Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 23:38, курсовая работа
Актуальность работы обусловлена теоретической и практической значимостью формирования гражданского общества, правового государства, укрепления правопорядка, утверждения прочной законности на всех уровнях российского общества. Очень важна разработка и реализация надежного, эффективно работающего механизма обеспечения режима законности и правопорядка, в равной степени способного обеспечить правомерное поведение как отдельных граждан, так и должностных лиц государственного аппарата.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты законности и правопорядка…………………5
1.1. Понятие, принципы и требования законности..……………………………5
1.2. Сущность, структура, функции и принципы правопорядка……………..10
Глава 2. Взаимодействие законности и правопорядка ……………………….17
Глава 3. Обеспечение законности и правопорядка в правовом государстве..23
3.1. Факторы, влияющие на укрепление законности и правопорядка……….23
3.2. Гарантии законности в правовом государстве……………………………27
Заключение……………………………………………………………………....32
Список использованной литературы…………………………………………...34
В литературе чаще всего правопорядок определяют как состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности. Также правопорядок определяется как основанная на праве и сложившаяся в результате осуществления принципов законности такая упорядоченность общественных отношений, которая выражается в правомерном поведении их участников.
Исследователь проблем правопорядка проф. В.В. Борисов определяет понятие "правопорядок" как объективно обусловленное состояние социальной жизни, которое характеризуется внутренней согласованностью и урегулированностью системы правовых отношений и связей, основанных на реализации демократических, гуманистических принципов и нормативных основ права и законности; прав, свобод и обязанностей всех субъектов5.
Правопорядок принято характеризовать как:
1) объективную необходимость, т.е.
любое общество нуждается в
упорядочении важнейших сфер
жизни, поскольку анархизм, бессистемность,
неупорядоченность, неорганизованность
наносят ущерб интересам челове
2) государственно-правовое
3) явление, тесно связанное с
правовой идеологией и
4) охватывающий наиболее
5) явление, сердцевиной которого являются человек, его интересы, стремления, жизненные потребности, получающие правовое оформление в правах, свободах, обязанностях, законных интересах;
6) завершающий этап всех
7) форму организации
Различают материальное, государственно-волевое и юридическое содержание правопорядка.
Материальное содержание составляют закономерности возникновения, функционирования и развития общественных связей и процессов в структуре правопорядка, взаимосвязи с экономикой, культурой, идеологией.
Государственно-волевое содержание образует совокупный результат государственной воли, а также воли и интересов всех участников правопорядка.
Юридическое содержание правопорядка включает в себя:
а) реализованность права и законности;
б) систему правовых отношений и связей между субъектами правопорядка, которая выражается в согласованности субъективных прав и юридических обязанностей и их реализованное;
в) состояние урегулированности и упорядоченности правовых процессов, отношений, связей6.
Правопорядок - сложная система со множеством взаимодействующих элементов, разнообразием связей между ними. В структуре правопорядка выделяют три элемента:
1) правовую структуру общества,
включающую в себя государство,
его органы, негосударственные образования,
объединения граждан и др. Таким
образом, правовая структура оформляет
и закрепляет фактическое
2) правовые отношения и связи, т.е. наиболее динамичный элемент правопорядка. Чаще всего этот элемент находит свое оформление в нормах процессуального законодательства, например порядок выборов, законодательный процессуальный порядок наследования, регистрации и расторжения брака, обеспечение занятости. Сюда же относятся структурные отношения участников правопорядка как по горизонтали, так и вертикали;
3) атрибутивные элементы
Все указанные элементы структуры правопорядка работают в единстве и образуют единый слаженный механизм.
Функции правопорядка характеризуют роль правопорядка в правовой системе общества и те функциональные нагрузки, которые выполняют различные элементы правопорядка в упорядочении общественных отношений.
В.В. Борисов называет три группы функций7.
Первую группу образуют функции, связанные с взаимодействием с внешней средой. Правопорядок не только испытывает на себе влияние экономических, политических, социальных и даже международных факторов, но и сам воздействует на них, упорядочивая эти системы, обеспечивая их нормальное функционирование, стабилизируя важнейшие государственные связи и отношения.
Вторую группу образуют функции упорядочения внутренних связей и отношений. Она направлена на обеспечение действия правопорядка как единого системного образования, т.е. упорядочение иерархической подчиненности субъектов, программ их поведения, правовых отношений и процессов, обеспечение действия правопорядка во времени, в пространстве и т.д. От этой функции зависят целостность и организованность функционирования сложного механизма правопорядка, его элементов и в конечном итоге - качественная определенность правопорядка.
Третью группу функций составляют сохранение и совершенствование правопорядка. Эта деятельность направлена на "себя" и позволяет сохранить качественную определенность системы собственными средствами. Правопорядок имеет собственные силы и средства противостоять негативным факторам, которые воздействуют на него, и средства постоянного совершенствования. К этим средствам относятся управление правопорядком, совершенствование действующего законодательства, нормативной основы деятельности разнообразных органов, а также правоохранительной деятельности и т.д.
Правопорядок есть тот юридический результат, к которому стремится государственная власть и все субъекты права, используя разнообразные приемы и пути. В этом социальном результате органически сливаются объективные потребности упорядоченности жизни с деятельностью людей по урегулированию их поведения и поступков.
Данный порядок является юридическим. В законах страны закрепляются все вопросы, связанные с его оформлением, функционированием, поддержанием. Они определяют отношения, включаемые в систему правопорядка, участников, их правовые характеристики и связи; методы и процедуру регулирования, пространственно-временные и личностные характеристики и др.
Правопорядок связан с образцами правового поведения, которыми выступают юридические нормы, правила материального и процессуального права. Да и сам порядок есть правило, а правило всегда связано с ограничениями. Как известно, ограничения выступают мерилом свободы личности. Своеобразным масштабом свободы личности выступает существующий порядок. А по комплексу прав и свобод, установленных ограничений личности различаются правопорядок и узаконенный произвол8.
Правопорядок есть область наиболее значимых и весомых социальных отношений, которые подвергаются регулированию нормами права. Это отношения в экономике, в политической жизни, в социальной жизни. Совокупность этих отношений может быть различной по характеристике: системной и упорядоченной или механической и неупорядоченной, демократической и недемократической, справедливой и несправедливой, гуманной и негуманной; обеспечивающей права, свободы человека и попирающие их; защищающие порядок или оправдывающие произвол.
Поэтому важно выделить социальные качества совокупности правовых отношений, которые они получают от общего режима и устоев общественной жизни, от принципов демократии, гуманизма, справедливости, нравственности и от принципов права и законности. На этой основе достигается стабильность и упроченность, уравновешенность и гармония, реализованность прав, свобод и исполненность обязанностей, ответственности; гарантированность правовых провозглашений и ритмичность, последовательность, очередность действий, поступков и поведения.
Сердцевиной правового порядка является человек, его интересы и стремления, жизненные потребности, которые во многом получают свое правовое оформление в правах и свободах, обязанностях и ответственности гражданина, которые реализуются в отношениях между ними, а также во взаимосвязях с государством и обществом. Поэтому характерными чертами и качественными свойствами правопорядка являются гуманизм, демократизм, высоконравственный характер, торжество справедливости. Анализируя правопорядок, нельзя замыкаться лишь в правовой материи и игнорировать общесоциальные характеристики. Как составная часть общества он несет на себе груз тех принципов, устоев и тенденций, на основе которых функционирует вся социальная система9.
Что касается принципов правопорядка, то они в основном те же, что и в сфере законности. При этом здесь действуют как общие принципы (например, законности, конституционности, справедливости, гарантированное), так и специальные (например, принцип целостности, субординации связей в структуре правопорядка, принцип подконтрольности как обществу в целом, так и специальным государственным органам и гражданам, право судебной защиты прав и свобод).
Сформируем шесть основных принципов правопорядка.
1. Определенность. Правопорядок базируется на формально определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений. Этим он отличается от системы отношений, возникающих в результате действия иных социальных норм, где отсутствуют четкие ориентиры, а роль субъективных моментов очень велика.
2. Системность. Правопорядок не совокупность разрозненных актов поведения, различных, не связанных между собой правоотношений. Правопорядок - система отношений, основанных на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, единстве государственной власти.
3. Организованность. Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства, его органов.
4. Государственная гарантированность. Существующий порядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений. Не случайно одной из основных функций государства является функция охраны правопорядка.
5. Устойчивость. Возникающий на основе норм права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими правоохранительными органами.
6. Единство. Характер организации неодинаков в различных сферах общественной жизни. Однако основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством государственной воли и законности правопорядок един на территории всей страны. Все его составляющие в равной степени гарантируются государством, любые его нарушения квалифицируются как правонарушения и пресекаются государственным принуждением10.
Таким образом, правопорядок можно охарактеризовать как порядок, обеспечивающий стабильность общественной жизни и социальный прогресс. Он закрепляет наиболее важные черты и стороны социально-экономического строя, систему господствующих в стране политических отношений.
Глава 2. Взаимодействие законности и правопорядка
В правовой сфере трудно найти явления более взаимосвязанные, чем законность и правопорядок. Это привело к тому, что долгое время различие между ними не проводилось и они употреблялись как равнозначные понятия. Сходство и различие во взаимодействии важно проследить, ибо это имеет огромное практическое значение, как для укрепления законности, так и упрочения правопорядка11.
В правовой системе общества есть три категории, соотношение которых целесообразно проследить. Их внутренние взаимосвязи настолько сложны и многообразны, что трудно уловить зависимости и провести различие. Такими категориями являются право, законность и правопорядок. Они имеют много общего, слишком высока степень их взаимопроникновений и зависимостей. Свойства этих категорий переходят из одного в другое качество анализируемых явлений. Так, например, упорядоченность, с одной стороны, есть результат осуществления права и законности, а с другой – их важнейшее свойство. Долгое время в содержание законности и правопорядка вкладывалось выполнение законов и поэтому различие между ними не проводилось12.
Информация о работе Обеспечение законности и правопорядка в правовом государстве