Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 23:54, реферат
Цель данной работы заключается в том, чтобы показать всю сложность, многогранность, специфичность такого феномена, как мусульманская правовая система. Она представляет собой совокупность положений порой непонятных и чуждых православному миропониманию. Еще одна особенность состоит в том, что главным источником мусульманского права является Коран – священная книга ислама и всех мусульман.
Исходя из данной цели, можно поставить следующие задачи:
1. Рассмотреть историю образования и развития мусульманского права;
2. Проанализировать источники и выделить структуру мусульманского права;
Введение………………………………………………………………………….…3
1. Основы мусульманского права……………………………………………...….6
1.1. Происхождение мусульманской правовой системы………………………6
1.2. Источники мусульманского права…………………………………..…….10
1.3. Структура мусульманского права…………………………………………14
2. Мусульманское право в мире и в России……………………………………..16
2.1.Функционирование мусульманской правовой системы в странах ислама16
2.2. Действие мусульманской правовой системы на территории Северного Кавказа…..20
2.3. Концепция войны и мира в исламе……………………………………..…..26
Заключение……………………………………………………………………...….30
Список литературы……………………………………………..…………………34
В других областях правовой
жизни шариат как упорядоченное раннегосудар
В оформлении мусульманского
брака активную роль играл кадий:
оформлял брачный договор, регистрировал
брак в специальной книге (шнуровой).
Хотя в мусульманском праве
По адатам браки должны были быть изогамны т.е. равно-статусны, шариат же исходит из того, что все правоверные равны перед Богом. По адатам обязательным условием заключения брака является выкуп невесты у ее семьи (в литературе – калым), по шариату же этот выкуп (в литературе – кебин) передается не семье невесты, а ей самой как обеспечение на случай вдовства или развода по инициативе мужа. Эта норма шариата заимствована из древневосточных правовых кодексов точно так же, как соответствующее предписание закавказского армяно-грузинского права внесено из византийского Свода законов императора Юстиниана 1. На практике чаще всего действовал компромисс: часть выкупа принадлежала невесте, часть – ее родне, которая на эти деньги собирала приданое. Но и в таком виде предписание шариата было заметным шагом вперед по сравнению с обычноправовой нормой неприкрытой продажи невесты. К тому же стало распространяться убеждение, что калым является чем-то вроде эквивалента приданого. Адаты грубо ущемляли права замужней женщины, лишая ее доли в общесемейной собственности; шариат ей право на такую долю давал, хотя и в более урезанном, чем для мужчин, виде.
Развод по инициативе женщины адатами, по крайней мере, у части народов региона, не допускался (например, у ингушей), шариатом же допускался, хотя и был затруднительнее, чем для мужчин. Другие личностные права женщины также были для своего времени гуманнее. По адатам прелюбодейку-жену разрешалось не только убить, но и искалечить (хотя это могло повести к кровной мести со стороны ее родни), по шариату она предавалась суду общества, которое, впрочем, также могло лишить ее жизни. Сходным образом обстояло дело с другими домочадцами. По адатам домовладыке разрешалось их убить или продать в рабство, по шариату – только лишить наследства.
Единственное, в чем шариат
усилил подчиненность горянки, –
ужесточение ее сегрегации и отчасти
скрывания. Женщина лишилась права
входить на мужскую половину дома,
посторонний мужчина – на женскую.
Покрывал крестьянки не носили (это
было принято только в крупных
и издавна исламизированных гор
Вообще же, в северокавказских адатах и в шариате, в основу которого некогда легло арабское обычное право, много общего. Само слово адат – обычай – арабского происхождения, хотя большинство арабских народов в этом случае пользуются словом урф.
Не всегда можно с уверенностью
сказать, какие нормы кавказских адатов
Суд по адатам вершился обычно в рамках крупных патрилинейных групп, возникших в результате сегментации и почкования больших (реже малых) семей. В мировой этнологической литературе такие группы называют патрилиниджами (от лат. патер – отец, линеа – линия), в отечественной литературе за ними закрепилось введенное в 1930-х годах название патронимия (от греч. онима – имя). А по шариату суд вершился кадиями, которые в своем большинстве тоже были престарелыми людьми и считались «почетными стариками». Поэтому (хотя и не только по этой причине) у всех народов когда-то существовала геронтотимия – почитание стариков.
Как бы ни относиться к народным
и конфессиональным традициям, этическим
ценностям и юридическим
Таким образом, анализ соотношения
адата, шариата и российского
законодательства в правовой истории
карачаевского народа позволяют
сегодня сделать вывод о том,
что продолжительное
2.3 Концепция войны и мира в исламе
Исламская концепция войны
и мира нашла выражение в учении
о джихаде. Слово «джихад» переводится
с арабского как «усердие в
вопросах веры», «старание», «напряжение
усилий». «Ложной и противоречащей
Корану и Сунне пророка является
трактовка «джихада» отдельными
экстремистскими
Коранические предписания
относительно джихада носят противоречивый
неоднозначный характер, обусловленный
спецификой деятельности Мухаммада
в мекканский и мединский периоды.
Коран предписывает: 1) не входить
с многобожниками в конфронтацию
и приобщать их к вере мирными
средствами; 2) вести с противниками
ислама оборонительную войну; 3) нападать
на неверных, исключая «священные месяцы»;
4) нападать на них повсюду и в
любое время. Эти установки создают
почву для многообразных
«Джихада руки» как применения наказаний к преступникам и нарушителям норм морали и «джихада меча», трактующегося как вооруженная борьба с противниками ислама. Борцам за веру – муджахидам–уготовано вечное блаженство в загробном мире. Джихад во имя морально-нравственного самоусовершенствования объявляется «большим джихадом», а война с неверными – «малым».
Идея джихада была генетически
связана с практикой набегов,
широко распространенной в кочевой
среде доисламской Аравии. В период
оформления исламской государственности
джихад стал знаменем завоевателей. В
период существования халифата, объединившего
различные народы, конфессии и
регионы, концепция джихада была
дополнена детальной
Религиозная политика на завоеванных территориях, проводившаяся в эпоху раннего ислама, определялась в основном прагматическими соображениями. Перед выбором «меч или ислам» ставились только язычники. В то же время последователи монотеистических религий – христиане и иудеи – не стояли перед столь жесткой альтернативой. Они могли стать «покровительствуемой группой», члены которой продолжали уплачивать, как и до арабских завоеваний, подушную подать и при этом сохраняли свое вероисповедание. От подушной подати освобождались принявшие ислам. Некоторые мусульманские правители не поощряли переход новых подданных в ислам, поскольку это приводило к сокращению поступлений в государственную казну.
Мусульманские теоретики
на протяжении веков разрабатывали
нормы взаимоотношений между
мусульманами и не мусульманами в
период войны и в мирное время.
Был составлен свод правил, связанных
с освобождением от ведения джихада.
От участия в войне за торжество
веры освобождались люди, не имевшие
необходимой экипировки и вооружения,
выдающиеся религиозные авторитеты,
те, кто не заручился согласием
родителей на участие в джихаде,
должники, не получившие разрешения кредиторов.
Правила джихада ограничивали действия
муд-жахидов в стане
Свод правил, касающихся
концепции джихада и