Миграция в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 08:59, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ миграционных процессов в России и механизма государственного управления ими.
Задачами работы по данной теме выступают: всестороннее изучение миграционных процессов на территории Российской Федерации, выявление их последствий, анализ государственного регулирования миграционных потоков, выявление проблем и возможных вариантов их решения.

Содержание работы

Введение 4
1. Общие особенности современных миграционныхпроцессов в РФ
1.1 Понятие и классификация миграции 5
1.2 Современная миграционная ситуация в РФ 8
2. Характеристики и последствия миграции на территории РФ
2.1 Основные характеристики миграционных потоков 12
2.2 Социальные последствия миграционных процессов 18
3. Государственное управление миграционнымипроцессами в РФ
3.1 Цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессовв России 22
3.2 Основные направления деятельности по регулированиюмиграционных процессов в Российской Федерации 24
3.3 Механизм реализации современной миграционной политикина территории Российской Федерации 30
Заключение 42
Литература

Файлы: 1 файл

1.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

 Указанная миграционная ситуация  требует новых подходов, с тем  чтобы миграционные процессы  в России стали фактором, способствующим  позитивному развитию российского  общества, исходили из потребностей экономики, интересов национальной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения при строгом соблюдении международных обязательств Российской Федерации.

9

 Таким образом, единого подхода  к формулировке определения миграции  до сих пор не существует. В зависимости от изучаемого признака, выделяют внешние, внутренние, временные, маятниковые, сезонные, социальные, экономические, добровольные, принудительные, общественно-организованные и неорганизованные миграции. Современная миграционная ситуация в России является непосредственным отражением особенностей переживаемого этапа социально-экономического и политического развития страны.

 

2. ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПОСЛЕДСТВИЯ  МИГРАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ. 

 

 

2.1 Основные характеристики миграционных потоков

 К основным характеристикам,  отражающим особенности миграционных  потоков, можно отнести интенсивность,  направление миграционных потоков,  состав, мотивы перемещения мигрантов,  степень легализации перемещений,  степень приживаемости мигрантов, особенности размещения мигрантов по территории вселения. В соответствии этим была составлена систематизационная таблица, в которой отражены основные особенности современных внутренних и внешних миграционных процессов в России (приложение 1).

 По данным таблицы можно констатировать:

 ·активное вовлечение России  в миграционный обмен на разных  уровнях, как на международном,  так и на государственном;

 ·увеличение  доли семейной миграции и снижение  доли мигрантов трудоспособного  возраста, свидетельствующие о снижении роли миграции населения в регулировании демографических процессов (это очень важно, особенно для России, в которой на сегодняшний день отмечается демографический кризис);

 ·низкую  степень приживаемости мигрантов,  преобладание среди них «нелегалов», беженцев, вынужденных переселенцев

 ·практическое  совпадение ареалов концентрации  внешних и внутренних мигрантов  на территории России, что приводит  к обострению ситуации на рынке  жилья, труда, увеличению нагрузки  на социальную инфраструктуру.

 Анализируя характеристики миграционных процессов в России, необходимо начать с внутренней миграции, поскольку она является основной составляющей (почти 90%) общего миграционного оборота в России.

 За последние  10 лет миграционная активность  населения России сократилась. Число внутренних перемещений уменьшилось более чем на 1/3, причем отмечается более высокая миграционная активность сельских жителей по сравнению с городскими. Это обстоятельство объясняется более низкими доходами сельского населения, которое стремится в промышленные районы, сосредоточенные в основном в Европейской части России.

 В целом  география внутренних межрегиональных  потоков не изменилась. Однако  на сегодняшний день среди  регионов страны более четко  можно выделить принимающие и  отдающие население. Принимающие регионы размещены компактно и соответствуют густонаселенным территориям, в которых сосредоточено 80% населения (120 млн. чел.). Данная зона располагается от Калининградской до Новосибирской области (юг Западной Сибири) и от Карелии (исключая остальную территорию Европейского Севера) до Краснодарского края. Регионы, отдающие население, расположены некомпактно. В целом на этой территории проживает 17% населения (26 млн. чел.). К ним относятся северная часть Урала, Восточная Сибирь, Дальний восток, Дагестан, Чечня, Ингушетия. Причинами, вынуждающими россиян переезжать в другие регионы страны, являются: военные действия, обострение межнациональных отношений, а также причины экономического характера – потеря работы, невыплата заработной платы, а значит, и снижение жизненного уровня, отсутствие уверенности в завтрашнем дне.

10

 Практически  все принимающие регионы России  в большей или меньшей степени  подвержены кризису, что препятствует  успешному обустройству и социальной  адаптации вынужденных переселенцев. Характеризуя социально – экономические процессы, протекающие в принимающих районах, можно отметить, что они в целом совпадают с общероссийскими: происходит падение уровня производства, отрасли с прежде благополучной динамикой показателей в последние 3 - 4 года стали испытывать определенные сложности. Несмотря на довольно высокий уровень приватизации собственности в промышленности и сфере обслуживания, эффективность работы этих отраслей по-прежнему мала; сохраняется низкий уровень денежных доходов населения, сдерживающий развитие внутреннего рынка товаров и услуг; развитие мелкого частного предпринимательства в настоящее время также не рассматривается специалистами в качестве существенного резерва занятости не только мигрантов, но и коренного населения. Скрытая безработица порождает довольно неблагоприятную ситуацию для вынужденных переселенцев и беженцев на рынке труда, поскольку их профессиональный состав близок к профессиональному составу местных кадров. Область сельского хозяйства не располагает возможностями для развития фермерства, в среде которого могла бы найти работу часть переселенцев.

 Наблюдается  затягивание сроков обустройства  и социальной адаптации вынужденных  переселенцев и беженцев, ухудшение  и материального и социального  положения, что способно воспроизводить и поддерживать на высоком уровне негативно – конфликтный потенциал в общественном сознании.

 Свидетельством  этого могут служить такие  данные социологического исследования: свое материальное положение  как бедственное оценивают 27% опрошенных переселенцев, а 66% испытывают серьезное материальное затруднение. Наибольшие потери от переезда понесли работники здравоохранения, финансово-экономической сферы и лица, бывшие в ближнем зарубежье безработными. Негативно оценивают условия жизни и труда, по сравнению с теми, которые они имели на прежнем месте жительства, 46% опрошенных.

 Несомненно, что консервация такой ситуации  чревата социальным конфликтом. Следует учитывать, что среди  видов помощи, в которой наиболее  остро нуждаются мигранты, преобладают вполне «земные», а не оторванные от реальности фантазии и прихоти.

 Следует  отметить довольно низкую оценку  переселенцами деятельности областных  миграционных служб, упускающих  из сферы своего внимания перемещение  мигрантов, учет их проблем,  необходимость проведения разъяснения законодательства об их правах и статусе, критериях отнесения к беженцам и вынужденным переселенцам. Не случайно, называя причины неоформления статуса, многие респонденты отвечали, что, по их мнению, это не влечет за собой никакого улучшения в условиях жизни (40%), что это сложная бюрократическая процедура (28%), что не знают, как это делать и куда обращаться (19%). В немалой степени низкий авторитет областных миграционных служб объясняется неудовлетворительным организационно – техническим и финансовым обеспечением.

 Поскольку  такая картина характерна для  всех без исключения принимающих  регионов, это, в свою очередь,  заставляет переселенцев брать  инициативу в свои руки. В ряде  регионов эффективно действуют  созданные на базе объединений вынужденных переселенцев «общественные приемные», где зачастую и находят себе применение высококвалифицированные юристы, экономисты, психологи и другие специалисты из числа вынужденных мигрантов.

11

 Социально—экономические  трудности в обустройстве вынужденных переселенцев, юридическая, экономическая, социальная непроработанность этих вопросов, негативное отношение определенной части жителей принимающих регионов к этой категории граждан увеличивают вероятность возрастания объема возвратной миграции переселенцев в прежние места проживания.

 Новую волну миграции в  ближайшие годы может вызвать  и уже вызывает принятый закон  «О пенсионном обеспечении», который  увеличил возраст для выхода  на пенсию гражданам Казахстана (женщинам – до 60 лет и мужчинам – до 65 лет). Фактически этим актом предполагается за счет России, а также за счет людей предпенсионного возраста, не желающих проживать в Казахстане до 65 лет, чтобы получить потом скудную пенсию, и сейчас уже в 55 – 57 лет покидающих это государство, сократить расходы на содержание ветеранов, которые вложили свой труд в экономику этого государства. По некоторым расчетам демографов, в случае продолжения подобной политики, удельный вес казахов с 44,3% в 1995 г. достигнет 60% в 2005 г., а в 2015 г. – 80%.

 Исследования показывают, что  во всей работе по приему, обустройству  и социальной адаптации вынужденных  переселенцев и беженцев из  стран ближнего зарубежья на  территории Российской Федерации  преобладает формально – механический  подход, ориентация на «усредненного переселенца». К сожалению, совершенно не учитываются и даже не берутся в расчет наработки ученых – антропологов о существовании «культурной дистанции» даже среди жителей разных регионов одной страны и методах ее регулирования. Возможно, федеральную миграционную программу, аналогичные документы на более отдаленную перспективу следует дополнить соответствующими разделами, в которых целесообразно сформулировать блок комплексных мероприятий по учету фактора социальной адаптации вынужденных переселенцев и беженцев.

12

 Схематично можно обозначить  следующий ряд уже апробированных  в других странах мер и последовательность  их применения.

1. Развернуть обсуждение в СМИ,  в первую очередь по общероссийскому  и региональному телевидению,  проблем переселенцев.

2. Создать общероссийский «Фонд  солидарности» для всенародной  поддержки переезда переселенцев, их обустройства и трудоустройства.  Фонд с таким названием существовал  в послевоенной ФРГ, пополнялся  каждым гражданином страны в  соответствии с его доходом.  Из него беженцам выдавались льготные кредиты для строительства жилья, обеспечивалось их социальное страхование, включая помощь в случае безработицы. Он стал реальным фактором сплочения нации и самоутверждения обездоленных переселенцев.

3. Создать законодательную базу и нормативную базу, четко регулирующую права и обязанности репатриантов и вынужденных переселенцев, внести необходимые дополнения в Конституцию страны, утвердив принцип «национальной солидарности». Достаточно сказать, что такой закон был принят в ФРГ в мае 1953 года и на долгие годы определил статус беженцев, уравняв их в правах с остальными немцами, ан основе их принадлежности к одному народу, предусмотрев по возможности компенсацию понесенного ими ущерба. В дальнейшем были приняты и другие законы подобной направленности. Во Франции в связи с вынужденным возвращением французов из бывших колоний всего за 4 месяца был разработан и обсужден закон о репатриации, утвержденный генералом де Голлем 26 декабря 1961 года. В Конституции Французской республики записано, что «нация провозглашает солидарность и равенство всех французов перед лицом национальных бедствий». А в первой статье закона о репатриации провозглашено: «Французы, находящиеся под угрозой вследствие политических событий или вынужденные покинуть территорию, где они проживали и которая прежде находилась под суверенитетом, протекторатом или опекой Франции, могут рассчитывать на помощь государства на основании национальной солидарности… Эта помощь заключается в комплексе мер, направленных на включение французов-репатриантов в экономическую и социальную жизнь нации».

4. Разработать комплекс мер,  побуждающих государственные и  частные банки, финансово-инвестиционные  фонды, страховые компании, благотворительные  фонды и производственные предприятия  оказывать переселенцам на льготных условиях материальную и финансовую помощь на долгий срок (на возвратной основе в течение 10-25 лет). Например, во Франции государство воздействовало на все банки, включая частные, с целью побудить их предоставлять репатриантам льготные (до 25 лет) ссуды.

13

2.2 Социальные последствия миграционных  процессов 

 Поскольку миграционные процессы  в России имеют довольно широкий  размах, переселение в столь значительных  масштабах в сочетании с нерешенностью  проблем жизнеобеспечения россиян достаточно негативно сказывается на социально-экономической и политической ситуации в стране.

 Как внутренние, так и внешние  миграционные потоки направлены  преимущественно в южные и  центральные регионы европейской  части России. Это приводит к  стихийному и неконтролируемому росту населения и ухудшению криминогенной обстановки в данных регионах.

14

 Анализ  миграционных процессов в России  за последнее десятилетие показывает, что проблемы с внешней незаконной  миграцией продолжают оставаться  острыми, а отдельные из них представляют и угрозу национальной безопасности государства. Уровень ее остается высоким, а численность мигрантов постоянно растет. По экспертным оценкам, в стране в настоящее время находится до 1,5 млн иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов).

 Преступные  группировки из нелегальных мигрантов  создают в крупных городах  России неконтролируемый рынок  товаров и услуг, уклоняются  от оплаты налогов, ведут незаконную  коммерческую деятельность, занимаются  торговлей оружием и наркотиками.

 За последние  10 лет число мигрантов, совершивших  преступления на территории России, возросло на 40%. Если в 1999 году  удельный вес мигрантов в общем  числе лиц, совершивших преступления, составлял 6,7 %, то в 2001 – 2002 годах – уже 7,5%. При этом  продолжается рост преступлений в экономике (на 15%).

15

 В большинстве  регионов России отмечен рост  преступлений, которые требовали  контактов за рубежом и межгосударственного  сотрудничества. Это наркобизнес,  незаконный оборот оружия, преступления  во внешнеэкономической деятельности и кредитно – финансовой сфере. Динамика преступности нелегальных мигрантов за период 2001 – 2002 годов отражена в таблице.

 

 

 

 

 Годы 

Информация о работе Миграция в России