Нормативно – правовой акт: понятие и виды, соотношение с иными формами права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

На мой взгляд, вопрос «Нормативно-правовые акты» является самым интересным из представленных на рассмотрение. Именно поэтому я решила рассматривать данный вопрос и взять его в качестве основополагающего в теме моей работы. Нормативно правовой акт влияет на все стороны жизни любого общества. Благодаря нему регулируются многие социально-экономические, политические, трудовые, семейные и иные правоотношения. Право как особый регулятор общественных отношений возникает вместе с государством. В доклассовом обществе действовали, конечно, определенные регуляторы взаимоотношений членов первобытнообщинного строя. Эти регуляторы представляли собой обычаи, являвшиеся одновременно и правилами общежития и предписаниям религиозного культа. Они обеспечивались не государственным принуждением, а силой привычки, традиций, авторитетом, которыми пользовались старейшины рода, военачальники и т. д.

Содержание работы

Введение 3
Понятие и признаки нормативно – правового акта 4
1. Понятие нормативно-правового акта 4
2. Признаки нормативных правовых актов 5
Виды нормативно – правовых актов 7
1. Конституция страны - основной нормативный правовой акт. Виды конституций 7
2. Законы и подзаконные акты 14
3. Нормативные договоры 15
Действие нормативно-правовых актов 17
Нормативно-правовые акты в Российской Федерации 18
1. Иерархическая система нормативно-правовых актов 18
2. Характеристика нормативно-правовых актов 19
Особенности и отличие нормативного акта от других источников права 27
Заключение 31
Список источников и используемой литературы 32

Файлы: 1 файл

ТГиП.docx

— 62.04 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

Государственное общеобразовательное учреждение

высшего профессионального  образования

 «Тульский  государственный университет»

Региональный  центр повышения квалификации

 

 

Контрольно-курсовая работа

 

по дисциплине «Теория государства и права»

 

 

Тема: «Нормативно – правовой акт: понятие и виды, соотношение с иными формами права»

 

 

          

 

 

  Выполнил_______________                  ст.гр.761082в Савина К. В.

 

  Проверил _______________                  доцент, Горячева Е. М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тула 2011

Содержание

 

 

Введение           3

Понятие и признаки нормативно –  правового акта    4

1. Понятие нормативно-правового акта     4

2. Признаки  нормативных правовых актов    5

Виды нормативно – правовых актов      7

1. Конституция  страны - основной нормативный правовой  акт.               Виды конституций        7

2. Законы и  подзаконные акты      14

3. Нормативные  договоры       15

Действие нормативно-правовых актов      17

Нормативно-правовые акты в Российской Федерации   18

1. Иерархическая система нормативно-правовых  актов  18

2. Характеристика нормативно-правовых  актов    19

Особенности и отличие нормативного акта от других        источников права         27

Заключение          31

Список источников и используемой литературы    32

 

Введение

 

На мой взгляд, вопрос «Нормативно-правовые акты» является самым интересным из представленных на рассмотрение. Именно поэтому я решила рассматривать  данный вопрос и взять его в  качестве основополагающего в теме моей работы. Нормативно правовой акт  влияет на все стороны жизни любого общества. Благодаря нему регулируются многие социально-экономические, политические, трудовые, семейные и иные правоотношения. Право как особый регулятор общественных отношений возникает вместе с  государством. В доклассовом обществе действовали, конечно, определенные регуляторы взаимоотношений членов первобытнообщинного  строя. Эти регуляторы представляли собой обычаи, являвшиеся одновременно и правилами общежития и предписаниям религиозного культа. Они обеспечивались не государственным принуждением, а  силой привычки, традиций, авторитетом, которыми пользовались старейшины рода, военачальники и т. д. Итак, первоначально  право складывалось путем перерастания обычаев в правовые обычаи. Они  стали записывать и объединяться в особые списки. В результате этого  появляется обычное право. Источниками  права могут являться различные  соглашения как разновидности договора. В Российской Федерации в современных  условиях значительно возрастает роль соглашений в регламентации различных  сторон общественной и государственной  жизни. Так, многие сферы отношений  между краями, областями и входящими  в них автономиями регулируются именно соглашениями. Известны соглашения и между государственными органами Федерации и ее субъектов. Например, в соответствии с Законом Правительство  Российской Федерации вправе передавать на основании соглашений администрации  автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и  Санкт-Петербурга осуществление части  своих полномочий.

 

Понятие и признаки нормативно – правового акта

1. Понятие нормативно-правового акта

 

Нормативный правовой акт — официальный  документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции  уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем  референдума, с соблюдением установленной  законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Это наиболее распространенный в настоящее  время вид источника, который  содержит нормы (правила поведения), установленные или признанные государством, обеспеченные возможностью государственного принуждения.

Юридическая сила акта - это его  место в иерархии нормативно правовых актов, соответствие, соподчиненность  актов, принятых нижестоящим органом, вышестоящим актам.

Нормативно-правовой акт всегда имеет  внешнюю структуру: определенные реквизиты, которые позволяют его относить к соответствующему виду, например, различать закон это или постановление, а также определить, когда он был  принят, когда вступил в действие, кем принят, утвержден, подписан и  т. д.1 Также нормативно правовой акт имеет "преамбулу"- предисловие- вводная или вступительная часть. В которой обычно излагаются принципиальные положения, побудительные мотивы, цели издания соответствующего акта. Преамбула содержит «нормы-цели» и «нормы-принципы», которые не обладают непосредственной юридической силой, но могут учитываться при толковании других положений акта. В частности в Конституции РФ написано " Мы, многонациональный народ РФ, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, возрождая суверенную государственность России, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколением, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"2 это и является преамбулой. Но нормативно-правовой акт имеет и внутреннюю структуру: деление на разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, подпункты, части, абзацы, предписания и т. п. Такое строение нормативно-правового акта - результат длительного нормотворческого развития и служит, с одной стороны, последовательному и четкому изложению правового материала в акте, а с другой удобству пользования нормативно-правовым актом.

2. Признаки нормативных правовых актов

 

  • нормативный характер
  • это правовой акт
  • является результатом правотворчества
  • общеобязательность
  • оформление в виде официального документа
  • определённый порядок группировки правовых норм
  • носит государственно-властный характер
  • обладает юридической силой
  • обеспечиваются государственным принуждением

Нормативный характер – содержание, каких либо норм обязательных для исполнения определенными  лицами, регулирование общественных отношений в какой либо сфере.

Правовой  акт - документ, изменяющий или отменяющий нормы права.

Результат правотворчества – это означает, что он был принят уполномоченным государственным органом.

Общеобязательность  – его должны исполнять и соблюдать  все лица, на которых направлен  нормативно-правовой акт.

Оформление  в виде официального документа – оформляется в деловом стиле, предельно кратко и четко излагая суть.

Юридическая сила — применимость закона или иного юридического документа в данное время на данной территории. Нормативные правовые акты действуют со дня вступления в силу до утраты силы. При этом они имеют силу только на территории государства, либо автономного или муниципального образования.

Государственное принуждение –  это ряд мер способствующих исполнению и соблюдению нормативно – правовых актов, законов, указов и т.д.

Определенный порядок группировки  правовых норм – это порядок, иерархия нормативно-правовых норм определяющая главенствование одного акта над  другим.

Государственно-властный характер –  это подкрепление закона государственной  волей, обозначает, что он был принят органами правосудия Российской Федерации.

 

 

 

 

 

Виды нормативно – правовых актов

1. Конституция страны - основной нормативный правовой акт. Виды конституций

 

 Конституции - важнейший институт демократии. В современном значении они возникли в конце ХVIII века. Первая конституция, действующая и до настоящего времени, появилась в 1787 году в США. В 90-е годы того же столетия были приняты конституции во Франции (1791 и 1793 года) и Польше (1793 год). В настоящее время практичкески во всех странах мира имеются конституции.

Конституция играет огромную роль в  жизни каждого государства, что  определяется их особым местом в правовой системе страны.

Конституция имеет высшую юридическую  силу и является основой всего  остального законодательства страны. Она регулирует базовые общественные отношения и затрагивает практически  все области жизни общества - политическую, экономическую, социальную и другие. Вот какое определение Конституции  дал русский ученый Лазарев В.В. –“Конституция - основной закон государства, закрепляющий основы государственного и общественного строя, формы правления и государственного устройства, правовой статус личности, принципы избирательной системы, порядок формирования и компетенцию основных государственных органов.” Как и всякое другое, данное определение отражает типичные, сущностные признаки конституции, которые не всегда свойственным отдельным её видам.

Конституцию, занимающую особое место  в системе каждой страны, отличают от других правовых актов следующие  черты:

1. особый субъект, который устанавливает  конституцию или от имени которого  она принимается;

2. учредительный, первичный характер  конституционных установлений;

3. всеохватывающий объект конституционной  регламентации, то есть та сфера  общественных отношений, воздействие  на которые она распространяет;

4. особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая  сила, порядок принятия, внесения  в неё поправок, специфические  формы охраны и другие.

Рассмотрим эти особенности  подробнее.

Конституция в современном значении этого понятия является актом, который  принимается народом или от имени  народа. Эта сущностная черта конституции  и поныне признаётся доминирующей в  конституционной теории и практике. Не случайно конституции большинства  стран мира начинаются словами: «Мы, народ ... принимаем (провозглашаем, учреждаем  и т. п.) настоящую конституцию».

Идею о причастности народа к  принятию конституции не могли игнорировать даже в условиях тоталитарного режима. В СССР, например,  это выражалось во всенародном обсуждении проекта  Конституции СССР 1936 года, проводившегося в течении 6 месяцев с широчайшим размахом и призванного «освятить» Основной Закон волей народа.

Особенность субъекта, принимающего конституцию обуславливает и  вторую существенную черту понятия  конституции - её учредительный характер. Поскольку народ в демократическом  государстве является носителем  суверенитета и единственным источником власти, именно он обладает таким её высшим проявлением, как учредительная  власть. В содержание последней вкладывается именно право принимать конституцию  и посредством её учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые выбирает для  себя данный народ. Только учредительная  власть может изменить, в том числе  и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства.

Вся история конституционного развития как нашей, так и зарубежных стран  служит этому подтверждением. Через  Конституции получали легитимность принципиальные изменения всего  общественного строя.

Именно на признании Конституции  в качестве проявления учредительной  власти народа основываются особый порядок  её принятия, верховенство, её роль во всей правовой системе государства, непререкаемость для всех учреждённых  ею властей, в том числе и для  законодательной.

Учредительная природа Конституции  проявляется и в том, что её предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными. Это  означает, что для установления положений  конституции не существует никаких  правовых, юридических ограничений. Не может быть такой правовой нормы, которая не могла бы быть включена в Конституцию по признаку её несоответствия какому-либо правовому акту данного  государства. Так, законы не могут противоречить  Конституции. Указы Президента не должны противоречить Конституции и  законам, постановления Правительства  не могут противоречить Конституции, законам, указам Президента. У Конституции нет такого юридического «потолка».

Разумеется, из этого не следует  вывод о том, что содержание конституционных  установлений определяется произвольно, что в неё могут быть включены любые нормы.

На процесс выработки Конституции  воздействует широкая система факторов - экономических, политических, социальных, исторических, сила традиций, преемственность  конституционного развития страны и  другие.

Важной чертой, характеризующей  понятие Конституции, является особый предмет конституционного регулирования, то есть специфика того слоя общественных отношений, которые она регулирует и закрепляет.

Сфера конституционного воздействия  отличается всеохватывающим характером, не присущим никакому другому правовому  акту. Она затрагивает все области  жизни общества - политическую, экономическую, социальную, духовную и другие, регулируя в этих сферах базовые, фундаментальные основы общественных отношений.

Конституцию отличают и особые юридические  свойства, которые производны от перечисленных  выше сущностных черт конституции. Это  означает, что не юридические свойства являются основой её особого статуса  в правовой системе, а наоборот, последний  предопределяет юридическую специфику  Конституции.

Она выражается:

1. в верховенстве Конституции;

2. в её высшей юридической силе;

3. в её роли как ядра правовой системы;

Информация о работе Нормативно – правовой акт: понятие и виды, соотношение с иными формами права