Нормативно-правовые акты РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 11:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы исследование нормативно-правовых актов Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие и выявить признаки нормативно-правового акта;
- рассмотреть нормативно-правовые акты Российской Федерации;
- охарактеризовать нормативно-правовые акты Российской Федерации;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………...3
Глава 1 – Нормативно-правовой акт.
1.1 Понятие НПА……………………………………………5
1.2 Признаки НПА………………………………………….5
1.3 Виды НПА………………………………………………..6
Глава 2 – Иерархия нормативно-правовых актов Российской Федерации
2.1 Международные договоры РФ………………………9
2.1.1 Федеральный закон «О международных договорах Российской федерации»…………………………….9
2.2 Конституция РФ………………………………………13
2.2.1 Основные черты Конституции РФ…………13
2.2.2 Структура Конституции РФ…………………15
2.3 Законы…………………………………………………..16
2.3.1Федеральные Конституционные законы …16
2.3.2Федеральные законы…………………………..18
2.3.3Кодексы…………………………………………...19
2.4 Подзаконные нормативно-правовые акты…….24
2.4.1 Опубликование и вступление в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации
Заключение………………………………………………………...27
Список литературы……………………………………………….28

Файлы: 1 файл

тгп.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

Предложения о заключении международных договоров от имени Российской Федерации представляются Президенту Российской Федерации, а предложения о заключении международных договоров от имени Российской Федерации по вопросам, относящимся к ведению Правительства Российской Федерации, представляются в Правительство Российской Федерации.8

Решения о проведении переговоров и о подписании международных  договоров Российской Федерации  принимаются:

а) в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, - Президентом Российской Федерации, а в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, по вопросам, относящимся к ведению Правительства Российской Федерации, - Правительством Российской Федерации;

б) в отношении договоров, заключаемых от имени Правительства  Российской Федерации, - Правительством Российской Федерации.9

Президент Российской Федерации  как глава государства представляет Российскую Федерацию в международных  отношениях и в соответствии с  Конституцией Российской Федерации  и международным правом ведет  переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации без необходимости предъявления полномочий.

 Председатель Правительства  Российской Федерации как глава  правительства и министр иностранных  дел Российской Федерации в  силу своих функций и в соответствии  с международным правом ведут переговоры и подписывают международные договоры Российской Федерации без необходимости предъявления полномочий.

Глава дипломатического представительства Российской Федерации  в иностранном государстве или  глава представительства Российской Федерации при международной организации вправе вести переговоры в целях принятия текста международного договора между Российской Федерацией и государством пребывания или в рамках данной международной организации без предъявления полномочий.10

В соответствии с Конституцией Российской Федерации ратификация международных договоров Российской Федерации осуществляется в форме федерального закона.11

Ратификации подлежат международные  договоры Российской Федерации:

а) исполнение которых  требует изменения действующих  или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом;

б) предметом которых  являются основные права и свободы  человека и гражданина;

в) о территориальном  разграничении Российской Федерации  с другими государствами, включая договоры о прохождении Государственной границы Российской Федерации, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

г) об основах межгосударственных отношений, по вопросам, затрагивающим обороноспособность Российской Федерации, по вопросам разоружения или международного контроля над вооружениями, по вопросам обеспечения международного мира и безопасности, а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности;

д) об участии Российской Федерации в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий Российской Федерации или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для Российской Федерации.12

Международные договоры вступают в силу для Российской Федерации  в соответствии с настоящим Федеральным  законом и в порядке и сроки, предусмотренные в договоре или  согласованные между договаривающимися  сторонами.13

Вступившие в силу для Российской Федерации международные  договоры, решения о согласии на обязательность которых для Российской Федерации приняты в форме  федерального закона, подлежат официальному опубликованию по представлению  Министерства иностранных дел Российской Федерации в Собрании законодательства Российской Федерации.14

Международные договоры Российской Федерации подлежат добросовестному  выполнению в соответствии с условиями  самих международных договоров, нормами международного права, Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными актами законодательства Российской Федерации.

 Российская Федерация  до вступления для нее международного  договора в силу воздерживается  с учетом соответствующих норм  международного права от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели.

 Международный договор  подлежит выполнению Российской  Федерацией с момента вступления  его в силу для Российской  Федерации.15

Президент Российской Федерации  и Правительство Российской Федерации  принимают меры, направленные на обеспечение выполнения международных договоров Российской Федерации.16

Прекращение (в том  числе денонсация) и приостановление  действия международных договоров  Российской Федерации осуществляются в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органом, принявшим решение о согласии на обязательность международного договора для Российской Федерации.

 Президент Российской  Федерации принимает, если это  вызывается необходимостью, решения  о прекращении или приостановлении действия международных договоров Российской Федерации, согласие на обязательность которых для Российской Федерации давалось Правительством Российской Федерации.17

Федеральный закон "О  международных договорах Российской Федерации" имеет большое значение. Он является важным шагом на пути дальнейшего развития международного сотрудничества России с другими странами, укрепления ее политических, экономических и культурных связей. Закон содействует успехам нашей внешней политики, защите международных прав российского государства, вытекающих из заключаемых им международных договоров. Он является конкретным результатом реализации положений Конституции Российской Федерации и важным этапом на пути совершенствования российского законодательства. Конкретизировав конституционные нормативные акты России, обобщив опыт договорной практики, накопленный в российском государстве и за рубежом, а также международно-правовые акты в указанной области, данный акт содействует укреплению стабильности договорных отношений Российской Федерации и международных отношений в целом.18

 

  2.2 Конституция Российской Федерации

 

Конституция – акт учредительной (верховной) власти, закрепляющий основы конституционного строя, положение человека и гражданина в обществе, форму правления государственно-территориального устройства, систему органов государственной власти и местного самоуправления.19

 

  2.2.1 Основные черты Конституции РФ

 

Конституцию как нормативный  правовой акт от всех других правовых актов традиционно отличают следующие  черты:

1 – особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается.

2 – учредительный  характер конституционных установлений. Поскольку народ есть носитель суверенитета и единственный источник власти, только он обладает и её высшим проявлением – учредительной властью. Только учредительная власть может изменить основы  устройства общества и государства. На признании учредительной природы конституции охватываются особый порядок её принятия, верховенство, её роль во всей правовой системе государства, непререкаемость Конституции для всех учреждённых ею властей, в том числе и законодательной

3 – всеохватывающий  характер конституционной регламентации,  т.е. сфер общественных отношений, воздействие, на которое она распространяет. Конституция затрагивает все сферы жизни общества – политическую, экономическую, социальную, духовную и другие, регулируя в этих сферах фундаментальные основы общественных отношений.

4 – особые юридические  свойства: верховенство, высшая юридическая  сила, особая охрана, особый порядок её пересмотра и внесения в неё поправок.

Верховенство Конституции  Российской Федерации означает, что  с её принципами, нормами должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни. Верховенство федеральной Конституции Российской федерации утверждается на всей территории России. На принципе верховенства Конституции Российской Федерации основано положение о соответствии конституций республик, уставов других субъектов Федерации, Конституции России.

Высшая юридическая  сила Конституции означает не только то, что законы и иные нормативные  правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить  Конституции России, но и то, что  органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и общественные объединения обязаны соблюдать Конституцию.

5 – в статье 80 Конституции Российской Федерации закреплено, что Президент России является её гарантом.

Важную роль в охране Конституции играет Конституционный  суд. Он рассматривает дела о соответствии конституции Российской Федерации законам и иным нормативным актам, как федеральных органов государственной власти, так и субъектов Федерации. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции Российской Федерации международный договор не подлежит введению в действие и применению.20

 

  2.2.2 Структура Конституции Российской Федерации

 

Под структурой конституции  понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.

В основе обобщения конституционных  норм в определенные единые комплексы (разделы, главы) лежит сходство предмета регулирования, т.е. связанность норм характером общественных отношений, на которые они воздействуют.

По своей структуре  Конституция 1993 г. состоит из преамбулы  и двух разделов.

1 – Преамбула: «Мы,  многонациональный народ Российской  Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».21

2 – Раздел первый  содержит собственно Конституцию  и включает девять глав. Они  называются:

1) Основы конституционного  строя (ст. 1-16);

2) Права и свободы  человека и гражданина (ст. 17-64);

3) Федеративное устройство (ст. 65-79);

4) Президент Российской  Федерации (ст. 80-93);

5) Федеральное Собрание (ст. 94-109);

6) Правительство Российской  Федерации (ст. 110-117);

7) Судебная власть (ст. 118-129);

8) Местное самоуправление (ст. 130-133);

9) Конституционные поправки  и пересмотр Конституции (ст. 134-137)

3 – Раздел второй  именуется "Заключительные и  переходные положения". В нём  закрепляются положения о введении  новой Конституции в действие, фиксируются прекращение действия прежней Конституции, соотношение Конституции и Федеративного договора, порядок применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.22

 

2.3 Законы

 

Закон – это нормативный  правовой акт, который принимается  представительным (законодательным) органом  государственной власти в особом порядке, обладает юридической силой  и регулирует общественные отношения и охраняется государственной властью.23

 

2.3.1 Федеральный Конституционный Закон

 

Федеральный Конституционный закон, категория законов особой значимости, принимаемых по вопросам, специально оговоренным в тексте Конституции  РФ. Они могут приниматься только по вопросам, отнесённым Конституцией к ведению федерации.

Важность федеральных конституционных  законов обуславливает особую процедуру  их принятия: одобрение большинством не менее трёх четвертей голосов  от общего числа членов верхнеё палаты парламента – Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов нижней палаты – Государственной Думы, то есть квалифицированным большинством голосов. В отношении федеральных конституционных законов не применяется президентское вето.24

Вопросы, предусматривающие принятие Федеральных конституционных законов, содержатся в следующих статьях  Конституции Российской Федерации:

- обстоятельства и порядок введения  чрезвычайного положения; ограничения  прав и свобод в условиях  чрезвычайного положения;25

- порядок принятия в Российскую  Федерацию и образование в  ее составе нового субъекта26

Информация о работе Нормативно-правовые акты РФ