Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 23:54, реферат
Цель данной работы заключается в том, чтобы показать всю сложность, многогранность, специфичность такого феномена, как мусульманская правовая система. Она представляет собой совокупность положений порой непонятных и чуждых православному миропониманию. Еще одна особенность состоит в том, что главным источником мусульманского права является Коран – священная книга ислама и всех мусульман.
Исходя из данной цели, можно поставить следующие задачи:
1. Рассмотреть историю образования и развития мусульманского права;
2. Проанализировать источники и выделить структуру мусульманского права;
Введение………………………………………………………………………….…3
1. Основы мусульманского права……………………………………………...….6
1.1. Происхождение мусульманской правовой системы………………………6
1.2. Источники мусульманского права…………………………………..…….10
1.3. Структура мусульманского права…………………………………………14
2. Мусульманское право в мире и в России……………………………………..16
2.1.Функционирование мусульманской правовой системы в странах ислама16
2.2. Действие мусульманской правовой системы на территории Северного Кавказа…..20
2.3. Концепция войны и мира в исламе……………………………………..…..26
Заключение……………………………………………………………………...….30
Список литературы……………………………………………..…………………34
Созидательные мирные аспекты джихада выдвигаются на первый план, когда стоит вопрос о мирном решении конфликтов, борьбе за разоружение и международную безопасность.
Но, все же, в исламе право объявления и ведения «священной войны» т.е. войны в целях отражения агрессии и защиты свободы вероисповедания, принадлежит только государству! Отдельные граждане, общественные и религиозные организации таким правом не обладают.
Заключение
На основании анализа исследуемых источников можно сделать следующие выводы.
Как система норм выражающих
в религиозной форме волю феодально-религиозной
знати, санкционируемых и
Мусульманское право – это единая исламская система социально-нормативного регулирования, которая включает как собственно юридические нормы, так и религиозные и нравственные постулаты, а также обычаи. Так, мусульманское право определяет молитвы, которые правоверный должен читать, посты, которые он должен соблюдать, милостыни, которые он должен подавать, и паломничества, которые он должен совершать. Мусульманское право в том или ином объеме действует во многих странах от западной оконечности Африки до тихоокеанских островов. По разным подсчетам, в мире проживает от 750 до 900 млн. человек, исповедующих ислам. Они составляют большинство или значительную часть населения более чем пятидесяти государств.
Закон в современном западном понимании как акт, изданный компетентной властью, не существует в мусульманском праве. Теоретически только Аллах имеет законодательную власть, а земные правители не обладают полномочиями создавать право, законодательствовать. В действительности единственным реальным источником мусульманского права служат труды древних ученых-юристов.
Коран – собрание изречений Мухаммеда, составлен
Он состоит главным образом из положений нравственного характера, носящих слишком общий характер, чтобы иметь точность, конкретность и определенность юридических норм. Коран учит мусульманина, например, высказывать сострадание слабым и неимущим, честно заниматься предпринимательством, не предлагать взятки судьям, уклоняться от ростовщичества и азартных игр. Однако в Коране не указывается, каковы правовые санкции за нарушение этих заветов. Содержащиеся в нем правила касаются в основном молитвенных ритуалов, поста и паломничества. Даже в тех случаях, когда Коран затрагивает проблемы права в собственном смысле, относящиеся, например, к семейным отношениям, он не предлагает единой системы общих правил, а лишь дает решение нескольких вопросов, которымиМухаммед занимался, будучи судьей.
Вторым по значимости источником права является Сунна – собрание преданий о пророкеМухаммеде, о его бытии и поведении, своего рода итог толкования Корана в первые десятилетия после смерти пророка, отразивший политическую и религиозную борьбу вокруг его наследства.
Третьим источником мусульманского права служит так называемая иджма – согласованное заключение древних правоведов, знатоков ислама, об обязанностях правоверного, получившее значение юридической истины, извлеченной из Корана или Сунны.
Считается также источником мусульманского права аналогия (кияс) – правила применения к новым сходным случаям предписаний, установленных Кораном, Сунной илииджмой, причем иджма имеет куда более важное значение по сравнению с другими источниками.
На территории России проживает
около 40 народов, религией которых исторически
является ислам. При этом численность
мусульманских народов в
Происходящие в современном мире процессы приобретают особое значение в России, где ислам имеет глубокие исторические корни и где в настоящее время активизируется мусульманская деятельность. Проблемы формирования рыночной системы вызывают у российской мусульманской общины потребность в переосмыслении традиционных подходов к понятиям общественного прогресса, социальной справедливости. Исламский фактор должен стать важной составной частью межгосударственных отношений России с мусульманскими странами в целях укрепления её безопасности и защиты национальных интересов.
Система мусульманского права
отличается от других правовых систем
своеобразием, неповторимостью источников,
структуры, терминов, конструкций, понятием
нормы. Если европейские юристы под
нормой права подразумевают
По содержанию нормы мусульманского
права также существенно
Данная работа слишком мала, чтобы полностью осветить проблему исламского мира. Конечно, сейчас происходит много такого, что отнюдь не повышает авторитета ислама и шариата. Не стоит большого труда найти примеры грубого нарушения прав человека, исламского терроризма, актов агрессии, крайнего фанатизма и религиозной нетерпимости.
Но тот, кто видит в шариате только насилие и жестокость, тот попадает в ловушку и сам как бы становится фанатиком ислама со знаком минус, экстремистом по отношению к шариату, взваливая на него чужие грехи и проявляя тем самым неуважение не только к шариату, но и к миллионам мусульман.
В конечном счёте, современная роль мусульманского права зависит то того, будет ли сделан акцент на те его стороны, которые соответствуют нашему времени, а значит, отвечают интересам современного человека, отражают идеи, близкие как мусульманам, так и другим народам. Если это произойдет, то шариат будет принадлежать не только истории, но и будущему.
Библиография
1. Абрашитов В.К. Источники мусульманского права и основные аспекты их содержания // Новая правовая мысль. – 2005. – №1. с. 62.
2. Ацамба Ф.М. / История религии в 2-х кн. Кн. 2. 2004. с. 619.
3. Барковская Е.Ю. Мусульманское право и правовая культура. – М., 2001. с. 8.
4. Буянский С.Г. шариат принадлежит не только истории, но и будущему // История государства и права. 2000. №1. с. 25.
5. Володина Н.В. Ислам: проблемы идеологии, права и политики // Социальные гуманитарные знания – 2002 – №6 с. 116.
6. Володина Н.В. Государственно-
7. Гаврилов В.В. Взаимодействие международной и национальной правовых систем и правосознания // журнал Российского права. – 2006 – №2 с. 131–139
8. Герасимова А.С. Афганская женщина в семье и обществе // Восток. 2006. №2. с. 97
9. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. – М.: Международные отношения, 2003. – с. 312
10. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления - М., 1999. с. 136.
11. Зубарев А. Правосудие по-саудовски // Красная звезда. 1996. 16 октября.
12. Каневский К. Социальная программа российских мусульман: Ислам и светское государство // Российская юстиция. 2003. №4. с. 59.
13. Керимов Г.М. Шариат: закон жизни мусульман. – М., 1999. с. 17.
14. Магаяева П.И. // История государства и права. 2005. №1. с. 17.
15. Магомедов И.А. Особенности мусульманского семейного права // Известия высших учебных заведений Северного Кавказского региона. 2005. №1. с. 98.
16. Максименко В.А. Категория прав человека в мусульманском праве // Вестник московского университета. 2002. №2. с. 34.
17. Петров Л. Обычное право и закон на Кавказе // Кубанские областные ведомости. 1901. №1. с. 13.
18. Самиге А. Мусульманское право в мире и в России // Право и политика. 2004 – №5 с. 147.
19. Сырых В.М. – М.: Юридический Дом, Юстицинформ, 2001. с. 506
20. Сюкияйнен Л. Шариатское правосудие // Отечественные записки, 2003, №2 с. 329.
21. Цмай В.В. Основные этапы становления концепции мусульманского права // История государства и права. 2005. №1. с. 61.
22. Черданцев А.Ф.теория государства и права – М.: Юрайт, 2002, с. 406
23. Чукуров А.В. В Афганистане стать палачом может родственник жертвы // Комсомольская правда. 1996. 20 февраля.