Обеспечение законности и правопорядка в правовом государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 23:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы обусловлена теоретической и практической значимостью формирования гражданского общества, правового государства, укрепления правопорядка, утверждения прочной законности на всех уровнях российского общества. Очень важна разработка и реализация надежного, эффективно работающего механизма обеспечения режима законности и правопорядка, в равной степени способного обеспечить правомерное поведение как отдельных граждан, так и должностных лиц государственного аппарата.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты законности и правопорядка…………………5
1.1. Понятие, принципы и требования законности..……………………………5
1.2. Сущность, структура, функции и принципы правопорядка……………..10
Глава 2. Взаимодействие законности и правопорядка ……………………….17
Глава 3. Обеспечение законности и правопорядка в правовом государстве..23
3.1. Факторы, влияющие на укрепление законности и правопорядка……….23
3.2. Гарантии законности в правовом государстве……………………………27
Заключение……………………………………………………………………....32
Список использованной литературы…………………………………………...34

Файлы: 1 файл

Kurs_Zakonnost_i_pravoporyadok_v_pravovom_gosud.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические аспекты законности и правопорядка…………………5

1.1. Понятие, принципы и требования законности..……………………………5

1.2. Сущность, структура, функции и принципы правопорядка……………..10

Глава 2. Взаимодействие законности и правопорядка ……………………….17

Глава 3. Обеспечение законности и правопорядка в правовом государстве..23

3.1. Факторы, влияющие на укрепление законности и правопорядка……….23

3.2. Гарантии законности в правовом  государстве……………………………27

Заключение……………………………………………………………………....32

Список использованной литературы…………………………………………...34

 

Введение

 

Актуальность работы обусловлена теоретической и практической значимостью формирования гражданского общества, правового государства, укрепления правопорядка, утверждения прочной законности на всех уровнях российского общества. Очень важна разработка и реализация надежного, эффективно работающего механизма обеспечения режима законности и правопорядка, в равной степени способного обеспечить правомерное поведение как отдельных граждан, так и должностных лиц государственного аппарата.

Формирование в Российской Федерации гражданского общества и правового государства выдвигает новые требования по укреплению правопорядка и его обеспечению в стране. Правовое государство немыслимо без правопорядка, являющегося неизменным спутником последнего.

Фактическое состояние правопорядка на современном этапе нельзя признать удовлетворительным. С одной стороны, несовершенно само законодательство, которому присущи элементы бессистемности, противоречивости, несоответствия потребностям общественного развития. Отсутствует обоснованная система федеральных и региональных нормативных актов, между ними имеются противоречия и пробелы. Нередки случаи принятия законов, не обеспеченных ресурсами, не содержащих процедур и механизмов реализации их предписаний, внешне и внутренне противоречивых. Не устранены и такие недостатки законодательства, как несогласованность и дублирование нормативного материала. С другой стороны, несовершенство законодательства усугубляется его неисполнением, несоблюдением. При этом неуважение к законам, их игнорирование, как правило, остаются безнаказанными.

Исследование путей формирования правопорядка, способов, средств и полномочий субъектов его обеспечения приобретает важное научно-практическое значение.

Таким образом, актуальность исследования проблемы законности и правопорядка, механизма его формирования и системы обеспечения обусловлена объективными потребностями современного российского общества.

Вопросы правопорядка и его обеспечения затрагивается в работах теоретиков права и государства - (Н.Г. Александров, С.С. Алексеев, В.В. Лазарев, A.B. Малько, B.C. Нерсесянц, A.C. Пиголкин, Ю.А. Тихомиров, и др.), так и различных отраслей права - (В.Н. Бутьшин, К. Ф. Гуценко, O.E. Кутафин, В.О. Лучин и др.). Проблемы становления и обеспечения правопорядка в Российской Федерации изучены еще недостаточно.

Цель работы – изучение понятий законности и правопорядка, их формирования, соотношения с другими правовыми явлениями.

Задачи, поставленные в работе:

- раскрыть понятие, принципы и  требования законности;

- охарактеризовать понятие, структуру, функции и принципы правопорядка;

- исследовать взаимодействие законности  и правопорядка;

- определить факторы, влияющие  на укрепление законности и правопорядка.

Объектом исследования является законность и правопорядок.

Предметом исследования является урегулированность и порядок в обществе, складывающиеся на основе действия социальных норм.

Методологической основой исследования послужил комплексный подход к анализу проблем правопорядка и механизма его формирования и обеспечения. В основу работы положены общенаучные методы изучения состояния законности и правопорядка (анализ и синтез, логический), частные методы (социологический, системный, структурно-функциональный, сравнительный и др.).

 

Глава 1. Теоретические аспекты законности и правопорядка

 

1.1 Понятие, принципы и требования  законности

 

Законность - основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы. Охватывая своим действием наиболее важные сферы человеческого общежития, законность вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает справедливым дифференциацию интересов людей.

Как устойчивое явление общественной жизни, законность возникает и формируется в условиях цивилизованного общества, способного обеспечить реальное равенство граждан перед законом. Такие условия в значительной мере создаются рыночными экономическими отношениями, при которых свобода частной собственности ставится равной возможностью для всех. Обеспечить равенство в сфере производства материальных благ, поставить производителей в одинаково выгодные условия - главная задача закона правового государства. Имущественное же неравенство создается не юридическими законами, а естественными возможностями каждого человека1.

Законность, как необходимое условие функционирования человеческого общества, становится реальной силой в более позднее время, когда из отношений зависимости, подавление и угнетения они постепенно превращаются относительно независимых и свободных производительных материальных благ. Этим создается необходимая база для действия справедливых, правовых, законов, в одинаковой мере защищающих интересы всех членов общества, участвующих в его воспроизводстве.

В обществе, функционирующем в режиме прочной законности, реально существуют четкое разделение и гармоничное взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной власти.

Итак, законность - это:

-  условие жизни государственно-организованного  общества; принцип самого права, заключающийся в требовании соблюдения его норм, законов и подзаконных актов субъектами, к которым они адресованы;

-  принцип организации и деятельности  государственного аппарата и  политической системы в целом (в ч. 2 статьи 15 Конституции РФ  сказано: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы»2);

-  принцип правотворчества, ориентирующий  правотворческие субъекты на  принятие таких нормативных актов, которые бы не противоречили Конституции и уже имеющейся системе законов;

-  метод государственного руководства  обществом, ибо свои функции государство  должно осуществлять правовыми  средствами путем принятия правовых  актов и обеспечения их реализации;

-  особый режим, при котором  деятельность всех субъектов  основывается на законе, а идеи  права, гуманизма, справедливости, свободы  и ответственности господствуют  над личными, групповыми, классовыми  интересами. Режим законности - есть такая морально-политическая атмосфера, при которой в общественной жизни господствуют идеи права, цивилизованные средства, ограждающие личность от произвола власти, анархии, беспорядка.

Таким образом, законность - фундаментальная категория юридической науки и практики, ибо ее уровень и состояние служат главным критерием оценки правовой жизни общества.

Даже самый совершенный закон жив только тогда, когда он выполняется, воздействует на сознание и поведение людей. Эта сторона права и характеризуется понятием «законность».

Законность, однако, не тождественна реализации права, ее содержание охватывает систему требований, связанных с выполнением юридических предписаний. Законность - это строгое соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов.

Для законности необходимы две стороны:

1)  наличие правовых, справедливых, научно обоснованных законов (содержательная  сторона);

2)  их выполнение, ибо только  наличия даже самых совершенных  законов будет недостаточно (формальная  сторона)3.

Законность характеризуется следующими основными признаками:

1. Причинно-следственная обусловленность  законности политико- правовыми  процессами, происходящими в обществе  и государстве;

2. Всеобщность и общеобязательность  требований законности, выражающих  цели развития государства и пути их достижения;

3. Высокая степень абстрактности, которая объясняется собирательным  содержании «законности»;

4. Объективный характер законности;

5. Эффективное пресечение любых  правонарушений и обеспечение  неотвратимости наказания за  противоправные деяния;

6. Осуществление государственных  функций по охране законности  в соответствии с предписаниями  действующего законодательства.

Принципы законности - это основные идеи, начала, выражающие содержание законности: верховенство закона, единство, целесообразность и реальность законности.

1. Верховенство закона - главенство  его в системе нормативных  актов; равенство граждан перед  законом; равенство их прав и  обязанностей, точное соблюдение  законов всеми лицами, так как  право выражает общую волю  всех граждан.

2. Единство, т.е. всеобщность. Так, на всей территории России действуют федеральные законы и законы субъектов федерации, отражая местную специфику, которые не должны противоречить федеральным законам.

3. Целесообразность, т.е. оптимальность  законов, их соответствие потребностям развития общества. Целесообразность должна пониматься и как наиболее рациональные действия должностных лиц, осуществляющих свои полномочия в пределах закона и на основе законов. Недопустимо противопоставление законности и целесообразности.

4. Реальность, т.е. достижение фактического  исполнения правовых предписаний, неотвратимость ответственности.

5. Контроль со стороны общества за законностью. Он осуществляется в разнообразных формах и призван обеспечить незыблемость законов, охрану прав и законных интересов граждан4.

Можно ещё выделить в качестве принципа - неразрывную связь законности с общей культурой населения. Чем выше его культурный уровень, тем прочнее законность и незыблемость законов. Особое значение приобретает правовая культура общества. Без правовых знаний не могут соблюдаться и исполняться законы. Сами же законы должны быть доведены до сведения всех граждан. Именно поэтому в Конституции РФ было записано: «законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются».

Основные требования законности заключаются в следующем:

1. Верховенство - закон по отношению  ко всем другим правовым актам. В правовом государстве закон  обладает высшей юридической  силы. Он выступает главным, основополагающим  регулятором общественных отношений. Те отношения, которые в силу объективных условий должны находиться в сфере правового воздействия, регулируются, как правило, законом. Подзаконные акты действуют лишь в том случаи, когда какие-либо отношения законодательно не урегулированы. При этом он должны издаваться в строгом соответствии с законом и на основе закона.

2. Единство понимания и применения  законов на всей территории  их действия. Законы представляют  одинаковые требования ко всем  субъектам, находящимся в сфере  временного и пространственного действия. Законы федеративного государства имеют одинаковую силу на территории все государственных образования, входящих в состав федерации. Единое понимание сущности и конкретного содержания законов обеспечивает законность правоприменительной деятельности компетентных органов и должностных лиц. Она соответствует действительному смыслу законов и проводит в жизнь заложенные в нём регулятивные функции.

3. Равная возможность всех граждан  пользоваться защитой закона  и их равная обязанность следовать их предписаниям. Прочий эффективный режим законности в обществе возможен только в условиях равенства всех людей перед законом и судом. С одной стороны, субъекты права должны в полном объёме выполнять возложенные на них обязанности. С другой стороны, государство должно создавать все необходимые условия для осуществления их законных прав и интересов других граждан.

Требования - это сформированные в общем виде правовые предписания, соблюдение и исполнение которых делает явление законным. Это направленность законности. Принципы и требования законности связаны друг с другом, т.е. каждый принцип развертывается в совокупность требований. Например, принцип верховенства закона требует, чтобы все законы соответствовали Конституции, подзаконные акты - законам; своевременного обновления законов; их соответствия международным актам; издания их лишь полномочными органами и т.п.

Таким образом, от принципа верховенства закона через соответствующие требования законности можно перейти к конкретным правовым предписаниям.

 

1.2. Сущность, структура, функции и принципы правопорядка

 

С законностью органически связано правовое явление – правопорядок (правовой порядок). Вместе с тем правопорядок - это самостоятельная правовая категория, которая имеет свое содержание, структуру и функции.

Информация о работе Обеспечение законности и правопорядка в правовом государстве