Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 23:41, курсовая работа
Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что нормативно-правовые акты, законы являются в наше время основными регуляторами наиболее важных общественных отношений, они постоянно изменяются, создаются новые и прекращается действие старых. Переход к всеобщему нормативному регулированию осуществляется эволюционно. Вначале нормативное регулирование распространялось лишь на те сферы общественной жизни, которые непосредственно касались интересов государственной власти.
Введение……………………………………………………………… ………...3
1. Нормативно-правовой акт как юридический источник: понятие, признаки…………………………………………………………………………5
2. Юридическая сила нормативно-правового акта……………………………8
3. Закон: понятие, виды, роль в системе нормативно-правовых актов……..14 Заключение………………………………………………………………….........24
Список использованной литературы……………………………………….…25
Оглавление:
Введение…………………………………………………………
1. Нормативно-правовой акт как юридический
источник: понятие, признаки…………………………………………………………
2. Юридическая сила нормативно-правового акта……………………………8
3. Закон: понятие,
виды, роль в системе нормативно-правовых актов……..14
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….…25
Введение.
В российской правовой системе утвердились такие формы права, как правовой обычай, правовой прецедент, договор с нормативным содержанием и нормативно-правовой акт. В данной работе будет рассматриваться последний из них.
На сегодняшний момент различные литературные источники по-разному выводят понятие нормативно-правового акта, хотя это различие носит скорее терминологический характер, нежели сущностный. Следует обратить внимание, что само понятие акта в теории права употребляется в двояком смысле: 1) акт как действие; 2) акт как материальный носитель информации, документ. Именно во втором смысле и обозначается НПА как источник права.
На мой взгляд, достаточно полным определением НПА
как источника права является следующее:
Нормативно-правовой акт – официальный акт-документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. Нормативно-правовой акт-это акт правотворчества, который принимается в особом порядке, строго определёнными субъектами и содержит норму права.
Традиционно рассмотрение
темы источников (форм) права начинается
с НПА. Это действительно в
настоящее время наиболее распространенный
вид источника правовых норм, в том числе и в Российской
Федерации. Столь высокая значимость НПА
во многом связана с повышением роли государства
в регулировании общественно значимых
отношений.
Признаки нормативно-правового акта:
В теории права выделяют следующие признаки нормативно-правовых актов, отличающие их от иных актов содержащих типичные нормативные предписания, выраженные в документально-письменной форме :
1) нормативно-правовые акты исходят от государства, выражают сбалансированную государственную волю. Однако, они являются результатом деятельности не любых органов и организаций, а лишь компетентных в данном вопросе. Нормативно-правовые акты могут исходить не только от государства и его органов, но и от иных организаций(профсоюзов, , но лишь с ведома государства;
2) основное содержание НПА составляют типичные нормативные предписания, обладающие определенной юридической силой и устанавливающие единый, государственно-властный порядок регулирования социально значимых отношений, ограниченный во времени, в пространстве и по кругу лиц, на которые распространяется содержащиеся в нём нормы права;
3) нормативно-правовые акты принимаются и осуществляются в юридически урегулированном процедурно-процессуальном порядке;
4) они имеют строго определенную документально-письменную форму. Это официальные акты-документы, имеющие установленные символы и реквизиты. Их содержание должным образом структурировано и излагается стилем документов с использованием специальной и общепризнанной терминологии;
5) их реализация обеспечивается комплексом мер государственного воздействия.
На основе выше изложенного можно кратко выделить следующие признаки нормативно-правового акта:
- нормативный характер;
- это правовой акт;
- является результатом правотворчества;
- общеобязательность;
- оформление в виде официального документа
и определённый порядок группировки правовых
норм.
Все НПА функционируют как единая система, которая характеризуется согласованностью, взаимодействием, иерархичностью, специализацией и дифференциацией по отраслям и институтам.
Система нормативно-правовых актов Российской Федерации включает в себя НПА общефедеральных органов, субъектов Федерации, местного самоуправления, а также акты прямого народного волеизъявления. Такое их разнообразие обусловлено федеративным строением государства, своеобразием правотворческих органов, спецификой регулируемых в государстве отношений, а также рядом других обстоятельств, служащих основаниями для их классификации.
В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на следующие виды:
- нормативные акты государственных органов;
- нормативные акты общественных объединений (кооперативы, общественные движения и т.п.)
- совместные акты (государственных
и негосударственных
- нормативные акты, принятые в порядке референдума.
В зависимости от сферы действия НПА делятся на:
- общефедеральные (действующие на всей территории государства);
- акты субъектов Федерации (действие их распространяется исключительно на территории субъекта. Такие акты иерархически подчинены федеральным, как и НПА органов местного самоуправления);
- акты органов местного самоуправления;
- локальные акты (регулирующие отношения внутри какой-либо организации). В зависимости от срока действия различают:
- акты неопределенно длительного действия (действуют до принятия решения об его отмене либо замене другим НПА)
- временные акты ( действуют до истечения срока на который они принимались, и который в них обозначен. Возможно продление временного НПА в соответствии с решением компетентного органа)
В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты подразделяются на такие виды как:
- законы и подзаконные акты.
Критерии данной классификации позволяют установить значимость нормативных актов, их место и роль в правовой системе.
Немного о видах НПА.
Нормативно-правовые акты Президента Российской федерации. Президент — глава государства, и в соответствии с этим издаваемые им нормативно-правовые акты занимают следующее после законов место и обязательны и для исполнения на всей территории Российской федерации. В качестве предмета регулирования указов выступают основные направления внутренней и внешней политики. В случае противоречия указа Президента Конституции и законам России на основании заключения Конституционного Суда Российской Федерации указ утрачивает силу. По сравнению с законами указы относительно быстро принимаются и вступают в силу. Кроме того, перечень субъектов подготовки проектов указов законодательно не установлен, и по обыкновению они подготавливаются заинтересованными ведомствами или Правительством.
Нормативно-правовые акты Правительства. Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть в стране и, реализуя эту задачу, принимает постановления и издает распоряжения. Решения, имеющие нормативный характер или наиболее высокое значение, издаются в форме постановлений. Решения по текущим и оперативным вопросам издаются в форме распоряжений. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ.
Нормативно-правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Особенность их состоит в том, что министерства и ведомства могут издавать приказы и инструкции, содержащие нормы права, в случаях и пределах, предусмотренных законами РФ, указами Президента, постановлениями Правительства. Поэтому издание любого ведомственного акта должно быть основано на специальном указании вышестоящих органов, хотя на практике часто бывает по-иному.
Юридическая сила нормативно-правовых актов.
Юридическая сила - применимость закона или иного юридического документа в данное время на данной территории. Нормативные правовые акты действуют со дня вступления в силу до утраты силы. При этом они имеют силу только на территории государства, либо автономного или муниципального образования.
«Сила» в юридическом смысле означает обязательное соответствие акта, принятого нижестоящим государственным (или иным уполномоченным) органом, акту, принятому вышестоящим органом, или соответствие акта, принятого субъектом федерации, акту, принятому на федеральном уровне, в связи с чем неверными являются положения Конституций субъектов РФ, устанавливающие приоритет республиканских законов над федеральными и т.п.
Разрушение иерархии
законов может вести к
Таким образом, юридическая сила НПА – это его место в иерархии НПА, соответствие и соподчиненность актов, принятых вышестоящим органом вышестоящим актам.
Нормативно-правовые акты действуют во времени и пространстве и по кругу лиц.
Во-первых, наиболее распространенным моментом начала действия нормативного акта являются истечение определенного срока после его официального опубликования. Так, федеральные законы и нормативные акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на территории РФ по истечении десяти дней после дня их опубликования, а акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, – по истечении семи дней после их первого официального опубликования. Также по истечении семи дней после опубликования вступают в силу и акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций. Иные акты Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.
Новый нормативно-правовой акт распространяет свое действие только на те отношения, которые имеют место после его вступления в силу. Обратной силы он не имеет. Данный принцип означает, что предписания нормативного акта не распространяются на те отношения, которые возникли и существовали до его издания. Такое положение является надежной гарантией обеспечения прав и обязанностей граждан, поддержания прочного правопорядка. Исключения из указанного принципа допускаются только в двух случаях: