Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 05:57, курсовая работа
На всех этапах развития белорусской государственности право было важным и эффективным инструментом руководства обществом. И в настоящее время правильное отражение потребностей жизни, эффективность, полнота и своевременность законодательных решений, высокое качество законов становятся во многом определяющими факторами политического, социального и духовного обновления Республики Беларусь, экономических преобразований в стране.
Введение…………………………………………………………………..……3
1. Нормативный акт как источник права……………………………………..4
2. Виды нормативных актов в Республике Беларусь………...…………….11
3. Пределы действия нормативно правовых актов………………….….…..22
3.1. Действие нормативно-правового акта по предмету……………..….22
3.2. Действие нормативного акта во времени…………………………....24
3.3. Действие нормативно-правового акта в пространстве…………......26
3.4. Действие нормативно-правового акта по лицам………………………..28
Заключение…………………………………………………………….……...30
Приложение…………………………………………………………………...31
Список используемой литературы…………….…………………………….34
Нормативно-правовые акты различаются по источнику формирования на акты референдума и акты, издаваемые или санкционированные государством; по сфере деятельности – на акты внешнего и внутреннего действия. Акты внешнего действия охватывают всех субъектов, кому они адресованы: организации и лица независимо от их трудовой и служебной деятельности. Нормативно-правовые акты внутреннего действия касаются только субъектов, входящих в состав определенного министерства (ведомства), организации или проживающего на той или иной территории. Причем такие акты могут приниматься не только министерствами и нижестоящими субъектами правотворчества, но и высшими органами власти и управления. Примером может служить Закон «О милиции». Актами внутреннего действия являются также многочисленные локальные предписания, разрабатываемые и принимаемые предприятиями и действующие в их рамках, предписания, применяемые только на определенной территории.
Нормативные правовые акты в зависимости от их юридической силы, органа, который их принял, и способа принятия делятся в теории права на две большие группы: законы и подзаконные акты. Деление нормативно-правовых актов на законы и подзаконные акты отражает не только формальную сторону (верховенство закона), но и особенности содержания законов. В них содержатся основополагающие первичные нормы, базовые положения по основным вопросам государственно-правовой общественной жизни. Законы занимают ведущее место в иерархии нормативных правовых актов.
Решение референдума- нормативный -правовой акт, направленный на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни, принятый республиканским или местным референдумом.
Декрет- нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений.
Виды декретов:
Главная черта декретов (обоих видов) – они имеют силу закона.
Программный закон- закон, принимаемый в установленном Конституцией Республики Беларусь порядке и по определённым ею вопросам.
Кодекс Республики Беларусь (кодифицированный нормативный правовой акт)- закон, обеспечивающий полное системное регулирование определённой области общественных отношений.
Закон Республики Беларусь - нормативный -правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.
Первичность законов, их высшая юридическая сила и особый порядок принятия — вот особенности этой разновидности нормативных актов. Отсюда вытекают и требования к ним:
Закон всегда
нормативен, так как содержит
нормы права, и этим он
Законы в свою очередь подразделяются на конституционные и обычные (текущие). Обычные законы чаще всего регулируют отдельные виды общественных отношений, реже носят комплексный характер, вбирая в себя нормы, относящиеся к различным сферам общественной жизни. К конституционным законам принято относить Конституцию, законы, вводящие ее в действие и вносящие в нее изменения и дополнения. Такое разграничение законов не изолирует их, а обеспечивает прежде всего определенность всех видов законодательных актов и их согласованное, комплексное действие.
Хотя в науке конституционного (государственного) права не выработано понятие «конституционный закон», нет указания на них и в законодательстве, однако в Беларуси в качестве примера можно привести решение парламента от 25 августа 1991 года, которым Декларации о государственном суверенитете был придан статус конституционного закона, обладающего даже большей юридической силой, чем Конституция. Важной проблемой является выявление признаков, характеризующих акты как конституционные и позволяющие их обособить в эту группу. Следует отметить, что есть немало сторонников выделения в системе законодательства конституционных законов. Однако не всегда можно согласиться с теми выводами, которые делаются некоторыми авторами в их пользу. Так, Е.В. Бурлай полагает, что факт существования конституционных законов вытекает не только из анализа нормативных актов, по своему содержанию считающихся конституционными, но (раз есть понятие «конституционное законодательство») из соображения, что нет смысла один юридический акт, даже такой, как Конституция, именовать собирательным понятием «конституционное законодательство», смысл которого более широкий. Из факта существования в других государствах официально признаваемого института конституционных выводов он ошибочно предполагает о существовании аналогичного института в бывшей системе советского законодательства.
Безусловно, прав
Ю.А. Тихомиров, отмечающий оче
Обычные (текущие) законы должны соответствовать Конституции. На ее основе они регулируют наиболее важные общественные отношения. В качестве примеров текущих законов можно назвать Закон Республики Беларусь от 22 мая 2000г. «О социальном обслуживании», Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999г. «Об оперативно-розыскной деятельности» и др. Среди обычных законов также необходимо выделить кодексы, являющиеся кодифицированными актами, обеспечивающими целостную регламентацию соответствующей отрасли.
Законы можно
классифицировать и по другим
признакам. Так, в зависимости
от субъекта законотворчества
они могут подразделяться на за
Указ- нормативный -правовой акт главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определённые правовые нормы.
Постановления палат парламента- Национального собрания Республики Беларусь - нормативные правовые акты, принимаемые палатами парламента -Национального собрания Республики Беларусь в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь - нормативный -правовой акт Правительства Республики Беларусь.
Акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь , (постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь) , Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (постановления пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь) ,Генерального прокурора Республики Беларусь- нормативные правовые акты ,принятые в пределах их компетенции по регулированию общественных отношений, установленной Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с не иными законодательными актами.
Постановления республиканского органа государственного управления и Национального банка Республики Беларусь - нормативные правовые акты, принимаемые коллегиально на основе во исполнение нормативных правовых актов большей юридической силы в пределах компетенции соответствующего государственного органа и регулирующие общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности.
Регламент - нормативный -правовой акт, принятый(изданный) главой государства, органами законодательной, исполнительной, судебной власти, а так же органами местного управления и самоуправления и содержащий совокупность правил, определяющих процедур деятельности соответствующих органов.
Инструкция - нормативный - правовой акт, детально определяющий содержание и методические вопросы регулирования в определённой области общественных отношений.
Правила - кодифицированный
нормативный - правовой акт, конкретизирующий
нормы более общего характера
с целью регулирования
Устав (положение)- нормативный -правовой акт, определяющий порядок деятельности государственного органа( организации), а также порядок деятельности государственных служащих и иных лиц в определенных сферах деятельности.
Приказ - нормативный правовой акт функционально-отраслевого характера , издаваемый руководителем республиканского органа государственного управления пределах компетенции возглавляемого им органа в соответствующей сфере государственного управления.
Решения органов местного управления и самоуправления-нормативные правовые акты, принимаемые местными советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей территории.
Подзаконный акт – акт правотворчества, который основан на законе и не противоречит ему, он призван конкретизировать основные положения закона применительно к определенным общественным отношениям. В силу этого они и носят название подзаконных.
Выделяют следующие подзаконные акты:
Подзаконные
акты по сфере распространения
и субъектам издания
К числу
подзаконных относятся
Информация о работе Нормативно-правовой акт-основной источник права Республики Беларусь