Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 15:57, курсовая работа
Цель работы – показать республику в ее развитии и в современное время, а так же провести анализ особенностей республиканской формы правления.
Для достижения поставленной цели в данной работе будут решены следующие задачи:
рассмотрено понятия и классификация форм правления;
изучены истоки, понятие, признаки республиканской формы правления;
раскрыты теоретические значения термина «республика»
Введение
Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается изучаемая ею сторона объективной действительности. Иными словами, предмет науки — это те явления и процессы реального мира, которые исследуются ею, на что направлено научное познание. Наука изучает, прежде всего, закономерности развития природы и общества. В этом смысле предмет теории государства и права не является исключением.
Одним из разделов, изучаемых теорией государства, является изучение форм государственного устройства. Классификация государств производится по различным критериям, одним из которых является форма правления.
Одной из таких форм правления является - республика.
Многие считают республику современной формой правления. Но это мнение ошибочно, так как основано на том, что исторически в мире было больше государств с монархической формой правления. А на самом же деле республика зародилась еще во времена Древней Греции и Древнего Рима как антипод монархии.
Следует вспомнить, что при монархии народ никак не участвует в осуществлении государственной власти, этим занимается один человек – монарх, которому люди этого государства обязаны были подчиняться. Но при республиканской форме правления у людей появляется свобода, они всячески участвуют в государственных делах, а также выбирают главу своего государства, который обязан действовать относительно интересов людей. Фактически республика становится синонимом слову «демократия» (от латинского demos – народ).
На сегодняшний день большая часть государств является республиками. Именно республиканская форма правления удобна для народа, так как это наиболее демократичная форма правления, она наиболее адекватна социально-экономическим условиям индустриальной цивилизации, уровню культуры всех слоев населения, формальному равенству граждан и только республика способна обеспечить подлинное народовластие.
Таким образом, эта тема является актуальной, не только потому, что большая часть населения земного шара живет в республиках, а потому, что республика действует в интересах народа. Она дает им гораздо больше прав и свобод в отличие от монархии, где человек должен повиноваться воле своего хозяина - монарха. В республике все люди по рождению равны, нет деления на классы или сословия. В республике у любого человека гораздо больше возможностей развиваться, расти по карьерной лестнице, нежели в монархии, где развиваются только богатые.
Объектом исследования данной работы является республика как форма правления.
Предметом является республиканская форма правления в целом.
Цель работы – показать республику в ее развитии и в современное время, а так же провести анализ особенностей республиканской формы правления.
Для достижения поставленной цели в данной работе будут решены следующие задачи:
Данная курсовой работы будет изучена с помощью следующих методов:
- с помощью всеобщего метода: метафизического (покажем, что республиканская форма правления воспринимается как институт, который существовал, существует и будет существовать независимо от воли человека); диалектического (рассмотрим республиканскую форму правления в ее развитии);
- так же при помощи общенаучных методов: анализа (разделение сложного теоретического материала о республиканской форме правления на части и исследование его по частям); синтеза (изучение вопросов, связанных с республиканской формой правления, и рассмотрения как одного целого); функционального подхода (определение функций различных республиканских явлений, механизмов их взаимодействия) и других.
При написании курсовой работы были использованы Конституция РФ, научно-методическая литература Алексеева С.С., Мишина А.А., Венгерова А.В., Чиркина В.Е. и мн. др..
Для того чтобы раскрыть сущность республики как формы правления, необходимо раскрыть само понятие «форма правления», а так же рассмотреть классификацию форм правления.
1. Общая характеристика
республиканской формы
Под формой правления мы понимаем систему формирования и взаимоотношений главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти. Форма правления исторически складывается в процессе борьбы и взаимодействия социальных политических сил соответствующего общества.
Форма правления имеет основополагающее значение для изучения конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Это не просто теоретически абстрактная категория науки, как, скажем, суверенитет или народовластие, а тот ключ, с помощью которого мы только и можем разобраться в смысле той или иной системы органов государственной власти, установленной конституцией соответствующего государства.
Форма правления является старейшим элементом, характеризующим устройство государства, которую начали изучать ещё в Древней Греции. В различных периодах истории форма правления имела различный смысл. Так, в аграрном обществе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства - в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному обществу, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали развиваться. Наибольшую значимость приобрело не то, как происходит передача власти - наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия1 - словом, как устроено разделение властей.
Термин «форма правления» содержится во многих основных законах стран мира. В некоторых конституциях этого термина нет, но всегда закрепляется главный принцип правления - монархия (например, конституция Испании 1978 г.) или республика (конституция Германии 1949 г.). Лишь единичные государства не имеют в официальном названии слов «монархия» или «республика» (Государство Израиль, Государство Кампучия до 1993 г., Ливийская Джамахирия, Украина, хотя в тексте конституции Украины сказано, что она республика).
В государствоведческой литературе существуют два подхода к понятию формы правления: узкий и широкий. С точки зрения узкого подхода понятие формы правления связано, по существу, с положением одного лица - главы государства, монарха или президента; с точки зрения широкого подхода в понятие формы правления включаются отношения между органами государства и центрами экономической и политической жизни, политическая среда, в которой действуют государственные органы2.
В действительности форма правления не исчерпывается положением одного лица, но, будучи формой управления государством, она не может включать всю политическую среду. Форма правления - это характеристика структуры и взаимоотношений органов законодательной и исполнительной власти или других основных органов государства в тех странах, где нет деления на законодательную, исполнительную, судебную власть, а принята концепция «республики советов». В ряде стран для характеристики особенностей формы правления имеет значение и деятельность органов конституционного надзора (верховных и конституционных судов, конституционных советов), некоторых других государственных органов, участвующих в управлении государством.
Существуют две основные формы правления — монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции.
Монархия — форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства — монарху (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением. Монархии бывают двух видов:
- неограниченная (абсолютная) - при которой монарх является единственным высшим органом государства осуществляющий законодательную функцию, руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. В настоящее время к абсолютным относятся некоторые монархии Среднего Востока (Саудовская Аравия);
- ограниченная - при которой высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами (например, Земский собор в Российской Империи). К ограниченным относятся сословно-представительная монархия и современная конституционная монархия (Великобритания, Швеция), в которой власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и независимым судом.
Другой формой правления является республика. Республика — это форма правления, в которой высшая, государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями3.
Более детальная классификация создается в их рамках (например, дуалистическая монархия, президентская республика и др.).
Вместе с тем в современных условиях некоторые различия этих форм стираются. Возникают смешанные формы, в монархии появляются черты республики (например, периодическая, раз в пять лет, выборность монарха в Малайзии, «коллективный монарх» в ОАЭ), а в республике складываются, по существу, монархические элементы (пожизненные президенты); создаются полупрезидентские, полупарламентарные республики, сочетающие черты различных форм; даже абсолютная монархия все чаще принимает внешне конституционную оболочку (дарованные конституции, консультативные парламенты).
1.2. Истоки, понятие и
признаки республиканской
Впервые слово «республика» (res publica) прозвучало в Древнем Риме. Этим словом Марк Тулий Цицерон в I в. до н. э. определил государственность Древнего Рима. Таким образом, республиканская форма правления устанавливалась в Древнем Риме в 509 г. до н. э., после изгнания Тарквиния Гордого.
В переводе с латинского оно означает «всенародное дело», «достояние народа». Смыслом организации власти римляне видели обеспечение гражданских прав и гарантию привилегированных свобод полноправного жителя полиса. Они считали, что только народ в целом обладает верховной властью, поручая отдельным лицам и учреждениям различные части этой власти.
Широкое распространение республиканская форма правления получила после буржуазно-демократических революций в XVII - XVIII вв. в государствах-нациях. Эти революции были направлены против абсолютной монархии и стремились установить республику как форму правления, основанную на иных, чем монархия, принципах: народном суверенитете, выборности, гарантированности естественных прав, разделении властей и т.д.
Республика является довольно сложным понятием, однозначного мнения о котором нет. Великое множество ученых предлагают свои варианты определения слова «республика». Вот некоторые из них:
- Республика – форма правления, при которой власть принадлежит выборному коллегиальному или единоличному органу государственной власти4.
- Республика – форма правления, при которой высшие органы государства являются выборными, либо назначаются общегосударственными представительными учреждениями5.
- Республика – форма правления, при которой единственным источником власти по закону является народное большинство, власть осуществляется избранными народом на определенный срок представительными органами6.
- Республика – форма государственного устройства, при которой верховная власть принадлежит лицу или нескольким лицам, или органам, выбираемым населением на определенный срок7.
- Республика – форма правления, при которой глава государства (например, президент) избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу (парламенту)8.
- Республика – форма государственного правления, при которой все высшие органы власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами9.
Таким образом, можно выделить следующие основные признаки республиканской формы правления:
- существование единоличного и коллегиального главы государства – Президента и Парламента (Парламент представляет законодательную власть, а Президент – исполнительную, но это характерно не для всех типов республик);
- выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти (так, Президент и Парламент должны избираться народом на определенный срок);
- юридическая ответственность главы государства (например, согласно Конституции Российской Федерации, у Парламента есть право отрешения от должности Президента за тяжкие преступления против государства);
- преимущественный приоритет прав личности над государственными;
Информация о работе Общая характеристика республиканской формы правления