Мусульманское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

источники мусульманского права

Содержание работы

Введение
1. Источники мусульманского права
1.1. Коран и сунна
1.2 Иджма
1.3 Кияс
2. Классификация преступлений и наказаний в исламе
2.1 Преступления категории хадд
2.2 Преступления категории кияс
2.3 Правонарушения, категории тазир
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 64.11 Кб (Скачать файл)

Вероотступничество, язычество  и богохульство представляют собой  разновидности одного преступления - измены исламу, по поводу которого мусульманские  ученые-юристы занимают несовпадающие  позиции. Согласно наиболее распространенному  взгляду, оно относится к правонарушениям, за которые мусульманским правом установлена строго определенная мера наказания и которое влечет смертную казнь.

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Преступления категории  кисас

 

Обратимся ко второй группе правонарушений, которую выделяет приведенная  выше классификация, отстаиваемая большинством современных исследователей мусульманского деликтного права. В нее включаются преступления, за которые шариат устанавливает точную санкцию - кисас, означающую, по общепринятому определению, "возмездие", т. е. наказание, "равное" по тяжести совершенному противоправному деянию.

Основными преступлениями данной категории считаются убийство и  телесные повреждения необратимого характера.

Предусматривая высшую меру наказания за данное преступление, мусульманское право допускало  возможность пострадавшей стороне  выбрать одно из трех - смертную казнь, прощение преступника или принятие от него выкупа за кровь - дийа. Право такого выбора предоставляется наследникам убитого, и виновный может быть наказан только по их ясно выраженному желанию. В случае прощения виновного смертный приговор не может быть вынесен и заменяется выкупом за кровь - дийа 31. Выкуп за кровь при убийстве свободного мусульманина устанавливался традиционным мусульманским деликтным правом в размере 100 верблюдов или их денежного эквивалента, а за женщину полагалось выплатить вдвое меньшую сумму.

Допускалось, впрочем, прощение преступника и без принятия дийа. Более того, по мнению всех крупнейших мусульманских правоведов, прощение преступника, совершившего умышленное убийство, предпочтительнее его наказания.

Если наследники убитого  настаивают на казни убийцы, то для  приведения смертного приговора  в исполнение преступник и его  жертва должны по своим субъективным качествам отвечать ряду установленных  мусульманским правом условий, среди  которых основное значение придается  равенству между ними в отношении  пола, веры и социального положения. Мусульманин наказывается смертной казнью за убийство мусульманина, но не несет подобной ответственности за лишение жизни немусульманина или лица, изменившего исламу.

Что же касается немусульманина, убившего мусульманина, то история знает случаи наказания подобного преступления смертной казнью по кисасу. Ханифиты допускали смертную казнь за убийство представителей иных религий, если они живут на территории мусульманского государства, не ведут вооруженной борьбы против мусульман и соблюдают условия договора, регулирующего их отношения с властями.

Если субъектная сторона  преступления соответствовала указанным  требованиям и наследники убитого  настаивали на смертной казни, то убийца не мог избежать этой меры наказания. Если хотя бы один из них в силу, своих личные качеств не мог быть казнен либо действовал неумышленно, то все соучастники убийства, по принципу "кисас не делится", освобождались от этой меры наказания, которая заменялась уплатой выкупа за кровь -- дийа. Аналогичная санкция применялась во всех случаях, когда личные данные убийцы вызывали "сомнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Правонарушения, категории  тазир

 

Теория мусульманского деликтного права определяет тазир в качестве наказания, точно не установленного Кораном, сунной или единогласным мнением муджтахидов и применяемого за совершение правонарушений, которые могут затрагивать как "права Аллаха", так и частные интересы. В отличие от преступлений предыдущих двух категорий, ответственность за которые определяется с учетом лишь объективной их стороны, меры наказания за совершение иных проступков варьируются в зависимости не только от их объективных, но и субъективных сторон. Такие меры наказания и именуются тазир. Мусульманские правоведы подчеркивают, что принципиальная возможность такого вида наказания основывается на отдельных положениях Корана, многих преданиях и подтверждается единогласным мнением муджтахидов 32.

Тазир применялся в нескольких случаях. Прежде всего, согласно выводу крупнейших правоведов, им наказывались правонарушения, за которые мусульманское право не устанавливает точных санкций хадд или кисас, а также религиозного искупления каффара как единственной санкции.

Здесь имеется в виду, например, неисполнение некоторых религиозных  обязанностей, представляющее собой  посягательство на "права Аллаха"; нанесение любого материального  ущерба отдельным лицам, в частности, нарушение обязательств по сделкам, неуплата выкупа за кровь, обмеривание, обвешивание и мошенничество, взяточничество и растрата средств казны или  сирот; умышленное вынесение неправомерного судебного решения и лжесвидетельство; нарушение правил поведения в  общественных местах, особенно касающееся интересов и морали женщин; притеснение  подданных или произвол по отношению  к подчиненным, шпионаж; отрицание  основополагающих выводов мусульманской  догматики и колдовство.

Тазир может применяться и за совершение преступлений, влекущих в принципе строго определенное наказание хадд или кисас, либо религиозное искупление каффара, когда данные санкции, как уже отмечалось, не могут быть наложены в силу "сомнения", например, если объектом кражи выступает вещь дешевле установленной для отсечения руки.

Покушение на совершение одного из указанных преступлений мусульманско-правовая наука расценивает как самостоятельное  правонарушение, влекущее тазир. В некоторых случаях аналогичная санкция применялась и за соучастие в преступлениях категорий хадд и кисас. Например, если в совершении кражи вместе с посторонними принимал участие и слуга хозяина дома, то он не подвергается отсечению руки, а если он являлся соисполнителем кражи, то все преступники наказывались тазиром, поскольку имелось "сомнение" в субъекте преступления. Кроме того, лицо, скрывавшее вора, разбойника или убийцу, также подвергалось тазиру, как правило, в виде телесного наказания и лишения свободы33 .

В качестве меры исправительного  наказания и предупреждения, тазир мог быть применен также в случае прощения лица, совершившего преступление - кисас.

Широко применялось в  качестве меры наказания причинение правонарушителю материального, имущественного ущерба путем конфискации, наложения  штрафа и даже уничтожения имущества34 .Характерная особенность тазира заключается в том, что он не представляет собой систему строго установленных формально определенных санкций за конкретные проступки, и правоприменительный орган может достаточно гибко выбирать вид и размер наказания в зависимости от характера проступка и личности виновного. В случае необходимости одновременно используются несколько видов тазира, например, телесное наказание сочетается с высылкой. Причем избранное наказание не обязательно должно иметь жесткие рамки и во многих случаях применяется до тех пор, пока нарушитель не раскается или не исправится - уплатит долг, выполнит религиозную обязанность, которой он ранее избегал, и т. п

 

 

 

 

 

Заключение

 

Историческая роль мусульманского права определяется в первую очередь характером господствующих в той или иной стране классовых сил. Она несет на себе отпечаток феодальной правовой формы с ее неопределенностью и запутанностью, что обусловливает плюрализм и противоречивость содержания как системы в целом, так и многих отдельно взятых норм. Поэтому существуют объективные основания для акцента как на пережиточных, так и на относительно прогрессивных элементах мусульманского права. Тот факт, что наука мусульманского права сформировалась и стабилизировалась в глубоком средневековье, объясняет некоторые черты этого права: архаический характер ряда институтов, его казуистичность и отсутствие систематизации. Одной из характерных черт средневекового мусульманского права была его целостность.

Вместе с представлением о едином боге- Аллахе- утвердилась идея единого правового порядка, имеющего универсальный характер. Мусульманское право на первый план выдвигало не территориальный, а конфессиальный принцип.

Мусульманин, находясь в  любой другой стране, должен был  соблюдать нормы шариата, хранить  верность исламу. Постепенно с распространением ислама и превращением его в одну из основных религий мира, мусульманское  право стало своеобразной мировой  системой права.

Наиболее важна глубокая оригинальность мусульманского права  по самой его природе в сравнении  с другими правовыми системами  вообще, и с каноническим правом в частности. Мусульманское право, как и каноническое,- это право  церкви, право общины верующих. Но этим сходство и ограничивается; далее  идут существенные различия между мусульманским  правом и правом каноническим. Как  конфессиональное право шариат отличается от канонического права стран  Европы в том плане, что он регулирует не строго очерченные сферы общественной и церковной жизни, а выступает  в качестве всеохватывающей и  всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран  Азии и Африки.

 

Мусульманское право, вплоть до мельчайших деталей,- неотъемлемая часть религии ислама. Оно несет  на себе характер откровений, как и  эта религия. А тот, кто не подчиняется мусульманскому праву, грешник, который подвергается наказанию на том свете; тот, кто оспаривает решение мусульманского права,- еретик, который изгоняется из общества ислама. Наконец, сама общественная жизнь не создает для мусульманина других норм, кроме норм религиозных, неотъемлемой частью которых является мусульманское право.

Нормы шариата вышли далеко за пределы Ближнего и Среднего Востока, распространили свое воздействие на Среднюю Азию и часть Закавказья, на

Северную, частично Восточную  и Западную Африку, на ряд стран  Юго- Восточной

Азии. И хотя мусульманские  юристы еще долго будут следовать  традиционным методам рассуждения  и мышления, которые во всех иных сферах жизни, а не только в правовой, являются методами, присущими обществу, в котором они живут, уже некоторые  мусульманские страны в своем  сегодняшнем праве сумели объединить в соответствии с их традицией и мышлением различные элементы как традиционного происхождения, так и взаимствованные из западных стран.

После трех значительных феномена- вестернизации, кодификации и упразднения специальных удов, применявших мусульманское право, имевших место в XIX- XX веках, в положении мусульманского права произошли существенные изменения: в наиболее развитых странах оно уступило главенствующие позиции законодательству, основанному на взаимствовании западных правовых моделей.

За мусульманским правом здесь сохранилось значение в регулировании главным образом отношений "личного статуса".

Однако, в целом, мусульманское  право и его идеология еще  могут сыграть положительную  роль на этапе радикальных общественных преобразований.

 

 

 

 

По всем вышеупомянутым причинам изучение мусульманского права сохраняет  и надолго сохранит свой интерес  с социальной, политической, международной  точек зрения.

Подводя итоги проделанной работы, обобщу: раскрыта структура и основные источники мусульманского права, представлена общая характеристика шариата, а так же рассмотрены возможные пути приспособления мусульманского права к условиям современного общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Список использованной литературы

 

1. Книга о Коране, его происхождении и мифологии Л.И.Климович, Москва Издательство политической литературы 1986г. 2-5стр.

2. Коран Сура 112:1-3

3. Свет Священного Корана. Разъяснения и толкования. Сейед Камал Факих Имани Т 1 издание 1-е 2011г. 5-15стр.

4. Коран Сура «Ат-тауба», «Покаяние»

5. Коран «Трапеза», 5:15, 16

6. Маджма‘ аль-баян. Т 1. 17 стр.

7. Комментарий Махзан аль-‘ирфан. Т. 1. 28 стр.; а также Масабих аль-анвар.

8. Манхадж аль-садыкин. Т. 1. 90 стр.

9. Коран Ал-Хиджр, 15:87

10. Аль-бурхан фи тафсир аль-Куран. Т. 1. С. 21; а также Атйаб аль-баян. Т. 1. С. 83.

11. Маджма‘ аль-баян. Т. 1. С. 17.

12. Абульфутух Рази. Комментарий Рух аль-джанан. Т. 1. С. 16.

13. Нур ас-сакалейн. Т. 1. С. 26; Маджма‘ аль-баян. Т. 1. С. 32.

14. Коран Аль-Бакара (Корова)(1-5)

15. Саваб аль-а‘маль (цит. по: Нур ас-сакалейн. Т. 1. С. 36.

16. Манхадж ас-садыкин. Т. 1. С. 120; Маджма‘ аль-баян. Т. 1. С. 32.

17. Аль-Бурхан фи тафсир аль-Коран. Т 1. С. 52.

18. Тафсир ас-Сафи. Т. 1. С. 78.

19. Комментарий Махзан аль-‘ирфан. Т. 1. С. 66.

20. Комментарий Аль-Бурхан. Т. 1. С. 54.

21. Коран Аль-Исра‘ (Ночной перенос), 17:88

22. Словарь- справочник молодого мусульманина Исламский энциклопедический словарь А. Али-заде Серия Золотой фонд исламской мысли Издательство Ансар, 2007 г.,265 стр.

23. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. – М.: Международные отношения, 1996. С.312.

24. Юридическая энциклопедия, под ред. М. Ю. Тихомирова. - М. 1997г

25. Религии мира. Энциклопедия. Т. 6. - М., "Аванта +". 1996г.

26. Преступление и наказание в Исламе, Коллектив редакции доктора Абдурахмана Аль-Муаля (перевод islamtoday.com) 1-е издание Москва 2011

27. Коран 6-й Джус Сура 5 пункт 42

28. Айдын Али-заде. Ислам не такой!...А какой? - М.: Издательский дом "Ансар", 2008. - 288с.

29. Вайсс Бернард Дж. Дух мусульманского права. - СПб.: Издательство "Диля", 2008. - 320с.

30. Бурхануддин М. Хидоя. Комментарии мусульманского права. - М.: Волтерс Клувер, 2008. - 656с.

31. Ван ден Берг Л.В.С. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии. (пер. с голланд.) - М: Наталис, 2005. - 308с.

32. Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. - СПб.: Издательство "Диля", 2006. - 512с.

Информация о работе Мусульманское право