Нормативные акты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 23:19, контрольная работа

Описание работы

Все нормативные правовые акты являются государственными по своему характеру. Они издаются или санкционируются только органами государства, имеют волевой характер, в них содержится и через них преломляется государственная воля. За нарушение велений, содержащихся в нормативных актах, наступают уголовно-правовые, гражданско-правовые и иные юридические последствия.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….……3

1. Понятие нормативных актов. Особенности нормативных правовых актов……………………………………………………………………………….4

2. Виды нормативных правовых актов, их действие во времени, в пространстве и по кругу лиц……………………………………………………..9

3. Место и значение Конституции РФ в системе нормативных актов……….17

Заключение……………………………………………………………………….26

Список используемой литературы……………………………………………...28

Файлы: 1 файл

главноееее.docx

— 51.05 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение …………………………………………………………………….……3

1. Понятие   нормативных   актов. Особенности  нормативных   правовых актов……………………………………………………………………………….4

2. Виды нормативных правовых  актов, их действие во времени,  в пространстве и по кругу  лиц……………………………………………………..9

3. Место и значение  Конституции РФ в системе нормативных  актов……….17

Заключение……………………………………………………………………….26

Список используемой литературы……………………………………………...28

 

Введение

 

Все нормативные правовые акты являются государственными по своему характеру. Они издаются или санкционируются  только органами государства, имеют  волевой характер, в них содержится и через них преломляется государственная  воля. За нарушение велений, содержащихся в нормативных актах, наступают  уголовно-правовые, гражданско-правовые и иные юридические последствия.

В отличие от других источников права нормативный акт наиболее последовательно отвечает задачам  укрепления законности и обновления законодательства, обеспечивает доступность, обозримость и точность правовых требований, строгое согласование их между собой, создает основу для  стабильности и четкости правового  регулирования, облегчает надзор за исполнением юридических предписаний, их толкование, систематизацию, учет.

 

 

1.Понятие нормативных  актов. Особенности нормативных  правовых актов.

Среди многочисленных форм (источников) права  важное место занимают нормативно-правовые акты государственных органов. Это наиболее распространенный в настоящее время вид источника, который содержит нормы (правила поведения), установленные или признанные государством, обеспеченные возможностью государственного принуждения. Но почему нормативно-правовой, а не просто нормативный акт? Здесь существует весьма тонкое различие.

Дело  в том, что наряду с нормами  права (социальными правилами поведения), которые воплощает, содержит нормативно-правовой акт, существуют и нормы, не имеющие правового (социального) характера и значения, однако они также выражены, закреплены в письменной и иной документальной форме. Например, в инструкциях, в которых определяются правила обращения с электротехникой, с бытовыми приборами (чайником, микроволновой печью и т.д.). Эти акты также являются нормативными, но не правовыми, они содержат технические, но не правовые нормы. Существуют и смешанные акты, например, государственные стандарты. В них, с одной стороны, содержатся определенные технические требования к качеству продукции, с другой – устанавливается, что нарушение этих требований строго запрещается, влечет ответственность по закону.

Иногда  в юридической литературе, если из контекста это понятно, вместо словосочетания «нормативно-правовой акт» употребляется  все же понятие нормативный акт, хотя, как отмечалось выше, оно имеет в точном смысле иное содержание1.

Под нормативными правовыми  актами понимаются выраженные в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права.

Все без исключения нормативно - правовые акты являются государственными по своему характеру. Они издаются или санкционируются только органами государства.

Имеют волевой характер. В них содержится и через них  преломляется государственная воля. С нарушением велений, содержащихся в нормативно-правовых актах, связывается наступление уголовно-правовых, гражданско-правовых и иных юридических последствий.

В числе нормативно - правовых актов, издаваемых государственными органами, следует назвать законы, декреты, указы, постановления правительства (кабинета), приказы министров, председателей государственных комитетов, решения и постановления, применяемые местными органами государственной власти и управления.

Система нормативно-правовых актов в каждой стране определятся конституцией, а так же изданными на её основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями. Законодательством определяется так же порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативно-правовых актов; указывается, какой орган в соответствии с какой процедурой издаёт тот или иной нормативный акт.

Нормативно-правовые акты, как источники права имеют определённые организационно-технические и иные преимущества перед другими источниками права2. Они проявляются :

  • Во-первых, в том, что  издающие их государственные органы имеют гораздо большие координационные возможности, чем все иные нормотворческие институты для выявления и отражения в праве не только групповых, классовых, индивидуальных, но и общих интересов;
  • Во-вторых, в силу чётких требований, традиционно сложившихся правил изложения своего содержания, нормативно-правовой акт считается лучшим способом оформления устоявшихся норм;
  • В-третьих, нормативно-правовой акт в силу своей чёткости и определённости более лёгок «в обращении», чем другие формы права. На него, как подмечают теоретики и практики, легко ссылаться при разрешении дел, вносить необходимые коррективы, контролировать его исполнение.

Нормативные акты обладают рядом характерных признаков, которыми отличаются от всех иных правовых актов, в частности правоприменительных, носящих индивидуально-определённый характер. Эти признаки заключаются в следующем :

  1. нормативные акты есть результат правотворческой деятельности компетентных органов государства и должностных лиц, а также уполномоченных на то общественных объединений и организаций;
  2. они содержат в себе общеобязательные правила поведения (нормы);
  3. содержащиеся в них предписания являются выражением государственной воли;
  4. применяются и реализуются в особом процессуальном порядке;
  5. имеют строго определённую документальную форму (закон, указ, постановление и т. д.);
  6. направлены на регулирование наиболее типичных, массовых отношений, в то время, как акты применения норм права касаются в основном лишь конкретных жизненных случаев, ситуаций, обстоятельств.
  7. рассчитаны на постоянное либо длительное действие, тогда, как применительные акты - на однократную реализацию;

8. нормативные акты не  персонифицированы, адресуются либо  ко всем, либо к неопределённо  большому числу субъектов, а  акт применения правовой нормы  имеет конкретного адресата.

Поэтому нормативно-правовые акты необходимо отличать от индивидуальных правовых актов, которыми источниками права не являются. Индивидуальный правовой акт распространяет своё действие на конкретных субъектов права, которые находятся в сфере правового регулирования. Он рассчитан на одноразовое применение, относится персонально к определённым лицам и прекращает своё действие с реализацией конкретного права или обязанности (например, назначение органом социального обеспечения пенсий конкретному лицу, решения суда о принудительном возвращении долга обязанным лицом).

Индивидуальные правовые акты являются и необходимым средством реализации общих предписаний правовых норм, содержащихся в нормативно-правовых актах. Они имеют обязательный государственный характер, их осуществление обеспечивается компетентными органами государства (судом, мэрией, арбитражем), однако источниками права они не являются, поскольку норм права не содержит. В отличие от правовых норм их предписания относятся к персонифицированным лицам и конкретным жизненным ситуациям.

От нормативно-правового акта, как источника права следует отличать источники правоведения, или источники нашего знания о праве. Мы черпаем сведения о нормах права из различного рода сборников законодательства, из исторических правовых памятников, из произведений профессиональных юристов. Всё это источники нашего познания правовых норм, а не источники права.

В итоге нормативный правовой акт можно определить, как изданный в особом порядке официальный акт - документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права.

Нормативным правовым актам  присущи следующие особенности:

1) они имеют государственно-властный  характер. Именно государство наделяет  соответствующие органы, должностных  лиц полномочиями по подготовке и принятию нормативных правовых актов, т. е. нормотворческой компетенцией. Государство также обеспечивает реализацию принятых нормативных правовых актов;

2) принимаются далеко  не всеми, а лишь строго определенными  субъектами, специально уполномоченными  на то государством;

3) принимаются с соблюдением  соответствующих процедуры и  требований к форме и содержанию  и в силу этого представляют  собой акты-документы;

4) всегда содержат юридические  нормы. Наличие в этих актах  правовых норм как раз придает  им нормативный, общеобязательный  характер;

5) имеют временные, пространственные  и субъектные пределы действия, т. е. распространяют свое действие  во времени, в пространстве  и по кругу лиц.

 

 

2. Виды нормативных правовых актов, их действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Виды нормативных  правовых актов.

Классификация нормативных правовых актов производится по различным  основаниям: по юридической силе, по содержанию, по объёму и характеру действия, субъектам, их издающим.

По юридической  силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования. В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.

Законы РФ - нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения3.

Законы занимают главное  место в системе НПА. Их ведущее  положение определяется следующими основными признаками:

  1. Законы принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума.
  2. Законы обладают высшей юридической силой, благодаря чему содержание всех иных НПА не должно противоречить законам, никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, который его издал.
  3. Законы регулируют наиболее важные основополагающие общественные отношения. Именно в законах закрепляется общественный и государственный строй, компетенция основных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан.
  4. Законы содержат нормы исходного характера. Все иные НПА призваны детализировать и конкретизировать нормативные установления законов.
  5. Законы принимаются в особом процессуальном порядке4.

Виды законов:

1) Конституция (закон законов) - основополагающий учредительный  политико-правовой акт, закрепляющий  конституционный строй, права  и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

2) федеральные конституционные  законы - принимаются по вопросам, предусмотренным и органически  связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы  об арбитражных судах, о военных  судах, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве России и т.п.);

3) федеральные законы - это  акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и пр.);

4) законы субъектов Федерации  - издаются их представительными  органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).

Подзаконные акты - это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм5.

Виды подзаконных актов:

1) указы Президента РФ - высшие по юридической силе  подзаконные нормативные акты;

2) постановления Правительства  РФ - акты исполнительного органа  государства, наделенного широкой  компетенцией по управлению общественными процессами;

3) приказы, инструкции, положения  министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

4) решения и постановления  местных органов государственной  власти;

5) решения, распоряжения, постановления местных органов  государственного управления;

6) нормативные акты муниципальных  органов;

7) локальные нормативные  акты - это нормативные предписания,  принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на:

  • нормативные акты государственных органов;
  • нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);
  • нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);
  • нормативные акты, принятые на референдуме.

Информация о работе Нормативные акты