Особо
тяжкие преступления
Тяжкие
Убийства
Покушения
на убийства
2001 г.
4439
11235
567
45
2002 г.
3812
7608
439
50
По данным МВД России, в
2002 году по расследованным уголовным
делам было выявлено 29937 человек
– иностранных граждан и лиц
без гражданства, совершивших
преступления, против 28650 человек за
2001 год (больше на 4,5 %).Наибольшее
число преступлений на территории России
за 2002 год было совершено иностранными
гражданами стран, указанных в следующей
таблице.
Страна
Количество совершенных преступлений
Азербайджан
3184
Армения
1099
Беларусь
706
Вьетнам
74
Грузия
1669
Казахстан
1033
Китай
386
Кыргызстан
257
Литва
72
Молдова
2122
Таджикистан
1979
Туркменистан
105
Узбекистан
914
Украина
5749
Из года в год все больше
нарушений правил пребывания
иностранных граждан в России и их
транзисторного проезда. Много острых
проблем создает интенсивный приток в
Россию нелегальных иностранных рабочих.
По экспертным оценкам, они составляют
сейчас до двух миллионов человек. Не занимая
официальных рабочих мест, эти люди негативно
влияют на рынок труда, вовлекаются в теневую
экономику.
16
Интенсивный отток населения
в последнее десятилетие из
северных, восточных и приграничных
районов страны приводит к
сокращению его численности на
этих территориях, богатых сырьевыми
ресурсами. В результате оттока населения
изменяется его этническая структура
в ряде субъектов РФ.
Массовая миграция иностранных
граждан и лиц без гражданства
из государств Закавказья, Центральной
и Восточной Азии и их незаконное
пребывание в ряде районов
Российской Федерации зачастую ухудшают
социальную обстановку, создают базу для
формирования террористических организации
и политического экстремизма, являются
угрозой безопасности Российской Федерации.
Эмиграция на постоянное
место жительства в экономически
развитые страны квалифицированных специалистов,
молодежи с высоким уровнем образования
ведет к ослаблению научного, творческого,
экономического потенциала страны.Основные
потоки интеллектуальной миграции идут
из регионов, обладающих высоким научно-техническим
потенциалом: Северо-западного, Центрального,
Западно-Сибирского экономических районов;
из городов преобладают Москва, Санкт-Петербург,
Новосибирск.
Ориентированы потоки интеллектуальной
эмиграции в настоящее время
на такие страны, как США, Канаду,
Австралию, Израиль, страны Западной
Европы – Великобританию, Германию, Швецию.
Эти страны не только принимают, но и поощряют
иммиграцию высококвалифицированных
кадров, в первую очередь специалистов
в области современных технологий, программистов,
инженеров, врачей, специалистов по естественным
наукам. Причем по временному контракту
на работу уезжает лишь 5-7%, остальные –
на постоянное место жительства. Следовательно,
«утечка умов» в основном носит безвозвратный
характер, что становится тормозом развития
страны. Повышенного внимания требуют
уязвимые группы трудящихся – эмигрантов,
и, прежде всего женщины. Особенно нетерпимыми
являются правонарушения при трудоустройстве
эмигрантов за рубежом, связанные со случаями
незаконного выезда, дискриминации, торговли
людьми.
Подводя итого вышесказанному,
необходимо отметить, что миграционные
потоки в России характеризуются
активным ее вовлечением в
международный и межрегиональный
обмен, увеличением доли семейной
миграции и снижением доли
мигрантов трудоспособного возраста,
низкой степенью приживаемости мигрантов,
совпадением ареалов концентрации внешних
и внутренних мигрантов. Все это приводит
к негативным социальным последствиям:
обострению ситуации на рынке жилья, труда,
увеличению нагрузки на социальную инфраструктуру,
повышению уровня преступности. Такая
ситуация требует разработки и реализации
адекватной миграционной политики, ужесточению
управления и контроля миграционных процессов
государством.
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ.
3.1 Цели, принципы и задачи регулирования
миграционных процессов в России
Целями регулирования миграционных
процессов в России являются
обеспечение устойчивого социально-экономического
и демографического развития
страны, национальной безопасности
РФ, удовлетворение потребностей растущей
российской экономики в трудовых ресурсах,
рациональное размещение населения на
территории страны, использование интеллектуального
и трудового потенциала мигрантов для
достижения благополучия и процветания
Российской Федерации.
Регулирование миграционных
процессов в России основывается
на следующих принципах:
·защита прав и свобод
человека на основе законности
и неуклонного соблюдения норм
международного права;
·защита национальных интересов
и обеспечение безопасности
Российской Федерации;
·сочетание интересов личности,
общества и государства;
·дифференцированный подход
государства к решению проблем
различных категорий мигрантов;
·взаимодействие федеральных
органов власти, исполнительных
органов власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления
с общественными объединениями мигрантов.
Для достижения указанных
целей должны быть решены следующие
основные задачи во внешнеполитической
области:
·защита прав и свободы
российских граждан;
·выработка и реализация межгосударственных
механизмов оказания целевой финансовой
и иной помощи лицам, ищущим временное
убежище на территории Российской Федерации;
·развитие сотрудничества России
с другими государствами в
целях предупреждения и предотвращения
конфликтов, следствием которых является
массовая миграция населения;
·заключение Российской Федерацией
международных договоров и соглашений
о возврате, приеме и транзите
лиц, незаконно находящихся на
территории договаривающихся сторон
(соглашение о реадмиссии), о
борьбе с незаконной иммиграцией, поощрении
двусторонних и региональных диалогов
об урегулировании миграционных вопросов,
приграничной торговле, туризме, культурных,
спортивных и иных поездках, о гарантии
социальных и экономических прав трудящихся
– иммигрантов, содействии реализации
прав соотечественников за рубежом, об
обеспечении их равного с гражданами государства
положения перед законом и уважительного
отношения к их духовным и иным связям
с Россией, об обмене информацией о практике
применения иммиграционного законодательства,
имеющихся проблемах, с которыми сталкиваются
государства при обеспечении защиты иммигрантов,
а также информацией о новых методах иммиграционного
контроля и паспортно-визовых технологиях.
В области науки и информации
предполагается решение следующих
задач:
·дальнейшее развитие фундаментальных
научных исследований, касающихся
социально - экономических, юридических,
психологических основ регулирования
миграционных процессов в России
и мире;
·организация проведения мониторинга
и научного прогнозирования миграционной
обстановки в Российской Федерации;
·исследование и использование
опыта зарубежных государств
по предотвращению и пресечению
незаконной миграции, представляющей
угрозу национальной безопасности
РФ;
·автоматизация и унификация
технологий паспортно-визового, налогового,
таможенного, пограничного и иммиграционного
контроля;
·создание федеральной системы
учета российских юридических
лиц, филиалов и представительств
иностранных юридических лиц, деятельность
которых связана с организацией международного
туризма, приема иностранных граждан для
обучения и лечения, привлечением и использованием
иностранных работников, а также с трудоустройством
российских граждан за рубежом;
·создание федеральной системы
учета иностранных граждан, в том числе
пребывающих в Россию в целях осуществления
трудовой деятельности, а также обучающихся
в образовательных учреждениях Российской
Федерации;
·создание федерального автоматизированного
банка данных дактилоскопической
регистрации иммигрантов, подозреваемых
в совершении уголовных преступлений,
а также совершивших административные
правонарушения;
·формирование общественного
мнения, способствующего эффективной
реализации политики в области
регулирования миграционных процессов
в РФ;
·содействие
средствам массовой информации
в объективном информировании
населения России о проблемах
мигрантов;
·содействие
в получении иностранными гражданами
и соотечественниками за рубежом
необходимой информации об условия
х переезда, трудоустройства и проживания
в России;
·совершенствование
автоматизированных систем сбора
и распространения информации
о социально-экономической обстановке
в целях определения условий
приема и размещения иммигрантов,
о вакантных рабочих местах
в субъектах Российской Федерации, а также
о территориях и населенных пунктах, благоприятных
или не рекомендуемых для их расселения.
3.2 Основные
направления деятельности по
регулированию миграционных процессов
в Российской Федерации
Основными
направлениями деятельности по регулированию
миграционных процессов являются:
1. В области
обеспечения контроля за иммиграционными
процессами в Российской Федерации
разработка и создание единой
системы иммиграционного контроля
на территории России
·совершенствование
деятельности государственных органов
исполнительной власти, осуществляющих
иммиграционный контроль на территории
России, координация их взаимодействия
с органами пограничного и таможенного
контроля;
·активизация договорного процесса
с государствами – участниками
Содружества Независимых Государств
и заключение двусторонних и
многосторонних соглашений в
рамках Содружества, определяющих
ответственность сторон за поощрение
или непротиводействие незаконной
миграции, в том числе незаконной трудовой
миграции, за нарушение границ Содружества,
а также согласование порядка выдачи виз
в пределах Содружества Независимых Государств;
·усиление ответственности
органов исполнительной власти
субъектов РФ за нарушение
миграционного законодательства Российской
Федерации;
·повышение ответственности
руководителей организации независимо
от их организационно-правовой
формы за незаконное использование
иностранных работников;
·предоставление соответствующим
федеральным органам исполнительной
власти иностранным гражданам информации
о правовом положении иностранных граждан
и лиц без гражданства на территории России
и о порядке приобретения гражданства
российской Федерации4
·расширение договорной базы
и обмен с иммиграционными
органами иностранных государств информацией
по проблемам, связанным с незаконной
миграцией, и оп другим вопросам в области
регулирования миграционных процессов;
·обеспечение прав иммигрантов
и контроль за соблюдением
ими своих обязанностей, содействие
добровольному возвращению беженцев
в места их прежнего проживания;
·реализация мер по выдворению
незаконных иммигрантов из Российской
федерации в государства гражданской
принадлежности или постоянного
проживания.
2. В области создания условий
для интеграции вынужденных мигрантов
в России установление квот распределения
по субъектам РФ лиц, признанных беженцами,
и лиц, получивших временное убежище на
территории Российской Федерации
·разработка эффективного механизма
использования средств бюджетов
всех уровней, направляемых на прием
и обустройство вынужденных мигрантов;
·создание условий для социально-бытового
обустройства вынужденных мигрантов,
их интеграции на рынке труда,
вступления на профессиональные
союзы, реализации их конституционных
прав и свобод человека и гражданина;
·развитие взаимопонимания
между местным населением и
переселенцами, обеспечение гармоничного
сочетания прав и интересов
граждан РФ, иностранных граждан
и лиц без гражданства на
территории России, создание социально-экономических
условий для выполнения международных
обязательств Российской Федерации по
приему лиц, ищущих временное убежище
на территории российс4кой федерации,
разработка и реализация специальных
программ по их культурной и языковой
адаптации;
·создание региональных и
межрегиональных систем обмена информацией
о возможностях обустройства вынужденных
мигрантов;
·государственная поддержка
в приоритетном порядке социально
незащищенных категорий вынужденных
мигрантов, а также лиц, прибывших
в Россию в условиях чрезвычайных
обстоятельств, обеспечение сбалансированности
национального рынка труда с учетом принципа
преимущественного трудоустройства граждан
РФ;
·создание условий для легальной
трудовой деятельности иммигрантов,
разработка механизма управления
расселением иммигрантов по территории
страны, исходя из интересов социально-экономического
развития регионов, с учетом потребности
региональных рынков труда и демографической
ситуации;
·привлечение иммигрантов на
временной и постоянной основе
в соответствии с обоснованной
потребностью субъектов РФ;
·разработка мер по содействию
адаптации иммигрантов и интеграции
их в российское общество;
·сотрудничество федеральных
органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти
субъектов РФ и органов местного
самоуправления с переселенческими
и общественными объединениями.
3. В области вхождения Российской
федерации в международный рынок
труда и регулирования экономической
миграции обеспечение взаимодействия
федеральных органов исполнительной
власти и органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
при решении проблем трудовой миграции
путем усиления контроля за привлечением
и использованием иностранных работников
в целях защиты российского рынка труда,
а также обеспечения права российских
граждан на занятие в приоритетном порядке
вакантных рабочих мест в Российской Федерации
·соблюдение работодателями
условий, предусмотренных в разрешениях
на привлечение и использование
иностранных работников, а также
в трудовых договорах (контрактах);
·противодействие нелегальной
трудовой иммиграции и контроль за
уровнем оплаты труда иностранных работников;
·проведение комплексных проверок
законности пребывания иностранных
граждан на территории Российской
Федерации, их трудовой деятельности,
соблюдения ими налогового законодательства;