·совершенствование нормативной
правовой базы в области трудовой
эмиграции российских граждан;
·создание и обеспечение
условий для упорядочения трудоустройства
российских граждан за границей,
обеспечения их социальной и
правовой защиты;
·стимулирование возвращения
в Россию эмигрантов, выехавших за границу
на постоянное место жительства или по
трудовым контрактам, в первую очередь
квалифицированных специалистов;
·создание в Российской Федерации
системы поддержки в приоритетном
порядке квалифицированных специалистов,
деятелей науки, культуры, искусства и
спорта.
4. В области создания условий
для добровольного возвращения
в места прежнего проживания
российских граждан, вынужденно
покинувших места своего постоянного
проживания в Российской Федерации
и временно находящихся на других
территориях страны
·участие государства в процессе
их возвращения, в том числе
путем разработки и реализации
соответствующих программ;
·обеспечение в районах их
прежнего проживания необходимых
социально-экономических условий
жизнедеятельности путем восстановления
и развития экономики и социальной сферы;
·обеспечение их безопасности
при возвращении в места прежнего
проживания;
·предоставление полной и
объективной информации о ситуациях
в местах их прежнего проживания.
5. В области поддержки и развития
взаимоотношений с соотечественниками
за рубежом содействие контактам и регулярным
встречам на основе семейных связей
·развитие приграничного сотрудничества,
в том числе осуществление
совместных экономических и культурных
проектов, обеспечение соотечественникам
приоритета при осуществлении ими на территории
Российской Федерации трудовой деятельности,
учебы, а также при реализации инвестиционных
проектов;
·содействие улучшению социально-экономического
положения соотечественников
путем заключения Российской Федерацией
с государствами их проживания соответствующих
международных договоров.
6. В области оптимизации внутренних
миграционных процессов и содействия
эффективному использованию трудовых
ресурсов решение проблем занятости
населения и достижение баланса между
использованием внутренних трудовых ресурсов
и привлечением иностранных работников
·обеспечение пропорционального
развития рынка жилья и рынка
труда для стимулирования миграции
рабочей силы;
·разработка механизмов стимулирования
территориального перераспределения
экономически активного населения для
обеспечения сбалансированности региональных
рынков труда;
·определение перспективных
либо не рекомендуемых для
расселения мигрантов территорий
и населенных пунктов;
·разработка мер по созданию новых
и сохранению имеющихся рабочих мест,
а также основных условий жизнеобеспечения
населения в районах с высоким оттоком
населения и критическим состоянием рынка
труда;
·государственная поддержка
переселенцев из неперспективных
населенных пунктов;
·развитие межбюджетных отношений,
формирование федерального бюджета,
бюджетов субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований
на основе учета состояния
рынка труда в отдельных регионах
страны;
·использование ротационной
системы формирования трудовых
ресурсов, применение вахтового метода
в регионах с тяжелыми природно-климатическими
условиями;
·оптимизация внутренней миграции
на основе прогнозов социально-экономического
развития России и Генеральной
схемы расселения на территории
РФ.
7. В области создания условий
для сохранения и дальнейшего
формирования населения в северных,
восточных и приграничных регионах
Российской Федерации
·восстановление экономической
активности организаций, расположенных
на территории Крайнего Севера,
Сибири и Дальнего Востока, за счет
привлечения рабочей силы из других районов
страны;
·стимулирование миграции населения
РФ, а также граждан государств
– Участников Содружества Независимых
Государств и государств Балтии
в северные и восточные регионы
России;
·проведение активной экономической
и градостроительной политики
в указанных регионах, включая
разработку и реализацию инвестиционных
программ, развитие социальной, транспортной
и рыночной инфраструктуры.
8. В области содействия добровольному
переселению соотечественников из
государств – участников Содружества
Независимых государств и государств
Балтии
·содействие в получении
необходимой информации об условиях
переезда, возможности приема, обустройства
и проживания в Российской
Федерации;
·реализация международных
договоров РФ по вопросам регулирования
процесса добровольного переселения и
защиты прав переселенцев, а также заключение
аналогичных договоров с теми государствами
– участниками СНГ и государствами Балтии,
с которыми таких соглашений не имеется;
·разработка и осуществление
комплекса мер по содействию
добровольному переселению в
Россию соотечественников из
государств – участников СНГ
и государств Балтии, а также
лиц, имеющих право на получение
в упрощенном или ином льготном
порядке гражданства Российской
Федерации;
·создание условий для получения
молодежью, проживающей в государствах
– участниках СНГ и государствах
Балтии, образования в России.
20
3.3 Механизм реализации современной
миграционной политики на территории
Российской Федерации
Особенности развития миграционной
ситуации в Российской Федерации
в последнее десятилетие обусловлены
политическими и социально-экономическими
переменами. Правительство России
в этих условиях формирует
активную миграционную политику,
для осуществления которой в
стране была принята «Концепция регулирования
миграционных процессов в Российской
Федерации».
21
Инициатором ее разработки
выступила Федеральная миграционная
служба МВД РФ.
22
В соответствии с Указом
Президента Российской Федерации
от 23 февраля 2002 года
23функции федерального органа
исполнительной власти по миграционной
службе переданы Министерству
внутренних дел Российской Федерации.
В его структуре создано новое
подразделение – Федеральная
миграционная служба МВД России.
Одними из главных ее задач
являются регулирование миграционных
процессов в Российской Федерации и борьба
с незаконной миграцией.
Основная работа по выявлению
незаконных мигрантов и применению
к ним норм об административной
ответственности возложена подразделения
по делам миграции министерств
внутренних дел, главных управлений, управлений
внутренних дел субъектов Российской
Федерации. Структура управления миграционными
потоками на федеральном и региональном
уровнях (на примере Ставропольского края)
показана в Приложении 2.
Федеральные государственные служащие
ФМС МВД России и подразделений по делам
миграции МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской
Федерации уполномочены составлять протоколы
об административных правонарушениях
по статьям Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях
24, предусматривающих ответственность
за следующие правонарушения:
·предпринимательская детальность
без государственной регистрации
или без специального разрешения
(лицензии);
·невыполнение законных требований
прокурора, следователя или должностного
лица, осуществляющего производство по
делу об административном правонарушении;
·заведомо ложные показания
свидетеля, пояснение специалиста,
заключение эксперта или заведомо
неправильный перевод;
·нарушение иностранным гражданином
или лицом без гражданства режима
пребывания в Российской Федерации. В
этом ряду также нарушение должностным
лицом организации, принимающей в Российской
Федерации иностранного гражданина, или
лицом без гражданства, либо гражданином
Российской Федерации правил пребывания
иностранных граждан или лиц без гражданства
в Российской Федерации;
·нарушение правил привлечения
и использования в Российской
Федерации иностранной рабочей
силы;
·нарушение иммиграционных
правил;
·нарушение беженцем или
вынужденным переселенцем правил
проживания;
·незаконная деятельность по
трудоустройству граждан Российской
Федерации за границей;
·неповиновение законному распоряжению
должностного лица органа, осуществляющего
государственный надзор (контроль);
·невыполнение в срок законного
предписания (постановления, представления)
органа (должностного лица), осуществляющего
государственный надзор;
·непринятие мер по устранению
причин и условий, способствовавших
совершению административного правонарушения;
·непредставление сведений (информации);
·осуществление деятельности,
не связанной с извлечением
прибыли, без специального разрешения
(лицензии).
В своей деятельности по
выявлению нарушений иностранными
гражданами или лицами без
гражданства режима пребывания
в Российской Федерации и правил
привлечения и использования в Российской
Федерации иностранной рабочей силы сотрудники
Управления по делам миграции тесно сотрудничают
с другими службами и подразделениями
УВД.
25
Координационным органом, обеспечивающим
согласованные действия органов
исполнительной власти РФ и ее субъектов
по реализации единой государственной
миграционной политики, является Правительственная
комиссия по миграционной политике. При
разработке и реализации государственной
и региональной миграционной политики
органы исполнительной власти Российской
Федерации и органы исполнительной власти
субъектов сотрудничают с международными
организациями, в первую очередь с УВКБ
ООН, МОМ, ОБСЕ/БДИЧ.
В разработке и реализации
государственной миграционной политики
наряду с ФМС России призваны
участвовать следующие федеральные органы
исполнительной власти: Минрегион России,
Миннац России, Минсотрудничество России,
Минюст России, МВД России, Минэкономики
России, Минфин России, МИД России, Минтруда
России, Минздрав России, Минобразования
России, Минкультуры России и другие заинтересованные
органы власти.
26
Для проведения регулярных
проверок мест предполагаемого
скопления нелегальных мигрантов,
таких, как вокзалы, рынки, стройки,
формируются группы из сотрудников
управления по делам миграции,
управления по борьбе с экономическими
преступлениями, паспортно-визового управления,
патрульно-постовой службы, участковыми
инспекторами.
Для реализации государственной
миграционной политики Правительство
Российской Федерации при формировании
проектов федерального бюджета
ежегодно предусматривает средства на
финансирование соответствующих мероприятий.
В настоящее время в ходе
работы Межведомственной рабочей
группы по совершенствованию
миграционного законодательства
Российской Федерации разработан
проект федерального закона «О
внесении изменений и дополнений в Уголовный
кодекс Российской Федерации, уголовно-процессуальный
кодекс Российской Федерации и Кодекс
Российской Федерации об административных
правонарушениях»
27
Миграционная политика учитывает
основные положения Комплексного
плана мероприятий по регулированию миграционных
процессов в Российской Федерации в 1998-2000
годах и Федеральной миграционной программы,
утвержденной Указом Президента Российской
федерации от 9 августа 1994 г. № 1668 «О Федеральной
миграционной программе».
28
Государственная миграционная
политика Российской Федерации
основывается нормах международного
права и международных договорах,
положениях Конституции РФ и
выражается в федеральных законах
и нормативных правовых актах,
договорах и соглашениях между федеральными
органами власти и органами власти субъектов
РФ и в их деятельности. Она также учитывает
опыт миграционной политики ряда зарубежных
государств.
29
Российская Федерация за
последние десять лет стала
участником большинства международных
договоров в той или иной степени затрагивающих
сферу миграции и право на свободу передвижения.
В соответствии с ч. 4 ст. 15
Конституции РФ
30общепризнанные принципы и
нормы международного права и
международные договоры Российской
Федерации являются составной частью
ее правовой системы.
В нее входит международный
Билль о правах человека, который
включает Всеобщую декларацию
прав человека, Международный пакт
о защите гражданских и политических
прав и Факультативные протоколы
к нему. Эти документы образуют
основу для признания и соблюдения прав
человека в контексте международного
права, включающего в себя принцип гуманного
обращения с беженцами, вынужденными переселенцами
и лицами, ищущими убежище. Также следует
отметить документы, к которым Россия
присоединилась, вступая в Совет Европы.
Например, Конвенция о защите прав человека
и основных свобод и протокол №4 (март
1998г.).
Российская Федерация официально
объявила о своем присоединении
к Конвенции о статусе беженцев
и Протоколу, касающемуся статуса
беженцев 13 ноября 1992 г. При этом Россия
взяла на себя абсолютно все обязательства
по Конвенции и протоколу без каких-либо
оговорок.
В целях создания единого
для государств СНГ правового
поля Главами государств Содружества
в 1993 г. было подписано Соглашение
о помощи беженцам и вынужденным переселенцам
уделяется незаслуженно мало внимания.
Даже поверхностный анализ текста показывает,
что правовой потенциал этого документа
до конца не востребован.