Общая характеристика основных теорий происхождения государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 06:24, курсовая работа

Описание работы

В целом именно этим и характеризуется мой выбор темы. Но не только поэтому. Актуальность этой темы подтверждается большим количеством переиздаваемых книг и трудов великих людей на данную тему. К тому же, среди разнообразных форм человеческого общения главенствующее значение признано за государством, а с государством сосуществует и право. Было время, когда государство охватывало собою все без исключения стороны человеческой жизни. Да и в настоящее время, хотя наряду с государством существует немало других форм общественного объединения людей, государство все-таки, так или иначе, распространяет свое влияние на все стороны общественной жизни. Во всяком случае, история человечества творится главным образом государственною деятельностью.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….…...3

Глава 1. Классические теории происхождения государства и права……………..….5

§1. Основные теории происхождения государства…………………………………..……6

§2. Основные теории происхождения права…………………………………………........14


Глава 2.Современные подходы происхождения государства и права…………………………………………………………………………………………21
§1. Происхождение государства (современные подходы)……………………………….21

§2. Происхождение права (современные подходы)……………………………………....24

Заключение………………………………………………………………………………….28
Список использованной литературы……………………………………………………30

Файлы: 1 файл

2.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

Продолжим цитировать Ф. Энгельса, который лучше всего излагает марксистскую теорию и не нуждается в комментаторах и толкователях своего учения. «Так как государство возникло из потребности держать в узде противоположность классов; так как оно в то же время возникло в самих столкновениях этих классов, то оно по общему правилу является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса».

Важнейшим последствием появления  частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль переходит к богатым людям, к специальной категории управляющих. Для защиты своих экономических интересов они создают новую политическую структуру - государство, которое служит прежде всего как инструмент проведения воли имущих. 17

Отрицать влияние классов на возникновение государства нет  оснований. Но так же нет оснований  считать классы единственной первопричиной  его появления. Как уже было отмечено, государство нередко зарождалось и формировалось до возникновения классов; кроме того, на процесс образования государства влияли и другие, более глубинные и общие факторы.18

Материалистическая теория происхождения  государства и права является, безусловно, научной, поскольку подтверждается конкретными историческими фактами. В наиболее чистом виде по этой схеме возникло Афинское государство. В то же время данная теория не может быть признана универсальной, как полагали ранее, так как в основе возникновения целого ряда иных государств лежали совершенно другие причины.

Государство возникает как орудие в руках имущих классов для  удержания в повиновении и  подавления сопротивления неимущих слоев. Эта роль государства обеспечивается созданием специальных органов принуждения (армии, полиции, суда, тюрем и др.). 19

Таким образом, государство возникло преимущественно  в целях сохранения и поддержки  господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения  существования и функционирования общества как целостного организма.

 

Психологическая теория. Возникновение психологической теории происхождения государства было в определенной степени большим прорывом в юридической науке. Это стало возможным лишь в конце XIX в., когда стала формироваться психология как самостоятельная отрасль знаний.  Данная теория отталкивается от того, что государство возникло путем психологического состояния людей: одни могут лишь подчиняться, другие управлять.

Представителями психологической  теории являются: Жан Габриель Тард (1843 - 1904) - французский социолог и криминолог, Георг Фридрих Кнапп (1842 - 1926) – немецкий статистик и политэконом, Лев Иосифович Петражицкий (1867 - 1931) – российский и польский ученый, правовед, социолог, философ, депутат первой Государственной думы, Николай Михайлович Коркунов (1853 - 1904) – русский ученый-юрист, философ права, профессор, специалист по государственному и международному праву.

По мнению Н. М. Коркунова народом  движет психологическая потребность  к «единению»,  «коллективному сознанию». Государство же появляется, по мнению Н.М. Коркунова, в результате давления массы на более «сильных» и «слабых » людей (управляющие и зависимые).  Люди не равны по психологическим качествам, ровно так же как и по физическим. Одни люди склонны к потребности подражать своим идолам, другие же, напротив, отличаются желанием управлять, подчинять других своей воле. Именно они становятся представителями публичной власти.

Но, в каждом обществе есть индивиды, не желающие власти того или иного  человека. Такие люди обычно проявляют агрессию по отношению к власти, стремление к ее свержению.  Для удержания таких психологических качеств в «узде», и возникает государство.20

Отсюда можно сделать вывод  о том, что государство возникло как для удовлетворения людей  в подчинении и управлении, так и для удержания отдельных агрессивных индивидов. По мнению представителей психологической теории, государство – это результат разрешения противоречий между инициативными личностями и «серой массой».

Однако не стоит думать о том, что психологические качества к основной причине образования государства. Они являются решающими причинами, и должны рассматриваться лишь в момент государствообразования, так как психические качества людей образуются в ходе социально-экономических отношений, внешней политики и других внешних факторов.21

 

§ 2. Основные теории происхождения права

Концепции возникновении права обычно тесно связаны с теориями происхождения государства, хотя и содержат массу своего. Неоднократно проблемы правообразования рассматриваются в единстве с проблемами его природы, сущности, назначения права и правового регулирования. 22

Но тем не менее, до настоящего времени, ученые-практики не пришли к единой трактовке понятия "право". Современные теоретики сходятся во мнении о том, что при развернутом определении права необходимо учитывать: естественно-исторический характер его происхождения; его способность быть масштабом поведения свободных и равных субъектов; обладать такими свойствами, как нормативность, общеобязательность, взаимосвязь заключенных в нем прав и обязанностей; наличие реальных гарантий по возможности реализации положений права не только со стороны государства, но и со стороны общества. Для более глубокого понимания сущности и особенностей права, его роли в жизни общества необходимо изучить общую характеристику теорий права.23

Наиболее важными теориями происхождения  права являются:

Теория естественного права. Данная теория появилась еще до нашей эры и разрабатывалась на протяжении многих столетий. Именно поэтому теорию естественного права разделяют на раннюю теорию естественного права, теорию естественного права и теорию возрожденного естественного права.

Представителями ранней теории естественного права являются: Лао-Цзы – древнекитайский философ VI-V веков до н. э., основоположник даосизма; Конфуций (551 до н. э. – 479 до н. э.) – древний мыслитель и философ Китая. Аристотель (384 до н. э. – 322 до н. э.) – древнегреческий философ, ученик Платона; Марк Туллий Цицерон (106 до н. э. – 43до н. э.) – древнеримский политик и философ, блестящий оратор.

Сторонники ранней теории естественного права считали, что естественное право присуще человеку с рождения. Все люди в первоначальном состоянии равны и свободны, имеют собственность и безопасность. По их мнению, мать естественного права – сама природа.

Представителями теории естественного права являются: Томас Гоббс (1588 - 1679) английский философ-материалист, один из основателей теории общественного договора и теории государственного суверенитета; Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) – французский писатель, мыслитель, разработавший прямую форму правления народом – прямую демократию; Джон Локк (1632 - 1704) – британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма.

В более позднее время в  XVII-XVIII вв. раннюю теорию естественного права разработали на более высоком уровне. Впервые в XVII-XVIII вв. появляются первые мысли о договорной теории. Суть новой теории естественного права состоит в том, что теория естественного права есть обоснование революционных актов буржуазии, рвущейся к власти. Люди создают государство. Но власть не всегда удовлетворяет условия и потребности людей (большие налоги, ущемление в свободе и т.д.). Опираясь на естественные, основные права человека (свобода, равенство, собственность), идеологи подвергли жестокой критике действующее в то время право, защищавшее сословные привилегии, абсолютистские монархии, цеховую организацию производства, внеэкономическое принуждение, все то, что мешало становлению нового, прогрессивного буржуазного строя.24

Представителями теории возрожденного естественного права являются: Рудольф Штаммлер (1856 - 1938) – немецкий теоретик права, неокантианец, социальные взгляды которого близки к катедер-социализму; Лон Льюис Фуллер (1902 - 1978) – выдающийся философ права, автор “Морали права” (1964); Александр Аркадьевич Кауфман (1864 - 1919) – русский экономист.25

В XX вв. многие социалистические страны вынуждены были перейти от жесткой централизованной, опирающейся на государственную собственность власти, к либерально-демократичным режимам, рыночной экономике, утверждению и защите прав человека, многообразия форм собственности, в том числе и частной, теория естественного права показала всю свою социальную значимость.  Сторонники данной теории разделили право и закон. Критика действующего права шла с позиции естественных прав человека, в которые вложили весь опыт и цивилизованность народа в XX в.. Тем самым теория естественного права имеет и глубокое содержание, и большое социальное значение.

Историческая  школа права. Основным оппонентом теории естественного права в XVIII— XIX вв. выступила историческая школа права.

Историческая  школа права возникла после падения  империи Наполеона I, когда феодальная аристократия была вынуждена пойти  на уступки буржуазии. Она являлась одним из выражений аристократической  реакции против французской буржуазной революции конца XVIII в.

Ее основатели: Густав фон Гуго (1764 - 1844) – немецкий юрист; Фридрих Карл фон Савиньи (1779 - 1861) – немецкий правовед и историк, знаменитый юрист; Георг Фридрих Пухта (1798 - 1846) – немецкий юрист. В России данную теорию поддерживал Николай Михайлович Коркунов (1853 - 1904) – русский ученый-юрист, философ права, профессор, специалист по государственному и международному праву.

Основной идеей исторической теории является, то, что право является спонтанным, а основу права составляют сложившиеся и устоявшиеся правовые обычаи. По мнению Савиньи: «Право, подобно языку, меняется со временем». Оно появляется с самого начала существования народа, тем самым исключая его случайное появление. Данная теория оправдывала феодальный строй и опровергала всех буржуазных идеологов, пытающихся изменить государственный строй и право.  Отсюда можно сделать вывод, что историческая теория опровергала всякую возможность творения норм, по своему усмотрению, она вправе лишь фиксировать нормы.

Считается, что историческая школа права только по своему названию была исторической. В действительности же, у ее представителей не было действительно исторического отношения к исследованию права. Представители школы ссылались на историю главным образом для того, чтобы оправдать наличие уже отживших феодальных обычаев и учреждений, что соответствовало интересам остатков феодальных классов и притязаниям королей на абсолютную власть.26

В борьбе с теорией естественного права историческая теория проиграла, но, несомненно, она стала крупным продвижением вперед теоретико-правовой мысли в изучении происхождения права.27

 

 

 

Нормативистская теория. Нормативистская теория была представлена в XX вв. Основана она была на том, что право – это есть совокупность норм, выраженных из нормативных актов.

Представителями данной теории являются: Ганс Кельзен ( 1881 — 1973) — австрийский и американский юрист и философ, один из основных теоретиков правового позитивизма, основоположник концепции конституционного суда и конституционного контроля, основатель и судья первого такого суда — Конституционного суда Австрии; : Рудольф Штаммлер (1856 - 1938) – немецкий теоретик права, неокантианец, социальные взгляды которого близки к катедер-социализму; Павел Иванович Новгородцев (1866 - 1924) – русский юрист, философ, общественный и политический деятель, историк.28

Сторонники  данной теории представляли право, как  совокупность норм, представленных в  виде пирамиды. На верхушке этой пирамиды находятся нормы, принятые законодателем, так называемая «основная норма», определяющая смысл остальных норм (конституция). Нижестоящие нормы зависимы от более вышестоящих норм. В основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты: решения судов, администрации, договоры, предписания должностных лиц и т.п., которые включены в право и тоже следуют из главной суверенной юридической нормы. По мнению Г. Кельзена, право нужно изучать в «чистом виде», без связи с политическими, социальными и др. оценками.

Значение нормативистской  теории заключается в том, что  она позволяет создать идеальную  систему законодательства. Так же можно отметить, что данная теория существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями. Вдобавок ко всему появляются широкие возможности влияния государства на общественное развитие.

Но, как и у любой теории, у  нормативистской теории есть и свои недостатки. Одним из них является то, что из-за отрицания связи права с политическими, социальными и др. оценками игнорируется содержательная сторона права (право личности, нравственные начала юридических норм, объективные потребности общественного развития).29

Социологическая теория права. Суть данной теории заключается в том, что закон и право это разные вещи. Закон – бумажная версия права. Право – исполнение закона.

Представителями данной теории являются: Ойген (Евгений) Эрлих (1862 - 1922) – австрийский  правовед и социолог; Роско Паунд (1870 — 1964) - глава социологической  школы права в США; преподавал в крупнейших университетах США; был деканом Гарвардской школы права; занимал должность президента Международной академии сравнительного правоведения; большое количество трудов по теории права, цивилистике и криминалистике.30

Сторонники социологической теории права рассматривали право как эмпирическое явление, т.е. право нужно искать не в нормах или психике, а в реальной жизни. Нормы закона и правосознание данная теория не отрицает, но и не признает их правом. Право – это общественное отношение, защищенное государством. Главное в этой теории – изучение процесса действия участников правоотношений. Данная теория развивает понятие “гибкое право” – возможность изменения правовых норм в зависимости ее применения.  Это ведет к расширению возможностей судьи, т.к. судья не связан юридическими нормами и может руководствоваться собственной интуицией для решения того и иного дела.31

Спорные моменты данной теории:

Информация о работе Общая характеристика основных теорий происхождения государства и права