Нормативно – правовой акт: понятие и виды, соотношение с иными формами права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

На мой взгляд, вопрос «Нормативно-правовые акты» является самым интересным из представленных на рассмотрение. Именно поэтому я решила рассматривать данный вопрос и взять его в качестве основополагающего в теме моей работы. Нормативно правовой акт влияет на все стороны жизни любого общества. Благодаря нему регулируются многие социально-экономические, политические, трудовые, семейные и иные правоотношения. Право как особый регулятор общественных отношений возникает вместе с государством. В доклассовом обществе действовали, конечно, определенные регуляторы взаимоотношений членов первобытнообщинного строя. Эти регуляторы представляли собой обычаи, являвшиеся одновременно и правилами общежития и предписаниям религиозного культа. Они обеспечивались не государственным принуждением, а силой привычки, традиций, авторитетом, которыми пользовались старейшины рода, военачальники и т. д.

Содержание работы

Введение 3
Понятие и признаки нормативно – правового акта 4
1. Понятие нормативно-правового акта 4
2. Признаки нормативных правовых актов 5
Виды нормативно – правовых актов 7
1. Конституция страны - основной нормативный правовой акт. Виды конституций 7
2. Законы и подзаконные акты 14
3. Нормативные договоры 15
Действие нормативно-правовых актов 17
Нормативно-правовые акты в Российской Федерации 18
1. Иерархическая система нормативно-правовых актов 18
2. Характеристика нормативно-правовых актов 19
Особенности и отличие нормативного акта от других источников права 27
Заключение 31
Список источников и используемой литературы 32

Файлы: 1 файл

ТГиП.docx

— 62.04 Кб (Скачать файл)

Некоторые ученые рассматривают обычное  право как первоначальный способ создания правовых норм, возникший  раньше, чем общество конституировалось  в политическом отношении. По их мнению, право, установленное обычаем, применялось  в основном на достаточно ранних ступенях развития общества, в архаических  правовых системах. Однако это не совсем так, поскольку, как утверждает этнографическая  наука, обычаи и сегодня применяются  некоторыми народами, кроме того, продолжается процесс создания новых обычаев, отражающих этнокультурное развитие общества.

Особенность обычая состоит в том, что это правило поведения, вошедшее в привычку. С юридической точки  зрения, обычай — неписаный источник права, характеризующийся неупорядоченностью, множественностью и разнообразием. Причина того заключается в многочисленности культур, населяющих тот или иной регион.

Обычай, санкционированный государством,—  весьма редко встречающаяся форма  права.

В ст. 5 ГК РФ11 установлено новое понятие — «обычаи делового оборота», в качестве которых признаются сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы они в каком-либо документе или нет. В настоящее время сфера применения обычаев делового оборота в основном ограничена внешнеторговыми сделками, но думается, что дальнейшее развитие рыночных отношений потребует более детального регулирования сложившихся в этой сфере обычаев. По такому пути уже идет законодатель, установивший в ст. 427 ГК РФ12 правило, по которому санкционированным обычаем можно признать примерные условия типового (примерного) договора. Разумеется, реализация и обеспечение этой иерархии, большая и трудная практическая задача, которая решается как самими государственными органами, так и специальными механизмами проверки «соответствия» (Конституционным судом, иными судебными органами, прокуратурой и т. п.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности и отличие нормативного акта от других источников права

 

Такая форма  права, как нормативный правовой акт, порождает и ряд актуальных научно-прикладных проблем, одни из которых  решены в теории права, а другие находятся  на стадии обсуждения.

Прежде  всего, это проблема структуры нормативного правового акта и ее соотношение  со структурой самого права.

Нормативный правовой акт всегда имеет внешнюю  структуру: определенные реквизиты, которые  позволяют относить его к соответствующему виду, например, различать, закон это  или постановление, а также определить, когда он был принят, когда вступил  в действие, кем принят, утвержден, подписан и т.д.

Но нормативный  правовой акт имеет и внутреннюю структуру: членение на разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, подпункты, части, абзацы, предписания и т.п. Такое строение нормативного правового  акта – результат длительного  нормотворческого развития и служит, с одной стороны, последовательному  и четкому изложению правового  материала в акте, а с другой – удобству пользования им.

Следующий вопрос – это вопрос о юридической  силе нормативного правового акта. Юридическая сила означает соответствие акта, принятого нижестоящим государственным  органом, акту, принятому вышестоящим  государственным органом, или соответствие акта, принятого субъектом федерации, акту, принятому на федеральном уровне.

В отличие  от других источников (форм) права нормативно-правовой акт обладает следующими признаками:

1. Нормативно-правовой  акт создается в результате  правотворческой деятельности компетентных  органов государства или всенародным  волеизъявлением (референдумом). Правотворческая  деятельность представляет собой такую государственную деятельность, которая состоит в издании норм права, а также в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм.

Правотворчество — это деятельность, направленная на подготовку, издание и совершенствование  нормативно-правовых актов. Она имеет  две основные формы: непосредственное правотворчество и опосредованное (государственное) правотворчество.

Непосредственное  правотворчество осуществляется в  результате проведения референдумов, которые в конституционном порядке  принимают или отвергают предлагаемые государственной законодательной  властью нормативно-правовые акты.

Государственное правотворчество выражается в установлении, изменении или отмене норм права  в определяемом законом порядке. К нему примыкает также нормотворчество  общественных организаций, которое  санкционируется государством. При  этом нормы, создаваемые общественными  организациями, приобретают качество и свойства правовых норм, охраняемых государством.

2. В нормативно-правовых  актах содержатся только нормы  права, есть правила общего  характера, обладающие государственной  обязательностыо. Поэтому нормативно-правовые  акты необходимо отличать индивидуальных  правовых актов, которые источниками  права не являются. Индивидуальный  правовой акт распространяет  свое действие конкретных субъектов  права, которые находятся в  сфере правового регулирования.  Он рассчитан на одноразовое  применение, относится персонально  к определенным лицам и прекращает  свое действие с реализацией  конкретного права или обязанности  (например, назначение органом социального  обеспечения пенсий конкретному  лицу, решение суда о принудительном  возвращении долга обязанным  лицом).

Индивидуальные  правовые акты являются важным и необходимым  средством реализации общих предписаний  правовых норм, содержащихся в нормативно-правовых актах. Они имеют обязательный государственный характер, их осуществление обеспечивается компетентными органами государства (судом, мэрией, арбитражем), однако источниками права они не являются, поскольку норм права не содержат. В отличие от правовых норм их предписания относятся к персонифицированным лицам и конкретным жизненным ситуациям.

3. От  нормативно-правового акта как  источника права следует отличать  источники правоведения, или источники  нашего знания о праве. Мы  черпаем сведения о нормах  права из различного рода сборников  законодательства, из исторических  правовых памятников, из произведений  профессиональных юристов. Все  это источники нашего познания  правовых норм, а не источники  права.

4. Нормативно-правовой  акт оформляется в виде официального  государственного документа, который  имеет обязательные атрибуты: название  акта (закон, указ, постановление); наименование  органа, принявшего акт (парламент,  президент, правительство, местный  орган власти).

5. В нормативных  актах нормы права группируются  по определением структурным  образованиям: разделам, главам, статьям  (например, в Гражданском кодексе:  раздел «Обязательное право», глава  «Исполнение обязательств», статья  «Досрочное исполнение обязательства»).

 

 

Заключение

 

Нормативно-правовой акт – это самый распространенный вид источников права, регулирующий общественные отношения, правила поведения, как людей, так и федеральных  субъектов Российской Федерации. Он заключает в себя основные положения  которым должны подчиниться все  объекты на которых был направлен  нормативно-правовой акт.

Нормативно - правовой акт это письменный документ соответствующего государственного органа, которым устанавливаются, изменяются или прекращаются нормы права, содержащие правила общего характера.

Этим он отличается от других актов, рассчитанных на однократные  действие - актов применения права  или индивидуальных актов. На практике можно часто встретить смешанные  акты, содержащие и нормы права, и  индивидуальные предписания применения права. Все нормативные акты связаны  между собой, располагаются в  определённой системе, подчинены друг другу или соотносятся друг с  другом, обладают юридической силой, под которой понимается внутреннее свойство нормативно–правового акта, обусловленное местом органа, его  принявшего, в системе государственных  органов. Юридическая сила нормативно – правового акта зависит не только от места и положения органа, но и от его компетенции, который  он наделяется государством по закону. Нормативно – правовые акты, как  понятие характеризует связь  права с государством, поскольку  именно государственная воля опосредует связь права с объективно существующими  общественными отношениями.

 

 

Список источников и  используемой литературы

 

Нормативно  – правовые акты:

1. Конституции РФ от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). Российская газета, № 7, 21.01.2009.

2. Гражданскй Кодексс РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ (с учетом поправок,

внесенных Федеральным законом от 06.04.2011 N 65-ФЗ). Российская газета, 08.04.2011.

3.Федеральный закон «О введении в действие Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации» от 08.05.1995. Российская газета, № 93, 16.051995.

4. Указ презадента РФ от 23.05.1996 N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти». Российская газета, 16.05.1997.

Специальная литература:

1. «Теория государства и права»: Учебник под ред. В.В.Лазарева. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001.- 520с.

2. Венгеров А.Б. «Теория государства и права: Учебник для юридических вузов». 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2002. – 528с.

3. “Теория государства и права” Учебник под ред. В.Н. Хропанюк 2004 г. - 340с.

4. “ Теория государства и права ” Учеб пос. под ред. Марченко 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2004. – 640с.

5. «Теория государства и права» Метод. пос. Б.М.Емельянов 3-е издание 2008 г. – 435с.

6.  «Теория  права и государства». Учебник  под ред. В.Н.Протасова 2003 г. – 240с.

1 Федеральный закон «О введении в действие Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации» от 08.05.1995. Российская газета № 93, 16.051995

2 Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). Российская газета, № 7, 21.01.2009.

3 Конституции РФ от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). Российская газета, № 7, 21.01.2009.

4 Конституция РФ от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). Российская газета, № 7, 21.01.2009.

5 Ст. 90, 105, 106 Конституции РФ от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). Российская газета, № 7, 21.01.2009.

6 Ст. 104-108 Конституции РФ от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). Российская газета, № 7, 21.01.2009.

7 Конституция РФ от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). Российская газета, № 7, 21.01.2009.

8 Указ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»

9 Гражданскй Кодексс РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ (с учетом поправок,

внесенных Федеральным законом от 06.04.2011 N 65-ФЗ).Российская газета, 08.04.2011.

10 п. 2 ст. 422 Гражданского Кодекса РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ (с учетом поправок,

внесенных Федеральным законом от 06.04.2011 N 65-ФЗ).Российская газета, 08.04.2011.

11 Гражданскй Кодексс РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ (с учетом поправок,

внесенных Федеральным законом от 06.04.2011 N 65-ФЗ).Российская газета, 08.04.2011.

12 Гражданскй Кодексс РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ (с учетом поправок,

внесенных Федеральным законом от 06.04.2011 N 65-ФЗ).Российская газета, 08.04.2011.

 


Информация о работе Нормативно – правовой акт: понятие и виды, соотношение с иными формами права