Нормативно-правовой акт-основной источник права Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 05:57, курсовая работа

Описание работы

На всех этапах развития белорусской государственности право было важным и эффективным инструментом руководства обществом. И в настоящее время правильное отражение потребностей жизни, эффективность, полнота и своевременность законодательных решений, высокое качество законов становятся во многом определяющими факторами политического, социального и духовного обновления Республики Беларусь, экономических преобразований в стране.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..……3
1. Нормативный акт как источник права……………………………………..4
2. Виды нормативных актов в Республике Беларусь………...…………….11
3. Пределы действия нормативно правовых актов………………….….…..22
3.1. Действие нормативно-правового акта по предмету……………..….22
3.2. Действие нормативного акта во времени…………………………....24
3.3. Действие нормативно-правового акта в пространстве…………......26
3.4. Действие нормативно-правового акта по лицам………………………..28
Заключение…………………………………………………………….……...30
Приложение…………………………………………………………………...31
Список используемой литературы…………….…………………………….34

Файлы: 1 файл

Моя готовая курсоая.doc

— 212.50 Кб (Скачать файл)

Все  качества придаются нормативно - правовому акту путём установления субъектами правотворчества пределов, параметров его юридического действия, то есть определения тех границ, в которых может осуществляться реализация содержащихся в акте юридических норм, обеспечиваться их правовая обязательность, юридическая сила. Юридическое действие нормативно-правового акта, таким образом, и означает его способность вызывать, порождать те правовые последствия, на возникновение которых он и рассчитан.

    В странах  с романо-германской правовой  системой нормативно-правовые акты являются основным источником права. Главенствующую роль среди них занимают законы как акты, принимаемые высшим представительным и законодательным органом. Высшей юридической силой среди законов обладают конституции. В качестве источника права здесь выступают также нормативные договоры и в ограниченной мере – правовые обычаи. Этот источник широко используется (хотя и не преобладает) и в странах со сложившейся системой общего права, где главенствующее место занимает юридический прецедент (судебная и административная практика). Семья романо-германского права сформировалась в континентальной Европе (Германия, Франция, Италия, Испания и другие страны западной части континента) в результате рецепции (восприятия) римского права.

    Если нормативный  акт (закон, подзаконный акт)  противоречит Конституции, то  этот акт должен быть приведен  в соответствии с законом либо отменен. Закон не подлежит утверждению или приостановлению никем, кроме специально уполномоченных на то органов законодательной власти. Конституция, в отличие от других органов, имеет основополагающий характер (ядро права). Итак, нормативный акт как источник права – это наиболее позднее творение человеческого разума. Нормативный акт очень удобная форма права.

  • Во-первых, он позволяет быстро и эффективно реагировать на изменение потребностей жизни; нормативные акты могут быть относительно быстро изданы, в любом объеме изложены, а то и отменены.
  • Во-вторых, нормативные акты исходят из единого центра: они объединены Конституцией Республики Беларусь и не должны ей противоречить. Другими словами, они более эффективно могут установить порядок.
  • В-третьих, нормативные акты позволяют точно и определенно фиксировать содержание правовых норм, поскольку являются письменными источниками права. Все это позволяет обеспечить надлежащую определенность права, является одним из условий последовательного проведения начал законности, преградой для мошенничества.
  • В-четвертых, если выражение юридических норм в обычае и прецеденте имеет случайный и не всегда определенный характер, то в нормативном акте правовые нормы выражаются общим, но достаточно определенным способом.

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества  все нормативно-правовые акты подразделяются на:

  • Нормативные акты государственных органов;
  • Нормативно-правовые акты общественных объединений;
  • Совместные акты государственных и негосударственных организаций;
  • Нормативно-правовые акты ,принятые на референдуме.

    Переход к  нормативному регулированию посредством  нормативных актов осуществлялся  постепенно. Вначале они применялись  для регламентации тех сфер  общественной жизни, которые непосредственно касались государственной власти, борьбы с преступностью. Частные имущественные и семейные отношения длительное время оставались под воздействием обычного права и судебной практики. Со временем действие нормативно-правовых актов расширилось. Они стали использоваться и в других областях общественной жизни, становясь преобладающим.

Определение пределов действия нормативно - правовых актов наука  и практика связывают прежде всего  с временем и пространством как  естественными сферами, в которых проживает человек, с жизненными отношениями ,возникающими, складывающимися между людьми ,а также с самими людьми и их организациями.

Делая вывод из всего вышесказанного, норма права и статья нормативно-правового акта тесно взаимосвязаны. Для того что бы понять каким образом они взаимосвязаны, я рассмотрю структуру правовой нормы.

Особенности, содержание и назначение большей части правовых норм - правил поведения — тесно связаны с их структурой. Любая такая норма устанавливает для участников регулируемых ею существенных отношений взаимные права и обязанности; предусматривает фактические обстоятельства, при наличии которых носителями этих прав и обязанностей становятся определенные, конкретные лица — субъекты правоотношений; предупреждает о последствиях нарушения данной нормы. Этому содержанию нормы права — правила поведения соответствует свойственная только ей структура — внутреннее строение, характеризуемое единством и взаимосвязью составляющих её трех элементов: диспозиции, гипотезы и санкции.

Гипотеза — это структурный элемент нормы права, указывающий на жизненные условия, фактические обстоятельства вступлений нормы в действие, реализации ее диспозиции.

Диспозиция — структурный элемент юридической нормы, в котором определяются права и обязанности субъектов права, устанавливаются возможные и должные варианты их поведения.

Санкция — структурный элемент, предусматривающий последствия нарушения правовой нормы, определяющий вид и меру юридической ответственности для нарушителя ее предписаний.

Главным элементом, сердцевиной юридической нормы, заключенного в ней правила поведения является диспозиция. Исходя из этой посылки, некоторые авторы трактуют диспозицию как само правило поведения, т.е. отождествляют диспозицию с нормой права. Такое суждение, однако, трудно признать правильным. Диспозицию нельзя ни противопоставлять другим составным элементам правовой нормы, ни отрывать от них. Несмотря на свою приоритетность в структуре правовой нормы, диспозиция сама по себе еще не есть норма права. Только в результате системного объединения, целостного единства трех частей - диспозиции, гипотезы и санкции, — обладающих относительной самостоятельностью и своими особенностями, образуется целостное, качественно новое правило поведения.

Каждый из названных элементов имеет в структуре правовой нормы свое особое место и назначение, вследствие чего, по справедливому суждению, сложившемуся в юридической науке, без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна, Таким образом, структура юридической нормы как логическая взаимосвязь гипотезы, диспозиции и санкции в наиболее общем и кратком виде может быть обозначена формулой « если - то - иначе».4

Правильное понимание структуры юридической нормы с необходимостью предполагает четкое представление о соотношении нормы права и статьи нормативного акта. Данный вопрос имеет важное не только научное, но и практическое значение. Смешение нормы права, которая относится к содержанию права, со статьей нормативного акта, относящейся к форме выражения права, их отождествление ведет к неправильному представлению о внутреннем строении юридической нормы, постановке под сомнение или даже отрицанию ее трехэлементной структуры, затрудняет процесс применения права.

Норма права далеко не во всех случаях совпадает со статьей закона или иного нормативного акта. Не всегда в словесной формулировке отдельной статьи можно обнаружить все три известных нам элемента соответствующей правовой нормы, не говоря о том, что и тогда, когда норма права и статья нормативного акта совпадают, структурные элементы нормы зачастую не лежат на поверхности, требуется вычленить их путем мыслительного процесса. Непринятие во внимание этого обстоятельства ведет к утверждениям о двухэлементной структуре некоторых правовых норм, когда у одних из них якобы отсутствует гипотеза, у других — санкция.

Вопрос о соотношении нормы права и статьи нормативного акта тесно связан с правилами законодательной техники, такими ее требованиями, как ясность, краткость и компактность изложения нормативного материала, удобство его изучения, толкования и применения. Сообразно этому в тексте статей формулировки некоторых элементов нормы могут сливаться, отдельные элементы полностью или частично подразумеваются. Например, в словесной формулировке диспозиций многих норм нередко указываются либо только субъективные права, либо только юридические обязанности одной из сторон, но при этом необходимым образом подразумеваются соответствующие им обязанности или права другой стороны.

В наиболее общем виде различаются три варианта соотношения

нормы права и статьи нормативного акта или, что одно  и то же, три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов.

  1. Норма права и статья закона или другого нормативного акта совпадают. В этом случае в статье наличествуют все три элемента, составляющие выраженную в ней правовую норму. В качестве примера можно сослаться на любую норму Особенной части уголовного права. Диспозиция последней означает запрет совершения указанного в статье состава преступления (убийство, кража, мошенничество, терроризм, хулиганство, возбуждение национальной, расовой или религийной вражды и т.д.), гипотеза предполагает условия вступления нормы в действие (если кто-либо совершил данное преступление), санкция определяет наказание за нарушение содержащегося в диспозиции запрета, т.е. за совершение определенного преступления.
  2. Норма права изложена в двух или нескольких статьях одного и того же нормативного акта или даже другого нормативного акта. Например, гипотеза и диспозиция нормы, предусматривающей обязанность должника возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, расположат в одной статье, тогда как санкция этой нормы, заключающаяся в обращении взыскания на имущество должника, находится в другой статье.
  3. В одной статье нормативного акта содержатся две или несколько юридических норм. Например, статья, указывающая на препятствия к заключению брака, включает четыре части, каждая из которых представляет собой отдельную правовую норму..Большинство статей Особенной части УК Республики Беларусь состоит из двух или более частей, каждая из которых — самостоятельная норма права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Виды нормативных актов в Республике Беларусь.

 Как уже я отмечала ранее, основным источником системы права Республики Беларусь является нормативный правовой акт. Закон Республики Беларусь « О нормативных правовых актах  Республики Беларусь» подробно регламентирует порядок подготовки, принятия, оформления и введения в действие нормативных правовых актов, их систематизации.

Систематизация  права - деятельность по упорядочению  нормативных  правовых  актов,  приведению их в единую внутренне  согласованную систему;

Виды систематизации:

    • Инкорпорация;
    • Консолидация;
    • Кодификация.

 

Именно так принимается  подавляющее большинство нормативных актов.

В соответствии с Законом  Республики Беларусь « О нормативных  правовых актах  Республики Беларусь»  в республике существуют следующие  виды нормативных правовых актов.

Конституция Республики Беларусь- основной Закон Республики Беларусь ,имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.

 Конституция, по меньшей мере, закрепляет два важных аспекта:

  1. провозглашение и гарантирование прав и свобод человека и гражданина;
  2. организацию государственной власти, а часто и определяет основы конституционного строя, форму государства (форму правления, государственного устройства) и др.

    Определение  сущности Конституции имеет важное  значение для понимания этого документа, выявления тех целей, к достижению которых должно стремиться общество и государство. Приоритет Конституции – неотъемлемый и непременный признак правового государства. Конституцией Республики Беларусь предусмотрены следующие виды правовых актов Президента: декреты, указы, распоряжения.   Декреты являются одним из новых видов актов Президента. По своему содержанию они являются актами нормативного характера. В силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона. Если раннее акты, имеющие силу закона, могли издаваться только Верховным Советом, который по Конституции от 15 марта 1994 года являлся высшим правительственным и единственным законодательным органом государственной власти Республики Беларусь, то сейчас и Президент Беларуси в случаях, предусмотренных Конституцией, может издавать акты, имеющие силу закона.

Среди актов общегосударственных  органов важную роль играют постановления  Правительства, которое издает свои акты на основе Конституции, законов, декретов и указов Президента. В Конституции определены органы, имеющие право принимать нормативные акты, и порядок издания таких актов. Например, в статье 84 Конституции Республики Беларусь определены полномочия Президента. Палаты Парламента могут принимать законы и постановления. Правительство вправе принимать постановления и распоряжения. Верховный Совет Республики Беларусь 12 созыва 4 сентября 1996 года принял в первом чтении закон «О толковании статей 125 и 127 Конституции Республики Беларусь», где разъяснил, что конституционному контролю подлежат только те акты, которые имеют нормативный характер. Аналогичный подход предусматривается и в принятом Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в первом чтении проекта закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». В проекте нормативно-правовой акт определяется как официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащей общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.     

Информация о работе Нормативно-правовой акт-основной источник права Республики Беларусь