Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 23:19, контрольная работа
Все нормативные правовые акты являются государственными по своему характеру. Они издаются или санкционируются только органами государства, имеют волевой характер, в них содержится и через них преломляется государственная воля. За нарушение велений, содержащихся в нормативных актах, наступают уголовно-правовые, гражданско-правовые и иные юридические последствия.
Введение …………………………………………………………………….……3
1. Понятие нормативных актов. Особенности нормативных правовых актов……………………………………………………………………………….4
2. Виды нормативных правовых актов, их действие во времени, в пространстве и по кругу лиц……………………………………………………..9
3. Место и значение Конституции РФ в системе нормативных актов……….17
Заключение……………………………………………………………………….26
Список используемой литературы……………………………………………...28
Оглавление
Введение …………………………………………………………………….……3
1. Понятие нормативных
актов. Особенности
2. Виды нормативных правовых
актов, их действие во времени,
3. Место и значение
Конституции РФ в системе
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………...
Введение
Все нормативные правовые акты являются государственными по своему характеру. Они издаются или санкционируются только органами государства, имеют волевой характер, в них содержится и через них преломляется государственная воля. За нарушение велений, содержащихся в нормативных актах, наступают уголовно-правовые, гражданско-правовые и иные юридические последствия.
В отличие от других источников
права нормативный акт наиболее
последовательно отвечает задачам
укрепления законности и обновления
законодательства, обеспечивает доступность,
обозримость и точность правовых
требований, строгое согласование их
между собой, создает основу для
стабильности и четкости правового
регулирования, облегчает надзор за
исполнением юридических
1.Понятие нормативных
актов. Особенности
Среди многочисленных форм (источников) права важное место занимают нормативно-правовые акты государственных органов. Это наиболее распространенный в настоящее время вид источника, который содержит нормы (правила поведения), установленные или признанные государством, обеспеченные возможностью государственного принуждения. Но почему нормативно-правовой, а не просто нормативный акт? Здесь существует весьма тонкое различие.
Дело
в том, что наряду с нормами
права (социальными правилами
Иногда в юридической литературе, если из контекста это понятно, вместо словосочетания «нормативно-правовой акт» употребляется все же понятие нормативный акт, хотя, как отмечалось выше, оно имеет в точном смысле иное содержание1.
Под нормативными правовыми актами понимаются выраженные в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права.
Все без исключения нормативно - правовые акты являются государственными по своему характеру. Они издаются или санкционируются только органами государства.
Имеют волевой характер. В них содержится и через них преломляется государственная воля. С нарушением велений, содержащихся в нормативно-правовых актах, связывается наступление уголовно-правовых, гражданско-правовых и иных юридических последствий.
В числе нормативно - правовых актов, издаваемых государственными органами, следует назвать законы, декреты, указы, постановления правительства (кабинета), приказы министров, председателей государственных комитетов, решения и постановления, применяемые местными органами государственной власти и управления.
Система нормативно-правовых актов в каждой стране определятся конституцией, а так же изданными на её основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями. Законодательством определяется так же порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативно-правовых актов; указывается, какой орган в соответствии с какой процедурой издаёт тот или иной нормативный акт.
Нормативно-правовые акты, как источники права имеют определённые организационно-технические и иные преимущества перед другими источниками права2. Они проявляются :
Нормативные акты обладают
рядом характерных признаков, которыми
отличаются от всех иных правовых актов,
в частности
8. нормативные акты не
персонифицированы, адресуются
Поэтому нормативно-правовые акты необходимо отличать от индивидуальных правовых актов, которыми источниками права не являются. Индивидуальный правовой акт распространяет своё действие на конкретных субъектов права, которые находятся в сфере правового регулирования. Он рассчитан на одноразовое применение, относится персонально к определённым лицам и прекращает своё действие с реализацией конкретного права или обязанности (например, назначение органом социального обеспечения пенсий конкретному лицу, решения суда о принудительном возвращении долга обязанным лицом).
Индивидуальные правовые акты являются и необходимым средством реализации общих предписаний правовых норм, содержащихся в нормативно-правовых актах. Они имеют обязательный государственный характер, их осуществление обеспечивается компетентными органами государства (судом, мэрией, арбитражем), однако источниками права они не являются, поскольку норм права не содержит. В отличие от правовых норм их предписания относятся к персонифицированным лицам и конкретным жизненным ситуациям.
От нормативно-правового акта, как источника права следует отличать источники правоведения, или источники нашего знания о праве. Мы черпаем сведения о нормах права из различного рода сборников законодательства, из исторических правовых памятников, из произведений профессиональных юристов. Всё это источники нашего познания правовых норм, а не источники права.
В итоге нормативный правовой акт можно определить, как изданный в особом порядке официальный акт - документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права.
Нормативным правовым актам присущи следующие особенности:
1) они имеют государственно-
2) принимаются далеко
не всеми, а лишь строго
3) принимаются с соблюдением
соответствующих процедуры и
требований к форме и
4) всегда содержат юридические
нормы. Наличие в этих актах
правовых норм как раз придает
им нормативный,
5) имеют временные,
2. Виды нормативных правовых актов, их действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Виды нормативных правовых актов.
Классификация нормативных правовых актов производится по различным основаниям: по юридической силе, по содержанию, по объёму и характеру действия, субъектам, их издающим.
По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования. В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.
Законы РФ - нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения3.
Законы занимают главное место в системе НПА. Их ведущее положение определяется следующими основными признаками:
Виды законов:
1) Конституция (закон законов)
- основополагающий
2) федеральные конституционные
законы - принимаются по вопросам,
предусмотренным и органически
связанным с Конституцией РФ (например,
федеральные конституционные
3) федеральные законы - это
акты текущего
4) законы субъектов Федерации - издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).
Подзаконные акты - это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм5.
Виды подзаконных актов:
1) указы Президента РФ - высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты;
2) постановления Правительства
РФ - акты исполнительного органа
государства, наделенного
3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;
4) решения и постановления
местных органов
5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;
6) нормативные акты
7) локальные нормативные акты - это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).
В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на: