Общая характеристика основных теорий происхождения государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 10:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является обобщение теорий государства и права и их всесторонний анализ, выявление специфических проблем разнообразия и недоказуемости теорий государства и права, закономерностей и форм возникновения государства. Цель работы предполагает постановку и решение следующего круга задач:
- выявление причин широкого разнообразия теорий государства и права
- рассмотреть социальные взаимоотношения в рамках первобытного общества,
- указать сходства и различия теорий происхождения государства и права
- рассмотреть основные теории возникновения государства и права, их роль в системе развития государства.
- обобщить общие закономерности возникновения государства и права.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………..стр.3-4
I. Причины разнообразия теорий происхождения государства и права……………………………………………………………………………………………………стр.5-9
II. Характеристика теорий происхождения государства и права…………………………………………………………………………………………………..стр.9-43
1.Теории происхождения государства и права, не связанные с материалистическим пониманием истории………………………………..стр.9-25
1.1 Теологическая теория……………………………………………………………..стр.10-11
1.2 Теория естественного права (общественного договора)……стр.12-19
1.3 Патриархальная теория…………………………………………………………стр.20-22
2.4 Психологическая теория ………………………………………………………..стр.23-26
2. Материалистические теории происхождения государства и права…………………………………………………………………………………………………..стр.27-44
2.1 Органическая теория……………………………………………………………..стр.27-29
2.2 Теория насилия…………………………………………………………………………стр.30-35
2.3 Историко-материалистическая (марксистская) теория…..стр.36-39
2.4 Расовая теория……………………………………………………………………….стр.40-42
2.5 Ирригационная теория………………………………………………………….стр.43-44
Заключение……………………………………………………………………………………….стр.46-49
Список литературы……………………………………………………………………….стр.50
Электронные ресурсы.........................................................................

Файлы: 1 файл

Курсовая работа (2).doc

— 261.50 Кб (Скачать файл)

          И, наконец, остается не проясненным ни теорией внешнего: насилия, ни теорией внутреннего насилия следующий вопрос если с помощью насилия можно создать государство, то, вероятно с его же помощью можно государство и разрушить? Но почему же мы не наблюдаем этого нигде. Государство, возникнув где-либо, может только преобразовываться, но не разрушаться. Одним словом, теория внутреннего насилия, объясняя происхождение государства, ставит больше вопросов, нежели дает ответов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

 

 

 

 

 

          2.3 Историко-материалистическая (марксистская) теория

[34]Вопросам происхождения государства и права в их единстве посвящено одно из основных произведений марксизма - труд Ф.Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства", в связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана (1884). Во многом основанная на материале работы Фридриха Энгельса, существует и известная лекция В.И. Ленина "О государстве", прочитанная в 1919 г., в которой он писал, что "государство никоим образом не представляет собой силы, извне навязанной обществу". Государство есть продукт общества на известной ступени развития...".

Возникая из потребностей общества, государство изначально стремится обеспечить общественные интересы (например, на Востоке - орошение больших площадей земли) и защиту от внешних врагов. По мере появления и накопления частной собственности, имущественного расслоения общества на классы и развития классовых противоречий государство стало приспосабливаться для обеспечения интересов экономически господствующего меньшинства по отношению к зависимому и эксплуатируемому большинству. По марксистской теории непосредственным основанием появления государства, определяющим его классовую сущность, является определенная социально-классовая структура общества, а именно существующие различные классы и их отношения: антагонистические и неантагонистические противоречия, сотрудничество, борьба за влияние или нейтралитет. Марксистское учение о государстве и праве содержит следующие основные положения:

1) Государство и право - всегда классовые по своей сущности явления, а потому имеются только в классовом обществе.

2) Они возникают с делением общества на классы как объективно необходимый результат их борьбы и общественного разделения труда. Развитие государства и права обусловливается, в конечном счете, производственными отношениями: государство и право, обладая относительной самостоятельностью, оказывает обратное воздействие на все сферы общества.

        [35]    Государство и право - орудия классового господства, они осуществляют, поддерживают, охраняют всю систему этого господства. Представляя волю и интересы господствующих классов, государство и право

в своих функциях аккумулируют, формируют и реализуют главным образом волю и интересы этих классов. Изменение государства и права не меняет их сущности. Со сменой типов классового общества меняется тип государства и права. С исчезновением классов в рамках коммунистической формации государство и право отмирают. Следует заметить, что только последнее обстоятельство не нашло своего исторического подтверждения, возможно, в силу того, что до настоящего времени после своего возникновения классы не исчезали ни в одном обществе ни одной страны в мире.

           Вопросам происхождения государства и права в их единстве посвящено одно из основных произведений марксизма - труд Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана" (1884). Известная лекция В.И. Ленина "О государстве", прочитанная в 1919 г., во многом основана на материале работы Ф. Энгельса (См.: Ленин В.И. ПСС, т.39, с.64-84).  Ф. Энгельс в упомянутой работе писал, что "государство никоим образом не представляет собой силы, извне навязанной обществу... Государство есть продукт общества на известной ступени развития..." Возникая из потребностей общества, государство изначально стремится обеспечить общественные интересы (например, на Востоке - орошение больших площадей земли) и защиту от внешних врагов. По мере появления и накопления частной собственности, имущественного расслоения общества на классы и развития классовых противоречий государство стало приспосабливаться для обеспечения интересов экономически господствующего меньшинства по отношению к зависимому и эксплуатируемому большинству. По марксистской теории непосредственным основанием появления государства, определяющим его классовую сущность, является определенная социально-классовая структура общества, а именно существующие различные классы и их отношения: антагонистические и неантагонистические противоречия, сотрудничество, борьба за влияние или нейтралитет.  Отметим, что марксистское учение о государстве и праве содержит следующие основные положения: государство и право - всегда классовые по своей сущности [36]явления, а потому имеются только в классовом обществе; они возникают с делением общества на классы как объективно необходимый результат их борьбы и общественного разделения труда; развитие государства и права обусловливается в конечном счете производственными отношениями; государство и право, обладая относительной самостоятельностью, оказывает обратное воздействие на все сферы общества; государство и право - орудия классового господства, они осуществляют, поддерживают, охраняют всю систему этого господства; представляя волю и интересы господствующих классов, государство и право в своих функциях аккумулируют, формируют и реализуют главным образом волю и интересы этих классов; изменение государства и права не меняет их сущности; со сменой типов классового общества меняется тип государства и права; с исчезновением классов в рамках коммунистической формации государство и право отмирают Следует заметить также, что только последнее обстоятельство не нашло своего исторического подтверждения, возможно, в силу того, что до настоящего времени после своего возникновения классы не исчезали ни в одном обществе ни одной страны в мире.

            Для марксистской теории права характерно рассмотрение права в тесной взаимосвязи с государством. Напомним, что естественно-правовая теория исходит из того, что возникновению государства предшествует "естественное право", предоставляемое человеку (гражданину, подданному) не государством, а данное ему Богом или природой - от рождения. С возникновением государства в обществе образуются две системы права: естественное (догосударственное) и позитивное (положительное) - установленное или санкционированное государством и реально действующее в данный, момент под государственной охраной. Иными словами, естественное право - это то, каким следует быть праву позитивному с позиций "правового идеала, основанного на принципах добра, справедливости, гуманизма и сохранения окружающей природной среды" Следовательно, возникновению правового государства (о чем подробнее пойдет речь во 2-й юните) предшествует правовая идея (в данном случае отождествляемая с правом). А под "правовым законом" понимается только такой принятый государством закон, который соответствует нормам естественного права. Соответственно, "неправовой закон" - тот, принятый государством закон, который не совпадает с нормами естественного (догосударственного) права. Проблема, как видим, из собственно юридической переводится в плоскость абстрактных рассуждений, - что считать в праве естественным, "добрым" и "справедливым", а что искусственным или условным; кто и каким образом должен определять это и от имени кого.  С позиций марксистской концепции "естественное право" представляет собой не собственно право по определению, а правосознание общества (класса, группы лиц, индивида). Именно под правосознанием понимается совокупность правовых идей, взглядов и теорий, связанных с ними чувств, переживаний и иных правовых состояний и отношений психологического характера, из чего и образуется правовой идеал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[37]                                                  

 

 

 

 

 

 

 

                                               2.4 Расовая теория

[38]Основателем этой теории считается Ж. Гобино. Большой вклад в эту теорию внес Ф.Ницше, которого считают предтечей идеологии фашизма.

            Суть теории. Теория основывается на постулате о том,  что человеческие расы отнюдь не равны и различаются в физическом, психологическом, умственном и других отношениях. Их можно разделить на высшие и низшие. Высшие расы имеют превосходство над низшими по той причине, что они выгодно отличаются от других в вышеперечисленных отношениях. Поэтому они могут претендовать на роль вершителей судеб людей во всем мире, призваны господствовать, навязывать волю остальным группам людей, не относящихся к представителям высшей расы. Государство, по их мне­нию, необходимо для обеспечения постоянного господства одних рас над другими. Авторы этой теории напоминали о том, что большой вклад в создание цивилизации сделали представители белой расы и ее роль в развитии цивилизации вообще нельзя переоценить. Представители низшей расы являются людьми, не способными к созданию цивилизации, вот почему они могут быть объектом господства. Всех же Ницше делил на три типа: 1) гениальные люди - немногие; 2) исполнители идей гениев, их правая рука и лучшие ученики - стражи порядка, права и безопасности (царь, воины, судьи и другие блюстители закона); 3) прочая масса посредственных людей. Правда Ницше, пользуясь понятием раса, понимал его как, прежде всего, социально-политическую, нежели национально-этническую характеристику; сильная раса - это, по существу, особая порода властвующих, аристократические господа, слабая раса - жизненно слабые, угнетенные, подневольные. Всю социально-политическую историю он характеризует как борьбу двух волей К власти - воли сильных (высших видов, аристократических господ) и воли слабых (массы, рабов, толпы, стада). Цель человечества состоит в его совершеннейших экземплярах, возникновение которых возможно в обстановке высокой культуры. Отвергая различные концепции происхождения государства, Ницше считал, что государство является средством возникновения и [39]продолжения того насильственного социального процесса, в ходе которого происходит рождение привилегированного культурного человека, господствующего над остальной массой. Расовая теория имеет долгую историю. Она верно служила ее адептам в средние века. Когда формировалась колониальная система, она вновь была поднята на штык, осовременена и приобрела еще большую аргументацию в первой половине XX в., в период появления фашизма. Всплески расовой теории встречаются и сейчас, но в разряд государственной она теперь не входит ни в одной стране: человечество в целом уже доросло до того, чтобы осознать, что люди рождаются равными и свободными.

            Оценка теории. С позиций ценностей сегодняшнего дня нет никаких оснований производить деление рас на высшие и низшие. Изменения в современном мире, воспринявшем такие ценности, как права человека, с рождения приобретаемые каждым из живущих на Земле, дают основание вроде бы с порога заклеймить какое-либо подразделение рас и расовую теорию, хотя и не находящую практического воплощения. Однако здесь не стоит торопиться, а надо постараться выяснить причину появления этой теории. Справедливо замечено Ницше, что люди разнятся между собой и эта разница носит биологический характер. Устранить биологические законы мы не можем, да и вряд ли это нужно, ведь если бы люди все были одинаковы, то наши потребности могли быть удовлетворены в меньшей мере (это примерно так же, как если бы у нас в гардеробе было несколько рубашек, но ни одного галстука). Однако это отнюдь не способно умалить значимость каждого человека, рожденного на земле, поскольку каждый человек занимает свою нишу в обществе и занимается «своим», т.е. посильным ему делом, принося тем самым пользу другим людям. Действительно и то, что разные страны развиваются неравномерно, т.е. различные отряды человеческой популяции в разное время проходят исторические этапы. Если в Европе и Северной Америке находятся государства , развитые не только в промышленном, но и в политическом, научном и других отношениях, то такой уровень развития в большинстве стран Азии пока не достигнут. В центре африканского континента существуют еще родоплеменные отношения, позволяющие говорить, что там государственность в полной мере еще не сложилась. И это верно подмечено сторон­никами расовой теории. Справедливо также указывается на то, что люди разнятся и с точки зрения психологии. Если северные народы характеризуются спокойным, уравновешенным нравом, рациональным отношением к жизни и как бы отстраненным взглядом на окружающий мир, то южным народам в большей мере свойственны импульсивность, эмоциональность, вспыльчивость и т.п. Представляется, что это является также результатом вышеуказанного процесса. Так же как людей можно разделить по возрасту, так же и нации делятся на молодые, средневозрастные и старые. Причем решающим здесь оказывается не время, а социальный опыт, который пришлось «пережить» той или иной расе, народности, и пережитый опыт может буквально «спрессовать» время. Однако дает ли это основание ставить вопрос о том, что существуют высшие и низшие расы? Этот вопрос можно перефразировать: кто выше (ниже), не в буквальном, конечно, понимании, ребенок или умудренный человек? Ответ однозначный дать нельзя, поскольку ребенок, когда вырастет, может «заткнуть за пояс мудреца», с которым его сравнивают, в интеллектуальном отношении, не говоря уж о физическом.

           Разность в уровне исторического развития рас и народов зависит от объективных факторов и прежде всего от природно-климатических. Но с развитием контактов между странами и народами, в результате заимствования опыта у народов развитых стран и взаимообогащения процесс появления и развития государственности у менее развитых народов идет ускоренно. Не надо забывать, что и развитые народы когда-то и сами находились на более низкой ступени развития. Разность в историческом развитии - это основание не для безапелляционного командования менее развитыми народами, а для помощи им и поддержки их.

 

 

 

 

 

 

[40]                                        

 

 

 

 

 

                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  2.5 Ирригационная теория

[41]Автор теории - К. Виттфогель1.

            Суть теории. В Древнем Египте, где вначале на берегах Нила жили кочевые племена, люди постепенно переходили к оседлой жизни. Они приобретали трудовые навыки, научились управлять ежегодными наводнениями, распределять воды Нила на более обширные территории с помощью строительства каналов и водоподъемных устройств. Сложные и трудоемкие ирригационные работы требовали умелой организации. Ее стали осуществлять специально на то поставленные люди, способные охватить своим умом весь ход ирригационного строительства, организовать выполнение работ, устранить возможные препятствия в ходе строительства. Считают, что эти «организаторы» впоследствии, расширив свою компетенцию, и стали государственными служащими. Таким образом, в создании государства главным оказался ирригационный фактор. Сходный климат существовал и в Передней Азии, где возникло Вавилонское царство. Равнина вдоль двух больших рек - Тигра и Евфрата - лишь к концу весны увлажняется, а в течение многих месяцев там стоит невыносимая жара и все высыхает. И здесь, как и в Египте, нужна была огромная работа, чтобы обратить болота, образуемые разливами, и высыхающую после разлива степь в цветущие сады и нивы. Помимо всего прочего нужно было эти гигантские ирригационные сооружения всегда держать в порядке и, в частности, защищать каналы от заиливания, обеспечивать по ним судоходство и т.д. Это было под силу лишь специально поставленным людям, управленцам-чиновникам, всецело посвятившим свою жизнь этому делу и, конечно, непосредственно в материальном производстве не участвующим.

Информация о работе Общая характеристика основных теорий происхождения государства и права