Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 22:21, курсовая работа
источники мусульманского права
Введение
1. Источники мусульманского права
1.1. Коран и сунна
1.2 Иджма
1.3 Кияс
2. Классификация преступлений и наказаний в исламе
2.1 Преступления категории хадд
2.2 Преступления категории кияс
2.3 Правонарушения, категории тазир
Заключение
Список используемой литературы
4. По преданию, Ибн Аббас и Акрама утверждали, что эти буквы есть «буквы клятвы» так же, как и «Имя Аллаха», которым он поклялся.
Причина того, что Аллах поклялся этими буквами, кроется в том, что им придается особое значение и величие, поскольку в них выражены несравненное великолепие и недосягаемая высота Аллаха, а также все тайны сотворенного мира. Имам Али ибн Муса ар-Риза, согласно преданию, говорил: «Воистину, Коран был написан теми же буквами, которыми каждодневно пользуются все арабы». Аллах Достославный и Всемогущий сказал: «Скажи, [о Мухаммад]: "Если бы объединили усилия люди и джинны, чтобы сочинить нечто, подобное Корану, это им бы не удалось, если бы даже они и помогали друг другу"»21 .
Сунна (араб. "обычай", "практика", "предание", "закон") - зафиксированные на письме поступки и высказывания пророка, а также выраженное им молчаливое одобрение слов или поступков других людей. Сунна - второй после Корана источник мусульманской традиции и права. Её составляют рассказы (хадисы), которые сперва передавались устно, а в VIII-IX вв. были записаны и сведены в сборники. Существует шесть признаваемых суннитским исламом сборников хадисов. Каждый хадис состоит из двух частей: иснад - цепочка передатчиков информации и матн - собственно текст предания.
Хадисы Сунны делятся
на четыре группы. В пророческих
хадисах Мухаммад предсказывает
различные политические события
и связанные с ними бедствия. Пока
были живы соратники Мухаммада
1.2 Иджма
Иджма- (араб. – «единогласие», «единодушное мнение») – один из четырех основных источников мусульманского права 22. Под иджмой понимается установленное на данный момент единодушное мнение крупнейших авторитетных знатоков фикха по вопросам, однозначно не урегулированным Кораном и Сунной. В составе мусульманского права выделяют две группы взаимосвязанных норм, первую из которых составляют юридические предписания Корана и Сунны, а вторую – нормы, сформулированные на основе иджмы, и умозаключения по аналогии (кияс). В качестве основополагающих рассматриваются нормы первой группы. Авторитетом при этом пользуются единогласные решения сподвижников Мухаммада, поскольку при жизни пророка все спорные вопросы решались при его посредничестве и фиксировались в хадисах, а после его смерти в 632 г. четыре первых «праведных» халифа, Умар, Усман и Али ибн Аби и другие сподвижники, решая конкретные споры, обращались к Корану и Сунне 23. Вначале решения по таким вопросам выносились сподвижниками по единогласному мнению, формировавшемуся после консультаций с крупнейшими правоведами. Однако традиция связывает возникновение понятия «иджма» с деятельностью «семи факихов Медины», живших во второй половине VII в. Положение об иджме как об одном из источников фикха было сформулировано Мухаммадом аш-Шафии, однако в это понятие он вкладывал только то, что было выработано мединскими факихами. Абу Ханифа же выдвинул мнение, что иджмой можно считать единогласное мнение любой авторитетной группы. Ибн Хазм признавал только решения сподвижников пророка. Некоторые же правоведы считали иджмой единое мнение только четырех «праведных» халифов. Считается, что она выражает мнение всей общины мусульман. По существу, концепция иджмы лежит в основе признания ведущими мусульманскими правовыми толками системы источников фикха, причем в каждом из толков складывается собственная иджма, которая отражает учение его ведущих представителей и является гарантией правильности их выводов.
Выделяются разные категории иджмы: общее решение, принятое при гласном обсуждении; не обсуждавшееся решение, вытекающее из одинаковых решений и действий при одинаковых обстоятельствах; решение одного человека, ставшее известным всем и против которого не было сделано каких-либо возражений. Ханафиты признавали единогласное мнение только тех сподвижников, хадисы которых они считали достоверными, а также общие решения, исходящие от местных муджтахидов. Часть их также признавала решение одного человека. Маликиты признавали только две первые категории. Шафииты признавали иджму по тем же критериям, однако расценивали ее как дополнение к Корану и Сунне, а не как самостоятельный источник права. Ханбалиты принимали все три категории мединских муджтахидов, присоединяя к этому их отдельные высказывания и рассматривая все это как единый источник. Таким образом, только в ханафитском мазхабе иджма стала правотворческим институтом.
В целом же иджма позволяет мусульманским правоведам обосновывать введение новых норм фикха на основе иджтихада, по-новому толковать предписания Корана и Сунны и даже заменять отдельные предусмотренные ими правила поведения другими, сформулированными рациональным путем. Поэтому в настоящее время иджма рассматривается в качестве важного инструмента реформ, приспособления фикха к потребностям современного общества.
1.3 Кияс
Одним из наиболее спорных источников мусульманского права, вызывающим острые разногласия между разными направлениями, был кияс - решение правовых дел. Согласно киясу правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кияс не только позволял быстро урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал освобождению шариата в целом ряде моментов от теологического налета24 .
Как дополнительный источник права шариат допускал и местные обычаи, не вошедшие непосредственно в само мусульманское право в период его становления. При этом признавались правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе, а также у многочисленных народов, покоренных в результате арабского завоевания или подвергшихся в более позднее время влиянию мусульманского права , в частности у народов, населяющих нашу страну 25.
2. Классификация преступлений и наказаний в исламе
2.1 Преступления категории хадд
Безопасность и стабильность – основные потребности человека, не менее важные, чем пища и одежда. Лишенный безопасности и постоянства, он вряд ли сможет спокойно выполнять ежедневные дела, и уж тем более развиваться, совершать открытия, подниматься на новую ступень цивилизации.
С первых же дней жизни на земле человек осознавал всю важность безопасности. По мере формирования и эволюции человеческого общества, это осознание выражалось в образовании государств и установлении законов26.
Закон ислама, напротив, был ниспослан пророку Мухаммаду завершенным, как часть конечного послания человечеству. Ислам пришел с безупречной системой законов, учитывающих как мельчайшие изменения общества, так и постоянство человеческой природы. Ислам установил окончательный вид наказания для определенных преступлений, неподвластный влиянию времен.
Убийство человека – это один из самых страшных грехов в Исламе. Относительно этого Всевышний Аллах определяет в аятах виды убийства и наказание убийцам. Ислам делит убийства на две категории:
1. Непреднамеренное убийство.
2. Преднамеренное убийство.
Ислам не оставляет преступление без наказания и наказывает виновного в зависимости от тяжести совершенного преступления.
Большинство современных исследователей мусульманского деликтного права понимают под хадд ответственность за деяния, которые, во-первых, посягают только на интересы всей общины и во-вторых, влекут наказания, либо однозначно определенные Кораном или сунной, либо нормативно точно установленные правоприменительной практикой "праведных" халифов. Однако мусульманские ученые-юристы не единодушны в том, какие конкретно правонарушения должны быть включены в данную категорию преступлении. Большинство исследователей полагают, что к ним относятся семь наиболее опасных общественных деяний - прелюбодеяние, употребление спиртных напитков, кража, разбой, недоказанное обвинение в прелюбодеянии, вероотступничество и бунт.
Исследователи мусульманского деликтного права единодушны в отнесении кражи к преступлениям, за которые Кораном установлена строго определенная мера наказания: "Вору и воровке отсекайте их руки в воздаяние за то, что они приобрели, как устрашение от Аллаха. Поистине, Аллах - великий, мудрый! А кто обратится после своей несправедливости и исправит, то Аллах обратится к нему. Поистине, Аллах - прощающий милосердный!"27 . Столь суровая кара за кражу объясняется тем, что она посягает на собственность - одну из пяти охраняемых исламом ценностей.
Мусульманско-правовая теория
разработала строгие
Хадд считалось умышленное и тайное хищение, а открытое присвоение чужого имущества не наказывалось столь строго. Кроме того, относительно места нахождения похищенного имущества в момент кражи и права собственности на него не должно было быть шубха. Для наказания кражи отсечением руки само похищенное имущество должно отвечать ряду требований. Так, его стоимость не должна быть ниже определенного минимума, который. согласно выводам различных толков, устанавливался в сумме от 1/4 до 1 динара. Далее, данное имущество должно быть "разрешено" для мусульман и продаваться на рынке. Поэтому кража вина или свинины, запрещенных исламом к употреблению, не считалась преступлением хадд. Кроме того, ханифиты исключали отсечение руки за хищение скоропортящихся продуктов и рукописных экземпляров Корана, а также так называемых разрешенных предметов - рыбы, выловленной в естественном водоеме, или дичи, подстреленной на охоте в диком лесу. В отличие от них шафииты не делали изъятия для последней категории вещей29.
При наличии всех отмеченных условий преступник наказывался отсечением правой руки. За вторую кражу, по общему мнению, полагалось отрубить левую ногу. В случае совершения аналогичного преступления в третий раз шафииты требовали отpyбить левую руку, а в четвертый - правую ногу. Однако, согласно выводам большинства толков, начиная с третьей кражи преступник наказывался по усмотрению судьи, которому рекомендовалось выбрать лишение свободы либо смертную казнь, если вор не исправляется. При участии в краже нескольких лиц все они несут одинаковую ответственность.
Прелюбодеяние
К числу наиболее опасных
преступлений мусульманско-правовая теория
относит прелюбодеяние -
В соответствии с преданием, для доказательства совершения прелюбодеяния необходимы показания четырех свидетелей. Причем последователи ханифитского толка принимали показания только мужчин и лишь в течение года с момента преступления. Интересно отметить, что в настоящее время в Саудовской Аравии практически не встречаются случаи прелюбодеяния, доказанного свидетельскими показаниями, и суд применяет наказание за это преступление только на основе признания30 .
Интересно отметить, что муж, ложно обвинивший в прелюбодеянии свою жену, сам не привлекается к ответственности за такое преступление. Если он утверждает, что жена родила ребенка не от него и повторяет свое обвинение пять раз, то жена должна быть наказана за прелюбодеяние.
Однако, если она, в свою очередь, пять раз поклянется Аллахом в том, что ребенок рожден от мужа, то отцом ребенка признается муж, но брак расторгается навсегда.
Анализируя Коран, мусульманские правоведы установили, что ответственность за разбой может нести лишь совершеннолетний мужчина-мусульманин, находящийся в полном рассудке, причем только в том случае, если жертвой преступления явился мусульманин же, а захваченное имущество находится в его собственности или законном владении. Преступник и жертва не должны находиться в родственных отношениях.
По мнению шафиитов, если разбой сопровождается убийством и захватом имущества, то преступник наказывается смертной казнью и распятием: при убийстве без присвоения имущества - смертной казнью; при лишении путника имущества без убийства- четвертованием и при простом устрашении без убийства и овладения его имуществом - высылкой или лишением свободы по усмотрению правителя.
Представители ряда других школ мусульманского права считали, что имам вправе выбрать любую из предлагаемых Кораном мер, включая и смертную казнь, если того требуют интересы общины, для наказания преступников, совершивших любой вид разбоя. Однако, по единогласному выводу всех толков, если разбой сопровождался убийством, то правитель обязан применить смертную казнь, и не может помиловать преступника, поскольку такое убийство в отличие от обычного посягает на права общины. Причем если в преступлении участвовало несколько лиц, то все они подлежат смертной казни.
Резко отрицательное отношение ислама к употреблению спиртных напитков, как отмечают современные исследователи, объясняется тем, что такое действие посягает на интеллект, представляющий собой одну из защищаемых исламом ценностей и без которого немыслима вера в Аллаха. Вместе с тем, порицая в ряде своих стихов употребление алкогольных напитков, Коран не предусматривает определенного наказания за этот грех.
Большинство исследователей
считают, что точная мера наказания
за употребление спиртного основана
на преданиях Пророка, решениях его
сподвижников и в дальнейшем получила
единодушное одобрение
В качестве доказательства совершения этого преступления учитывались свидетельские показания, признание виновного, а также внешние признаки опьянения. Причем определенное сунной наказание применялось только за сознательный грех. Если же опьянение явилось результатом случайного употребления спиртного по причине добровольного заблуждения или было вынужденным (например, спиртной напиток выпит в результате насилия, в лечебных целях или для утоления мучительной жажды ради сохранения жизни), то виновный освобождался от подобного наказания.
Мусульманская уголовно-правовая
теория рассматривает смуту или
бунт, представляющие собой выступления
против правителя или попытку
государственного переворота, в качестве
одного из наиболее опасных преступлений,
влекущих жестокое наказание. Среди
мусульманских правоведов нет единства
относительно места этого преступления
в общей классификации