Указанная миграционная ситуация
требует новых подходов, с тем
чтобы миграционные процессы
в России стали фактором, способствующим
позитивному развитию российского
общества, исходили из потребностей
экономики, интересов национальной безопасности,
охраны общественного порядка и здоровья
населения при строгом соблюдении международных
обязательств Российской Федерации.
9
Таким образом, единого подхода
к формулировке определения миграции
до сих пор не существует. В зависимости
от изучаемого признака, выделяют внешние,
внутренние, временные, маятниковые, сезонные,
социальные, экономические, добровольные,
принудительные, общественно-организованные
и неорганизованные миграции. Современная
миграционная ситуация в России является
непосредственным отражением особенностей
переживаемого этапа социально-экономического
и политического развития страны.
2. ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПОСЛЕДСТВИЯ
МИГРАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ.
2.1 Основные характеристики миграционных
потоков
К основным характеристикам,
отражающим особенности миграционных
потоков, можно отнести интенсивность,
направление миграционных потоков,
состав, мотивы перемещения мигрантов,
степень легализации перемещений,
степень приживаемости мигрантов,
особенности размещения мигрантов по
территории вселения. В соответствии этим
была составлена систематизационная таблица,
в которой отражены основные особенности
современных внутренних и внешних миграционных
процессов в России (приложение 1).
По данным таблицы можно констатировать:
·активное вовлечение России
в миграционный обмен на разных
уровнях, как на международном,
так и на государственном;
·увеличение
доли семейной миграции и снижение
доли мигрантов трудоспособного
возраста, свидетельствующие о снижении
роли миграции населения в регулировании
демографических процессов (это очень
важно, особенно для России, в которой
на сегодняшний день отмечается демографический
кризис);
·низкую
степень приживаемости мигрантов,
преобладание среди них «нелегалов»,
беженцев, вынужденных переселенцев
·практическое
совпадение ареалов концентрации
внешних и внутренних мигрантов
на территории России, что приводит
к обострению ситуации на рынке
жилья, труда, увеличению нагрузки
на социальную инфраструктуру.
Анализируя
характеристики миграционных процессов
в России, необходимо начать с внутренней
миграции, поскольку она является основной
составляющей (почти 90%) общего миграционного
оборота в России.
За последние
10 лет миграционная активность
населения России сократилась. Число
внутренних перемещений уменьшилось более
чем на 1/3, причем отмечается более высокая
миграционная активность сельских жителей
по сравнению с городскими. Это обстоятельство
объясняется более низкими доходами сельского
населения, которое стремится в промышленные
районы, сосредоточенные в основном в
Европейской части России.
В целом
география внутренних межрегиональных
потоков не изменилась. Однако
на сегодняшний день среди
регионов страны более четко
можно выделить принимающие и
отдающие население. Принимающие регионы
размещены компактно и соответствуют
густонаселенным территориям, в которых
сосредоточено 80% населения (120 млн. чел.).
Данная зона располагается от Калининградской
до Новосибирской области (юг Западной
Сибири) и от Карелии (исключая остальную
территорию Европейского Севера) до Краснодарского
края. Регионы, отдающие население, расположены
некомпактно. В целом на этой территории
проживает 17% населения (26 млн. чел.). К ним
относятся северная часть Урала, Восточная
Сибирь, Дальний восток, Дагестан, Чечня,
Ингушетия. Причинами, вынуждающими россиян
переезжать в другие регионы страны, являются:
военные действия, обострение межнациональных
отношений, а также причины экономического
характера – потеря работы, невыплата
заработной платы, а значит, и снижение
жизненного уровня, отсутствие уверенности
в завтрашнем дне.
10
Практически
все принимающие регионы России
в большей или меньшей степени
подвержены кризису, что препятствует
успешному обустройству и социальной
адаптации вынужденных переселенцев.
Характеризуя социально – экономические
процессы, протекающие в принимающих районах,
можно отметить, что они в целом совпадают
с общероссийскими: происходит падение
уровня производства, отрасли с прежде
благополучной динамикой показателей
в последние 3 - 4 года стали испытывать
определенные сложности. Несмотря на довольно
высокий уровень приватизации собственности
в промышленности и сфере обслуживания,
эффективность работы этих отраслей по-прежнему
мала; сохраняется низкий уровень денежных
доходов населения, сдерживающий развитие
внутреннего рынка товаров и услуг; развитие
мелкого частного предпринимательства
в настоящее время также не рассматривается
специалистами в качестве существенного
резерва занятости не только мигрантов,
но и коренного населения. Скрытая безработица
порождает довольно неблагоприятную ситуацию
для вынужденных переселенцев и беженцев
на рынке труда, поскольку их профессиональный
состав близок к профессиональному составу
местных кадров. Область сельского хозяйства
не располагает возможностями для развития
фермерства, в среде которого могла бы
найти работу часть переселенцев.
Наблюдается
затягивание сроков обустройства
и социальной адаптации вынужденных
переселенцев и беженцев, ухудшение
и материального и социального
положения, что способно воспроизводить
и поддерживать на высоком уровне негативно
– конфликтный потенциал в общественном
сознании.
Свидетельством
этого могут служить такие
данные социологического исследования:
свое материальное положение
как бедственное оценивают 27%
опрошенных переселенцев, а 66% испытывают
серьезное материальное затруднение.
Наибольшие потери от переезда понесли
работники здравоохранения, финансово-экономической
сферы и лица, бывшие в ближнем зарубежье
безработными. Негативно оценивают условия
жизни и труда, по сравнению с теми, которые
они имели на прежнем месте жительства,
46% опрошенных.
Несомненно,
что консервация такой ситуации
чревата социальным конфликтом.
Следует учитывать, что среди
видов помощи, в которой наиболее
остро нуждаются мигранты, преобладают
вполне «земные», а не оторванные от реальности
фантазии и прихоти.
Следует
отметить довольно низкую оценку
переселенцами деятельности областных
миграционных служб, упускающих
из сферы своего внимания перемещение
мигрантов, учет их проблем,
необходимость проведения разъяснения
законодательства об их правах и статусе,
критериях отнесения к беженцам и вынужденным
переселенцам. Не случайно, называя причины
неоформления статуса, многие респонденты
отвечали, что, по их мнению, это не влечет
за собой никакого улучшения в условиях
жизни (40%), что это сложная бюрократическая
процедура (28%), что не знают, как это делать
и куда обращаться (19%). В немалой степени
низкий авторитет областных миграционных
служб объясняется неудовлетворительным
организационно – техническим и финансовым
обеспечением.
Поскольку
такая картина характерна для
всех без исключения принимающих
регионов, это, в свою очередь,
заставляет переселенцев брать
инициативу в свои руки. В ряде
регионов эффективно действуют
созданные на базе объединений вынужденных
переселенцев «общественные приемные»,
где зачастую и находят себе применение
высококвалифицированные юристы, экономисты,
психологи и другие специалисты из числа
вынужденных мигрантов.
11
Социально—экономические
трудности в обустройстве вынужденных
переселенцев, юридическая, экономическая,
социальная непроработанность этих вопросов,
негативное отношение определенной части
жителей принимающих регионов к этой категории
граждан увеличивают вероятность возрастания
объема возвратной миграции переселенцев
в прежние места проживания.
Новую волну миграции в
ближайшие годы может вызвать
и уже вызывает принятый закон
«О пенсионном обеспечении», который
увеличил возраст для выхода
на пенсию гражданам Казахстана
(женщинам – до 60 лет и мужчинам
– до 65 лет). Фактически этим актом предполагается
за счет России, а также за счет людей предпенсионного
возраста, не желающих проживать в Казахстане
до 65 лет, чтобы получить потом скудную
пенсию, и сейчас уже в 55 – 57 лет покидающих
это государство, сократить расходы на
содержание ветеранов, которые вложили
свой труд в экономику этого государства.
По некоторым расчетам демографов, в случае
продолжения подобной политики, удельный
вес казахов с 44,3% в 1995 г. достигнет 60% в
2005 г., а в 2015 г. – 80%.
Исследования показывают, что
во всей работе по приему, обустройству
и социальной адаптации вынужденных
переселенцев и беженцев из
стран ближнего зарубежья на
территории Российской Федерации
преобладает формально – механический
подход, ориентация на «усредненного
переселенца». К сожалению, совершенно
не учитываются и даже не берутся в расчет
наработки ученых – антропологов о существовании
«культурной дистанции» даже среди жителей
разных регионов одной страны и методах
ее регулирования. Возможно, федеральную
миграционную программу, аналогичные
документы на более отдаленную перспективу
следует дополнить соответствующими разделами,
в которых целесообразно сформулировать
блок комплексных мероприятий по учету
фактора социальной адаптации вынужденных
переселенцев и беженцев.
12
Схематично можно обозначить
следующий ряд уже апробированных
в других странах мер и последовательность
их применения.
1. Развернуть обсуждение в СМИ,
в первую очередь по общероссийскому
и региональному телевидению,
проблем переселенцев.
2. Создать общероссийский «Фонд
солидарности» для всенародной
поддержки переезда переселенцев,
их обустройства и трудоустройства.
Фонд с таким названием существовал
в послевоенной ФРГ, пополнялся
каждым гражданином страны в
соответствии с его доходом.
Из него беженцам выдавались льготные
кредиты для строительства жилья, обеспечивалось
их социальное страхование, включая помощь
в случае безработицы. Он стал реальным
фактором сплочения нации и самоутверждения
обездоленных переселенцев.
3. Создать законодательную базу
и нормативную базу, четко регулирующую
права и обязанности репатриантов и вынужденных
переселенцев, внести необходимые дополнения
в Конституцию страны, утвердив принцип
«национальной солидарности». Достаточно
сказать, что такой закон был принят в
ФРГ в мае 1953 года и на долгие годы определил
статус беженцев, уравняв их в правах с
остальными немцами, ан основе их принадлежности
к одному народу, предусмотрев по возможности
компенсацию понесенного ими ущерба. В
дальнейшем были приняты и другие законы
подобной направленности. Во Франции в
связи с вынужденным возвращением французов
из бывших колоний всего за 4 месяца был
разработан и обсужден закон о репатриации,
утвержденный генералом де Голлем 26 декабря
1961 года. В Конституции Французской республики
записано, что «нация провозглашает солидарность
и равенство всех французов перед лицом
национальных бедствий». А в первой статье
закона о репатриации провозглашено: «Французы,
находящиеся под угрозой вследствие политических
событий или вынужденные покинуть территорию,
где они проживали и которая прежде находилась
под суверенитетом, протекторатом или
опекой Франции, могут рассчитывать на
помощь государства на основании национальной
солидарности… Эта помощь заключается
в комплексе мер, направленных на включение
французов-репатриантов в экономическую
и социальную жизнь нации».
4. Разработать комплекс мер,
побуждающих государственные и
частные банки, финансово-инвестиционные
фонды, страховые компании, благотворительные
фонды и производственные предприятия
оказывать переселенцам на льготных
условиях материальную и финансовую помощь
на долгий срок (на возвратной основе в
течение 10-25 лет). Например, во Франции
государство воздействовало на все банки,
включая частные, с целью побудить их предоставлять
репатриантам льготные (до 25 лет) ссуды.
13
2.2 Социальные последствия миграционных
процессов
Поскольку миграционные процессы
в России имеют довольно широкий
размах, переселение в столь значительных
масштабах в сочетании с нерешенностью
проблем жизнеобеспечения россиян
достаточно негативно сказывается на
социально-экономической и политической
ситуации в стране.
Как внутренние, так и внешние
миграционные потоки направлены
преимущественно в южные и
центральные регионы европейской
части России. Это приводит к
стихийному и неконтролируемому росту
населения и ухудшению криминогенной
обстановки в данных регионах.
14
Анализ
миграционных процессов в России
за последнее десятилетие показывает,
что проблемы с внешней незаконной
миграцией продолжают оставаться
острыми, а отдельные из них представляют
и угрозу национальной безопасности государства.
Уровень ее остается высоким, а численность
мигрантов постоянно растет. По экспертным
оценкам, в стране в настоящее время находится
до 1,5 млн иностранных граждан и лиц без
гражданства (апатридов).
Преступные
группировки из нелегальных мигрантов
создают в крупных городах
России неконтролируемый рынок
товаров и услуг, уклоняются
от оплаты налогов, ведут незаконную
коммерческую деятельность, занимаются
торговлей оружием и наркотиками.
За последние
10 лет число мигрантов, совершивших
преступления на территории России,
возросло на 40%. Если в 1999 году
удельный вес мигрантов в общем
числе лиц, совершивших преступления,
составлял 6,7 %, то в 2001 – 2002
годах – уже 7,5%. При этом
продолжается рост преступлений в экономике
(на 15%).
15
В большинстве
регионов России отмечен рост
преступлений, которые требовали
контактов за рубежом и межгосударственного
сотрудничества. Это наркобизнес,
незаконный оборот оружия, преступления
во внешнеэкономической деятельности
и кредитно – финансовой сфере. Динамика
преступности нелегальных мигрантов за
период 2001 – 2002 годов отражена в таблице.
Годы