Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 11:07, контрольная работа
Функция государства по обеспечению внутренней упорядоченности общественной жизни возникает вместе с рождением государства и становится важнейшим ее предназначением. Порядок общественных отношений, складывающийся в том или ином государстве, обеспечивается всеми имеющимися средствами. Этому подчинены государственный механизм и система права. Тем не менее, для непосредственной реализации внутренней функции по обеспечению общественного порядка государство образует специальный аппарат. Будучи на ранних этапах не столь сложным, он с течением времени складывается в целостную организационную систему, которая уже в новое время в большинстве стран получает название системы органов внутренних дел.
Введение 2
1. МВД в конце XIX – начале XX века 2
Организация работы МВД в конце XIX - начале XX века 2
2. Создание специализированной сыскной полиции Петербурга в 1866 году и организация работы сыскных отделений по Закону от 6 июля 1908 г. 9
3. Конвойная стража России. 174
Заключение 218
Список литературы 30
Политическая полиция «походила на армию, которая перевооружается и занимается обучением новобранцев под огнем неприятеля».
Революция 1905—1907 гг. заставила
Министерств внутренних дел изменить
отношение к политическому
В 1907 г. в целях приближения управления к низовым органам создаются 8 охранных округов. В каждом из них учреждалось районное охранное отделение (Москва, Самара, Киев, Харьков и др.). В специально изданном «Положении о районных охранных отделениях» устанавливался принцип специализации сотрудников по отдельным революционным организациям.
Усилилось внимание к профессиональной подготовке сотрудников политического сыска. Были открыты курсы в Царском селе, проводились занятия непосредственно в самих охранных отделениях. Для обмена опытом работы Департамент полиции стал созывать съезды начальников охранных отделении. Первый такой съезд состоялся в 1908 г.
Российское правительство
и Министерство внутренних дел понимали
важность единообразной системы
розыска и регистрации
В марте 1908 г. в составе Департамента полиции было создано новое, 8‐е делопроизводство. Оно осуществляло главным образом координационные функции: составление документов по организации деятельности сыскных отделений, создание центрального регистрационного бюро, связь с западноевропейскими полициями, а также с фирмами, изготавливающими аппаратуру для сыскных отделений в России. Одновременно предполагалось, что члены 8‐го делопроизводства станут инструкторами в школе по подготовке сотрудников сыска, смогут выезжать на места для обучения их технике розыска.
Представляет интерес принцип, по которому определялся разряд и штаты того или иного сыскного отделения. В качестве образца был принят утвержденный в 1908 г. штат Киевского сыскного отделения.
Население Киева в это время составляло 320 тыс. человек. По числу ежегодно совершаемых преступлений город занимал первое место в России: на каждые 10 тыс. жителей здесь совершалось 649,8 уголовных преступлений. В то же время средняя норма в крупных городах равнялась 362,1, а в целом по стране — 177,9 преступлений в год.
Штат Киевского сыскного отделения состоял из начальника, его помощника и 18 оперативных работников. По такому же штату были сформированы сыскные отделения I разряда в Харькове (210 тыс.) и Тифлисе (190тыс.).14
Сыскные отделения II разряда создавались в городах, население которых составляло примерно половину жителей городов, отнесенных к I разряду.
В городах с населением
от 35 до 90 тыс. человек организовались
сыскные отделения III разряда. И, наконец,
отделения IV разряда открывались
в городах с населением до 35 тыс.
жителей. Дополнительным условием для
таких небольших городов
В процессе практической организации
сыскных отделений возникли серьезные
проблемы, поскольку закон от 6 июля
1908 г. «Об организации сыскной
части» четко не определял место
сыскных подразделений в общей
структуре полицейских
Сыскные отделения были подчинены полицмейстерам, возглавлявшим органы полиции в городах, и рассматривались в качестве вспомогательного органа общей полиции. Поэтому сыскная полиция действовала на основании тех же юридических норм, что и общая полиция. Начальник сыскного отделения выступал в роли непосредственного организатора работы сыщиков. Это ставило его в прямую зависимость еще и от прокурора окружного суда, контролировавшего розыск, и по Закону от 6 июля 1908 г., имевшего право «давать непосредственны поручения чинам сыскных отделений в отношении производства розыскных действий».
Закон от 6 июля 1908 г. не затрагивал организацию сыскных отделений столичных полиций - Петербурга и Москвы. Они были поставлены вне разрядов и обеспечивались по особому распоряжению.
Закон не решил вопрос и об организации сыскных отделений в уездах, хотя при его подготовке эта проблема обсуждалась и в Департаменте полиции, и в Государственной думе. Однако сыскные отделения в уездах не были созданы из‐за отсутствия необходимых средств, неподготовленности личного состава и отсутствия на местах специальных школ для обучения уголовно‐розыскному делу.
С начала XX века происходит не только увеличение объема розыскных циркуляров Департамента полиции, но и все более усложняется их структура. Это в свою очередь свидетельствует о дальнейшем совершенствовании системы криминалистических учета и регистрации, всего
информационного обеспечения российской полиции в целом.
Кроме общих мер по расширению полицейского аппарата, в начале XX века неоднократно происходило увеличение численности полицейских сил в крупных центрах России. В июне 1904 г. были расширены штаты Киевского губернского жандармского управления. В декабре 1905 г. царь утвердил законоположение «Об усилении Московской городской полиции, об увеличении состава городовых той же полиции», в результате чего численность городовых в Москве возросла на одну тысячу человек.
На порядок ниже находилась численность полицейских чинов на периферии. По данным комиссии сенатора А.А. Макарова, на 1911 г., в уездном Царицыне, число жителей которого к тому времени составляло 87 734 человека, общая полиция включала 1 полицмейстера, его помощника, 4 приставов, 6 их помощников, надзирателей, 1 секретаря и 138 пеших городовых. Кроме того, в Царицыне существовала фабрично‐заводская полиция, состоявшая из надзирателя и 7городовых.
Полицейский аппарат был
важным, но не единственным звеном карательного
механизма Российского
Во главе судебной системы
России стояло Министерство юстиции, которое
постоянно взаимодействовало с
Министерством внутренних дел. Полиция,
находившаяся в ведении последнего,
своей деятельностью
Министерство внутренних дел и
Военное министерство координировали
деятельность жандармерии и военной
контрразведки. Особое развитие это
получило в начале XX века в связи
с усилившимся иностранным
Созданное в ходе Февральской
революции Временное
Вместо Департамента полиции в составе Министерства внутренних дел было учреждено Временное управление по делам общественной полиции и по делам личной и имущественной безопасности граждан. 15 июня 1917 г. оно было переименовано в Главное управление по делам милиции и по обеспечению личной и имущественной безопасности граждан. Правовые основы организации и деятельности народной милиции определялись в постановлении правительства «Об учреждении милиции» и во «Временном положении о милиции», изданным 17 апреля 1917 г.
Согласно этим документам,
милиция находилась в ведении
городских и земских управ, которые
избирали и увольняли начальников
органов милиции на местах. Вместе
с тем, милиция была поставлена под
контроль губернских комиссаров и
правительственных инспекторов
милиции. На губернских комиссаров прямо
возлагалось руководство
Правительственные инспекторы, учрежденные в каждой губернии, могли принимать жалобы на действия начальников милиции и их помощников. В случае явного несоответствия начальника милиции занимаемой должности правительственный инспектор мог временно отстранить его от должности, сообщив об этом министру внутренних дел, который принимал окончательное решение.
Таким образом, народная милиция стала неотъемлемой частью государственного аппарата, сформировавшегося после февраля 1917 г.
3. Конвойная стража России.
Родоначальником конвойной службы можно считать так называемые «местные войска», созданные в 1711 году, и инвалидные команды, формировавшиеся из ветеранов, которые по ранению или возрасту не в состоянии были продолжать службу в полевых условиях. Они и выполняли обязанности по конвоированию арестантов. Именно на их основе возникли конвойная стража и этапные команды, которые в 1796 году были сведены в особые роты при гарнизонных батальонах.
В начале XIX века конвоирование
арестантов осуществляли разные вооруженные
формирования – гарнизонные войска,
губернские штатные роты, инвалидные
команды, казачьи подразделения
и др. Их деятельность регулировалась
большим количеством
Во второй четверти
XIX века в связи с увеличением
числа лиц, ссылаемых на
Значительные перемены в конвойную службу и в постановку всего дела по пересылке преступников внесло возникновение в России железных дорог. В 1858 году вместо этапных команд для сопровождения арестантов по Николаевской железной дороге создается особое постоянное конвойное отделение. Тогда же появляются первые железнодорожные вагоны, специально предназначенные для перевозки конвоируемых заключенных.
Отдельный корпус внутренней
стражи был упразднен в ходе военной
реформы в 1864 году, но основа его
– внутренние гарнизонные батальоны
– осталась, получив старое название
(губернские батальоны) и войдя в
состав местных войск. Однако практика
продемонстрировала, что конвойная
служба требует выделения
Подразделения, конвоировавшие и «окарауливавшие» арестантов, находились в двойном подчинении: по строевой и хозяйственной части были подведомственны Военному министерству, а организация и общее руководство пересыльной частью арестантов возлагались на начальника Главного тюремного управления. Конвойные же команды находились в подчинении главного инспектора по пересылке арестантов.
Как самостоятельное объединение в составе местных войск конвойная стража была сформирована Указом императора Александра III от 20 января 1886 года «Об учреждении конвойной стражи для сопровождения арестантских партий». С издания данного указа и берет свое начало образование специализированной конвойной службы в России.
К началу XX века конвойная стража состояла из 537 конвойных команд, из которых 510 дислоцировались в европейской части России, 19 – в Сибири, 7 – в Туркестане, 1 – в Финляндии. Они обслуживали до 175 пеших трактов.
В 1909 году был составлен свод маршрутов и планов движения этапных партий, в котором содержалось описание 379 маршрутов по пешим трактам (общей протяженностью почти 28тыс. верст), более 200 плановых маршрутов по 37 линиям железных дорог, 40 плановых водных маршрутов (по морям, озерам и рекам) пассажирскими пароходами и тремя специально оборудованными судами.
Развитие науки и
техники дало возможность