Общая характеристика основных теорий происхождения государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 06:24, курсовая работа

Описание работы

В целом именно этим и характеризуется мой выбор темы. Но не только поэтому. Актуальность этой темы подтверждается большим количеством переиздаваемых книг и трудов великих людей на данную тему. К тому же, среди разнообразных форм человеческого общения главенствующее значение признано за государством, а с государством сосуществует и право. Было время, когда государство охватывало собою все без исключения стороны человеческой жизни. Да и в настоящее время, хотя наряду с государством существует немало других форм общественного объединения людей, государство все-таки, так или иначе, распространяет свое влияние на все стороны общественной жизни. Во всяком случае, история человечества творится главным образом государственною деятельностью.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….…...3

Глава 1. Классические теории происхождения государства и права……………..….5

§1. Основные теории происхождения государства…………………………………..……6

§2. Основные теории происхождения права…………………………………………........14


Глава 2.Современные подходы происхождения государства и права…………………………………………………………………………………………21
§1. Происхождение государства (современные подходы)……………………………….21

§2. Происхождение права (современные подходы)……………………………………....24

Заключение………………………………………………………………………………….28
Список использованной литературы……………………………………………………30

Файлы: 1 файл

2.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью, В этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем рассматриваемая теория опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру.

Наиболее широкое распространение  эта теория получила в эпоху средневековья  и имела главной своей целью обоснование превосходства церковной власти над светской. Начиная с IХ - Х вв. формулируется так называемая теория двух мечей, согласно которой для защиты христианства богом были даны два меча - церковный и светский. Оба они передаются церкви, которая, сохранив для себя духовный меч, светский передала монарху. Поэтому он должен подчиняться церкви. Однако сторонники независимой царской власти, напротив, утверждали, что императоры получили свой меч непосредственно от бога.

Есть и современные последователи этой теории, которые считают государственную власть вечной и незыблемой.

Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли (а она может укладываться в любую из последующих концепций). В то же время она отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации.

Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего Разума и т.п., т.е. это  в конечном итоге вопрос веры.

Патриархальная  теория. Патриархальная теория возникновения государства тоже является достаточно древней. Основателями данной теории являются древнегреческие философы Платон и его ученик Аристотель (III – II в. до н.э.).

Они исходили из того, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с социумом невозможно. Как существа общественные люди стремились к объединению, к образованию патриархальной семьи. А увеличение числа этих семей и их объединение привели к образованию государства. Таким образом, государство возникло в результате исторического разрастания патриархальной семьи, а власть монарха конструируется из власти отца, то есть патриарха над членами его семьи.

Как и теологическая  теория, патриархальная была направлена на обоснование неограниченной власти короля, монарха, но источником этой власти видела уже не божественное происхождение, а ту форму семьи, где существовали неограниченная власть главы семьи, патриарха. 6

Произошла  данная теория в Древней Греции и рабовладельческом Риме, обоснование получила первоначально в трудах Аристотеля, но свое развитие нашла в XVII веке в сочинении англичанина Фильмера «Патриарх». Фильмер, являвшийся сторонником неограниченной королевской власти, пытался, опираясь на Библию, доказать, что Адам, который, по его мнению, получил власть от бога, передал затем эту власть своему старшему сыну – патриарху, а тот уже своим потомкам – королям.7

Работа Фильмера была казусной. Например, из теории Фильмера следовало, что монархов должно было быть столько, сколько было отцов семей, или в мире должна была существовать одна монархия. Естественно, такого исторически никогда не было, да и быть не могло.

Являясь внешне привлекательной, рассматриваемая  теория вряд ли может быть признана научной. Не случайно Сидней Локк в произведении «Два трактата о правлении» (1690 г.), критикуя теологически-патриархальную теорию Фильмера, заметил, что, «либо монархов должно быть столько, сколько отцов, либо в мире должна быть только одна монархия.»8

Патриархальная теория развивалась и в  России. Ее активно пропагандировал социолог, публицист, теоретик народничества Н. К. Михайловский (1842 - 1904 гг.).

Видный историк М. Н. Покровский также считал, что древнейший тип  государственной власти развился непосредственно  из власти отцовской. Вековая традиция веры в «отца народа», хорошего царя, вождя, этакую суперличность, способную решать все проблемы за всех» скорее всего, проистекает из патриархальной теории.

По сути своей такая традиция антидемократична, так как она  обрекает людей на пассивное ожидание чужих решений, подрывает уверенность в себе, а также снижает у народных масс социальную активность и ответственность за судьбу своей страны.

Данная теория получила современное  звучание в идее государственного патернализма, т.е. принятии государством на себя заботы о своих гражданах и подданных в случаях наступления неблагоприятной для них ситуации - болезни, инвалидности, безработицы и др. Позитивным в патриархальной теории было то, что ее сторонники, в частности Н. К. Михайловский, призывали устранять из жизни все безнравственное, вредное, неразумное по отношению к человеку. А это возможно лишь в обществе, которое построено по типу семейных отношений.

Эта теория также отражала какие-то реальные, сущностные стороны перехода человечества от социально-организованной жизни в первобытном обществе к государственным формам в раннеклассовом обществе, но – и в этом основной недостаток этой теории – преувеличивая их, она придавала этим сторонам универсальное и определяющее значение. А это было уже теоретически и исторически неверным.

Договорная  теория. Значительной теорией происхождения государства является договорная теория, или теория естественного права, получившая широкое распространение в XVII-XVIII веках. Данная теория отталкивается от того что государство возникло путем договора людей, находившихся в «естественном» (первобытном) состоянии.

Договорная теория не отвечает на вопросы где, когда и каким  образом состоялся общественный договор, кто был его участником или свидетелем. Так же нет и  исторических доказательств, которые бы давали ответы. Следовательно, теория страдает анти историзмом, но это не лишает ее научной ценности. Она впервые показала, что государство возникло как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей. Это фактически первый созданный людьми общественно-политический институт, оказывающий огромное воздействие на жизнь индивидов, групп, классов, всего общества. Его можно планомерно совершенствовать, преобразовывать, приспосабливать к изменяющимся условиям. Если к сказанному добавить, что договорная теория положила начало учению о народной независимости, о подконтрольности, подотчетности перед народом всех государственно-властных структур, их взаимозаменяемости, то станет ясно, что она и сегодня актуальна.9

Представителями договорной теории являются: Гуро Гроций (1583 - 1645) – голландский юрист и государственный деятель, философ, христианский апологет, драматург и поэт, Бенедикт Спиноза (1632 - 1677) – нидерландский философ-рационалист, натуралист, один из главных представителей философии Нового времени, Джон Локк (1632 - 1704) – британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма, Томас Гоббс (1588 - 1679) английский философ-материалист, один из основателей теории общественного договора и теории государственного суверенитета, Жан-Жан Руссо (1712 - 1778) – французский писатель, мыслитель, разработавший прямую форму правления народом – прямую демократию, Александр Николаевич Радищев (1749 - 1802) – русский писатель, философ, поэт.

Основная суть договорной теории заключалась в том, что в догосударственном состоянии жили люди в соответствии со своими естественными правами – у них не было ни государства, ни права, ни власти, способной защитить человека и его собственность. Для того что бы обрести защиту своих прав люди объединились, заключив договор. Согласно договору государство имеет право собирать налоги, наказывать преступников и т.п., но в свою очередь обязано защищать свою территорию, права граждан и их собственность и т.д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и пр., но, в свою очередь, они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью - расторгнуть договор с ними даже путем свержения.10 По договорной теории получается, что каждый человек подчиняется государству, в тоже время является частью государства. Суверенитет принадлежит народу, а не его правителям. Правители это всего лишь уполномоченные народа.11

Теория насилия. Одной из популярных теорий о происхождении государства в XIX - начале XX в.в. стала теория насилия.  «История не представляет нам, – писал Л. Гумплович в конце XIX века, – ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Государство всегда являлось в результате насилия одного племени над другим; оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого уже оседлого населения».

Представителями данной теории являются: Карл Евгений Дюринг (1833 - 1921) – немецкий философ, профессор механики, занимался  вопросами политэкономии и права, Людвиг Гумплович (1838 - 1909) – польский социолог, экономист и юрист, профессор университета в Граце, представитель социального дарвинизма, Карл Каутский (1854 - 1938) – немецкий экономист, историк и публицист.12

Теория насилия делится на два вида: теория внутреннего и внешнего насилия.

Сторонники теории внешнего насилия  Л. Гумплович и К. Каутский утверждали, что государство появляется путем победы одного племени над другим. Проигравшее племя должно время от времени работать на победителя, платить ему дань. Так и происходит деление на классы по этническому и расовому признаку. Победители создают государство, и используют государственную власть для насилия над покоренными народами. Пример такого государства: Золотая Орда.

Основоположником теории внутреннего насилия является Е. Дюринг. Вся суть теории в том, что в результате насилия одного общества над другим в целях подчинения меньшинства большинству и возникает государство. Государство, по мнению Е. Дюринга, есть сила, выражающая общие интересы, и возможность выражения насилия к той части общества, которая не хочет подчиняться. Пример такого государства: Киевская Русь.

Ярым противником данной теории был немецкий философ Фридрих  Энгельс (1820 - 1895). Он утверждал, что без  экономического развития невозможно содержать государственный аппарат, тем самым невозможно существование и самого государства.

Тем самым можно предполагать, что  насилие не было первопричиной  образования  государства, но играло огромную роль в этом процессе.13

Марксистская (материалистическая) теория. В середине ХIХ в., как и теория насилия, возникла  марксистская теория происхождения государства.

К представителям материалистической теории происхождения  государства обычно относят К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. В советской науке и науке других социалистических странах она считалась единственно правильной. Они объясняют возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами.14

Марксистский  взгляд на развитие общества является определяющим при разрешении многих вопросов и, в частности, вопроса о происхождении государства.15

 До недавнего времени эту теорию называли марксистско-ленинской, а основными ее представителями являлись К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин. При этом умалчивали имя американского этнографа Льюиса Моргана, который проанализировал эволюцию развития первобытного общества на примере североамериканских индейцев и в 1877 г. издал книгу «Древнее общество». На основе данного исследования Ф. Энгельс написал книгу «Происхождение семьи, частной собственности и государства».16

Раньше производительность труда была чрезвычайно мала. Человек производил меньше того, что ему требовалось. Но постепенно человек стал перерабатывать то, что давала природа, заниматься земледелием, скотоводством и вместе с тем росла производительность труда, сознание человека. На определенных этапах развития первобытного общества произошли три общественные разделения труда:

1) выделение скотоводства из  общей массы проводимых работ;                                               2) ремесло выделилось из земледелия;               

3) появилась группа людей, которая  обменивала продукцию - купцы. В советские времена их называли спекулянтами. А в условиях рыночной экономики - предпринимателями. В те далекие времена возникновение группы людей, специализирующихся на обмене (купле-продаже) производимой продукции и выращиваемого урожая, явилось мощным импульсом для развития производства, поскольку они обеспечивали сбыт товара и, тем самым, способствовали повышению производительности труда. Все это привело к тому, что производительность труда существенно возросла. Производить стали значительно больше, чем потреблять.

В результате чего появился избыточный продукт (частная собственность), который накапливается у определенной группы людей, старейшин, вождей, военачальников. Постепенно в обществе сформировались два класса: имущих и неимущих. Между этими классами возникают так называемые антагонистические (непримиримые) противоречия. И для того чтобы бедные и богатые не уничтожили друг друга, возникает необходимость в создании организации особого рода, которую назвали государством. Такая организация создается классом имущих и в его интересах принуждает класс неимущих. 

Ф. Энгельс  подчеркивал, что государство не представляет собой силы, навязанной обществу. «Государство есть продукт общества на известной ступени развития; государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимом противоречии с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами, не пожирали друг друга и общество в бесплодной борьбе, для этого стала необходимой сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах «порядка». И эта сила, происшедшая из общества, но ставящая себя над ним, все более и более отчуждающая себя от него, есть государство».

Информация о работе Общая характеристика основных теорий происхождения государства и права