Обеспечение законности и правопорядка в правовом государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 23:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы обусловлена теоретической и практической значимостью формирования гражданского общества, правового государства, укрепления правопорядка, утверждения прочной законности на всех уровнях российского общества. Очень важна разработка и реализация надежного, эффективно работающего механизма обеспечения режима законности и правопорядка, в равной степени способного обеспечить правомерное поведение как отдельных граждан, так и должностных лиц государственного аппарата.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты законности и правопорядка…………………5
1.1. Понятие, принципы и требования законности..……………………………5
1.2. Сущность, структура, функции и принципы правопорядка……………..10
Глава 2. Взаимодействие законности и правопорядка ……………………….17
Глава 3. Обеспечение законности и правопорядка в правовом государстве..23
3.1. Факторы, влияющие на укрепление законности и правопорядка……….23
3.2. Гарантии законности в правовом государстве……………………………27
Заключение……………………………………………………………………....32
Список использованной литературы…………………………………………...34

Файлы: 1 файл

Kurs_Zakonnost_i_pravoporyadok_v_pravovom_gosud.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

Огромную роль играет нравственное сознание. Именно на его основе формируется отношение к правовым ценностям и осуществляется выбор соответствующего варианта поведения. Выбор зависит от того, какое место соответствующая правовая норма занимает в шкале ценностей того или иного человека.

Немалое значение имеют уровень общей культуры, политического сознания (здесь особенно важно сознание того, что норма права отражает интересы Родины, народа), интеллектуальные, эмоциональные и волевые качества личности.

Б. Факторы внешней среды, Среди факторов внешней среды, прежде всего, надо выделить экономику страны в целом и данного региона. Именно экономические условия определяют, как живет, воспитывается, формируется каждый человек, какими качествами он будет обладать. От экономических условий зависят и социально-политическая обстановка, и уровень законодательства, и состояние организации и деятельности государственных, в том числе правоохранительных, органов и проч., т.е. все остальные элементы системы факторов, определяющих состояние законности.

Заметную роль играет деятельность государственных органов по созданию законов и других нормативных актов, а также их организаторская деятельность, направленная на обеспечение законности и правопорядка в стране, в каждой области, в каждом городе или районе. Особую роль в этом плане играет работа правоохранительных органов: суда, прокуратуры, внутренних дел, юстиции и др., в частности направленная на предупреждение и пресечение преступлений, других правонарушений, привлечение виновных к законной ответственности20.

Важнейшее значение имеет качество законодательства (законов, подзаконных нормативных актов): их соответствие реальным условиям жизни; правильность определения потребности в правовом регулировании; законность нормативных актов (по содержанию, форме, процедуре принятия), их соответствие нормам общественной морали; ясность, четкость, доступность правовых норм, их систематизированность и т.п. Для достижения указанных требований необходима надлежащая организация нормотворческого процесса. В деле обеспечения законности весьма велика роль правоприменения, такая организация деятельности соответствующих органов, которая обеспечивала бы обоснованность, законность, целесообразность и справедливость всех правоприменительных актов. Поскольку формирование индивидуального сознания (правового, нравственного и проч.) происходит под влиянием группового и общественного сознания, вполне естественна необходимость всемерного повышения уровня правовой, нравственной, политической, общей культуры населения.

Таким образом, проблема укрепления законности носит комплексный характер, связана со многими явлениями и процессами социальной жизни и может быть успешно решена только в контексте общей стабилизации обстановки в стране

 

3.2. Гарантии законности в правовом  государстве

 

Для того чтобы законы и иные нормативно-правовые акты претворялись в жизнь, необходимы условия и определенный комплекс экономических, политических, идеологических и юридических мер, обеспечивающих эту реализацию, т. е. необходимы гарантии законности. Чем надежнее гарантии, тем совершеннее законность, прочнее правопорядок в обществе21.

Гарантии законности – это обусловленная закономерностями общественного развития система мер, условий и средств, посредством которых обеспечивается законность. Их обычно подразделяют на общие и специальные.

К общим относятся: экономические, политические, идеологические, общественные, организационные; к специальным (юридическим): прокурорский надзор, правосудие, контрольная деятельность органов власти и управления, юридическая ответственность, институт жалоб и заявлений граждан и др22.

Сущность экономических гарантий заключается в том, что общее состояние экономики страны (многообразие форм собственности, экономическая свобода, уровень жизни населения, рыночные отношения, деловая активность, предприимчивость, рентабельность производства и т.д.) существенным образом влияет на положение дел в правовой сфере, и в частности на состояние законности и правопорядка. Причем воздействие экономических факторов может быть как позитивным, так и негативным. Благополучие в экономике соответственно создает благоприятные условия и объективную заинтересованность всех субъектов права в соблюдении законов и законности; укрепляет правопорядок, дисциплину, организованность. Напротив, экономический кризис порождает кризисные явления в других областях, в том числе правоисполнительной. Как правило, это сопровождается ростом преступности.

Под гарантиями политическими понимается степень политической стабильности в обществе, четкая работа всех ветвей и структур власти, институтов демократии, органов государства (федеральных и региональных), нахождение их в конституционном поле. Все это создает необходимый гражданский мир и согласие между различными политическими субъектами, оздоровляюще действует на общую социальную атмосферу в стране. Сильная, авторитетная, легитимная власть - важнейшее условие эффективного функционирования юридической системы, упрочения законности и правопорядка, защищенности личности. Напротив, политическая конфронтация, противостояние не могут способствовать достижению указанных целей.

Идеологические гарантии определяют идеи, доктрины, взгляды, уровень нравственной и правовой культуры, от которых зависит состояние законности и правопорядка. Прогрессивная, гуманистическая идеология, демократические убеждения, развитое правосознание, безусловно, предопределяют отношение власти к праву, законам, правам личности, как и законопослушание самих граждан. К идеологическим гарантиям относятся также правовая пропаганда (просвещение), воспитание членов общества, и прежде всего госслужащих, в духе уважения к правовым ценностям, преодоления правового нигилизма. Немаловажную роль играет подготовка высокопрофессиональных кадров юристов, ориентация их на неуклонное соблюдение законности, Конституции, норм права23.

Под общественными гарантиями имеются в виду деятельность различных общественных организаций и объединений, средств массовой информации, всех негосударственных образований и институтов по выявлению фактов правонарушений, злоупотреблений, противозаконных действий, коррупции, привлечение к ним внимания общественности, а также официальных инстанций в целях устранения указанных аномалий. И хотя многие разоблачительные публикации, сигналы, телематериалы нередко оказываются инспирированными или конъюнктурными (особенно в период выборов), в целом роль общественности в утверждении законности, справедливости и порядка в стране весьма велика.

Под организационными гарантиями понимается повседневная оперативно-организационная работа правоохранительных органов и всех иных властных структур, направленная на обеспечение законности и правопорядка в обществе, выявление, профилактику и пресечение правонарушений, защиту прав граждан.

Общие гарантии законности составляют материальную базу, основу ее реализации. Но сами по себе они не действуют автоматически. В большинстве случаев влияние этих факторов опосредуется специальными средствами, к которым относят юридические гарантии.

Юридические гарантии законности – это закрепленные в действующем законодательстве способы и средства, непосредственно направленные на обеспечение законности.

К юридическим гарантиям относятся:

- Закрепление требований законности  в нормативно-правовых актах, высшей  юридической силой среди которых обладает «Основной закон» - Конституция24;

- Предоставление всем без исключения  членам сообщества права обеспечения  режима законности правомерными  средствами и методами (право  противодействовать правонарушению  в рамках необходимой обороны  и т.д.);

- Обеспечение режима законности в процессе профессиональной правоохранительной деятельности (МВД, Таможенный комитет, Налоговая полиция и т.д.);

- Обеспечение режима законности  в процессе судопроизводства;

- Обеспечение режима законности  в рамках надзорно-контрольной деятельности (прокуратура, институт уполномоченного по правам человека и т.д.);

- Международные гарантии законности (обязанность государств придерживаться  международных стандартов в сфере  обеспечения прав и свобод  личности).

В состав юридических гарантий законности входят следующие принципы:

- полнота и эффективность правовых норм,

- высокий уровень надзора за реализацией требований законности,

- эффективность мер юридической ответственности и защиты,

- профессиональная работа государственных органов по обеспечению законности и правового порядка,

- постоянное совершенствование юридической деятельности,

- высокий уровень правового сознания и культуры.

Прокуратура, выполняя свою прямую функцию, осуществляет надзор за соблюдением всеми субъектами права законов, возбуждает в соответствующих случаях уголовные дела, опротестовывает противозаконные акты.

Суды, отправляя правосудие, наказывают виновных в совершении преступлений, защищают права граждан, восстанавливают справедливость. Органы государственной власти и управления создают необходимые условия для реализации гражданами своих прав и законных интересов.

Контрольные структуры следят за исполнением соответствующих решений, инструкций, распоряжений; выявляют нарушения, допускаемые должностными лицами, ставят вопрос об их ответственности.

Наконец, существенной гарантией законности является возможность любого гражданина обратиться в суд либо в надлежащую административную инстанцию по поводу ущемления его трудовых, жилищных, семейных и других прав, обжаловать незаконные действия чиновника. Можно обратиться также в международный суд, если все средства защиты внутри страны исчерпаны. Это значит, что гарантии законности и прав граждан правомерно подразделить на внутренние и внешние. Вообще, само наличие мер юридической ответственности, служит важной гарантией законности и правопорядка в обществе.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблема законности имеет большое значение в любом государстве, ведь это сложное социальное явление, неразрывно связанное с правом и его осуществлением в реальной жизни.

Законность есть строгое и полное осуществление предписаний правовых законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права.

Требованиями законности являются: своевременность обновления законодательства в соответствии с потребностями развития общества; издание нормативных актов лишь полномочными на то органами и в пределах своей компетенции;  надзор за точным и неуклонным соблюдением юридических предписаний;  пресечение беззаконий и произвола и т.п.

Пределы действия законности определяются границами правового регулирования общественных отношений. Эти границы состоят в возможности вмешательства государства в те или иные процессы и целесообразности, необходимости подобного вмешательства.

Правопорядок - состояние упорядоченности общественных отношений, образовавшееся в результате практической реализации правовых норм в соответствии с принципом законности.

Правопорядок как явление имеет двойственную природу. С одной стороны, его можно трактовать как цель правового регулирования, т.е. порядок, к достижению которого стремится законодатель. В этом случае в соотношении с законностью его можно трактовать как реализованную законность.

С другой стороны, правопорядок можно рассматривать как результат правового регулирования. В этом случае он понимается не как должное или возможное, а как фактическое состояние урегулированности правом общественных отношений. Поэтому его с известной долей условности можно охарактеризовать как систему правовых отношений.

Вряд ли можно достичь идеального правопорядка. Правопорядок зависит от состояния общественных отношений в конкретных условиях, уровня политической и правовой культуры, состояния законодательства, эффективности гарантий законности и других факторов. Следовательно, правопорядок имеет не только качественные, но и количественные показатели. Поэтому не случайно в сфере функционирования государства можно отметить направления деятельности по укреплению (упрочению, совершенствованию, обеспечению) правопорядка.

В правовой жизни общества нет более тесно связанных явлений, чем законность и правопорядок. Действительно, нельзя добиться укрепления законности иначе, как путем обеспечения твердого и стабильного правопорядка. Более того, укрепление законности закономерно ведет к укреплению правопорядка.

Среди факторов, которые влияют на укрепление правопорядка и общественного порядка, большую роль играют уровень правовых знаний личности, социальных групп, всего общества, уровень их правосознания, правовой и общей культуры, отношение к ценностям общества, нравственное сознание и другие условия. Вопросы укрепления правопорядка и общественного порядка должны решаться в комплексе, так как без общественного порядка не будет и правопорядка, а без стабильного, прочного правопорядка невозможно установить общественный порядок.

Законность и правопорядок могут быть обеспечены лишь при определенных материальных и духовных предпосылках общественной жизни. Средства, при помощи которых обеспечивается полное и последовательное проведение в жизнь требований законности и, соответственно, правопорядка, называются гарантиями. Гарантии можно разделить на экономические, политические, духовные и юридические.

Наиболее полно режим законности реализуется в правовом государстве.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г.
  2. Алексеев С.С. Общая теория права. - М., 2008.
  3. Борисов В. В. Правовой порядок / Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Т. 2. Теория права. - М., 1998. – 626 с.
  4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – М.: Юриспруденция, 2010. – 528 с.
  5. Власова Т.В., Дуэль В.М., Занина М.А. Теория государства и права: Учебное пособие. – М.: РАП, 2011.
  6. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права: Учебник для вузов. — М.: Издательство «НОРМА», 2013.
  7. Лазарев В. В. Законность и правопорядок / Проблемы общей теории права и государства.  - М., 2009. – 544 с.
  8. Кудрявцев В.Н. Закон. Поступок. Ответственность. - М., 1996. – 258 с.
  9. Мелехин А. В. Теория государства и права: учеб. / А. В. Мелехин. — М.: Маркет ДС, 2007.
  10. Морозова Л.А. Теория государства и права. — М.: Изд. Эксмо, 2009.
  11. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. - М., 1999.
  12. Общая теория государства и права. / Под. ред. М.Н. Марченко. - М.: Юристъ, 2008.
  13. Общая теория государства и права: Курс лекций / Под общ. ред. А. Ф. Вишневского. - Мн., 2008.
  14. Общая теория права / Под ред. В. К. Бабаева. - Н. Новгород, 2013.
  15. Общая теория права: Учеб. для юрид. вузов / Под ред. А. С. Пиголкина. - М.: Консум, 2010.
  16. Общая теория государства и права: Академический курс в 2 т. Т. 2. Теория права. - М., 2008.
  17. Поляков А. В. Общая теория права. - СПб.: Питер, 2013.
  18. Правовое государство, личность, законность / В. С. Нерсесянц, В. В. Мальцев, Е. А. Лукашева и др. - М., 2007. - 138 с.
  19. Привезенцев Н. И. Законность и правопорядок в условиях формирования гражданского общества и правового государства. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. - СПб., 1997. - 25 с.
  20. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под ред. В.С. Нерсесянца. — М.: Юристъ, 2012.
  21. Сальников М. В. Правовое государство, законность и деятельность милиции. Авотреф. дисс. канд. юрид. наук. - СПб., 1998. - 21 с.
  22. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. — М.: Юрайт-М, 2012.
  23. Шабуров А.С. Законность и правопорядок // Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: Норма, 1997. - С.457.

Информация о работе Обеспечение законности и правопорядка в правовом государстве