Общая характеристика правового статуса субъектов Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Цель – рассмотреть правовой статус состава субъектов Российской Федерации.
Используя источники, учебную и научную литературу, периодические издания необходимо решить следующие задачи:
- дать общую характеристику правового статуса субъектов РФ;
- охарактеризовать современное положение состава субъектов РФ;
- показать особенности правового статуса субъектов РФ.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

При заключении соглашения между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами субъектов РФ о передачи им части федеральных полномочий с передачей необходимым материальных и финансовых средств федеральные органы контролирует соблюдение условий этих соглашений и несут ответственность за ненадлежащее их исполнение. 

Возможно, и обратное отдельные полномочия органов государственной  власти субъекта РФ могут быть временно возможны на федеральные органы государственной  власти или должностных лиц, назначаемых  федеральными органами государственной  власти. Это может произойти в случае, если:

  1. в связи со стихийными бедствиями, с катастрофой, иной чрезвычайной ситуацией органы государственной власти субъекта РФ отсутствует, и не могут быть сформированы в соответствии с федеральным законом (решением принимается Президентом РФ по согласованию с Советом Федерации Федерального Собрания);
  2. возникшая вследствие решений, действий или бездействий органов государственной власти субъекта РФ просроченная задолженность по исполнению долговых или бюджетных обязательств, определенная в порядке, установленным Бюджетным кодексом РФ, превышает 30% собственных доходов бюджета субъекта РФ в последнем отчетном году (в этом случае по ходатайству Правительства РФ решением Высшего Арбитражного Суда РФ  в соответствии с федеральным законом вводится временная финансовая администрация);
  3. при реализации полномочий, осуществляемых за счет предоставления субвенций из федерального бюджета , исполнительным органом государственной власти субъекта РФ допускается нарушение Конституции РФ, федерального закона нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, если такое нарушение установлено соответствующим судом (решение принимается Правительством РФ с изъятием субвенций).

Субъекты Федерации  имеют свою правовую систему, в которую  входят конституция (в республиках), уставы (в других субъектах РФ), законы, подзаконные акты. Правовая система субъектов РФ как бы образуют собственное конституционное право, однако, не разрывает единого поля конституционного права РФ составная его федеративного аспекта. Свои правовые акты субъекты принимают самостоятельно.

Правовой статус субъекта РФ может быть расширен путем создания в пределах его территории особой экономической зоны. Например, особая экономическая зона установлена  в Калининградской области. Статус особой экономической зоны предоставляет органам государственной власти соответствующего субъекта РФ дополнительные права и льготы в области таможенного регулирования, транзита товара, налогов, режима инвестиций и предпринимательской деятельности. Органам государственной власти Калининградской области в целях экономической безопасности предоставляется право самостоятельно устанавливать ограничения для определенных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства относительно срока и мета пребывания в Калининградской области. При этом данное ограничение не должно нарушать права и свободы человека, гарантированные законодательством РФ и международными договорами РФ. Можно предположить, что такая необычная норма связана со специфическим географическим положением этого региона.4

По своей юридической  силе конституции республик и  уставы других субъектов Федерации  равнозначны, различия между ними только в терминах, присущих государствам и государственным образованиям. Это объясняется еще и тем, что бывшие автономные республики, из которых образовалось большинство нынешних республик, прежде имели свои конституции, что и повлияло на их желания охранить эту традицию в условиях расширения самостоятельности республик. Республика вправе иметь государственный язык (ч. 2 ст. 68), в то время как другие субъекты Федерации нет. Конституции и уставы субъектов РФ должны строиться на принципах с Конституцией РФ (разделение властей, правового социального государства и др.). Контроль за соответствиями осуществляет Конституционный суд. Все субъекты Федерации в лице своих законодательных и исполнительных органов власти вправе обращаться с запросом в Конституционный суд (ч. 2ст. 125). Кроме того, Конституционный суд разрешает споры о компетенции между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ, между высшими государственными органами последних.

Субъекты Федерации  обладают своей территорией, которая  являются частью территории Российской Федерации. Границы субъектов Федерации  могут быть изменены только с их взаимного согласия. В основу нынешнего федеративного устройства России положены национально-территориальный и территориальный принципы. Федеративное устройство способствует решению национального вопроса и обеспечивает децентрализацию власти, разграничивая полномочия центра и регионов. Российская Федерация в настоящее время строится  по национально-территориальному и территориальному принципам. Первый положен в основу формирования республик и автономий, второй – краев, областей, городов федерального значения как субъектов Федерации. Национальный принцип немаловажен в многонациональных государствах. Его суть в том, чтобы одноименные народы не были искусственно, вопреки их желанию, разделены по различным административно-территориальным единицам. Характерное действие этого принципа можно наблюдать в административно-территориальном устройстве многонационального Дагестана – субъекта Российской Федерации. Отдельные районы этой республики – Лакский, Ногайский, Табасаранский – носят наименование тех народов, которые в них преобладают и являются коренными.

Экономическую основу деятельности государственной власти субъекта РФ составляет находящиеся в собственности  субъекта РФ имущество, средства бюджета  субъекта РФ и территориальных государственных  внебюджетных фондов, а также имущественные права.

Федеральный закон установил  круг вопросов, решение которых относится  к полномочиям по совместному  ведению и осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ. Таких  вопросов 41(обеспечение деятельности органов власти проведения выборов, предупреждения чрезвычайных ситуаций, образования, здравоохранения и др.). Те же полномочия, которые передаются субъектам РФ федеральными законами, осуществляются за счет субвенций из федерального бюджета на определенных условиях.

Система органов государственной власти устанавливается субъектами РФ самостоятельно при соблюдении конституционных требований:

  1. разделение и самостоятельность трех властей: законодательной, исполнительной и судебной;
  2. система органов власти должна строится на основе общих принципов организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом.

Это характерно для всех федеральных государств, так как  обеспечивает принципиальное единообразие организации государственной власти в Федерации на всех уровнях.

Конституция устанавливает, что столицей Российской Федерации  является город Москва, статус которой  определяются федеральным законом

 

       1.2.     Содержание констуционно-правового статуса субъектов    

                                             Российской Федерации

        

         В составе Российской Федерации 9 краев, 49 областей и два города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург. Они являются государственно-территориальными образованиями в составе Российской Федерации, которым в соответствии с Конституцией РФ (ст. 65) придан статус ее субъектов.

Статус краев, областей и приравненных к ним городов  федерального значения определяется Конституцией РФ (гл. 3), Федеративным договором от 31 марта 1992 года, включающим в себя договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москва и Санкт-Петербург Российской Федерации и другими федеральными актами.

Являясь субъектами РФ, края, области и города федерального значения обладают определенной учредительной властью. Они вправе принимать свои уставы, законы и иные нормативные акты.

Устав закрепляет конституционно-правовой статус края, области, городов федерального значения; организацию государственной власти; порядок нормотворческой деятельности, административно-территориальное деление и организацию местного самоуправления.

Края, области, города федерального значения располагает своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия. Граница между ними и другими субъектами Российской Федерации могут быть изменены с согласия края, области, города федерального значения.

 Каждый край, область, Москва  и Санкт-Петербург образуют органы  законодательной, исполнительной и судебной власти, которые действуют на основе Конституции РФ, а также уставов краев, области, города федерального значения.

Необходимо заметить, что если прежде органы власти краев, областей, городов  республиканского значения относились законодательством к местным органам власти, то в настоящие время они являются органами власти субъектов Федерации.

Края, области, города федерального значения вправе иметь свою символику. Порядок  использования официальной символики  области определяются законом области.

Края, области, Москва, Санкт- Петербург  являются самостоятельными участниками  международных и внешнеэкономических  связей, соглашений с другими краями, областями, а также республиками, автономной областью, автономными  округами, если это не противоречит Конституции и законам РФ. Координация данной деятельностью осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации совместно с органами власти краев, областей, Москвы и Санкт-Петербурга.

По взаимному согласию Российской Федерации и соответствующего края, области, городов федерального значения может быть изменен статус субъекта. В некоторых уставах  краев и областей устанавливается  порядок изменения их статуса.

Конституция РФ обеспечивает участие представителей краев, областей, городов федерального значения в решении вопросов, отнесенных к компетенции РФ. Для этого от краев, областей и городов федерального значения избираются депутаты в Государственную Думу и входят по два представителя в Совет Федерации. Представительные органы власти краев, областей и городов федерального значения обладают  правом законодательной инициативы в федеральном парламенте. Кроме того, представительные органы и администрации края, области, города федерального значения вправе вносить на рассмотрение Президента и Правительства РФ проекты актов, принятие которых относится к компетенции Президента и Правительства РФ.

Конституция РФ, Федеративный договор и уставы краев, областей и городов федерального значения определяют предметы ведения данных субъектов Федерации. Предметы ведения подразделяются на предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов – краев, областей городов федерального значения – и предметы, находящиеся в исключительном ведении краев, областей и городов федерального значения. Нужно иметь в виду, что в соответствии с п. 1 раздела второго Конституции РФ в случае несоответствии  положений Конституции РФ положением Федеративного договора действуют положения Конституции РФ. 5

Согласно Конституции  РФ и Федеративного договора, в совместном ведении Федерации и краев, областей и города федерального значения в сфере государственного строительства находятся обеспечение соответствия уставов, законов и иных нормативных правовых актов края, области, городов федерального значения. Конституции и федеральным законам; защита прав и свобод гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон.

В области экономического и социально-культурного строительства в совместное ведение входят вопросы ведения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными  и другими природными  ресурсами, разграничение государственной собственности, природопользование; установление общих принципов налогообложения и др.

В составе Российской Федерации в качестве ее субъектов  в настоящее время находится 21 республика. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 66), статус республики определяется федеральной конституцией и конституцией республики. Таким образом, Конституция Российской Федерации устанавливает конституционно-правовой характер взаимоотношений между Федерацией и ее субъектами — республиками в составе Российской Федерации. Республиканская конституционно-правовая система входит в федеральную конституционно-правовую систему в качестве ее составной части. Поэтому конституция, законы и иные нормативные правовые акты республик не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам, принятым в пределах полномочий Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в республике, действует федеральный закон. Республика в составе Российской Федерации пользуется правом законодательной инициативы в Федеральном собрании Российской Федерации. Она вправе участвовать в разработке федеральных нормативных актов по предметам совместного ведения Федерации и республик. Каждая республика имеет свой представительный и законодательный орган (парламент), главу исполнительной власти или главу республики (Президента), свое правительство, Верховный суд и Высший арбитражный суд. Многие республики имеют также свой конституционный суд. Систему органов прокуратуры в республике возглавляет прокурор республики, подчиненный Генеральному прокурору Российской Федерации. Республики в составе Российской Федерации обладают международной правосубъектностью. Они вправе выступать в качестве участников международных отношений и внешнеэкономических связей, подписывать договоры и соглашения с иностранными государствами, открывать зарубежные представительства, участвовать в деятельности международных организаций. Однако международная правосубъектность республик ограничена. Республики самостоятельно распоряжается своей государственной собственностью, устанавливают республиканский бюджет, республиканские и местные налоги, осуществляют правовое регулирование политического, экономического и социально-культурного развития, также республики в составе Российской Федерации самостоятельно осуществляют полномочия, не отнесенные Конституцией Российской Федерации и Федеративным договором к ведению Федерации или к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Информация о работе Общая характеристика правового статуса субъектов Российской Федерации