Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 23:41, курсовая работа
Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что нормативно-правовые акты, законы являются в наше время основными регуляторами наиболее важных общественных отношений, они постоянно изменяются, создаются новые и прекращается действие старых. Переход к всеобщему нормативному регулированию осуществляется эволюционно. Вначале нормативное регулирование распространялось лишь на те сферы общественной жизни, которые непосредственно касались интересов государственной власти.
Введение……………………………………………………………… ………...3
1. Нормативно-правовой акт как юридический источник: понятие, признаки…………………………………………………………………………5
2. Юридическая сила нормативно-правового акта……………………………8
3. Закон: понятие, виды, роль в системе нормативно-правовых актов……..14 Заключение………………………………………………………………….........24
Список использованной литературы……………………………………….…25
- если самим нормативно-
- если уголовные законы или акты административного; законодательства смягчают наказание или вообще устраняют наказуемость деяния.
Исключение составляет
и «переживание» старого
Прекращение действия нормативных актов связывается со следующими обстоятельствами:
- истечением срока действия, на который был принят тот или иной акт;
- в связи с прямой отменой нормативного акта уполномоченным на то органом;
- в связи с фактической
заменой нормативного акта
Действие нормативных актов в пространстве осуществляется на основе территориального и экстерриториального принципов.
Пределы действия нормативно-правового акта в пространстве определяются территорией, на которую распространяются его предписания. Территориальный принцип предполагает действие нормативного правового акта в пределах государственных или административных территориальных границ деятельности правотворческого органа.
В федеративных государствах
регулирование отношений
Экстерриториальность действия нормативных актов означает распространение правовых актов данного субъекта правотворчества за пределы территории его юрисдикции. Например, при рассмотрении судом определенных внешнеторговых сделок, по некоторым делам о наследстве допускается использование иностранного законодательства.
Под территорией понимается земная поверхность, недра, водное и воздушное пространства в пределах государственной границы, территория посольств за рубежом, военные корабли в открытом море и в иностранных территориальных водах, невоенные суда в открытом море, кабины летательных и космических аппаратов в атмосфере.
Действие нормативных актов
распространяется, как правило, на территорию,
которая подведомственна
Действие нормативных актов по кругу лиц тесно связано с территориальными пределами функционирования актов.
Существует правило, согласно которому действие нормативно-правовых актов распространяется на всех лиц, проживающих на данной территории. Законы и другие нормативные акты на территории государства действуют применительно ко всем гражданам, государственным и общественным организациям. Их действие распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства. Этим лицам гарантируются предусмотренные национальным законодательством права и свободы. Они могут обращаться в суд, в другие органы государства для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав. Иностранные граждане, лица без гражданства, находящиеся на территории определенного государства, должны уважать его конституцию и соблюдать законы.
Однако имеются исключения из общего правила, когда действия нормативно-правовых актов по кругу лиц не совпадают с их действием по территории. Так, иностранные граждане, пользующиеся правом дипломатического иммунитета на территории другого государства, не могут быть привлечены к уголовной ответственности, вызываться в суд для дачи показаний. Если такие лица совершают правонарушение, вопрос об их ответственности разрешается дипломатическим путем. Некоторые национальные нормативно-правовые акты вообще не распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства (например, акты о выборах в органы государства, о воинской службе). Вместе с тем касаемо своих граждан, например, действующее уголовное законодательство Российской Федерации распространяется не только на лиц, находящихся на территории России, но и на ее граждан за границей;
Нормативные акты могут
распространять действие не на всех граждан
и должностных лиц данной территории,
а только на определенные категории.
В таких случаях в НПА
3. Закон: понятие, виды, роль в системе нормативно-правовых актов.
Понятие.
Закон – это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений. Законы также принимаются на референдумах – в сходе специальной процедуры непосредственного, прямого волеизъявления граждан по тому или иному вопросу. Как правило, референдум проводится по наиболее значимым вопросам общественной жизни. Законы регулируют в основном наиболее важные и существенные общественные отношения. Закон – это высшая форма выражения государственной воли народа. непосредственное воплощение его суверенитета. устанавливает отправные начала правового регулирования, придает ему единство. В законе выражаются главные экономические, политические и иные потребности общества, интересы личности. Нормы, содержащиеся в актах других органов, основываются на нормах закона, развивают и конкретизируют его положения, являются производными от них.
Часто закон отождествляют с таким понятием как право. По этой причине в ХIХ веке предлагалось разделить понятие закона в материальном и формальном смыслах. В материальном речь как раз идет об отождествлении закона со всеми источниками права, в формальном же – закрепляется закон как акт, принятый в соответствии с установленной процедурой законодательным органом.
Наиболее красочное определение закона дал в древности Хризипп: «Закон есть царь всех божеств и человеческих дел; он должен быть начальником добрых и злых; вождем и руководителем существ, живущих в государстве; мерилом справедливого и несправедливого, - которое призывает делать то, что должно быть делаемо, и запрещает делать то, что не должно быть делаемо.»
НПА, в котором находит свое выражение и закрепление закон может иметь различные формы. Наряду с наиболее распространенной формой – изложением закона в отдельном, обособленном письменном акте – теория права выделяет и НПА в виде кодексов. Кодекс – это тоже закон, только представленный в виде книги. Кодексы удобны во многих отношениях: охватываю регулированием основную часть общественных отношений в определенной сфере жизни общества, систематизированы, просты в использовании, доступны.
Виды.
В теории права выделяют такие виды закона: Конституцию как Основной закон, иные виды – конституционные законы, обычные законы, федеральные законы и законы субъектов федерации. В монархических формах правления существует и такой вид закона, как указ монарха.
Совокупность законов составляет законодательство – система НПА всех видов. Поэтому когда говорят о законодательных актах, то речь здесь идет не только о законах, но и о других НПА.
Законы многообразны,
поэтому нуждаются в
Особый интерес представляет деление законов в зависимости от их значимости в системе действующего законодательства. По этому основанию различают законы конституционные и текущие.
Конституционные законы закрепляют основы общественного и государственного строя, служат юридической базой для текущего законодательства. К ним относятся: Конституция и законы, вносящие в нее изменения и дополнения, а также законы, конкретизирующие ее содержание.
Конституция является основным
законом государства. Ее сущность состоит
в том, что она отражает расстановку
политических сил в обществе, юридически
закрепляет баланс их интересов. Различают
фактическую и юридическую
Конституция занимает главное
место в системе нормативно-
Выполняя непосредственно регулятивную функцию, Конституция призвана обеспечить внутреннее единство норм национальной правовой системы и эффективные правовые связи с зарубежными правовыми системами.
Перечень конституционных законов исчерпывающе определен Конституцией РФ. Это: законы о порядке деятельности Правительства
РФ, судебной системе, Конституционном Суде, чрезвычайном положении, режиме военного положения и т.д. (всего их 14).
Прямое закрепление в Конституции данных актов, круга регулируемых ими отношений, усложненная процедура принятия (обязательное одобрение не менее 3/4 голосов членов Совета Федерации, невозможность наложения на них вето Президента) определяют их центральное место в системе действующего законодательства и повышенную юридическую силу.
Текущие (обыкновенные) законы принимаются на основе и во исполнение конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни страны.
Особой разновидностью текущих законов являются органические и чрезвычайные законы.
Органические (
Чрезвычайные (исключительные) законы принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами, носят временный характер.
Законодательная деятельность – сложный и многогранный процесс, требующий объективного, подлинно научного подхода, определения перспектив развития конкретных сфер общественной жизни и предвидения последствий реализации тех или иных законодательных решений.
Порядок подготовки, рассмотрения и принятия законов определяется Конституцией и регламентами деятельности соответствующих представительных органов государственной власти. Эти акты предусматривают следующие основные стадии издания законов:
- законодательная инициатива;
- обсуждение законопроекта;
- принятие закона;
- опубликование(обнародование)
Законодательная инициатива – это предоставленное строго определенному кругу лиц или учреждений право на внесение в органы представительной власти предложений по совершенствованию законодательства и конкретных законопроектов, которому корреспондирует обязанность законодательных органов рассмотреть
Обсуждение законопроекта - проводится на открытом заседании палаты представительного органа и начинается с доклада инициатора законопроекта и содоклада подготовительной комиссии (комитета) по основным положениям проекта.
Санкция или утверждение законопроектов всегда принадлежит главе правительства. Право санкции предполагает право отказа в утверждении или так называемое право вето. Вето бывает абсолютное и суспензивное. Абсолютное вето заключается в неограниченном праве монарха, потому что оно существует только в монархических государствах, отвергать принятые палатами законопроекты.
Суспензивное или задерживающее вето только задерживает превращение законопроекта в закон, но если палаты настаивают на принятии законопроекта, он получает, при наличности известных условий, обыкновенно повторного его принятия палатами, силу закона, помимо воли главы правительства. Эта форма вето применяется как в республиках, так и в некоторых монархиях, например, в Норвегии и в бывшей бразильской империи. Закон, принятый палатами и утвержденный главой правительства, затем обращается к исполнению, что и составляет т. н. промульгацию и публикуется во всеобщее сведение.
Принятие закона - осуществляется на заседании Государственной Думы. Закон считается принятым, если за его принятие проголосовало более половины от общего числа этой палаты. Для принятия конституционного закона и для преодоления отлагательного вето Президента или Совета Федерации необходимо не менее двух третей голосов депутатов.
Опубликование закона - основной вид оглашения закона. Как правило, закон до опубликования не может вступить в действие. Законы подлежат обязательному официальному опубликованию. Оно имеет важное юридическое ( в связи со вступлением закона в силу) и социальное значение( которое связано с презумпцией знания закона ).
Федерации неопубликованные законы не применяются.
Роль.
В современных условиях, а также по соображениям философского и политического характера в странах романо-германской правовой семьи, как правило, считается, что для юриста лучшим способом установления справедливого, соответствующего праву решения является обращение к закону. Эта тенденция восторжествовала в XIX веке, когда почти во всех государствах романо-германской правовой семьи были приняты кодексы и писаные конституции. Она еще более укрепилась в нашу эпоху благодаря дирижистским идеям и расширению роли государства во всех областях. Работать во имя прогресса и установления господства права - по-прежнему дело всех юристов, но в этой общей деятельности в современную эпоху ведущая роль принадлежит законодателю. Такая точка зрения соответствует принципам демократии. Она обоснована, с другой стороны, тем, что государственные и административные органы имеют, несомненно, большие, чем кто-либо иной возможности для координации деятельности различных секторов общественной жизни и для определения общего интереса. Наконец, закон в силу самой строгости его изложения представляется лучшим техническим способом установления четких норм в эпоху, когда сложность общественных отношений выдвигает на первый план среди всех аспектов правильного решения его точность и ясность.