Нормативно – правовой акт: понятие и виды, соотношение с иными формами права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

На мой взгляд, вопрос «Нормативно-правовые акты» является самым интересным из представленных на рассмотрение. Именно поэтому я решила рассматривать данный вопрос и взять его в качестве основополагающего в теме моей работы. Нормативно правовой акт влияет на все стороны жизни любого общества. Благодаря нему регулируются многие социально-экономические, политические, трудовые, семейные и иные правоотношения. Право как особый регулятор общественных отношений возникает вместе с государством. В доклассовом обществе действовали, конечно, определенные регуляторы взаимоотношений членов первобытнообщинного строя. Эти регуляторы представляли собой обычаи, являвшиеся одновременно и правилами общежития и предписаниям религиозного культа. Они обеспечивались не государственным принуждением, а силой привычки, традиций, авторитетом, которыми пользовались старейшины рода, военачальники и т. д.

Содержание работы

Введение 3
Понятие и признаки нормативно – правового акта 4
1. Понятие нормативно-правового акта 4
2. Признаки нормативных правовых актов 5
Виды нормативно – правовых актов 7
1. Конституция страны - основной нормативный правовой акт. Виды конституций 7
2. Законы и подзаконные акты 14
3. Нормативные договоры 15
Действие нормативно-правовых актов 17
Нормативно-правовые акты в Российской Федерации 18
1. Иерархическая система нормативно-правовых актов 18
2. Характеристика нормативно-правовых актов 19
Особенности и отличие нормативного акта от других источников права 27
Заключение 31
Список источников и используемой литературы 32

Файлы: 1 файл

ТГиП.docx

— 62.04 Кб (Скачать файл)

4. в особой охране Конституции;

5. в особом порядке принятия и пересмотра Конституции, внесения в неё поправок.

Определяя верховенство Конституции  в правовой системе, важно отметить,   что она не просто основной закон, но такой закон, который обладает особой юридической силой по сравнению  с другими законами. При этом Конституция  является актом наивысшей юридической  силы, и это особое свойство выражается  в следующем: её нормы являются основополагающим источником не только конституционного права, но и других отраслей права - гражданского, административного и  других; текущие законы и другие нормативные акты должны приниматься  только указанными в конституции  государственными органами и соответствовать  Конституции; государственные органы, органы местного самоуправления, должностные  лица, граждане и их объединения  обязаны соблюдать Конституцию. Верховенство Конституции в правовой системе обеспечивается эффективным механизмом её реализации и охраны. Верховенство Конституции в правовой системе устанавливается не каким-либо другим нормативным актом, а её собственными нормами. В признании верховенства Конституции заложена идея о подчинении государства Конституции, праву. Высшая юридическая сила Конституции имеет иное содержание по сравнению с принципом её верховенства.

Высшая юридическая сила Конституции  означает, что законы и иные правовые акты, не должны противоречить Конституции, и что органы государственной  власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы.

Таким образом, высшая юридическая  сила Конституции выражает её место  в иерархии правовых актов.

Конституция является ядром правовой системы. Её принципы и положения  играют направляющую роль для всей системы текущего законодательства.

Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества, устанавливает, какие основные акты принимают различные  органы, их наименования, юридическую  силу, порядок и процедуру принятия законов.

В самой Конституции названы  многие законы, которые должны быть приняты в соответствии с Конституцией. Принятие новой Конституции вызывает обычно значительное изменение и  обновление текущего законодательства.

К юридическим свойствам Конституции  относится её особая охрана.

В этом задействована вся система  органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных  формах. Важную роль в охране Конституции  играет Конституционный Суд. Он рассматривает  дела о соответствии  Конституции  законов и иных нормативных актов  как органов государственной  власти, так и субъектов. Акты или  их отдельные положения, признанные  неконституционными, утрачивают силу.

По сроку действия Конституции  можно классифицировать на временные  и постоянные. Временные имеют  ограниченный срок действия: в основном законе прямо указывается период действия Конституции. Обычно Конституции  принимаются на неопределённый срок, то есть являются постоянными.

Различают также и такие виды Конституций, как гибкие и жёсткие  в зависимости от установленного в них порядка их изменения. Конституции, которые могут быть изменены в  таком же порядке, в каком принимаются  обычные законы, называются гибкими.

Те Конституции, для изменения  которых устанавливается сложная  процедура, именуются жёсткими.

Конституции большинства стран  мира - это единый нормативно-правовой акт высшей юридической силы. Но есть страны, в которых конституцией является совокупность нормативных  актов, обладающих высшей юридической  силой. В связи с этим различают  писаные и неписаные Конституции. Однако необходимо иметь в виду, что в ряде стран, принявших Конституцию  как единый нормативный акт, имеются  дополнительные акты, именуемые конституционными или органическими законами. Хотя они и считаются конституционными, по форме - это самостоятельные акты, не включающиеся в текст Конституции. Но такие законы имеют существенное значение для применения отдельных  положений Конституции, и их принятие нередко предписано в тексте самой  Конституции. Следовательно, принятие таких актов является обязательным для законодателя. Такие конституционные  или органические законы по своей  юридической силе уступают Конституции  и её частью не являются.

Конституции могут реально отражать действительность, адекватно реализоваться  в системе общественных отношений. В таком случае они являются реальными.

Нередко положения Конституции  представляют собой лишь декларативные  установления, принципы и нормы которых  не находят отражения в жизни. Такие Конституции именуются  фиктивными. Фиктивные Конституции  характерны для стран с авторитарными  и тоталитарными политическими режимами.

 

По способу принятия конституции  подразделяются следующим образом .

1. Принятые путём народного голосования  (референдумом).

2. Принятые законодательным органом. Это наиболее распространённый способ принятия Конституции. В этом случае может действовать более жёсткая процедура, более высокое (квалифицированное)  большинство.

3. Принятие Конституции специально  создаваемым для этих целей  органом (Конституционная ассамблея,  учредительное собрание и др.).

4. В настоящее время очень  редко встречаются Конституции  введённые посредством октроирования  - одностороннего акта, то есть  Конституция даруется  народу  монархом.

Структура Конституции  - это принятый порядок её организационного строения, внутренней согласованности составных  частей, последовательности их расположения. Каждая часть Конституции - элемент общей композиции этого нормативного акта.

Конституции по своей структуре  различны. Однако структуре Конституций  нового поколения, за редким исключением, присуще много общего. Их структура  включает, как правило, преамбулу (введение), основную часть, заключительные и переходные положения и иногда - приложения.

Преамбула, имеющаяся в большинстве  Конституций, объясняет обычно краткую  характеристику целей и исторических условий принятия Конституции. Положения  преамбулы имеют важное политическое, идеологическое значение, выступая в  качестве своеобразных ориентиров, способствующих пониманию и применению основных положений Конституции.

Основная часть Конституции  состоит обычно из общей части (общих  принципов, основ конституционного строя и др.); глав о правах, свободах и обязанностях граждан; о системе  и статусе органов государственной  власти и их взаимоотношениях; об местном самоуправлении; о территориальном устройстве; о государственной символике; о порядке изменения Конституции.

В зависимости от степени демократичности  государственного строя соответствующие  место занимают главы о правах и свободах человека и гражданина.

Сущность Конституции, заключающаяся  на современном этапе в утверждении  общедемократических начал, предполагает возможность жить в государстве  в качестве его полноправных граждан  всем членам общества, как согласным, так и не согласным с ней. В  ходе социального прогресса в  современных  цивилизованных странах  закреплён приоритет права, провозглашённого в конституциях. Тем самым расширяется  правовое поле деятельности граждан  во взаимоотношениях с государством, развивая демократические начала общества.  Конституция как основной нормативный  акт демократического государства  закрепляет общественное согласие на юридической основе, создает необходимые  условия для выражения мнений всех слоёв общества.

2. Законы и подзаконные акты

 

Закон — нормативный правовой акт, принятый в особом порядке высшим представительным (законодательным) органом  государственной власти или непосредственно  народом. Законы регулируют наиболее важные общественные отношения и обладают наибольшей юридической силой. Среди  законов выделяют основные конституционные (принимаемые по некоторым вопросам конституционного значения), кодифицированные (сложные систематизированные акты, регулирующие комплекс общественных отношений), текущие (принимаемые для урегулирования других вопросов жизни общества). В  Российской Федерации действуют  федеральные законы и законы субъектов  РФ. Действующие законы образуют систему законодательства, причём все законы должны соответствовать Конституции, федеральные законы — федеральным конституционным законам, а законы субъектов РФ — федеральным законам, принятым по вопросам ведения РФ или совместного ведения. Подзаконные (все остальные) нормативные правовые акты принимаются государственными органами в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. По общему правилу подзаконные акты должны соответствовать законам. К подзаконным актам РФ относятся нормативные акты (то есть указы, содержащие нормы права) Президента РФ, нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения), нормативные постановления Правительства РФ, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т. п.) федеральных министерств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов. Следует выделить также нормативные правовые акты органов местного самоуправления, издающиеся в соответствии с вышестоящими законами и подзаконными актами и воздействующие на общественные отношения строго на территории данного муниципального образования.

3. Нормативные договоры

 

Источником права в России, а  так же и в большинстве стран  мира, является нормативный договор. Самым распространённым видом нормативных договоров и соглашений являются коллективные договоры и соглашения, заключаемые сторонами социального партнёрства в трудовом праве.

Нормативный договор — один из видов источников права, представляет собой соглашение (как правило, хотя бы одной из сторон в котором выступает государство или его часть), из которого вытекают общеобязательные правила поведения (нормы права).

Сущностным признаком, отличающим договор от правового акта, является его санкционирование несколькими субъектами правотворчества.

Нормативный договор может быть международным, либо же это может быть договор в рамках одного государства, например, между федерацией и её субъектами.

Нормативные договоры обязательны  для многочисленного и формально-неопределенного  круга лиц, рассчитаны на многократное применение, действуют независимо от того, возникли или прекратились предусмотренные  ими конкретные правоотношения.

Признаки нормативного договора:

Правовая база нормативных договоров  находится в действующем законодательстве. Такие договоры выполняют правовосполнительную функцию, дополняя и конкретизируя  действующее законодательство.

В нормативном договоре всегда предполагается участие государственного органа. Чем  более высокое место в управленческой иерархии занимает последний, тем выше юридическая сила договора.

Нормативные договоры заключаются  в публичных интересах, их цель - достижение общего блага, то есть общественные цели здесь преобладают.

Нормативные договоры содержат правила, регулирующие поведение не только (а  иногда и не столько) непосредственных участников договора, но и иных субъектов. Поэтому такой договор не замыкается внутри системы договаривающихся сторон, а имеет и внешнее юридическое  воздействие.

Многочисленность, неопределенность адресатов, то есть тех субъектов, на которых направлено юридическое  действие договора.

Договорные нормы рассчитаны на длительное действие и многократное применение.

Существует особая, строго формальная процедура заключения нормативных  договоров, а также специальный  порядок рассмотрения споров и конфликтов, связанных с их исполнением (например, Конституционный Суд, специальные  согласительные процедуры). Изменения  или отказ от выполнения договорных условий в одностороннем порядке не допускаются. Нормы о непреодолимой силе (форс-мажор) здесь неприменимы. нормативный договор характеризует публичность, общедоступность договорных условий, иногда - официальное опубликование. В силу общеобязательности договорных условий оговорка о конфиденциальности здесь неприменима. Нормативные договоры служат правовой базой для издания административных актов, заключения индивидуальных договоров, совершения иных юридически значимых действий. Это отличает их от договоров индивидуального характера, устанавливающих (изменяющих, прекращающих) конкретные правоотношения.

Примеры нормативных договоров: международные  договоры; договоры между Российской Федерацией и субъектами РФ.

Действие нормативно-правовых актов

 

1. Действие нормативно-правовых актов во времени

Действие нормативно-правовых актов  во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового  акта в силу и моментом утраты им юридической силы. Нормативно-правовой акт вступает в силу либо со времени  его принятия, либо с того времени, которое указано в самом акте. В большинстве случаев в самом  акте указывается момент вступления его в силу: определяется точная календарная дата, с которой данный нормативно-правовой акт начинает действовать. Если в нормативно-правовом акте момент начала его действия не определён, то он вступает в силу по истечении  определённого срока после опубликования.

2. Действие нормативно-правовых актов в пространстве

Пределы действия нормативно-правового  акта в пространстве определяются территорией, на которую распространяется его  предписания. Нормативно-правовой акт  может действовать в пространстве на всей территории государства, на какой-то определённой части страны и (в отдельных  случаях) за пределами государства.

3. Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц

Нормативно-правовые акты могут иметь  общий характер, то есть действовать  в отношении всех граждан и  юридических лиц, находящихся на соответствующей территории, или  адресовываться лишь некоторым из них. Общие, и специальные (касаются конкретного  круга лиц)

 

 

 

 

 

 

 

Нормативно-правовые акты в Российской Федерации

1. Иерархическая система нормативно-правовых актов

 

В Российской Федерации установлена  следующая иерархическая система  нормативно-правовых актов:

  • в зависимости от юридической силы:
  • Конституция РФ3
  • Федеральные конституционные законы
  • Федеральные законы
  • Законы
  • Подзаконные правовые акты:
  • Указы Президента РФ
  • Постановления Правительства РФ
  • Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных ведомств и служб)
  • Локальные нормативно-правовые акты
  • Особую группу составляют международные договоры РФ.

Информация о работе Нормативно – правовой акт: понятие и виды, соотношение с иными формами права