Нормативные акты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 23:19, контрольная работа

Описание работы

Все нормативные правовые акты являются государственными по своему характеру. Они издаются или санкционируются только органами государства, имеют волевой характер, в них содержится и через них преломляется государственная воля. За нарушение велений, содержащихся в нормативных актах, наступают уголовно-правовые, гражданско-правовые и иные юридические последствия.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….……3

1. Понятие нормативных актов. Особенности нормативных правовых актов……………………………………………………………………………….4

2. Виды нормативных правовых актов, их действие во времени, в пространстве и по кругу лиц……………………………………………………..9

3. Место и значение Конституции РФ в системе нормативных актов……….17

Заключение……………………………………………………………………….26

Список используемой литературы……………………………………………...28

Файлы: 1 файл

главноееее.docx

— 51.05 Кб (Скачать файл)

Конституцию как нормативный  правовой акт, занимающий самостоятельное  и особое место в системе современного демократического государства,   от  всех других правовых актов отличают следующие черты.

Прежде всего, необходимо   отметить,  что   Конституция  в  современном значении этого  понятия является актом, который  принимается  народом  или  от имени народа. Характерно,  что  возникновение  в  XVII  веке  самой  идеи  о необходимости  такого акта, как конституция было связано  именно  с  этой  ее чертой.

Эта сущностная черта конституции  и поныне  признается   доминирующей  в конституционной теории  и  практике.  Не  случайно  конституции  большинства демократических государств мира начинаются словами: «Мы, народ  …  принимаем (провозглашаем, учреждаем  и т.п.) настоящую конституцию».

Особенность  субъекта,  принимающего  конституцию,  обусловливает  и  вторую сущностную черту конституции  - ее учредительный характер.  Поскольку  народ в демократическом государстве  есть  носитель  суверенитета  и  единственный источник власти, только он обладает и ее высшим проявлением - учредительной властью.  В  содержании  последней  вкладывается  именно   право   принимать конституцию  и  посредством  ее   учреждать   те   основы   государственного устройства, которые выбирает для  себя  данный  народ.  Только  учредительная власть   может  изменить, в том числе и  самым  радикальным  образом,  основы устройства общества и государства.

Учредительная  природа  конституции  проявляется  и  в  том,   что   ее предписания  выступают в  качестве  первоосновы,  являются  первичными. Это означает, что для установления положений  конституции не  существует  никаких  правовых ограничений. Не может быть такой правовой нормы, которая  не  могла бы быть включена в конституцию  по признаку того, что  она  не  соответствует какому-либо правовому  данного государства.

Важной чертой, характеризующей  конституцию   является  особый  предмет конституционного регулирования, то есть  специфика  того  слоя  общественных отношений, которые она  регулирует и закрепляет.

Конституционное воздействие  отличается всеохватывающим характером, чего не имеет никакой другой нормативный  правовой  акт.  Конституция  затрагивает  все  сферы  жизни  общества  -  политическую,   экономическую,   социальную, духовную и другие, регулируя  в этих сферах базовые,  фундаментальные  основы общественных отношений.

Конституцию отличают и особые юридические свойства. Они  производны  от перечисленных выше сущностных черт и выражаются:

    1. в верховенстве конституции;
    2. в ее высшей юридической силе;
    3. в ее роли как ядра правовой системы государства и системы права;
    4. в особой охране конституции;
    5. в особом порядке  принятия  и  пересмотра  конституции,  внесения  в  нее поправок.

 

Соотношение Конституции  РФ с другими нормативными актами.

Конституция  РФ  имеет  высшую  юридическую  силу,  прямое  действие  и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты,  принимаемые в  Российской  Федерации  не  должны  противоречить  Конституции  Российской Федерации (ч. 1 ст. 15  Конституции РФ).

Конституция  занимает  верховенствующие  положение  в   правовой системе страны. Ее положение  являются  первичными.  Все  остальные  правовые акты, принимаемые в рамках Российской Федерации,  в  том  числе  федеральные законы, конституции республик, уставы краев, областей, городов  федерального значения, автономной области и автономных  округов,  должны  соответствовать Конституции  Российской  Федерации.  Это же   относится   к   договорам   о разграничении предметов ведения и полномочий  между федеральными  органами государственной власти  и   органами   государственной   власти   субъектов Федерации,  ибо речь  идет  в данном  случае  о конституционном,  т.   е. внутригосударственном, а не о международном праве.

Коренное обновление российского  общества  и  государства,  связанное  с принятием Конституции 1993 г., не могло не повлечь  столь  же существенного  пересмотра текущего законодательства Российской Федерации.  Однако  подобная задача - дело отнюдь не одного дня и  даже не одного года.  В  этих  условиях включение в текст Конституции  нормы, определяющей  порядок  взаимодействия новых и старых норм,  представляется  одним  из  наиболее  удачных  решений: «Законы  и  другие  правовые  акты,  действовавшие  на  территории   РФ   до вступления  в  силу  настоящей  Конституции,   применяются   в   части,   не противоречащей  Конституции  РФ»  (Раздел  2  «Заключительные  и  переходные положения» п. 2). В обычных условиях вопрос о  соотношении нормы  закона  или  иного нормативного правового акта и нормы Конституции  безусловно  относится к компетенции Конституционного Суда9.

После принятия новой Конституции  России Президент Российской  Федерации 24 декабря 1993 г.  издал  Указ  «О  мерах  по  приведению  законодательства Российской Федерации в соответствие с  Конституцией  Российской  Федерации». Этим  Указом  были  признаны  недействующими  и  не  подлежащими  применению органами государственной  власти,  органами  местного  самоуправления  и  их должностными лицами более 40  нормативных  правовых  актов  и  их  отдельных положений. Работа  по  приведению  нормативного  массива  в  соответствие  с  нормами Конституции РФ продолжается и в  настоящее  время.  Как  и  подобает Основному  закону  государства,  Конституция  РФ  занимает  верховенствующее место в правовой  системе.  Ее  положения  являются  первичными,  исходными, основополагающими. Ни один другой  закон  не  может  отменить  или  изменить норму Конституции, равно как и быть поставлен на один уровень с ней.

Не делается исключение  и  для  федерального  конституционного  закона, который представляет собой  разновидность  федерального  закона.  В  иерархии федеральных законов  такой закон  занимает  наиболее  высокое  положение.  Он находится  как бы  непосредственно  под  Конституцией,  ближе  всего  к  ней. Отличие  федерального  конституционного  закона  состоит  в  том,   что   он принимается не по всем вопросам, а только по тем, которые  прямо  определены Конституцией, и  для его принятия требуется не простое,  а  квалифицированное  большинство.  Но  не  более  того. Представления  о  том,  что  федеральный конституционный  закон  является  составной  частью  Конституции,   неверны. Конституция 1993 г. не дает  оснований  для  подобного  толкования.  Мировая практика также свидетельствует  против него.  В  тех  редких  случаях,  когда отождествление  Конституции  и  конституционного  закона  имело   место,   в  понимании    и    истолковании    Конституции,    определении    действующей конституционной нормы  возникали серьезные затруднения.

Не могут расходиться  с  Конституцией  также  договоры  о  разграничении предметов ведения  и полномочий между федеральными  органами  государственной власти и органами государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации. Положение о примате  международного  права  и,  в  частности,  международных  договоров  здесь  неприменимы.  Договоры  и   соглашения   о   разграничении предметов  ведения и полномочий между федеральными  органами  государственной власти   и    органами    власти    субъектов    Федерации    относятся    к внутригосударственному, а не к международному праву.

Конституция выступает как  юридическая база для развития  всех  отраслей права,   составляющих   российскую   правовую   систему.   Кодексы,   другие федеральные  законы,   как   правило,   содержат   ссылки   на   действующую Конституцию, что иной раз делается после приведения ранее  принятых  актов  в соответствие  с  ней.  Тем  самым   обеспечиваются   единство   и   взаимная согласованность   отраслей   права,   общность   их   исходных    принципов. В  государстве  должна  быть  только  одна Конституция, которая  предопределяет развитие всей правовой системы,  включая кодексы. Ни один из них не может претендовать на особый, автономный  статус, на   «независимость»   от   Конституции.   Иначе   единство   и   внутренняя согласованность правовой системы  будут нарушены.

Конституция 1993 г., как и  все современные конституции, уделяет  большое внимание международному праву  и внешней политике. В ней получила дальнейшее развитие взаимосвязь международного и национального, внутригосударственного права. Это объясняется, с одной  стороны, усиливающейся интернационализацией современного мира, а с другой - повышением роли международного права, отражением в нем прогресса человеческой цивилизации. Достаточно отметить международно-правовую защиту прав и свобод человека, в  особенности такие документы, как  Всеобщая декларация прав человека, международные  пакты о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах, другие международные  договоры, решения Организации по безопасности и сотрудничеству в  Европе, документы Совета.

 

Заключение

И так, подведём краткий вывод о проделанной работе. Ещё раз повторюсь и дам определение нормативному правовому акту. Нормативный правовой акт - изданный в особом порядке официальный акт - документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права.

Нормативные  правовые акты, как источники права имеют  определённые организационно - технические и иные преимущества перед другими источниками права.

Классификация нормативных  правовых актов производится по различным основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объёму и характеру действия; субъектам, их издающим.

По  юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты. Законы РФ - нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения. Подзаконные акты - это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов.

Все нормативно-правовые акты действуют в рамках, очерченных во времени, в пространстве и по кругу  охватываемых этими актами лиц.

Конституция - это Основной закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего  общества и закрепляющий основы общественного  и государственного строя, права  и свободы человека и гражданина.

Конституция  занимает  верховенствующие  положение  в   правовой системе страны. Ее положение  являются  первичными.  Все  остальные  правовые акты, принимаемые в рамках Российской Федерации,  в  том  числе  федеральные законы, конституции республик, уставы краев, областей, городов  федерального значения, автономной области и автономных  округов,  должны  соответствовать Конституции  Российской  Федерации.

Конституция выступает как  юридическая база для развития  всех  отраслей права,   составляющих   российскую   правовую   систему.

 

 

Список используемой литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.
  2. О классификаторе правовых актов: Указ Президента Рос. Федерации от 15 марта 2006г. № 511
  3. Распоряжение Минюста РФ от 15 июня 1998г. №89 «О порядке организации работы Министерства юстиции РФ по систематизации действующих Нормативных правовых актов в целях включения их в Свод законов РФ»
  4. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М. 2006.
  5. Марченко М.Н. проблемы общей теории государства и права (право): учеб. для вузов: в 2 т. М. Проспект: ТК Велби. 2008.
  6. Марченко М.Н. Теория государства и права. М. 2004.
  7. Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. Саратов. 2009.
  8. Теория государства и права: Учеб. / Под ред. В.К. Бабаева. М. Юристъ. 2009.
  9. Теория государства и права: Учеб. для вузов по спец. «Юриспруденция» / С.С. Алексеев [и др.]; отв. ред. В.Д.Перевалов. М. НОРМА. 2009
  10. Абрамов А.И., Рахманина Т.Н. Классификатор правовых актов и вопросы упорядочения законодательства // Журнал российского права. 2003. №7. С. 62-71.
  11. Азми Д.М. О классификациях и признаках правовых актов // Право и государство: теория и практика. 2010. №2. С. 13-16.
  12. Анисимова Н.В. Вопросы соотношения международного права и правовой системы России // Право и государство: теория и практика. 2008. №3. С. 32-34.
  13. Бабай А.Н. Становление и развитие отечественной концепции источников права // История государства и права. 2010. №14. С.44-48.
  14. Бабай А.Н., Тимошенко В.С. Роль общепризнанных принципов и норм международного права в правовой системе России // Российская юстиция. 2006. №10. С. 61-64.
  15. Баглай  М.В.  Конституционное право   Российской   Федерации. М.1998.
  16. Балданов Б.Б. Место Международно-правовых договоров в системе источников российского права // История государства и права. 2010. №11. С. 2-4.
  17. Белик В.Н. Имплементация норм международного права в уголовно-исполнительное законодательство РФ // Человек: преступление и наказание. 2010. №1. С. 107-110.
  18. Белоусов И.А. Термины и правовые понятия // Право и государство: теория и практика. 2010. №1. С. 143-146.
  19. Галузо В.Н. Систематизация законодательства в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2009. №8. С. 28-30.
  20. Гончаров. Д.Ю. Взаимосвязь нормативных правовых актов как принцип антикоррупционной экспертизы // Российская юстиция. 2010. №1. С. 4-8.
  21. Дугенец А.С., Васильев Ф.П. Антикоррупционные экспертизы нормативных правовых актов // Преступление и наказание. 2010. №4. С. 2-7.
  22. Егорова Н.Е. Федеральный закон в системе источников конституционного права РФ // Журнал российского права. 2008. №2. С. 133-140.
  23. Жукова-Василевская Д.В. Эволюция взглядов на сущность и назначение источников права // История государства и права. 2007. №17. С. 2-4.
  24. Иванов С.А. Федеральный закон и нормативный указ президента России: проблемы взаимоотношений и пути их совершенствования // Государство и право. 2003. №2. С. 101-103.
  25. Иванюк О.А. Источник права: проблема определения // Журнал российского права. 2007. №9. С.142-150.
  26. Игнатьева О.В. Закон и правовое время //История государства и права. 2009. №18. С. 42-44.
  27. Кулакова Ю.Ю. Место нормативно-правового договора в системе форм права // История государства и права. 2007. № 8. С. 5-7.
  28. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М. 2003.
  29. Лукьянова Е.Г. закон в постсоветской России: проблемы адекватности восприятия и использования // государство и право. 2009. №4. С. 114-156.
  30. Марченко М.Н. Является ли судебная практика источником российского права? // Журнал российского права. 2000. №12. С. 11-21.
  31. Мкртумян А.Ю. Судебная практика как источник российского права (историко-правовой аспект) // История государства и права 2008. №9. С. 3-4.
  32. Молчанов Б.А. Закон и обычаи в регулировании взаимодействия человека и среды обитания // Журнал российского права. 2001. №4. С. 152-156.
  33. Морозова Л.А. Еще раз о судебной практике как источнике права // Государство и право. 2004. №1. С. 19-23.
  34. Родионова О.В. Развитие научных представлений об источниках права (на примере источников гражданского права) // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2005. №4. С. 130-143.
  35. Сауляк О.Н. Судебная практика как источник российского права (материальный и формальный аспекты проблемы) // Государство и право. 2009. №11. С. 5-10.
  36. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М. 1994.
  37. Чухвичев Д.В. Кодификационные акты, их специфика и значение в системе права // Государство и право. 2009. №8. С. 5-17.

 

 

 

 

1 Венгеров А.Б. Теория государства и права. М. 2006.

2 Марченко М.Н. Теория государства и права. М. 2004.

3 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М. 1994.

4 Теория государства и права: Учеб. / Под ред. В.К. Бабаева. М. Юристъ. 2009.

5 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М. 1994.

6 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.

7 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М. 2003.

8 Баглай  М.В.  Конституционное право   Российской   Федерации. М.1998.

9 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М. 2003.

 


Информация о работе Нормативные акты