Нормативно-правовой акт. Понятие. Юридическая сила. Закон в системе нормативно-правовых актов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 23:41, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что нормативно-правовые акты, законы являются в наше время основными регуляторами наиболее важных общественных отношений, они постоянно изменяются, создаются новые и прекращается действие старых. Переход к всеобщему нормативному регулированию осуществляется эволюционно. Вначале нормативное регулирование распространялось лишь на те сферы общественной жизни, которые непосредственно касались интересов государственной власти.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………… ………...3
1. Нормативно-правовой акт как юридический источник: понятие, признаки…………………………………………………………………………5
2. Юридическая сила нормативно-правового акта……………………………8
3. Закон: понятие, виды, роль в системе нормативно-правовых актов……..14 Заключение………………………………………………………………….........24
Список использованной литературы……………………………………….…25

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc окончательный вариант(в народ).doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление:

Введение……………………………………………………………… ………...3                                                                                        

1. Нормативно-правовой акт как юридический источник: понятие, признаки…………………………………………………………………………5                                                                                                                      

  2. Юридическая сила нормативно-правового акта……………………………8

  3. Закон: понятие,  виды, роль в системе нормативно-правовых актов……..14                                    Заключение………………………………………………………………….........24

  Список использованной  литературы……………………………………….…25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность  выбранной мною темы заключается в том, что нормативно-правовые акты, законы являются в наше время основными регуляторами наиболее важных общественных отношений, они постоянно изменяются, создаются новые и прекращается действие старых. Переход к всеобщему нормативному регулированию осуществляется эволюционно. Вначале нормативное регулирование распространялось лишь на те сферы общественной жизни, которые непосредственно касались интересов государственной власти. Частные имущественные и семейные отношения длительное время оставались под воздействием обычного права и судебной практики. Со временем нормативно-правовое регулирование расширяется, подчиняя себе другие области общественной жизни, и становится, таким образом, преобладающей формой правового регулирование общественных отношений. Соответственно и изучение данного источника права и всех его видов будет актуально до тех пор, пока существует, изменяются и развивается система НПА.

Нормативные акты составляют единую иерархическую систему. Она  отражает иерархическую систему  государственных органов. Нормативные  акты высших органов обладают и высшей юридической силой по отношению к актам нижестоящих органов. Актами высшей юридической силы являются законы, о которых также пойдет речь в данной работе, им будет уделено внимание в контексте их места в системе НПА.

При написании мною были использованы труды таких ученых как Венгеров А. Б., Матузов Н. И., Давид Р., Иванов С. А.,  Алексеев С. С., Хропанюк В.Н., Коркунов Н. М. и др.

Особое внимание я уделил трудам Матузова, Венгерова, Хропанюка, так как нашел в них наиболее полную информацию по изучаемой теме, а также потому, что материал данных авторов, касательно исследуемой темы на сегодняшний день наиболее актуален, на мой взгляд.

Целью данной работы является: анализ нормативно-правовых актов как источников права, выявление роли закона в системе нормативно-правовых актов.

Задачи:

1.Рассмотреть понятие  и признаки НПА

2.Рассмотреть юридическую  силу НПА.

3. Определить место  закона в системе нормативно-правовых  актов.

 

    1. Нормативно правовой акт (НПА), как юридический источник права: понятие, признаки.

 

В российской правовой системе утвердились такие формы права, как правовой обычай, правовой прецедент, договор с нормативным содержанием и нормативно-правовой акт. В данной работе будет рассматриваться последний из них.

На сегодняшний момент различные  литературные источники по-разному выводят понятие нормативно-правового акта, хотя это различие носит скорее терминологический характер, нежели сущностный. Следует обратить внимание, что само понятие акта в теории права употребляется в двояком смысле: 1) акт как действие; 2) акт как материальный носитель информации, документ. Именно во втором смысле и обозначается НПА как источник права.

На мой взгляд, достаточно полным определением НПА как источника права является следующее:                                                                               

Нормативно-правовой акт – официальный акт-документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. Нормативно-правовой акт-это акт правотворчества, который принимается в особом порядке, строго определёнными субъектами и содержит норму права.

Традиционно рассмотрение темы источников (форм) права начинается с  НПА. Это действительно в  настоящее время наиболее распространенный вид источника правовых норм, в том числе и в Российской Федерации. Столь высокая значимость НПА во многом связана с повышением роли государства в регулировании общественно значимых отношений.                                    

 

Признаки нормативно-правового  акта:

В теории права выделяют следующие признаки нормативно-правовых актов, отличающие их от иных актов содержащих типичные нормативные предписания, выраженные в документально-письменной форме :

1) нормативно-правовые акты исходят от государства, выражают сбалансированную государственную волю. Однако, они являются результатом деятельности не любых органов и организаций, а лишь компетентных в данном вопросе. Нормативно-правовые акты могут исходить не только от государства и его органов, но и от иных организаций(профсоюзов, , но лишь с ведома государства;

2) основное содержание НПА составляют типичные нормативные предписания, обладающие определенной юридической силой и устанавливающие единый, государственно-властный порядок регулирования социально значимых отношений, ограниченный во времени, в пространстве и по кругу лиц, на которые распространяется содержащиеся в нём нормы права;

3) нормативно-правовые акты принимаются и осуществляются в юридически урегулированном процедурно-процессуальном порядке;

4) они имеют строго определенную документально-письменную форму. Это официальные акты-документы, имеющие установленные символы и реквизиты. Их содержание должным образом структурировано и излагается стилем документов с использованием специальной и общепризнанной терминологии;

5) их реализация обеспечивается комплексом мер государственного воздействия.

На основе выше изложенного  можно кратко выделить следующие признаки нормативно-правового акта:

- нормативный характер;  
- это правовой акт; 
- является результатом правотворчества;  
- общеобязательность;  
- оформление в виде официального документа и определённый порядок группировки правовых норм.

Можно также  отметить отличие НПА в том, что другие источники права общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений.

В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы общества в целом, как большинства, так и меньшинства координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период. Мировая юридическая наука рассматривает источники права в неразрывном единстве с содержанием правовых норм. Выражение юридических норм в обычае, прецеденте, в судебной практике имеет казуистический и не всегда определенный характер. Эти нормы складываются постепенно, по мере повторения частных случаев, применения определенного правила поведения. Поэтому юридические нормы не могут в указанных формах воплотить в себе общего и достаточно определенного выражения.

Все НПА функционируют как единая система, которая характеризуется согласованностью, взаимодействием, иерархичностью, специализацией и дифференциацией по отраслям и институтам.

Система нормативно-правовых актов  Российской Федерации включает в себя  НПА общефедеральных органов, субъектов Федерации, местного самоуправления, а также акты прямого народного волеизъявления. Такое их разнообразие обусловлено федеративным строением государства, своеобразием правотворческих органов, спецификой регулируемых в государстве отношений, а также рядом других обстоятельств, служащих основаниями для их классификации.

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества  все нормативно-правовые акты подразделяются на следующие виды:

- нормативные акты  государственных органов; 

- нормативные акты общественных объединений (кооперативы, общественные движения и т.п.)

- совместные акты (государственных  и негосударственных организаций);

- нормативные акты, принятые  в порядке референдума.

В зависимости от сферы действия НПА делятся на:

- общефедеральные (действующие на всей территории государства);

- акты субъектов Федерации (действие их распространяется исключительно на территории субъекта. Такие акты иерархически подчинены федеральным, как и НПА органов местного самоуправления);

- акты органов местного самоуправления;

- локальные акты (регулирующие  отношения внутри какой-либо организации). В зависимости от срока действия различают:

- акты неопределенно  длительного действия (действуют до принятия решения об его отмене либо замене другим НПА)

- временные акты ( действуют до истечения срока на который они принимались, и который в них обозначен. Возможно продление временного НПА в соответствии с решением компетентного органа)

В зависимости от юридической  силы нормативно-правовые акты подразделяются на такие виды как:

- законы и подзаконные  акты.

Критерии данной классификации  позволяют установить значимость нормативных  актов, их место и роль в правовой системе.

 

 

Немного о видах  НПА.

 

Нормативно-правовые акты Президента Российской федерации. Президент — глава государства, и в соответствии с этим издаваемые им нормативно-правовые акты занимают следующее после законов место и обязательны и для исполнения на всей территории Российской федерации. В качестве предмета регулирования указов выступают основные направления внутренней и внешней политики. В случае противоречия указа Президента Конституции и законам России на основании заключения Конституционного Суда Российской Федерации указ утрачивает силу. По сравнению с законами указы относительно быстро принимаются и вступают в силу. Кроме того, перечень субъектов подготовки проектов указов законодательно не установлен, и по обыкновению они подготавливаются заинтересованными ведомствами или Правительством.

Нормативно-правовые акты Правительства. Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть в стране и, реализуя эту задачу, принимает постановления и издает распоряжения. Решения, имеющие нормативный характер или наиболее высокое значение, издаются в форме постановлений. Решения по текущим и оперативным вопросам издаются в форме распоряжений. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ.

Нормативно-правовые акты министерств и иных федеральных  органов исполнительной власти. Особенность их состоит в том, что министерства и ведомства могут издавать приказы и инструкции, содержащие нормы права, в случаях и пределах, предусмотренных законами РФ, указами Президента, постановлениями Правительства. Поэтому издание любого ведомственного акта должно быть основано на специальном указании вышестоящих органов, хотя на практике часто бывает по-иному.

 

Юридическая сила нормативно-правовых актов.

Юридическая сила - применимость закона или иного юридического документа в данное время на данной территории. Нормативные правовые акты действуют со дня вступления в силу до утраты силы. При этом они имеют силу только на территории государства, либо автономного или муниципального образования.

«Сила» в юридическом  смысле означает обязательное соответствие акта, принятого нижестоящим государственным (или иным уполномоченным) органом, акту, принятому вышестоящим органом, или соответствие акта, принятого субъектом федерации, акту, принятому на федеральном уровне, в связи с чем неверными являются положения Конституций субъектов РФ, устанавливающие приоритет республиканских законов над федеральными и т.п.

Разрушение иерархии законов может вести к разрушению государства, его федеративных основ. Разумеется, реализация и обеспечение этой иерархии большая и трудная практическая задача, которая решается  как самими государственными органами, так и специальными механизмами.

Таким образом, юридическая сила НПА – это его место в иерархии НПА, соответствие и соподчиненность актов, принятых вышестоящим органом вышестоящим актам.

Нормативно-правовые акты действуют во времени и пространстве и по кругу лиц.

 

 

 

    1. Действие во времени.

Во-первых, наиболее распространенным моментом начала действия нормативного акта являются истечение определенного срока после его официального опубликования. Так, федеральные законы и нормативные акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на территории РФ по истечении десяти дней после дня их опубликования, а акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, – по истечении семи дней после их первого официального опубликования. Также по истечении семи дней после опубликования вступают в силу и акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций. Иные акты Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

Новый нормативно-правовой акт распространяет свое действие только на те отношения, которые имеют место после его вступления в силу. Обратной силы он не имеет. Данный принцип означает, что предписания нормативного акта не распространяются на те отношения, которые возникли и существовали до его издания. Такое положение является надежной гарантией обеспечения прав и обязанностей граждан, поддержания прочного правопорядка. Исключения из указанного принципа допускаются только в двух случаях:

Информация о работе Нормативно-правовой акт. Понятие. Юридическая сила. Закон в системе нормативно-правовых актов