Нормативные акты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 23:19, контрольная работа

Описание работы

Все нормативные правовые акты являются государственными по своему характеру. Они издаются или санкционируются только органами государства, имеют волевой характер, в них содержится и через них преломляется государственная воля. За нарушение велений, содержащихся в нормативных актах, наступают уголовно-правовые, гражданско-правовые и иные юридические последствия.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….……3

1. Понятие нормативных актов. Особенности нормативных правовых актов……………………………………………………………………………….4

2. Виды нормативных правовых актов, их действие во времени, в пространстве и по кругу лиц……………………………………………………..9

3. Место и значение Конституции РФ в системе нормативных актов……….17

Заключение……………………………………………………………………….26

Список используемой литературы……………………………………………...28

Файлы: 1 файл

главноееее.docx

— 51.05 Кб (Скачать файл)

В зависимости от сферы  действия нормативные акты делят  на:

  • общефедеральные;
  • нормативные акты субъектов Российской Федерации;
  • нормативные акты органов местного самоуправления;
  • локальные нормативные акты.

В зависимости от срока  действия нормативные акты классифицируют на:

  • нормативные акты неопределенно длительного действия;
  • временные нормативные акты.

Таким образом, в зависимости  от юридической силы все нормативные  акты группируются в определенную систему, в которой каждый из актов занимает свое место и играет свою роль.

 

Действие нормативных  правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Все нормативно-правовые акты действуют в рамках, очерченных во времени, в пространстве и по кругу  охватываемых этими актами лиц. Установление этих рамок-границ имеет важное значение, поскольку с ними связана и ими же обусловлена возможность, а в надлежащих случаях и необходимость применения содержащихся в данных актах общеобязательных норм.

Действие нормативных  правовых актов во времени.

Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением  его в силу и утратой силы. Согласно ст. 6 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», «федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу».

Здесь важно учитывать  принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу.

Придание закону обратной силы возможно в двух случаях:

1) если в самом законе  об этом сказано;

2) если закон смягчает  или вовсе устраняет ответственность.

Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих  основаниях:

по истечении срока  действия акта, на который он был  принят;

в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена);

на основании прямого  указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).

 

Действие нормативных  правовых актов в пространстве.

Действия нормативных  актов в пространстве осуществляется с учётом территориального и экстерриториального принципов.

Под территориальным принципом  понимают действие НПА в пределах государственных или административных территориальных границ деятельности правотворческого органа.

Государственной территорией  является часть земной поверхности  в пределах государственных границ, недра, внутренние и территориальные  воды, воздушное пространство над  ограниченной территорией, территории посольств, военных и иных кораблей в открытом море, летательные аппараты.

В России, которая является федеративным государством6 как и в иных федеративных государствах, регулирование общественных отношений осуществляется на основе приоритета общефедерального законодательства.

п.2. ст.4 Конституции  РФ «Конституция Российской Федерации  и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации».

Акты федеральных органов  власти действую в пределах территориальных  границ государства.

Акты субъектов федерации  регулируют отношения в рамках их территориальных границ.  

Статья 76 Конституции  РФ:

4. Вне пределов  ведения Российской Федерации,  совместного ведения Российской  Федерации и субъектов Российской  Федерации республики, края, области,  города федерального значения, автономная  область и автономные округа  осуществляют собственное правовое  регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

5. Законы и  иные нормативные правовые акты  субъектов Российской Федерации  не могут противоречить федеральным  законам, принятым в соответствии  с частями первой и второй  настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

НПА органов местного самоуправления действуют в пределах административных границ каждого из этих органов.

Экстерриториальность действия нормативных актов означает распространение правовых актов данного субъекта правотворчества за пределы территории его юрисдикции. К примеру, при рассмотрении судом споров, связанных с внешнеторговыми сделками, в некоторых случаях, возможно применение иностранного законодательства. Кроме того, при рассмотрении вещных гражданских споров суд или иной орган, управомоченный на разрешение конфликта, должны применять правовые акты тех государственных органов, на территории которых находится оспариваемое имущество.

Действие нормативных  правовых актов по кругу лиц.

Действие НПА по кругу  лиц тесно связано с территориальными пределами функционирования актов. В соответствии с общим правилом, нормативные акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан данного государства, так и на иностранных граждан и лиц без гражданства). Однако, и из этого правила есть исключения:

  • во-первых, действующее уголовное законодательство России распространяется не только на лиц, находящихся на территории РФ, но и на её граждан за границей;
  • во-вторых, адресность нормативных актов производна от их содержания и назначения. Так, некоторые НПА могут иметь значение для всех индивидуальных и коллективных субъектов, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (например, Конституция или УК РФ). Другие нормативные акты могут иметь ограниченную значимость и адресоваться лишь конкретной категории лиц (пенсионеры, военнослужащие и т.п.);
  • в-третьих, свои особенности имеет действие нормативных актов РФ в отношении иностранцев и лиц без гражданства:
  • им не предоставляются некоторые права и не возлагаются определённые обязанности (участие в избирательном процессе, служба в Вооружённых силах и т.п.);
  • представители иностранных государств (дипломатический персонал посольств, главы государств и правительств) наделяются правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности). Это означает, что вопрос об их уголовной и административной ответственности за правонарушения, совершённые на территории РФ, решается дипломатическим путём.

Особую категорию адресатов  нормативных актов составляют лица с двойным гражданством, а также  беженцы и перемещённые лица. Лица с двойным гражданством (бипатриды) становятся адресатами законодательства двух и более государств. Беженцы, покинув свою страну в силу каких-либо чрезвычайных обстоятельств (военные действия, стихийные бедствия), также становятся субъектами правоотношений нескольких государств.

В отличие от них, вынужденные  переселенцы покидают не суверенное государство, а какой-либо регион страны.

Несмотря на многообразие и своеобразие адресатов нормативных  актов, для всех них в России в  соответствии с Конституцией признаётся и гарантируется весь комплекс основополагающих прав и свобод человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

 

 

 

 

 

 

 

3. Место и значение Конституции РФ в системе нормативных актов.

Понятие, сущность конституции.

Конституция - это Основной закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего  общества и закрепляющий основы общественного  и государственного строя, права  и свободы человека и гражданина7. Конституция очеркивает круг функций государства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом.

Термин «конституция» ( с  лат. - установление) употреблялся  в  древнем Риме для обозначения одного из видов правовых актов императора (наряду с декретами, эдиктами и  др.) В эпоху феодализма наряду с этим термином применялась  и  формулировка  «основной   закон»,   которая   теперь   часто используется как синоним слова «конституция».

 Термин «конституция»  употребляется много столетий, но ни в античном мире, ни в средние века его значение не совпадало с современным.  Тогда не существовало основных законов, которые являлись бы юридической базой текущего законодательства (хотя и были некоторые достаточно значимые акты, например, Золотая булла 1222 г. в Венгрии или Великий мартовский ордонанс 1357 г. во Франции, включавшие, как правило, нормы различных отраслей права). Теоретическое обоснование необходимости конституции, разработка ее понятия, принятие первых конституций (США в 1787 г., Франция и Польша в 1791 г.) были связаны с борьбой молодой, революционной буржуазии против феодального строя и феодального права.

 Конституция в любом  государстве  - это правовой акт  высшей  юридической силы,  своеобразный   признак   государственности,  юридический   фундамент государственной  и общественной жизни, главный  источник национальной  системы  права.

Конституция как Основной закон государства учреждает  политическую форму существования  общества, систему государственных  органов, устанавливает порядок  их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина8.

Закрепляя наиболее важные общественные отношения, принципиальные положения и основополагающие устои  общества, политическую форму его  существования, конституция служит правовой    базой для текущего законодательства. В этом законодательстве преломляются, раскрываются и конкретизируются положения конституции. Причем, важно  подчеркнуть, что оно не может  и не должно «развивать» или дополнять  конституцию. Соответствуя Основному  закону государства, текущее законодательство наполняет его положения конкретным содержанием. При этом конституционные  нормы сохраняют свою определенность и высшую юридическую силу по отношению  к нормам текущего законодательства.

Сущность Конституции  РФ.

По вопросу о том, в  чем состоит сущность конституции, различные теории придерживаются неодинаковых взглядов. Одним из распространенных представлений является трактовка  сущности конституции  как общественного  договора. Предполагается, что все  члены общества заключили договор, воплощенный в конституции, о  том, на каких основах учреждается  данное общество, по каким правилам оно живет. Согласно таким концепциям конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

Теологическая теория видит  сущность конституции в воплощении в ней божественных предписаний  человеческому обществу о правилах жизни и считают, что в конституции  выражаются идеи высшей справедливости, разума. Некоторые представители школы естественного права полагают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие конституции обладают, по этой концепции, в отличие от «революционных»  конституций, которые составляются в кабинетах, исходя из чисто умственных представлений и заимствовании чужого опыта.

Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и  связывающие ее сущность с государственной  волей. Конституция при этом рассматривается  как самоограничение государственной  власти: поскольку возможности государственной  власти безбрежны, то, чтобы не допустить  произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы  этого ограничения в конституции.

Марксистско-ленинская теория, которая являлась теоретической  основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущность конституции  в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а только волю господствующего класса, то есть является классовой по своей  сущности.

Конституции можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от способа объективирования государственной воли господствующего класса или всего общества конституции подразделяются на писанные, т.е. составленные в виде единого документа и не писанные - состоящие из законов парламента, содержащих нормы конституционного характера, судебных прецедентов и правовых обычаев.

По способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции  можно классифицировать на жесткие и гибкие. Жесткими являются   конституции,   для принятия и изменения которых установлена более сложная процедура,   чем для обычных законов государства.  К гибким конституциям относятся те,   которые принимаются и изменяются  в упрощенном  порядке,    т.е.    в    порядке, установленном  для обычных парламентских законов.

По форме закрепления  политической власти  различаются  монархические  и республиканские  конституции.

 По   формам   закрепления   государственного   устройства   конституции подразделяются  на  федеральные   и   унитарные.   Федеральная   конституция закрепляет принципиальные устои образования федеративного государства:  цели объединения субъектов в единый  государственный   союз,   государственно- правовой статус целого  и частей  (федерации и субъектов),  разграничение полномочий между ними.  Федеральными  являются  конституции  США,  Германии, России, Индии, - унитарными - конституции Италии, Испании,  Китая,  Франции, республик в составе России.

В зависимости  от  соответствия  или  несоответствия  тем   фактическим  общественным отношениям,   которые  сложились  и  господствуют  в  обществе, конституции  подразделяются  на  фиктивные   и   действительные.   Фиктивные конституции не выражают  общественные  отношения,  которые функционируют в стране.   Они   оторваны   от   действительности   и    сугубо    формальны. Действительные же конституции являются адекватным выражением  и воплощением фактических общественных  отношений, которые сложились в обществе.  Именно они служат правовым критерием социальной  природы политической  власти   и государства,  способа их  организации и деятельности  на соответствующей территории, фактического статуса человека и гражданина.

Информация о работе Нормативные акты