МВД в конце XIX – начале XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 11:07, контрольная работа

Описание работы

Функция государства по обеспечению внутренней упорядоченности общественной жизни возникает вместе с рождением государства и становится важнейшим ее предназначением. Порядок общественных отношений, складывающийся в том или ином государстве, обеспечивается всеми имеющимися средствами. Этому подчинены государственный механизм и система права. Тем не менее, для непосредственной реализации внутренней функции по обеспечению общественного порядка государство образует специальный аппарат. Будучи на ранних этапах не столь сложным, он с течением времени складывается в целостную организационную систему, которая уже в новое время в большинстве стран получает название системы органов внутренних дел.

Содержание работы

Введение 2
1. МВД в конце XIX – начале XX века 2
Организация работы МВД в конце XIX - начале XX века 2
2. Создание специализированной сыскной полиции Петербурга в 1866 году и организация работы сыскных отделений по Закону от 6 июля 1908 г. 9
3. Конвойная стража России. 174
Заключение 218
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

История ОВД.docx

— 70.91 Кб (Скачать файл)

В 1897 г. школа резерва петербургской  полиции была расширена. В ней  было организовано два отделения. Первое - постоянные теоретические и практические классы для городовых, околоточных  надзирателей и офицеров наружной полиции; для городовых речной полиции  и полицейских служащих. Срок обучения — от двух недель до одного месяца.

По окончании — экзамен  перед комиссией в составе  полицмейстера, начальника резерва  и двух приставов. Второе отделение  — для классных чинов. Их обучение велось по усложненной программе  и квалифицировалось как специально‐полицейский университет. Весьма обширная и разнообразная программа обучения классных чинов предусматривала изучение основных законодательных актов в области уголовного права, нормативных актов, регулировавших полицейскую службу, а также овладении рядом необходимых практических навыков. Классные чины полиции изучали:

  • Устав о предупреждении и пресечении преступлений;
  • Уложение о наказаниях уголовных и исправительных;
  • Устав уголовного судопроизводства;
  • Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями;
  • уставы казенного управления и уставы благоустройства и благочиния;
  • обязательные постановления, изданные градоначальником;
  • обязательные постановления, изданные городской Думой, земскими собраниями, присутствиями по фабричным делам;
  • участковое делопроизводство;
  • различного рода практические приемы по обнаружению преступлений и нарушений по образцам и моделям, демонстрируемым в классах;
  • антропометрию и дактилоскопию.

Кроме того, считалось, что  полицейский офицер должен быть «вполне  сведущим лицом относительно огромного  количества житейских и служебных  мелочей».

Серьезное внимание уделялось  профессиональной подготовке других категорий  полицейских чинов. В Петербурге была открыта приготовительная школа  при штабе Корпуса жандармов. С введением института урядников  почти повсеместно были созданы  губернские школы урядников.

Создание охранных отделений  поставило вопрос о подготовке квалифицированных  кадров, владеющих навыками политического  сыска. Для этого стали создаваться  специальные школы. В частности, филерская школа действовала  при Московском охранном отделении. Вскоре после образования уголовно‐сыскных отделений во Владимире была открыта школа работников уголовного сыска. Для подготовки начальников сыскных отделений в Петербурге в 1909 г. начали функционировать временные курсы.

Благодаря принятым мерам  в конце XIX - начале XX века уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки полицейских чинов несомненно повысился. Однако в целом он продолжал желать много лучшего. Большинство рядовых полицейских и нижних чинов были малограмотными.

  1. Создание специализированной сыскной полиции Петербурга в 1866 году и организация работы сыскных отделений по Закону от 6 июля 1908 г.

Реформа полиции в дореволюционной  России предусматривала внесение существенных изменений в структуру и методы полицейской службы Российской империи начавшегося XX столетия9. Российская полицейская служба на данный период представляла собой сложную организацию без единой и четкой законодательной регламентации. Входившие в ее состав различные структуры образовывались разновременно, чем "в общем-то и объяснялась ее многосложность, бюрократичность и иерархичность»10. Полицейское дело регулировалось множеством разновременно изданных, не всегда согласованных между собой и во многих случаях устаревших узаконений и распоряжений. Так, некоторые постановления "Устава о предупреждении и пресечении преступлений", которыми руководствовалась полиция, относились к XVI-II и даже XVII в.11 Быстрый рост преступности и отсутствие эффективных мер борьбы с ней вызвали серьезное беспокойство в пореформенной России у наиболее дальновидных руководителей полицейского аппарата и заставили через двадцать лет вновь вернуться к вопросу о создании в столице специального органа для борьбы с общеуголовной преступностью. В 1863 г. был подготовлен проект В.Е.Фиша о преобразовании городской полиции Санкт-Петербурга, в которой предлагалось организовать уголовную полицию с возложением на нее оперативно-розыскных функций. Но лишь в 1866 году Петербургский обер-полицмейстер генерал-лейтенант Ф.Ф. Трепов направил Царю Александру II записку, в которой говорилось: "Существенный пробел в учреждении столичной полиции составляло отсутствие особой части со специальной целью производства исследований для раскрытия преступлений, изыскания общих мер к предупреждению и пресечению преступлений. Обязанности эти лежали на чинах наружной полиции, которая, неся на себе всю тягость полицейской службы, не имела ни средств, ни возможности действовать с успехом в указанном отношении. Для устранения этого недостатка и предложено учредить сыскную полицию".

Записка сыграла свою роль, и 26 октября 1866 г. Высочайше было утверждено положение Комитета министров о  создании Санкт-Петербургской сыскной  полиции, а 31 декабря того же года издан  приказ министра внутренних дел, который  положил начало организации в  столице Российской империи специального подразделения, занимавшегося общеуголовным  сыском, предупреждением и пресечением  преступлений, используя при этом специальные методы и средства.

Основные задачи общеуголовного сыска были определены в «Учреждении  Санкт-Петербургской городской полиции», где указывалось: «Сыскная полиция  имеет своим назначением производство розысков и дознаний по делам уголовным, а равно исполнение приказаний градоначальника  относительно мер по предупреждению и пресечению преступлений. Сыскная  полиция действует на общих для  полиции установленных основаниях в качестве исполнительного полицейского учреждения по специальной части. Подробный  порядок действия сыскной полиции  определялся инструкцией градоначальника».

Функции сыскной полиции  в Петербурге определялись «Указом  об учреждении губерний» 1708 года, «Уставом уголовного судопроизводства» от 1864 года, «Уставом о предупреждении и пресечении преступлений» и «Общим уставом счетным».

Согласно «Уставу уголовного судопроизводства» сыскная полиция занималась розыском обвиняемых, если не было известно место их пребывания, или в случае их побега. Такие розыски проводились по решению суда и по представлению судебного следователя или прокурора. По правилам Общего устава счетного, сыскная полиция разыскивала имущество, на которое было наложено взыскание по начетам, кроме розыскной деятельности на сыскную полицию были возложены обязанности ведения учета и наведения справок о лицах, которых задерживала участковая полиция, если у этих лиц не было паспорта или ни обвинялись в каких-либо преступлениях.

Первым начальником сыскной  части стал Иван Дмитриевич Путилин.

Первоначально сыскная полиция, возглавляемая И.Д.Путилиным, состояла из его помощника, четырех чиновников по особым поручениям,

 двадцати полицейских надзирателей (сыщиков) и двадцати вольнонаемных сыщиков.

Начальник сыскного отделения  и его помощник назначались на должность и увольнялись по предварительному сношению губернатора с прокурором окружного суда. Разумеется, что  такой малочисленный состав далеко не отвечал сыскной полиции, а  в вопросе предупреждения преступлений и вовсе оказался несостоятельным. Большая часть совершенных в  Санкт-Петербурге преступлений оставалась нераскрытой и даже надлежащим образом не исследованной.

В виду своего ограниченного  состава чины сыскной полиции  не могли быть прикреплены к району или участку, где они могли  бы действовать совместно с чинами наружной полиции. Сосредоточение всего  личного состава в центральном  управлении не отвечало нуждам такого большого города, как Санкт-Петербург, и создавало, таким образом, формальные, чисто канцелярские отношения чинов сыскной полиции к своим обязанностям. Их работа сводилась к составлению розыскных статей и записями разыскиваемых вещей и лиц в особые справочные книги. Исключениями были лишь некоторые преступления, как например, убийства и другие из ряда выходящие преступления, когда чины сыскной полиции, по сообщению наружной полиции или по требованию судебных властей, являлись на место преступления.

Численность сыскного отделения  в первые два десятилетия его  существования была крайне немногочисленной, и поэтому в условиях дефицита кадров весь личный состав сосредотачивался в центральном управлении. В сложившейся  ситуации необходимо было сконцентрировать силы, чтобы успешно реагировать на проведение розысков, прежде всего по тяжким преступлениям, вызвавшим особый резонанс в обществе. При отсутствии дактилоскопии, экспертиз и прочих научно-технических достижений криминалистики сыщикам приходилось опираться только на личные способности в раскрытии преступлений, в чем И.Д. Путилину не было равных. Наиболее сложные и запутанные преступления начальник сыскного отделения брался раскрывать лично. На его счету были сотни пойманных убийц и грабителей. Еще при жизни И.Д. Путилина сравнивали с великими литературными сыщиками Лекоком, Пинкертоном, Шерлоком Холмсом. Переодевшись и загримировавшись, он умел проникнуть в преступную среду, в которой имел многочисленных осведомителей. Это было крайне опасно, так как в тот период в Санкт-Петербурге существовали не только отдельные дома, но и целые кварталы, куда даже полиция не решалась заходить (например, так называемый Стеклянный флигель Вяземской лавры, где обосновалось городское '"дно"). Уже в 45 лет за свои заслуги на поприще уголовного сыска он получил генеральский чин.

Создание Санкт-Петербургской  сыскной полиции совпало с  проведением реформ столичной полиции  в 1866-1867 гг., которые и сказались  на ее организации. Устройство Петербургской  полиции подвергалось множеству  преобразований. Еще при существовании  управления военного генерал-губернатора  в 1862 году были утверждены распоряжения о преобразовании команд при Санкт-Петербургской  полиции. Согласно этим правилам, для  усиления наружного надзора, в дополнение к штатным чинам, разрешалось  набирать вольнонаемный состав.

Увеличение численности  сотрудников общеуголовного сыска  еще в конце 20 в. дало возможность  организовать деятельность сыскной  полиции в соответствии с нуждами  такого большого города, как Санкт-Петербург.                   В 1896 г. по распоряжению градоначальника генерал-майора Н.В.Клейгельса в основу деятельности местной сыскной полиции был положен территориальный принцип. Чиновники для поручений были распределены по отделениям города, а полицейские надзиратели - по участкам. Таким образом, не отдельные громкие преступления, а вся территория Санкт-Петербурга оказалась под наблюдением чиновников сыскного отделения.

Постепенно сложилась  внутренняя структура сыскной полиции. Она состояла из канцелярии и четырех  отделов: стола привода, антропометрического  бюро и фотографии, стола находок, стола о дворниках.

 Изменившиеся условия политической и общественной жизни после революции 1905 г. потребовали радикальных мер по перестройке полиции в Российской империи.12 По инициативе П.А. Столыпина была создана Особая "междуведомственная" комиссия для подготовки полицейской реформы в Империи под председательством сенатора А.А. Макарова, которая приступила к работе осенью 1906 г. Как и в 2010 г., когда активно обсуждался законопроект о полиции, в 1906 г. сведения о реформе полиции и подготовленных проектах также были представлены в средствах массовой информации. На страницах печати обсуждался прежде всего вопрос о доверии полиции, об улучшении ее материального положения, о видах полиции. Интересны в связи с этим высказывания газеты "Русское слово", которая писала, что Запад давно уже отказался от деления полиции на общую и специальную политическую; что там давно установилась система судебно-исковой ответственности полицейских агентов13.

В период революции 1905—1907 гг. роль Департамента полиции еще более  возросла. Так, с апреля по октябрь 1905 г. директор Департамента полиции, товарищ  министра внутренних дел Д.Ф. Треков входил в состав Совета министров  и фактически не подчинялся министру внутренних дел. В изучаемый период происходит новое расширение сети аппаратов  политической полиции. По предложению  министра внутренних дел в 1902 г. во всех крупных городах России были созданы  розыскные пункты, выполнявшие функции  охранных отделений. Они строились  на основе строгой централизации и подчинялись непосредственно Департаменту полиции. В 1903г. розыскные пункты были переименованы в охранные отделения.

Охранные отделения, в  особенности Московское и Петербургское, являлись непосредственной опорой самодержавия. После революции 1905—1907 г. при Петербургском  охранном отделении был учрежден центральный филерский отряд, который  охранял царя и членов царской  фамилии.

При Московском и Петербургском  охранных отделениях были созданы регистрационные бюро, которые следили за приезжавшими в столицы и вызывавшими подозрение лицами. В декабре 1906 г. для объединения деятельности всех охранных отделений и жандармских управлений центральных губерний России образуется Московское (центральное) районное отделение. Оно находилось в непосредственном подчинении Департамента полиции.

В сельской местности наряду с имевшимся аппаратом исправников, становых приставов, урядников и  сельской стражи в апреле 1905 г. на основе закона «Об имущественной ответственности  сельских обществ и селений, крестьяне  которых приняли участие в  аграрных беспорядках», были созданы  временные уездные комиссии. Они  состояли из уездного предводителя дворянства, председателя уездной земской управы, уездного исправника, одного земского начальника, податного инспектора и  чиновника от Министерства внутренних дел. Комиссия расследовала дела об участии крестьян в аграрных беспорядках и привлекала их к ответственности. Следует отметить, что руководство Министерства внутренних дел в лице министра В.К. Плеве недооценивало охранные отделения. Плеве сместил Зубатова, его заместителя Медникова, некоторых других опытных полицейских руководителей. В результате в 1903 - 1904 гг., по мнению начальника Особого отдела Департамента полиции ЛА Ратаева, Россия, за некоторыми исключениями, «в розыскном деле представляла собой крупнейший нуль».

Информация о работе МВД в конце XIX – начале XX века