Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 16:39, курсовая работа
Особое место в формировании духовного мира личности,её сознания и культуры, активной жизненной позиции, принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими на преобразование сознания личности. Право и мораль - важнейшие элементы человеческой культуры, всегда выступающие в тесном взаимодействии, характер которого определяется конкретно-историческими условиями и социально-классовой структурой общества. Такое взаимодействие обусловлено, так как генезис и реальное бытие права и морали определяются едиными сферами общественных отношений, в которых развёртываются сложные и подчас противоречивые связи данных социальных регуляторов.
Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Нормы права……………………………………………………………….……..…..5
Глава 2. Нормы морали………………………………………………………………………..14
Глава 3. Соотношение норм права и норм морали…………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………………………..33
Список используемых источников……………………………………………………………35
Чем более право приобретает
черты положительного и принудительного
порядка, чем живее сказываются
потребности в обособлении
«Общество не может не высказываться
относительно поведения своих членов,
и чем сильнее говорит в
нем голос нравственного
Право, например, разрешает согнать с квартиры бедняка, не уплатившего вовремя деньги, ибо оно позволяет требовать своего, допуская в известных пределах эгоизм. Напротив, мораль при всех условиях, требует сострадания к ближнему, она зиждется на любви, а любовь, по известному изречению, тем и отличается, что «не ищет своего». Во многих случаях то, что дозволяется правом, запрещается моралью, которая обращается к человеку с заповедями высшими и более строгими.
Разграничивая нравственность и право, утверждая практическую необходимость разделения их сфер, мы не можем, однако, отрицать несомненной и не превращающейся связи их между собой. Жизнь приводит к их обособлению, но она не может устранить их взаимодействия.
Гегель: «Право и мораль отличаются друг от друга. Нечто вполне позволительное с точки зрения права быть чем-то таким, что моралью запрещается. Право, например, мне разрешает распоряжаться своим имуществом, совершенно не определяя пределов этого распоряжения, и только мораль содержит определения, которые его ограничивают».28
Отличительные особенности.
В этой главе я попытаюсь раскрыть аспекты отличий норм права от норм морали. Как отмечает Новгородцев «…в последнее время все чаще высказывается утверждение, что право есть минимум требований, предъявляемых обществом к лицу»29. Более важные для внешнего порядка юридические предписания охраняются более строгим контролем общественной власти, но по своему содержанию они представляются более ограниченными, чем нормы нравственные. Если прибавляют иногда к этому, что право есть минимум нравственных предписаний, или, как говорят иначе – этический минимум, то в этом нельзя не видеть известного недоразумения. Несомненно, что в области права могут относиться не только действия, безразличные с нравственной точки зрения, но даже и запрещаемые нравственностью. Право, никогда не может всецело проникнуться началами справедливости и любви. Но если оно вступает в известных случаях в противоречие с нравственными заветами, то его нельзя называть нравственным, даже и в минимальной степени. Это, конечно, не исключает того, что находится под влиянием нравственности и отчасти воплощает в себе ее требования.
Не будучи всецело нравственным,
право дает известный простор
личным интересам и стремлениям,
даже в их эгоистическом и своекорыстном
проявлении. Напротив, нравственность
представляет собой более чистое
воплощение альтруистических начал, и
соответственно с этим ее требования
имеют всеобъемлющий и
Это проявляется по преимуществу в двух направлениях.
Развитие жизни приводит к тому, что право и нравственность обособляются друг от друга, не утрачивая своей связи, но приобретая более самостоятельное значение.
Новгородцев объясняет это тем, «…что в самих требованиях общества по отношению к исполнению своих предписаний заключается известная двойственность, рано или поздно приводящая в раздвоении этих предписаний на две самостоятельные области»31. Условия общественной жизни требуют, чтобы известные предписания исполнялись, во что бы то ни стало, все равно, соответствуют они или нет желаниям и мнениям отдельных лиц. Сожитие людей в обществе было бы немыслимо, если бы такие деяния, как воровство и убийство, ставились исключительно в зависимость от добровольного усмотрения отдельных лиц. Общество должно требовать обязательного исполнения норм, запрещающих подобные деяния, одинаково от всех своих членов, без различия их воззрений. С другой стороны, развитое нравственное сознание признает истинную цену лишь за таким исполнением моральных требований, которое сопровождается соответствующим внутренним настроением. «Одно внешнее исполнение без надлежащего нравственного чувства, с подобной точки зрения, не имеет никакого этического значения».32
Право очерчивает свободу
внешних действий человека, оставаясь
нейтральным по отношению к его
внутренним мотивам. Иное дело мораль,
она не только определяет границы
внешней свободы, но и требует
внутреннего самоопределения
Заключение.
В данной работе были рассмотрены основные вопросы, касающиеся норм права и норм морали, было проведено их соотношение.
Огромную роль в регулировании общественных отношений играют право и мораль. Их главным назначением является целенаправленное воздействие на поведение людей, обеспечивающее интересы отдельных индивидов, социальных групп или общества в целом.
Считают, что право является
системой общеобязательных, формально
определенных юридических норм, выражающих
государственную волю, устанавливающихся
и обеспечивающихся государством и
направленных на урегулирование общественных
отношений. Мораль же (нравственность)
есть система исторически
Универсальные категории морали – «добро» и «зло», через которые оцениваются другие моральные понятия: честь, совесть, порядочность и т. п.
Соотношение между правом и моралью весьма не простое, поэтому его анализ предполагает анализ следующих четырех составляющих: 1) единства; 2) взаимодействия; 3) различия; 4) противоречия.
Единство права и морали заключается в следующем:
право и мораль являются
универсальными регуляторами поведения
людей, имеют способность проникать
в различные области
право и мораль являются многомерными образованиями, имеющими сложную структуру, которая состоит из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов;
право и мораль действуют в едином «поле» социальных отношений;
право и мораль служат общей
цели – совершенствованию и
право и мораль являются социальными регуляторами, имея отношение к проблемам свободной воли индивида и его ответственности за свои действия.
Тесное единство и взаимосвязь права и морали определяют и их социальное и функциональное взаимодействие, проявляющееся в следующем:
право и мораль помогают друг другу в упорядочении общественных отношений, в формировании у людей установленной юридической и нравственной культуры;
правовые и моральные требования во многом совпадают: действия субъектов, осуждаемые и поощряемые правом, осуждаются и поощряются и моралью;
право обязывает соблюдать законы, к тому же стремится и мораль;
взаимодействие права и морали часто выражается в прямой идентичности их требований к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств;
право и мораль поддерживают друг друга в достижении общих целей, применяя для этого присущие им методы;
правовые нормы являются проводником морали, фиксируют и защищают моральные ценности;
мораль выступает в качестве ценностного критерия права.
Нравственные нормы подключены ко всем этапам формирования и социального действия права. Также они выступают значимым фактором совершенствования правовой системы.
Следовательно, нормы права и нормы морали играют немалую роль в деятельности внутренних войск Российской Федерации. Так, в Кодексе профессиональной этики военнослужащих внутренних войск МВД России нашли свое закрепления не только номы права, но так же и говорится о моральных качествах военнослужащих. «Кодекс служит основой для формирования должной морали в сфере военной службы во внутренних войсках, уважительного отношения к внутренним войскам в общественном сознании, а также выступает как институт общественного сознания и нравственности военнослужащих внутренних войск, их самоконтроля». С этой же точки зрения необходимо рассмотреть и Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации. Данные законодательные акты наиболее полно отражают взаимодействие и единство норм права и морали в деятельности внутренних войск РФ.
Список используемых источников.
Информация о работе Нормы права и нормы морали в деятельности внутренних войск