Следовательно, здесь имеет место проблема учета воли населения, что особенно важно при формировании ассоциаций и союзов муниципальных образований.

    Резюмируя данную главу следует выделить:

  • Принцип многообразия форм осуществления местного самоуправления предполагает плюрализм не только способов внутренней самоорганизации местного самоуправления, но и деятельности муниципальных образований вовне, в том числе организации взаимодействия с иными муниципальными образованиями.
  • В настоящее время в Иркутской Федерации межмуниципальное сотрудничество носит преимущественно ситуативный характер, однако, существует тенденция его применения при реализации крупных политических проектов, например, при подготовке и проведении референдума об объединении Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, а также последующей интеграции данных субъектов Российской Федерации.
  • Направлениями развития правовой основы межмуниципального сотрудничества являются увеличение объема правового регулирования сотрудничества, расширение перечня форм сотрудничества, появление императивных норм о Советах муниципальных образований субъектов Российской Федерации. В этой связи дано правовое обоснование необходимости закрепления права, но не обязанности муниципальных образований по созданию Советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации.

Глава 3. Межмуниципальное сотрудничество на приграничных территориях 

      Приграничное  сотрудничество муниципальных образований - важный элемент их организационной  самостоятельности, которая означает, что муниципалитеты не только обладают свободой в определении своей внутренней организации, но и имеют право на кооперацию с другими муниципальными образованиями, в том числе соседних государств. Как записано в Европейской хартии местного самоуправления 1 (ст.10), территориальным корпорациям должно быть обеспечено право "на сотрудничество при осуществлении их полномочий, а также на вступление в рамках закона в ассоциации с другими территориальными корпорациями для осуществления задач, представляющих общий интерес". Данный принцип является общим демократическим стандартом, в реализации которого европейские государства имеют немалый опыт. В этом смысле не является исключением и Иркутская область, которая представляет особый интерес для России в силу глубоких исторических связей, общности правовых систем (континентальный тип) и формы государственного устройства (федерация). 

      Пример  межмуниципального сотрудничества на приграничных территория: Проект "Караван Дружбы" - это уже получившая признания форма развития приграничных, межмуниципальных и межрегиональных связей между различными территориями Байкало-Монгольской Азии. Первым сюжетом в рамках проекта "Караван Дружбы" стал российско-монгольский семинар "Единое инвестиционное пространство Байкало-Монгольской Азии", который журнал "Открытый мир-АЗИЯ" провел при поддержке представительства Иркутской области в Монголии 5-9 го марта этого года на озере Хубсугул10. Следующим событием стала поездка делегации Ассоциации муниципальных образований Иркутской области на турбазу "Солбартын Рашаан" в Хубсугульском аймаке, где проходил Совет губернаторов Хангайской зоны, откуда иркутяне проехали, через озеро Тэрхийн-цаган-нур и Хархорин, в Улан-Батор. Там - встреча с руководством ТПП Монголии, с представителями посольства РФ, с бизнесменами и т.д.

      Проект "Караван Дружбы" активно поддерживают депутаты Государственной думы Сергей Дубровин (он - член межпарламентской группы "Россия-Япония") и Чылгычи Ондар, который в конце августа выезжает в Монголию всоставе уже тувинского "Каравана Дружбы". А это более 30 человек! И тоже в составе делегации артисты, бизнесмены, парламентарии, руководители МО! В программе - встречи, концерты, переговоры, семинар. Так что мы, журнал "Открытый мир-АЗИЯ", при поддержке и представительства Иркутской области в Монголии, и Ассоциации муниципальных образований, и С.Дубровина и др..  предложили действительно новую форму народной дипломатии  - Караван Дружбы. И ей уже воспользовались (и не однажды) усть-илимцы, которые уже в третий раз едут в Хэнтэйский аймак, а начиналось тоже все на семинаре в марте! Именно там было принято решение о подписании Соглашения о сотрудничестве с родиной Чингисхана. Мы продолжаем работу надо осенним Караваном, и в ближайшее время известим о ходе комплектования группы всех заинтересованных11.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Сегодня можно говорить о трех формах межмуниципального сотрудничества, допускаемых российским законодательством:

- ассоциативные  формы (советы, ассоциации, союзы  муниципальных образований);

- договорные  формы сотрудничества муниципальных  образований (соглашение о намерениях, договор о совместных действиях, согласование планов социально-экономического и стратегического развития, осуществление совместных консультаций, создание совместных координационных, консультативных и совещательных органов, рабочих групп и др.);

- организационно-хозяйственные формы (создание автономных некоммерческих организаций, фондов, учреждение хозяйственных обществ (ООО, ЗАО).

     Таким образом, с учетом роли местного самоуправления в системе властных отношений  Российской Федерации, в экономической, социальной и политической системах российского общества, программы государственной поддержки местного самоуправления призваны способствовать осуществлению государственной политики в отношении местного самоуправления проведению реформ на местном уровне и устойчивому социально-экономическому развитию муниципальных образований.

     Сотрудничество  через ассоциации и союзы муниципальных  образований. В рамках ассоциации органы местного самоуправления могут более точно сформулировать и довести до сведения государственных органов общие проблемы. Для государственной власти ассоциация муниципальных образований — это та организация, через которую можно обратиться одновременно ко всем ее членам и выработать согласованную политику в отношении местного самоуправления.

     Объединения создаются не только для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления, но и в целях координации и объединения усилий при решении совместных проблем. Соответственно муниципальные образования самостоятельно рассматривают и решают вопрос о необходимости объединения друг с другом и о формах данного объединения. В каждом субъекте образуется совет муниципальных образований. Их организация и деятельность осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона «О некоммерческих организациях». Регистрация советов муниципальных образований будет производиться органами юстиции субъекта. Статус и полномочия объединений муниципальных образований будет определяться учредительными документами, советы муниципальных образований не смогут самостоятельно расширять свою компетенцию или получать полномочия от органов местного самоуправления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы

     Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации. Инфра-М. 2006.- 46 с.
  2. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ:  Федеральный закон от 6 октября 2003г. (с изм. от 3.ноября 2010) // Российская газета - 2003. – 8 окт.

Информация о работе Межмуниципальное сотрудничество