Мусульманская правовая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 23:54, реферат

Описание работы

Цель данной работы заключается в том, чтобы показать всю сложность, многогранность, специфичность такого феномена, как мусульманская правовая система. Она представляет собой совокупность положений порой непонятных и чуждых православному миропониманию. Еще одна особенность состоит в том, что главным источником мусульманского права является Коран – священная книга ислама и всех мусульман.
Исходя из данной цели, можно поставить следующие задачи:
1. Рассмотреть историю образования и развития мусульманского права;
2. Проанализировать источники и выделить структуру мусульманского права;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….…3
1. Основы мусульманского права……………………………………………...….6
1.1. Происхождение мусульманской правовой системы………………………6
1.2. Источники мусульманского права…………………………………..…….10
1.3. Структура мусульманского права…………………………………………14
2. Мусульманское право в мире и в России……………………………………..16
2.1.Функционирование мусульманской правовой системы в странах ислама16
2.2. Действие мусульманской правовой системы на территории Северного Кавказа…..20
2.3. Концепция войны и мира в исламе……………………………………..…..26
Заключение……………………………………………………………………...….30
Список литературы……………………………………………..…………………34

Файлы: 1 файл

мусульманская правовая система (реферат-Леня).docx

— 55.85 Кб (Скачать файл)

«Для того чтобы норма  права была основана на иджме, необязательно, чтобы масса верующих признала ее или чтобы эта норма соответствовала  единому чувству всех членов общества. Коран, Сунна и иджма – 3 источника  мусульманского права, но это источники  разного плана. Коран и Сунна  – основные источники. Исходя из содержащихся в них осн. положений, доктора ислама установили нормы фикха.

Сегодня только некоторые крупные ученые обращаются непосредственно к двум первым источникам. Однако, именно опираясь на эти источники, а также на доктрину, специалисты пытаются найти ответ для решения современных проблем. Этот третий источник мусульманского права – иджма – имеет исключительно большое практическое значение. Только будучи записанными в иджму, нормы права независимо от их происхождения подлежат применению». 

Четвертым источником мусульманского права признаются кийяс, то есть способы  толкования и применения по аналогии норм мусульманского права, закрепленных вышеназванным источниками. Кийяс  не является продолжением, частью первоначальной нормы или Крудуса, а потому образует отдельный источник права.

К числу вторичных источников права, возникших в более поздний  период развития исламских государств, можно отнести закон (нормативно-правовой акт), который сегодня в большинстве  мусульманских страна играет весьма важную роль в социальном регулировании. В нем могут содержаться нормы  не только дополняющие, корректирующие положения первичных религиозно-правовых документов, но и идущие вразрез  с Кораном, Сунной, иджмой. В этом случаи закон вряд ли может считаться  формой мусульманского права. Глубинным  источником исламской правовой системы  является религиозно-правовая доктрина. Именно она обусловила особую логику развития мусульманского права, своеобразие  его формальных источников, их тесную взаимосвязь. В отдельные периоды  истории, например в VIII–X вв., она получила официальное признание, легализацию и выступала в качестве формы права, в другое время, как и сегодня, она уходила на 2 план и оформлялась через иджму, кийяс, закон. Но в любом случаи эта доктрина была и остается основным питательным источником мусульманского права, его корневой системой.

Малозначительную роль в  правовом регулировании играет обычай, если, конечно, он не имеет религиозных  оснований.

Исламские юристы не относят  его к праву и не рассматривают  как его источник. Однако когда  отношения оказываются нерегламентированными  правом, не обеспечиваются юридически, обычай может вступать их регулятором.

 

1.2 Структура мусульманского  права

 

Структура мусульманского права  также имеет существенные особенности, вытекающие из его природы. Оно не подразделяется на общее и частное  право, как в романо-германской системе, или на общее право и право  справедливости, как в странах  англосаксонской семьи. Здесь существуют иные принципы интеграции, связи норм, их структурного объединения. Так, можно  выделить правовые комплексы норм, принципов в соответствии с основными  мусульманскими толками (ритами) –  суннитскими (ханифитскими, маликитскими, шафиитскими, ханбалитскими) и несуннитскими (шиитским, вахбитским, зейдутским, абадитским). Наличие различных ветвей в исламе обуславливает аналогичную дифференциацию в праве, объединение юридических  норм вокруг тех или иных религиозных  течений. Каждый толк, как правило, «обрастает»  определенным комплексом норм, принятых в соответствии с избранными религиозными постулатами. Вместе с тем сохраняется  и отраслевой принцип дифференциации правовых норм, хотя и с некоторыми особенностями. В частности, существует отрасль «право личного статуса», регулирующая семейные, наследственные и некоторые другие отношения; уголовное  право, основанное на различии между  твердо установленными (худуд) и дискреционными (тазир) наказаниями. К весьма жестким  мерам приговаривают за убийство, за прелюбодеяние, за воровство, за ограбление, за употребление спиртных напитков и  др. Деликтное право, устанавливающее  меры уголовно-правовой ответственности; отрасль так называемых властных норм – сфера государственного и  административного; международное  право (сийар).

«Дискреционные наказания  определяются по усмотрению судьи (кади) за любое нарушение закона. Наказания  носят устрашающий характер, предусмотрены  также членовредительские наказания (отсечение рук, ног, четвертование, избиение плетьми, палками и т.д.).

Гражданское право (муамалат) регулирует отношения собственности: владение, пользование, распоряжение, в том числе, отчуждение. Важное место  отводится статусу государственной  собственности и имущества, изъятого из гражданского оборота, переданного  на религиозными или благотворительные  цели (вакф)».

«Все поступки в мусульманском  праве подразделяются на пять основных категорий: обязательные, рекомендуемые, разрешаемые, порицаемые и запрещенные. В основе данной классификации лежат  соответствующие религиозно – нравственные оценки тех или иных актов поведения. Нормы мусульманского права могут  быть также классифицированы (с точки  зрения их общности) на нормы-принципы, сформулированные в виде теоретических  обобщений, и казуальные нормы, возникавшие, как правило, эмпирическим путем (таковы, например, нормы Сунны)» 

 

 

2. Мусульманское право  в мире и в России

2.1 Функционирование мусульманской  правовой системы в странах  ислама

В Иране функционирует  достаточно жесткая система социального  контроля, основанная на исламской  традиции. Закон шариата (мусульманские  императивы, заменяющие уголовный и  гражданский кодексы) суров, а религиозная  нетерпимость и ревностная забота о  чистоте души единоверцев позволяют  компенсировать отсутствие телекамер  – обо всех проступках правоверных  местный мулла узнает от представителей общины (соседей, сослуживцев и членов семьи). Традиционный метод профилактики социальных отклонений в Иране –  репрессии за убеждения. На основе ислама может сформироваться очень жесткая и достаточно эффективная система социального контроля, и как результат – крайне низкий уровень преступности.

На территории Афганистана, контролируемой религиозным движением «Талибан», полностью отменено гражданское судопроизводство. В этой части страны действуют исключительно средневековые нормы права – религиозные догмы (все тот же закон шариата). Талибы практикуют весьма суровые меры наказания преступников. За кражу отрубают руку, за грабеж – руку и ногу, изменившую своему супругу женщину родственники мужа забивают камнями. Экзекуции обычно проводятся на центральных площадях, где преступник, лишенный той или иной части тела, остается истекать кровью. Наказанный таким образом часто умирает от потери крови – к преступнику не отваживаются подойти даже его близкие. Нередко приговор религиозного суда приводят в исполнение родственники потерпевших. Вот зарисовка с натуры: «В пятницу в афганском городе Хост были казнены два человека. После молитвы на городской площади они были расстреляны родственниками своих жертв.

Дур Мохаммад, обвиненный в убийстве своего двоюродного брата, обратился на площади с просьбой о помиловании, но его дядя, отец убитого, прервал покаянную речь выстрелом в голову племянника. За показательными казнями наблюдали 15 тыс. собравшихся жителей Хоста».

Законы шариата применяются  и в Саудовской Аравии, но значительно  более гуманно. Например, если вору отрубают руку, то врач обрабатывает рану и оказывает прошедшему экзекуцию  необходимую медицинскую помощь до полного заживления травмированной части тела. Вообще в этой стране далеко не всех воров делают профессионально  непригодными. Тех, кто задержан за мелкую кражу, обычно наказывают розгами  публично. При повторном задержании можно остаться без руки. Убийство и распространение наркотиков карается отсечением головы. В Саудовской Аравии действует сухой закон. Лиц, замеченных в употреблении спиртного, публично наказывают розгами. Наказание розгами  значительно мягче отсечения  частей тела, но не так уж безобидно: нередки случаи, когда эта экзекуция  заканчивается серьезными увечьями, и даже со смертельным исходом. Весьма распространено в Аравии краткосрочное  лишение свободы (на срок от 6 до 20 дней). Например, задержанного за управление автомобилем в нетрезвом состоянии  подвергают кратковременному тюремному  заключению. Интересно, что если в  автомобиле нетрезвого водителя были пассажиры – их также наказывают (подвергают штрафу). Так в этой стране стимулируют активность граждан  в профилактике правонарушений.

«Обострение внутриполитической обстановки в Ираке вынудило государственного лидера Саддама Хусейна ужесточить и без того весьма суровую систему  воздействия на преступность. Достаточно отметить, что для устрашения своих  оппонентов Хусейн приказывал бросать  противников режима в бассейн  с серной кислотой. Члены правящей партии обязаны регулярно патрулировать  ночами по улицам Багдада и других городов для пресечения преступлений. Патруль вооружен автоматами Калашникова.

С лицами, не подчинившимися патрулю, оказавшими сопротивление  или пытающимися скрыться, там  не церемонятся – соответствующие  инструкции разрешают уничтожать их на месте. Планируя бомбардировать Израиль  снарядами с отравляющими веществами, Саддам Хусейн заявил, что химическое оружие позволяет обеспечивать свою безопасность бедным странам, которым  не по карману изготовление ядерного или высокоточного «гуманного»  оружия». Таким же, вероятно, был  ход его мысли, когда в Ираке  вновь были введены телесные наказания: избиение палками до смерти, отрубание рук ворам, ног – дезертирам (в бедной стране лишь крайне жесткая система воздействия на преступность может быть эффективной). Однако пример Непала ставит под сомнение эту иракскую доктрину: для эффективного разрушения криминального феномена бедным государствам не обязательно прибегать к террору, который может оказаться ужаснее самой преступности.

Когда в 1975 г. 64 страны предоставили в ООН данные об уровне преступности, Непал оказался среди наиболее благополучных государств. Американская исследовательница Фреда Адлер попыталась изучить причины столь низкого уровня преступности в этой горной стране. Главным элементом непальской системы сдерживания преступности является семейная община – род и клан. Королевство Непал – бедная страна, уровень доходов и материального потребления непальцев очень низок. Низка и преступность. Причина этого заключается в относит.социальном равенстве. Конечно, далеко не все непальцы одинаково бедны. Однако патриархальный находится в естественной информ.блокаде, соответственно порокам развитых стран не удалось поразить непальскую молодежь. Сопоставление непальской и швейцарской систем воздействия на преступность показывает, что наиболее действенными элементами социального контроля являются семья и община небольшого населенного пункта. Если развитие культуры в стране идет по пути их разрушения, то никакие жесткие меры не спасут общество от преступности.

В этом смысле поиск путей  защиты первичных ячеек общества от тлетворного влияния технократической цивилизации является одним из наиболее перспективных направлений криминологических  исследований.

 

2.2 Действие мусульманской  правовой системы на территории  Северного Кавказа

В последнее время проблема правового плюрализма оказалась  в центре внимания современных историков, этнографов, ведущих специалистов в  области мусульманского права. Вопросы, связанные с правовым плюрализмом  остро актуальны для Северокавказского  региона, в котором в течение  нескольких веков важное место занимало сложное переплетение трех различных  систем права: адатов (норм обычного права), российского законодательства и  шариата (мусульманского права).

Сегодня, когда Российская Федерация переживает своеобразное «пробуждение» ислама, влекущее за собой вопрос «о перспективах включения  отдельных элементов шариата  в её правовую систему», проблема взаимодействия и соотношения традиционной, обычно-правовой системы карачаевцев и привнесённых относительно недавно (XVIII в.) норм мусульманского права приобретает серьезное политико-правовое значение.

«Изучая нормы карачаевского  обычного права, необходимо иметь в  виду то, что они представляют собой  важнейшие нормативные материалы, позволяющие проследить более ранние правовые явления этноса со времен по настоящее время».

С конца XVIII в. В связи с проникновением на Западный Кавказ ислама в решении отдельных вопросов и правонарушений наряду с адатом стали применяться и нормы мусульманского права – шариата. В «Сведениях о народных преданиях и обычаях горских народов» отмечалось: «Кроме суда по обычаям, горцы с недавних времен ознакомлены с судом шариат, то есть духовным судом, который производится муллою по правилам алкорана».

Однако шариат во многом противоречил нормам обычного права, к  которому горцы издавна привыкли. В связи с этим в наиболее важных случаях карачаевцы предпочитали судиться по адату и лишь по маловажным вопросам обращались к шариату.

Отводя значительную роль шариату, российская администрация  на Северном Кавказе еще больше поддерживала нормы обычного права горцев. Это  объяснялось прежде всего стремлением  ограничить роль мусульманского духовенства  в общественной жизни горцев. Кроме  того, применение адатов в судопроизводстве горцев «давала возможность внести в народные суды начал гражданских  и сблизить их постепенно с порядками  общего судопроизводства». Как известно, российские власти пытались внедрить в правовую систему горцев норму  российского законодательства. Но такие  попытки до поры до времени заканчивались, как правило, неудачно.

Считается, что шариат жестче адатов, но это верно только применительно  к уголовному праву. Здесь шариату  свойственны поистине варварские санкции: отсечение руки за воровство, длительное заточение в яму за многие второстепенные проступки и т.д. Скорее всего, это  связано с тем, что в эпоху  формирования шариата – раннеклассовое время – приходилось применять  особо строгие меры для защиты собственности и обуздания своеволия  личности. Так или иначе, но уголовная  сфера шариата не привилась даже в таких издавна исламизированных регионах, как Дагестан.

Информация о работе Мусульманская правовая система