Нормативно-правовой акт-основной источник права Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 05:57, курсовая работа

Описание работы

На всех этапах развития белорусской государственности право было важным и эффективным инструментом руководства обществом. И в настоящее время правильное отражение потребностей жизни, эффективность, полнота и своевременность законодательных решений, высокое качество законов становятся во многом определяющими факторами политического, социального и духовного обновления Республики Беларусь, экономических преобразований в стране.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..……3
1. Нормативный акт как источник права……………………………………..4
2. Виды нормативных актов в Республике Беларусь………...…………….11
3. Пределы действия нормативно правовых актов………………….….…..22
3.1. Действие нормативно-правового акта по предмету……………..….22
3.2. Действие нормативного акта во времени…………………………....24
3.3. Действие нормативно-правового акта в пространстве…………......26
3.4. Действие нормативно-правового акта по лицам………………………..28
Заключение…………………………………………………………….……...30
Приложение…………………………………………………………………...31
Список используемой литературы…………….…………………………….34

Файлы: 1 файл

Моя готовая курсоая.doc

— 212.50 Кб (Скачать файл)

    Нормативно-правовые акты различаются по источнику формирования на акты референдума и акты, издаваемые или санкционированные государством; по сфере деятельности – на акты внешнего и внутреннего действия. Акты внешнего действия охватывают всех субъектов, кому они адресованы: организации и лица независимо от их трудовой и служебной деятельности. Нормативно-правовые акты внутреннего действия касаются только субъектов, входящих в состав определенного министерства (ведомства), организации или проживающего на той или иной территории. Причем такие акты могут приниматься не только министерствами и нижестоящими субъектами правотворчества, но и высшими органами власти и управления. Примером может служить Закон «О милиции». Актами внутреннего действия являются также многочисленные локальные предписания, разрабатываемые и принимаемые предприятиями и действующие в их рамках, предписания, применяемые только на определенной территории.

    Нормативные  правовые акты в зависимости  от их юридической силы, органа, который их принял, и способа принятия делятся в теории права на две большие группы: законы и подзаконные акты. Деление нормативно-правовых  актов на  законы  и подзаконные акты  отражает  не  только  формальную  сторону (верховенство  закона), но  и особенности содержания  законов. В  них  содержатся  основополагающие  первичные  нормы, базовые  положения  по  основным  вопросам  государственно-правовой  общественной  жизни. Законы занимают ведущее место в иерархии нормативных правовых актов.

 

 

Решение референдума- нормативный -правовой акт, направленный на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни, принятый республиканским или местным референдумом.

Декрет- нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии  с  Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в  случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений.

Виды декретов:

  • издаваемые в порядке делегирования полномочий («делегированные»);
  • временные декреты.

Главная черта  декретов (обоих видов) – они имеют  силу закона.

 

Программный закон- закон, принимаемый в установленном Конституцией Республики Беларусь порядке и по определённым ею вопросам.

Кодекс Республики Беларусь (кодифицированный нормативный правовой акт)- закон, обеспечивающий полное системное регулирование  определённой  области общественных отношений.

Закон Республики Беларусь - нормативный -правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.

Первичность  законов, их  высшая  юридическая  сила  и  особый  порядок  принятия — вот  особенности  этой  разновидности  нормативных  актов. Отсюда    вытекают  и  требования  к  ним:

  • законы  должны  регулировать  действительно  коренные  вопросы;
  • они  должны  быть  совершенными  по  содержанию   и  по  форме;
  • их  соблюдение  должно  быть  неприкасаемым.

    Закон всегда  нормативен, так как содержит  нормы права, и этим он отличается  от деклараций, обращений и других  актов, принимаемых представительными  органами власти. Реализацией принципа  верховенства закона обеспечивается  иерархическая стройность системы нормативных актов, исключающая возможность коллизий, противоречий между ними. В этой связи понята недопустимость существования в стране нормативных правовых актов различных государственных органов, обладающий одинаковой юридической силой. Но нередко на одном уровне с законами могут стоять и акты исполнительной власти. Часто декреты Президента, Правительства обладают той же силой, что и законы Парламента.         Основные характерные признаки закона как ведущего источника права:

  • Закон – это юридический документ, содержащий нормы права.
  • Закон является результатом правотворческой деятельности высшего органа государственной власти или всего народа.
  • Закон регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые отношения в обществе.
  • Закон обладает высшей юридической силой, что проявляется в невозможности его отмены другим органом, кроме принявшего, а также в том, что содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы.
  • Закон  является фундаментальным юридическим документом. Он служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов, судов.

    Законы  в  свою очередь подразделяются  на конституционные и обычные  (текущие). Обычные законы чаще всего регулируют отдельные виды общественных отношений, реже носят комплексный характер, вбирая в себя нормы, относящиеся к различным сферам общественной жизни. К конституционным законам принято относить Конституцию, законы, вводящие ее в действие и вносящие в нее изменения и дополнения. Такое разграничение законов не изолирует их, а обеспечивает прежде всего определенность всех видов законодательных актов и их согласованное, комплексное действие.

    Хотя в науке  конституционного (государственного) права не выработано понятие  «конституционный закон», нет указания на них и в законодательстве, однако в Беларуси в качестве примера можно привести решение парламента от 25 августа 1991 года, которым Декларации о государственном суверенитете был придан статус конституционного закона, обладающего даже большей юридической силой, чем Конституция. Важной проблемой является выявление признаков, характеризующих акты как конституционные и позволяющие их обособить в эту группу. Следует отметить, что есть немало сторонников выделения в системе законодательства конституционных законов. Однако не всегда можно согласиться с теми выводами, которые делаются некоторыми авторами в их пользу. Так, Е.В. Бурлай полагает, что факт существования конституционных законов вытекает не только из анализа нормативных актов, по своему содержанию считающихся конституционными, но (раз есть понятие «конституционное законодательство») из соображения, что нет смысла один юридический акт, даже такой, как Конституция, именовать собирательным понятием «конституционное законодательство», смысл которого более широкий. Из факта существования в других государствах официально признаваемого института конституционных выводов он ошибочно предполагает о существовании аналогичного института в бывшей системе советского законодательства. 

    Безусловно, прав  Ю.А. Тихомиров, отмечающий очевидную потребность в разработке признаков и классификации конституционных законов. В юридической литературе при характеристике конституционных актов выделяют следующие основные черты:

  • специфический предмет регулирования: они имеют особую политическую значимость по сравнению с более специальными, более узконаправленными актами;
  • универсальная значимость: здесь имеется в виду как круг субъектов, чье положение находится в зависимости от его реализации, так и круг действий, выполняемых адресатами, а также содержание формулировок на уровне принципов;
  • нехарактерная для большинства нормативных актов неопределенность действия во времени и пространстве: они действуют в течение существования определенной государственно-политической организации, касаются всех ее граждан и иных лиц, которые расположены на ее территории.   

    Обычные (текущие)  законы должны соответствовать Конституции. На ее основе они регулируют наиболее важные общественные отношения. В качестве примеров текущих законов можно назвать Закон Республики Беларусь от 22 мая 2000г. «О социальном обслуживании», Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999г. «Об оперативно-розыскной деятельности» и др. Среди обычных законов также необходимо выделить кодексы, являющиеся кодифицированными актами, обеспечивающими целостную  регламентацию соответствующей отрасли.

    Законы можно  классифицировать и по другим  признакам. Так, в зависимости  от субъекта законотворчества  они могут подразделяться на законы, принимаемые законодательными органами и путем референдума. По объекту регулирования они подразделяются на общие и специальные. К первым можно, например, отнести Закон «О гражданстве Республики Беларусь», а ко вторым – Закон «Об оперативно-розыскной деятельности». 

Указ- нормативный -правовой акт главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определённые правовые нормы.

Постановления палат  парламента- Национального собрания Республики Беларусь - нормативные  правовые акты, принимаемые палатами парламента -Национального собрания Республики Беларусь в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.

Постановление Совета Министров  Республики Беларусь - нормативный -правовой акт Правительства Республики Беларусь.

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь , (постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь) , Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (постановления пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь) ,Генерального прокурора Республики Беларусь- нормативные правовые акты ,принятые в пределах их компетенции по регулированию общественных отношений, установленной Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с не иными законодательными актами.

Постановления республиканского органа государственного управления и Национального банка Республики Беларусь - нормативные правовые акты, принимаемые коллегиально на основе во исполнение нормативных правовых актов большей юридической силы в пределах компетенции соответствующего государственного  органа и регулирующие  общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности.

Регламент - нормативный -правовой акт, принятый(изданный) главой государства, органами законодательной, исполнительной, судебной власти, а так же органами местного управления и самоуправления и содержащий совокупность правил, определяющих процедур деятельности соответствующих органов.

Инструкция - нормативный - правовой акт, детально определяющий содержание и методические вопросы регулирования в определённой области общественных отношений.

Правила - кодифицированный нормативный - правовой акт, конкретизирующий нормы  более  общего характера  с целью регулирования поведения  субъектов общественных отношений  в определённых сферах и по процедурным  вопросам.

Устав (положение)- нормативный -правовой акт, определяющий порядок  деятельности государственного органа( организации), а также порядок  деятельности государственных служащих и иных лиц в определенных сферах деятельности.

Приказ - нормативный  правовой акт функционально-отраслевого характера , издаваемый руководителем республиканского органа государственного управления пределах компетенции возглавляемого им органа в соответствующей сфере государственного управления.

Решения органов местного управления и самоуправления-нормативные правовые акты, принимаемые  местными советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах  своей компетенции с целью решения вопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей  территории.

Подзаконный акт – акт правотворчества, который основан на законе и не  противоречит ему, он призван конкретизировать основные положения закона применительно к определенным общественным отношениям. В силу этого они и носят название подзаконных.

    Выделяют следующие подзаконные акты:

  • указы и распоряжения президента;
  • постановления правительства;
  • приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов;
  • решения, распоряжения, постановления местных органов власти и управления, органов местного самоуправления;
  • локальные нормативные акты.

    Подзаконные  акты по сфере распространения  и субъектам издания подразделяются  на общие, местные, ведомственные, внутриорганизационные. К подзаконным актам относятся прежде всего акты исполнительной власти. В принципе же сфера действия подзаконных нормативных правовых актов, их юридическая сила зависят от места и роли в системе государственного механизма того органа, который издал соответствующий акт. В числе подзаконных актов большей, после законов, юридической силой обладают указы Президента Республики Беларусь в тех случаях, когда они изданы на основе закона.

    К числу  подзаконных относятся нормативные  акты палат Национального собрания  Республики Беларусь, Правительства,  высших судебных органов, Генерального прокурора. Важными подзаконными актами являются постановления Совета Министров Республики Беларусь. Эти акты носят, как отмечено, подзаконный характер и издаются по вопросам управления экономикой страны, обеспечения государственной политики в сфере науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения, труда, национальной безопасности, охраны общественного порядка и борьбы с преступностью и др. Постановления Правительства обычно носят нормативный характер, хотя они могут иметь и ненормативное значение. Премьер-министр издает в пределах своей компетенции распоряжения, которые содержат конкретные предписания, то есть относятся к актам индивидуального регулирования. Наиболее многочисленными подзаконными актами являются ведомственные акты, издаваемые центральными органами государственного управления – министерствами, государственными комитетами, комитетами при Совете Министров Республики Беларусь. Эти акты регулируют отношения, складывающиеся внутри соответствующих органов, но некоторые министерства, государственные комитеты, комитеты при Совете Министров обладают правом издания актов, имеющих и межведомственное значение. Такими полномочиями наделено, например, Министерство внутренних дел, Министерство финансов, Министерство труда и социальной защиты и др..

Информация о работе Нормативно-правовой акт-основной источник права Республики Беларусь