Нормативно-правовой акт. Понятие. Юридическая сила. Закон в системе нормативно-правовых актов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 23:41, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что нормативно-правовые акты, законы являются в наше время основными регуляторами наиболее важных общественных отношений, они постоянно изменяются, создаются новые и прекращается действие старых. Переход к всеобщему нормативному регулированию осуществляется эволюционно. Вначале нормативное регулирование распространялось лишь на те сферы общественной жизни, которые непосредственно касались интересов государственной власти.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………… ………...3
1. Нормативно-правовой акт как юридический источник: понятие, признаки…………………………………………………………………………5
2. Юридическая сила нормативно-правового акта……………………………8
3. Закон: понятие, виды, роль в системе нормативно-правовых актов……..14 Заключение………………………………………………………………….........24
Список использованной литературы……………………………………….…25

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc окончательный вариант(в народ).doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

Закон в наше время  – это главный и преимущественный НПА современного государства.

Из определения закона можно выделить следующие признаки закона в системе НПА, как основного источника права, обладающего по сравнению с другими нормативно-правовыми актами высшей юридической силой:

1) законы принимаются  высшими представительными органами  государства или самим народом  в результате референдума;

2) законы принимаются  по основным, наиболее существенным вопросам общественной жизни, которые требуют оптимального удовлетворения интересов личности;

3) законы принимаются  в особом законодательном порядке,  что не присуще подзаконным  нормативно-правовым актам. Принятие  закона включает в себя четыре обязательные стадии: внесение законопроекта в законодательный орган; обсуждение законопроекта; принятие закона; его опубликование). Принятие закона в результате референдума также осуществляется в законодательном порядке, предусмотренном Законом о референдуме;

4) законы не подлежат  контролю или утверждению со  стороны какого-либо тугого органа  государства. Они могут быть  отменены или изменены только  законодательной властью. Конституционный  или другой аналогичный суд  может признать закон, принятый парламентом, неконституционным, однако отменить его может только законодательный орган;

5) законы представляют  собой ядро всей правовой системы  государства, они обусловливают  структуру всей совокупности  нормативно-правовых актов, юридическую  силу каждого из них, субординацию нормативно-правовых актов по отношению друг к другу.

Ведущее и определяющее положение законов в системе  нормативно-правовых актов государства  выражает одно из основных требований законности — верховенство закона в регулировании общественных отношений. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Он должен быть приведен в соответствие с законом или немедленно отменен.

Как уже говорилось ранее, основным законом в ряде стран, в  том числе и в Российской Федерации, является Конституция, охраняющая права и свободы человека и гражданина. Ни в одном цивилизованном современном правовом государстве не может быть принят закон, который ущемляет права и свободы граждан, а соответственно и саму Конституцию.

Таким образом, закон занимает главенствующее место в системе нормативно-правовых актов в современном праве, закон определяется авторами, чьи труды были использованы в данной работе, как обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, с ним сообразовываются все правовые акты компетентных органов. Закон – это главный регулятор общественных отношений в наиболее важных сферах жизни общества. Закон – это равная мера поведения всего населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Кратко о  проделанной работе.

1.В рамках исследования  заданной темы я ознакомился с источниками, содержащими различные точки зрения по исследуемым вопросам, а именно:

- нормативно-правовой  акт как юридический источник: понятие, признаки.

- юридическая сила  нормативно-правового акта 

- закон: понятие, виды, роль в системе нормативно-правовых актов

2. Мною были выбраны  научные труды, которые, по  моему мнению, наиболее точно  отвечают на, поставленные в рамках исследуемой темы, вопросы. На основе выбранного материала была написана данная работа, в рамках которой были получены следующие ниже выводы.

Выводы и  итоги.

- Нормативно-правовой акт – это основной на сегодняшний день вид источника права, самый распространенный и вместе с тем требующий постоянного и пристального изучения, несмотря на кажущуюся изученность данного вопроса. НПА – это необходимый в наше время регулятор социальных, экономических, политических и других сфер жизни общества.

 

- Все НПА  связаны между собой, располагаются  в иерархическом порядке в  зависимости от юридической силы, под которой понимается внутренней свойство НПА, обусловленного местом в системе государственных органов, принявшего этот акт органа. Юридическая сила также зависит от компетенции принявших его органов, то есть вне зависимости от положения в системе органов власти, некомпетентный орган не может принять НПА

 

- Нормативно-правовым  актом, обладающим высшей юридической  силой является  Закон. Закон  занимает лидирующее место в  системе НПА. Его роль состоит  в регулировании наиболее важных  сфер жизни общества. Все НПА имеют силу лишь в рамках действующего законодательства. Высшим законом РФ является Конституция. На следующей ступени по силе в системе НПА в России стоят нормативно-правовые акты Президента Российской Федерации.

Компетентные органы принимают нормативно-правовые акты, в том числе и Законы для  регулирования и обеспечения  порядка в государстве и обществе. Регулирование общественных отношений достигается разными способами и методами, путем определения запретов, обязательств и дозволений.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Алексеев С. С. Общая теория права. Курс в 2-х томах. Т. 1 / С. С. Алексеев. М.: Проспект, 2009. – 361 С.
  2. Венгеров А. Б. Теория государства и права. Ч. 2 Теория права. Т. 1 / А. Б. Венгеров. – М.: Юрист, 1996. – 166 С.
  3. Гайворонская Я. В. Проблема теории правовых актов. / Я. В. Гайворонская // Правоведение. – 2008. - № 4. – С. 218-230.
  4. Иванов С. А. Формальное закрепление силы нормативных актов / С. А. Иванов // Государство и право. – 2007 - № 12. – С. 92-98.
  5. Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права / Н. М. Коркунов. - . М.: Юридический центр Пресс, 2003. – 430 С.
  6. Матузов Н. И. Теория государства и права: учебник / Н. И. Матузов, А. В. Малько. – М.: Юрист, 2001. – 435 С.
  7. Спасов Б. П. Закон и его толкование / Б. П. Спасов. – М.: София, 1986. – 121 С.
  8. Тихомиров Ю. А. Теория закона / Ю. А. Тихомиров. – М.: Юридическая литература, 1982. – 256 С.
  9. Хропонюк В. Н. Теория государства и права / В. Н. Хропонюк. – М.: Омега-Л, 2008. – 384 С.
  10. Давид Р. Основные правовые системы современности. / Р. Давид. – М.: Прогресс, 1998. – 234 С.



Информация о работе Нормативно-правовой акт. Понятие. Юридическая сила. Закон в системе нормативно-правовых актов