Ведомственные
нормативные правовые акты издаются
строго в соответствии с компетенцией
определенного органа и не
должны противоречить вышестоящим
по юридической силе нормативным
актам. Необходимо учитывать,
что постановления и приказы могут иметь и ненормативный
характер. Ведомственные акты принимаются
в форме приказов и постановлений. Коллегиально,
в форме постановлений принимаются акты,
касающиеся прав, свобод и обязанностей
граждан или носящие межведомственный
характер. Ведомственные нормативные
акты могут приниматься и в форме инструкций,
положений, уставов, правил, но они подлежат
утверждению постановлениями или приказами.
Подзаконные
нормативные акты принимают также
местные представительные и исполнительно-распорядительные органы власти (областей,
городов, районов). Местные Советы депутатов,
исполнительные и распорядительные органы
в пределах своей компетенции принимают
нормативные правовые акты в форме решений.
Управления и отделы исполнительно-распорядительных
органов обычно принимают приказы, инструкции.
Такие акты являются актами локального
значения. Они принимаются также и руководителями
предприятий и учреждений. Акты локального
регулирования распространяют свое действие
только на членов соответствующих организаций,
издаются в целях обеспечения взаимодействия
своих структурных подразделений, режима
труда, отдыха и др.
Из всего
выше сказанного я хотела
бы сделать вывод, что нормативно-правовой акт является одним из
основных, важнейших, существенных источников
права в Беларуси. Хотя белорусской правовой
системой признается в качестве источников
права и такие разновидности правовых
норм, как санкционированный обычай. Правовой
обычай достаточно широко используется
в международном праве, во внешней торговле.
Беларусь как субъект международного
права руководствуется обычаями, регулирующими
международно-правовые отношения, а также
отношения в сфере внешней торговли.
3. Пределы действия нормативно правовых
актов
Нормативно-правовой
акт действует во времени, по территории (пространству),
предметам действия, по кругу лиц, на которые
распределяются нормы данного права.
Определить пределы
действия нормативно-правовых актов
это обозначает что нужно определить:
- Предметное действие. На какие общественные отношения положения акта распространяются.
- Действие во времени. С какого времени акт вступает в юридическую силу и по какое время она сохраняется.
- Действие в пространстве. На какую территорию он распространяется.
- Действие по кругу лиц. Каких категорий субъектов он касается.
3.1 )Действие нормативно-правового
акта по предмету.
Правовому регулированию
могут быть подвергнуты только волевые
, осознанные действия людей ,их отношения
между собой.
Право не может регулировать события , потому что они
не зависят от воли людей. События могут
выступать всего лишь в качестве обстоятельств,
с которыми право связывает наступление
определённых юридических последствий.
Мысли людей также не могут объектом права,
поскольку они не проявились в их действии.
Как сказал Карл Маркс : « помимо своих
действий ,я совершенно не существую для
закона ,совершенно не являюсь его субъектом.»
Следовательно, предметом правового регулирования
могут быть волевые общественные отношения,
объективно требующие правого воздействия.
Границы действия нормативного акта
по предмету определяется кругом общественных
отношений, на которые распространяются
нормы, содержащиеся в данном акте:
- неограниченное действие имеют нормы Основного Закона (Конституции), они без исключения распространяются на все правовые отношения, существующие в обществе;
- действия отраслевых нормативных актов ограничены предметом определенной отрасли права. Например, Гражданское законодательство распространяется только на имущественные и личные неимущественные отношения, субъекты которых равны, независимы и не находятся в состоянии подчинения;
в свою очередь, в рамках определенной отрасли в правилах ее отдельных институтов специальные нормы имеют преобладающее значение по отношению к общим нормам. Например, если деяние обвиняемого попадает под статью «умышленное убийство», то при вынесении приговора будет применена именно эта статья, а не общая, где дано общее понятие преступления, которое играет вспомогательную роль. Такая же процедура происходит и в других отраслях права.
3.2 )Действие нормативного
акта во времени начинается с момента его
вступления в законную силу. Следует четко
отличать момент принятия нормативного
акта от момента обретения им юридической
силы, которая может возникнуть в день
его подписания, если это прямо предусмотрено
законом. Согласно статье 104 Конституции
Республики Беларусь: «Законы подлежат
немедленному опубликованию после их
подписания и вступают в силу через десять
дней после опубликования, если в самом
законе не установлен иной срок». Но, как
правило, вступление нормативного акта
в действие отдалено по времени со дня
его принятия. Прекращение действия нормативного
акта, то есть утрата им юридической силы,
наступает при его отмене; фактической
замене данного акта другим, регулирующим
тот же круг вопросов; при истечении срока,
на который был принят нормативный акт.
С действием нормативных
правовых актов во времени связаны
такие понятия как переживание
закона и его обратная сила.
Переживание закона означает
тот случай, когда отменённый акт
продолжает регулировать определённые отношения, возникающие
до утраты им юридической силы. Это, в частности,
касается так называемых длящихся правоотношений.
Например, различного рода сделок и многого
другого. О тех положениях старого акта,
которые действуют после принятия нового,
делается специальная отговорка в новом
нормативном акте.
Понятие «обратная сила закона», возникло
до его вступления в юридическую силу.
Обратная сила закона-
понятие, означающее распространение
действия нормативно-правового акта
на те отношения, которые возникли до его в силу. Это
обозначает, что положения нового акта
действуют на прошедшее время, то есть,
обращены в прошлое.
По общему правилу, закон
обратной силы не имеет, кроме случаев
- если он устраняет или смягчает уголовную и административную ответственность;
- Если указание на это имеется в самом акте.
Законодательные
акты Республики Беларусь, регулирующие
действие нормативных актов во времени:
- Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. N 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»
- Декрет Президента РБ № 22 от 10 декабря 1998 г. «Об утверждении положения об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов Республики Беларусь»
- Декрет Президента № 7 от 22 мая 2006 г. (внесены изменения в Положение об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов Республики Беларусь. С даты вступления в силу данного документа -- 1 октября 2006 года -- порядок опубликования решений республиканских референдумов будет определяться в соответствии с Положением. Определено, что они подлежат обязательному опубликованию в газете «Советская Белоруссия». Согласно Декрету, постановления Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь вступают в силу со дня их принятия, если в этих актах не установлен иной срок. )
- Конституция Республики Беларусь (ст. 99-101, ст. 116, 137, 140)
- Указ № 369 от 20 июля 1998 г. N 369 «О Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь»
- Декрет Президента РБ № 4 от 28 февраля 2006 г. «О внесении дополнения в Положение об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов Республики Беларусь» и Указ № 124 «О внесении изменения в Положение о Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь» (к источникам официального опубликования отнесена электронная версия издания Национального реестра правовых актов Республики Беларусь, размещаемая на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь).
С действием нормативно
правового акта во времени связано
понятие «обратная сила закона»,
которая возникла до его вступления в юридическую
силу.
По общему правилу, закон
обратной силы не имеет, кроме случаев
- если он устраняет или смягчает уголовную и административную ответственность;
- Если указание на это имеется в самом акте.
3.3 )Действие нормативно-правового
акта в пространстве. Пределы действия нормативно-правового
акта в пространстве определяются территорией,
на которую распространяются властные
полномочия органа, его издавшего. Под
территорией понимается земная поверхность
, недра, водное и воздушное пространства
в пределах государственной границы, территория
посольств за рубежом, военные корабли
в открытом море и в иностранных территориальных
водах, невоенные суда в открытом море,
кабины летательных и космических аппаратов
в атмосфере.
Действие нормативных актов
распространяется, как правило, на территорию,
которая подведомственна органу,
их издавшему. Акты, издаваемые местными
органами, действуют в пределах той территории,
на которые распространяются их управленческие
функции. Например, распространение на
всю территорию Республики Беларусь, и
на определённые её части : акты г.Минска,Бреста,Могилёва
и т.д. .Так решения областных, районных,
сельских, поселковых советов депутатов
и исполкомов в республике Беларусь распространяют
своё действие соответственно на территорию
этих административных единиц.
Таким образом, нормативные акты членов
государства действуют лишь на их территории;
акты местных органов государства - на
территории района, префектуры, города,
земли и т.п.
Однако, некоторые нормативно правовые акты центральных
органов могут распространять своё действие
не на всю территорию, а лишь на определённую
её часть. Например, отдельные нормативные
акты Республики Беларусь и России действуют
только на территориях ,находящихся под
радиационным контролем в связи с последствиями
аварии на Чернобыльской АЭС.
Акты, издаваемые местными органами, действуют
в пределах той территории, на которые
распространяются их управленческие функции.
Так решения областных, районных, сельских,
поселковых советов депутатов и исполкомов
в республике Беларусь распространяют
своё действие соответственно на территорию
этих административных единиц.
Нормативный правовой акт
обратной силы не имеет, то есть действие его не распространяется
на те отношения, которые уже существовали
до момента вступления его в юридическую
силу, за исключением двух случаев:
1)если в нормативном
акте об этом сказано,
2)если нормативный
акт смягчает или вовсе устраняет
ответственность.
3.4) Действие нормативно-правового
акта по лицам производно от порядка его
действия по территории и предмету. По
общему правилу нормативный акт действует
в отношении всех лиц, находящихся на территории
его действия, и является субъектом отношений,
на который он распространяется. Однако
из этого правила есть и определенные
исключения:
- Некоторые акты действуют только в отношении определенных лиц со специальным правовым статусом (например, судьи, прокуроры, работники милиции и др.).
- В отношении лиц с множественным гражданством (если таковое допускается), международные договоры между государствами могут устанавливать особые правила. В этом случае нормы национального права могут не распространяться на них полностью.
- Особые условия действия национального права характерны и для дипломатических работников. Такие лица обладают иммунитетом, большинство норм национального права не распространяются на них.
Однако существуют
и определенные особенности действия
нормативных актов по лицам.
Например, иностранные граждане
и лица без гражданства не
могут быть субъектами определенных
правоотношений (избирать и быть
избранными в высшие правительственные
органы власти, быть государственными служащими,
быть призваны на срочную военную службу
и т.д.). Уголовные же законы имеют персональное
действие, то есть распространяются на
граждан данного государства независимо
от их происхождения. А если иностранец
или лицо без гражданства совершило преступление
на территории Республики Беларусь, то
на него распространяется уголовное законодательство
Республики Беларусь. То же самое относится
и к гражданам Республики Беларусь, если
они совершили преступление на территории
иностранного государства, скажем, в Польше,
США и т.д., то есть они подлежат уголовным
наказаниям по законам того государства,
где совершили преступление. В связи с
этим для практической деятельности необходимо
получить четкие и недвусмысленные ответы
по указанным параметрам каждого применяемого
нормативного правового акта.
От нормативно-правовых
актов следует отличать
официальные юридические
документы, которые не содержат
норм права и не вносят
непосредственно изменения
в законодательство. Например, акты утверждения положений,
правил, статутов или акты, которые
складываются из деклараций, отзывов,
призывов. Не являются таковыми и индивидуальные
юридические акты. Когда, например, суды
выносят решения по гражданским или приговоры
по уголовным делам, они тем самым применяют
соответствующие юридические нормы по
конкретным лицам. Эти акты носят не нормативный,
а конкретноправовой характер. Они возникают
на основе правовых норм, содержащихся
в нормативных правовых актах, и называются
правоприменительными, индивидуальными
актами. Индивидуальные акты правоприменительного
значения издают многие государственные
и негосударственные организации. Они
имеют юридическое значение, но не содержат
в себе правил общего характера. Нормативные
правовые акты, то есть акты, в которых
содержатся такие общие правила, издаются
только определенными государственными
органами.