Монархическая форма правления. Понятие и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 06:29, контрольная работа

Описание работы

В XXI веке вопрос о природе и сущности монархической формы правления не потерял своей актуальности, во все исторические эпохи многие мыслители пытались предложить наилучшую форму построения государства, которая идеальным образом упорядочивает жизнь людей. Некоторые из них (Платон, Аристотель, Дж. Локк, И.А. Ильин, Л.А. Тихомиров и др.) видели выход в усовершенствовании единоличных моделей публичного управления.
Целью данной работы является исследование понятий и признаков монархии как формы правления государства, данная тема не теряет своего значения и в наше время, хотя данная форма правления имеет тысячелетнюю основу (Рим, Китай, государства Древнего Востока…).

Содержание работы

1.Введение...................................................................................................................3
2.Понятие и сущность монархии ……………………………………………..5
2.1Признаки монархии как формы правления ……….……………………6
2.2 Достоинства и недостатки монархической формы правления.............6
3. Виды монархий как формы правления. ……....................................................8
3.1 Абсолютная монархия…………………………………………………...8
3.2 Ограниченная монархия……………………………………………….10
3.2.1 Дуалистическая монархия……………………………………10
3.2.2 Парламентарная монархия……………………………………11
3.3 Исторические виды монархий…………………………………………12
4.Заключение.............................................................................................................17
5.Библиографический список...........................

Файлы: 1 файл

ТГП. Монархическая форма проавления- понятие и виды.docx

— 59.55 Кб (Скачать файл)

В данных условиях согласование многообразных социальных интересов  и потребностей осуществляется не сосредоточением  властных полномочий в руках монарха, а благодаря их разумному распределению  между различными органами государственной  власти, их своевременному реагированию на требования общества, стремлению к  компромиссу основных политических сил. Этот диалог власти и политических партий, движений, отражающих интересы и чаяния населения, может опираться  на национальную традицию, символ единства общества, общность исторической судьбы, олицетворяющихся в личности монарха.

3.2.2. Многие промышленно развитые государства как в Европе (Великобритания, Дания, Норвегия, Бельгия, Швеция, Испания, Голландия и т. д.), так и в Азии (Япония) являются по форме правления парламентскими монархиями.

Парламентарная монархия - более прогрессивный вид конституционной монархии и характеризуется тем, что монарх номинально выполняет свои функции.

В парламентарной монархии король царствует, но не правит; правительство  формируется парламентом из представителей определённых партий, получивших большинство  голосов на выборах, и ответственно только перед ним. Лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мандатов становится главой правительства.

 Законодательные акты  принимаются парламентом и формально  подписываются монархом. В законодательной,  исполнительной и судебной сферах  власть монарха фактически символична. И это объясняет то, что даже  если конституция наделяет его  большими полномочиями (как напр., в Нидерландах, Дании), он не  может ими самостоятельно воспользоваться.  Все исходящие от монарха акты  нуждаются в официальном одобрении  министров. В ряде парламентарных  монархий (Япония, Швеция) монарх по  конституции даже формально не  имеет каких-либо значительных  полномочий.

Парламентская монархия обладает рядом юридических признаков:

- наследственным и пожизненным характером власти монарха;

- монарх царствует, но не правит. Будучи главой государства, он выполняет представительную функцию, является символом государства. Формально обладая властными полномочиями, монарх их самостоятельно не использует, они оказываются "спящими";

- режим взаимодействия  законодательной власти (она сосредоточена  у парламента) и исполнительной (она  находится у правительства) основан  на принципе сотрудничества, а не жестокого разделения;

- правительство сформируется парламентом и ответственно перед ним, то есть ему принадлежит право юридической инвеституры. Формально это делает монарх, однако фактически лидер победившей на выборах партии формирует правительство из числа депутатов своей фракции;

- юридической безответственностью монарха,  выраженной в принципе  контрассигнатуры, когда акты монарха скрепляются подписью премьер-министра или министра, несущего ответственность за него.

Общие черты парламентской  монархии могут приобретать конкретно-исторические формы, обладать национальной спецификой. Это может касаться объема властных полномочий монарха, особенностей его  взаимодействия с парламентом и  правительством.

 Для иллюстрации этих  различий сравним английскую  и испанскую парламентские монархии.

Власть монарха и в  Англии, и в Испании является пожизненной  и наследственной. Причем в этих странах используется кастильская  система престолонаследия, согласно которой престол передается по мужской  линии, а младший брат исключает  старшую сестру. Королевой Англии является Елизавета II из династии Виндзоров, занявшая трон с 1952 г., а королем Испании - Хуан Карлос 1 Бурбон, взошедший на престол после смерти диктатора  Франко в 1975 г.

 Однако природа монаршей власти различна в этих странах. Если в Испании источником государственной власти является народ и власть не носит божественного характера, то в Англии источником власти выступает монарх, "суверен", являющийся одновременно главой англиканской и пресвитерианской Церкви. Именно понятием "суверен" обычно определяют статус монарха в Англии, и он не носит титула главы государства, хотя на практике является таковым, обладая широкими властными полномочиями, большинство которых он реализует "по совету и с согласия" премьер-министра.

В Испании король является главой государства и получает верховную  власть из рук парламента, которому присягает во время коронации. Парламент  Испании (генеральные кортесы) признает неспособность короля осуществлять свои полномочия и назначает законного  наследника или регента в случае несовершеннолетия наследника.

Как глава государства, испанский  король не входит ни в одну из ветвей власти, то есть не обладает функциями  главы исполнительной власти и реальными  полномочиями в сфере законодательной  власти. Он стоит над органами верховной  власти, выступая символом единства и  преемственности государства, арбитром и гарантом эффективного функционирования государственных органов. Монарх Испании  является верховным главнокомандующим, осуществляет право помилования, назначает  послов и дипломатических представителей, с предварительного согласия кортесов объявляет войну и заключает  мир, подписывает международные  договоры, жалует гражданские и воинские должности, награждает орденами и присваивает  почетные звания.

Согласно традиции, монарх в Англии включается в состав парламента кок один из его главных элементов, хотя термином "Корона" обозначаются все органы исполнительной власти, а члены правительства - слугами  Короны. Более того, монарх не может посещать заседания парламента без специального приглашения. Полномочия монарха существуют в форме королевских прерогатив, то есть исключительных прав, не исходящих от парламента. Большинство этих прерогатив существуют номинально. Так, обладая правом абсолютного вето на законы парламента, монарх не пользуется им с 1707 г. Монарх является главнокомандующим вооруженными силами Великобритании, хотя в период военных действий эта функция переходит к премьер-министру.

Однако у монархов Испании  и Англии существует право на роспуск  парламента, которое они осуществляют "по совету и согласию" премьер-министра.

Механизм функционирования государственной власти в обеих  странах довольно схож. Он основан  на принципе парламентаризма, который  предполагает формирование и ответственность  правительства перед парламентом. Номинально король Испании и королева Англии предлагают кандидатуру премьер-министра. Однако этой кандидатурой является лидер  той политической партии, которая  победила на парламентских выборах. Дело в том, что правительство  в парламентских системах эффективно работает, если опирается на доверие  парламента, а это оказывается  возможным в том случае, когда  большинство депутатов являются сторонниками победив шей партии и тем самым одобряют кандидатуру  премьер-министра. Поэтому в парламентской  монархии не существует жесткого разделения властей, а используется принцип  сотрудничества законодательной и  исполнительной властей. В силу этого  в парламентских монархиях реальной и весьма значительной политической властью обладает премьер-министр, поскольку он опирается на поддержку  парламента.

Монархи в Англии и Испании  юридически безответственны. Издаваемые ими акты скрепляются подписями  премьер-министра или министра, ответственного за их реализацию.

 
3.3 Исторические разновидности монархий

В историческом аспекте монархии можно подразделить на древневосточные (восточные деспотии), основанные на азиатском способе производства (Вавилон, Индия, Египет), рабовладельческие античные (например, древнеримская монархия), феодальные (раннефеодальные, сословно-представительные, абсолютные), и буржуазные.

Патриархальная  монархия (традиционная).

Она характерна для традиционных обществ и прямо происходит из развития семейного принципа, традиционный монарх воспринимается как отец своих  поданных.

Патриархальная монархия, так же как и сакральная имеет  один древний обычай – принесение царской жертвы. Царь добровольно приносит себя в жертву во имя спасения своего народа. Серьезность царской жертвы, память о которой сохранялась в сознании людей в течение тысячелетий, наилучшим образом подтверждает царская жертва, принесенная Иисусом Христом – так она и воспринимается в христианском богословии.

Сакральная  монархия – это монархия, где первенствующие функции монарха жреческие. Она нередко связана с патриархальной монархией. Из библейского и римского материала явствует, что глава патриархальной семьи был и семейным жрецом. Сакральные монархии часто связаны с традиционными обществами. Такова сакральная монархия в Древнем и Среднем царстве Египта, где основной функцией фараона была жреческая. Многовековая история сакральных монархий привела к относительной сакрализации любой монархической власти: сложению принципа священности особы царя и даже королевской крови. В Средневековье у французов королевская кровь считалась настолько священной, что даже не законнорожденные королевские потомки признавались принцами крови. И наплодили они этих принцев крови видимо-невидимо. Впрочем, среди них бывали и очень достойные люди. Для монархической традиции это не свойственно.

Древневосточная монархия

Организация  государственной  власти  в  странах  Древнего  Востока (Египет, Вавилон, Ассирия,  Китай,  Индия  и  др.)  называют  восточной деспотией.

Деспотия  -  (греч.  Despotia  -  неограниченная  власть)   форма самодержавной неограниченной власти, реализующаяся зачастую с помощью военно-бюрократического аппарата.

Следует  отметить,  что  деспотическое  правление  в  чистом   виде существовало далеко не во всех странах Древнего Востока и  не  на  всех этапах их развития. Власть правителей древневосточных  государств  была иногда ограничена элементами республиканского правления:        

- в древнем Шумере – избрание правителя  советом  старейшин  и          

 контроль за ним  со  стороны  народного  собрания  и  совета          

 знати;        

 - в древней Индии – наличие Совета царских чиновников  и  даже          

 отдельных государств, основанных  на  республиканской  форме          

 правления.

Сделав, таким образом, оговорку, можно дать  следующее определение: Восточная деспотия – такая форма правления, при  которой  подданные полностью зависят от произвола властей.

Древнеримская монархия  (30г. до н.э. – 476г. н.э.).

Выступавшая в форме империи, имеет  в  своем  развитии два периода:        

- принципат;        

 - доминат.

1) Принципат – (лат. Principatus, от princeps – первый, глава)  форма рабовладельческой монархии,  при  которой  сохранялись  республиканские учреждения, но власть фактически принадлежала одному человеку-принцепсу (первому в списке сенаторов).

2) Доминат  -  (от  лат.  Dominatus  -   господство)   неограниченная монархия, установленная в Древнем Риме со времени императора Диоклетиана (кон. 3 в.).

Феодальная (средневековая) монархия.

Феодальная монархия последовательно  проходит  три  периода  своего

развития:        

 - раннефеодальная монархия;         

- сословно-представительная монархия;        

 - абсолютная монархия.

Раннефеодальная  монархия – как  форма  государственного   правления вырастает непосредственно  из  родообщинных  отношений  у  значительной части   народов   Европы   (Франкское,   Германское,   Англо-саксонское государства, Великое Княжество Литовское).

Раннефеодальное государство  характеризуется следующими признаками:         

- раздробленность территории;         

 - слабость центральной власти;         

 - непрочность государственного устройства;        

 - наличие остатков родового самоуправления.

По мере развития феодальных отношений общинные  земли  подвергались отчуждению и  ранее  свободные  крестьяне  попадали  в  зависимость  от феодалов-землевладельцев, которые выступали уже как носители  верховной власти на своей территории.  У  них  был  свой  суд,  полиция,  войско, сборщики  налогов,  посредством   которых   они   осуществляли   личное властвование на своей  территории  и  защищались  от  нападения  извне. Одновременно формировался аппарат центральной власти,  органы  которого были слиты с аппаратом частной власти крупных феодалов.

Вследствие  завоеваний  слабо   организованных   народов   возникли разновидности раннефеодального государства, носящие название раннефеодальных  империй  (империи  Карла   Великого   и   Чингисхана).

Создававшаяся в центре сильная  власть возглавлялась единым  владыкою  и поддерживалась военной  дружиной  и  народным  ополчением.  Непрочность таких государственных образований обуславливалась тем,  что  феодалы в большей мере были заинтересованы использовать государственную власть  в собственных экономических интересах, а не на благо государства в целом. Поэтому и создавались крупные феодальные   землевладения,   которые становились соперниками центральной власти.

Информация о работе Монархическая форма правления. Понятие и виды