Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 15:57, курсовая работа
Цель работы – показать республику в ее развитии и в современное время, а так же провести анализ особенностей республиканской формы правления.
Для достижения поставленной цели в данной работе будут решены следующие задачи:
рассмотрено понятия и классификация форм правления;
изучены истоки, понятие, признаки республиканской формы правления;
раскрыты теоретические значения термина «республика»
Исполнительная власть - президент и федеральное правительство - формируется Бундестагом. Главой государства является федеральный президент. Он избирается федеральным собранием, в которое входят члены Бундестага и такое же число представителей от земель, на 5 лет. Одно лицо может занимать пост президента лишь два срока. По конституции президент не входит в состав федерального правительства. Кок глава государства, он представляет ФРГ в международных отношениях, заключает договоры с иностранными государствами, назначает и отзывает послов, обладает правом роспуска Бундестага, назначает и увольняет федеральных судей, государственных служащих, осуществляет право помилования. Многие свои полномочия он осуществляет по совету канцлера. Президент несет ответственность перед Бундестагом, который может отстранить его от должности за нарушение законов ФРГ. Акты президента требуют контрасигнатуры, то есть скрепления подписью ответственного министра или премьер-министра.
Правительство ФРГ формируется парламентом и несет ответственность и перед ним. Кандидатура премьер-министра (в ФРГ он называется канцлером) предлагается Бундестагу президентом из числа лидеров партий, победивших на парламентских выборах. Утвержденный Бундестагом канцлер формирует правительство, министры которого назначаются президентом. Особое положение в исполнительной власти ФРГ занимает канцлер, который определяет основные направления внутренней и внешней политики и несет ответственность за их реализацию.
Судебная власть в ФРГ независима. Оно осуществляет правосудие в различных формах13.
Также парламентскими республиками являются Италия, Финляндия, Турция, Австрия, Греция, Израиль, Венгрия, Чехия и другие.
2.3. Смешанные республики
Смешанными (парламентско-президентскими) называются такие республики, где существует баланс полномочий между президентом и парламентом. С одной стороны, для нее характерна парламентская ответственность правительства, то есть парламент имеет право выразить недоверие правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право один раз в конфликтной ситуации распустить парламент и вынести свой спор с парламентом «на суд народа», назначив внеочередные выборы, при этом вновь избранный парламент не может быть распущен в течение конституционно определенного срока. Если в новом составе парламента партия президента получит большинство, то сохранится «бицефальная» исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же победят противники президента, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передаст полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, победившей на парламентских выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен, и так далее.
Смешанная форма правления стремится сосредоточить в себе положительные черты традиционных форм правления (парламентской и президентской) и избежать их недостатков, но это далеко не всегда воплощается в новое органическое качество. Такое важнейшее достоинство президентской формы правления, как прочность конституционного положения правительства, которое не может быть уволено парламентом в отставку вследствие борьбы парламентских фракций в смешанной, «полупрезидентской» республике, в значительной мере утрачивается из-за усиления контролирующих полномочий высшего законодательного представительного органа власти. В свою очередь, несомненное преимущество парламентской республики – ответственность правительства перед парламентом, его обязанность учитывать в своей политике складывающееся соотношение политических сил, общественное мнение практически сводится на нет, в такой «нетипичной» форме правления, как «полупарламентская» республика. В последнем случае увеличение полномочий президента влечет за собой почти автоматическое уменьшение роли представительного института власти. Нечто подобное случается и при законодательном введении ограничения вотума недоверия правительству в парламентарных республиках или при установлении ответственности отдельных министров перед парламентом в президентских формах правления14.
Таким образом, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Избранный народом президент вправе фактически формировать свое правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Смешанную республику следует считать самостоятельной формой правления, наряду с парламентарной и президентской15.
Например, в Польше смешанная республика выглядит следующим образом. Президент Польской Республики избирается народом путем всеобщих, равных, прямых выборов и тайным голосованием. Президент избирается на пятилетний срок и может быть избран повторно только один раз.
Кандидата на пост председателя Совета министров выдвигает и назначает президент. При этом правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Сеймом (а не президентом). Председатель Совета министров в течение 14 дней со дня назначения президентом Республики представляет Сейму (в переводе с польского «sejm» - название законодательного собрания, парламента) программу деятельности Совета министров с предложением выразить ему доверие. Вотум доверия Сейм выносит абсолютным большинством голосов в присутствии не менее половины законного числа депутатов. Если Совету министров не выражено доверие, то президент Республики сокращает срок полномочий Сейма и назначает выборы.
Члены Совета министров несут перед Сеймом солидарную ответственность за свою деятельность. Но выражение вотума недоверия правительству возможно только с указанием кандидата на пост председателя Совета министров. Если вынесен вотум недоверия, то президент распускает Совет министров и назначает избранного Сеймом кандидата главой правительства.
Так же смешанными республиками являются Эстония, Латвия, Словакия, Хорватия, Португалия, Франция и другие.
Подводя итог всего вышесказанного классификация республик связана с тем, каким именно образом осуществляется государственная власть и кто из субъектов государственно-правовых отношений (президент или парламент) наделён большим количеством полномочий. По этому принципу выделяются три основные разновидности республики:
Президентская республика, где президент координирует отношения между ветвями власти и верховным главнокомандующим, представляет страну в международной политике, формирует правительство, вносит законопроекты в парламент.
Парламентская республика, где власть в большинстве сосредоточена в парламенте. Парламент формирует правительство, а премьер-министром является представитель победившей на выборах партии.
Смешанная республика (полупрезидентская) объединяет в себе черты президентской и парламентарной республики, где юридический и фактический глава государства – президент, избираемый населением, который формирует правительство, но только с согласия парламента.
3. Форма правления в России
Создатели Конституции 1993 г., избирая форму правления для новой России, независимо от того, желали они этого или нет, учитывали по крайней мере три обстоятельства, которые оказали на них, видимо, решающее влияние. Во-первых, это авторитарный опыт прошлого. Он не исчезает никогда бесследно и не мог исчезнуть. Семидесятилетний период жизни страны, психология населения, сложившаяся в определенных условиях, умонастроения самих создателей проектов конституции (было два основных проекта, которые должно было соединить упомянутое выше Конституционное совещание), непосредственная обстановка ее разработки (применение насильственных средств, с одной стороны, сторонниками распущенного парламента, с другой стороны, президентом), жесткость мер, принимаемых в этих условиях государственным аппаратом, личность самого действующего президента, который оказывал существенное влияние на разработку конституции и даже внес некоторые изменения уже после завершения работы Конституционным совещанием, объективная необходимость укрепить государственную власть в связи с имевшим до этого место «параличом власти» и другие обстоятельства объективно обусловили авторитарские черты в форме правления России, созданной в соответствии с Конституцией 1993 года.
Во-вторых, разработка конституции и выбор формы правления происходили в обстановке развивающейся антитоталитарной демократической революции, которая проложила путь для перехода от тоталитарного социализма к демократическому обществу. Этот путь был ещё только начат, тем не менее, демократические институты нашли свое закрепление и в форме правления. Правда, по объективным условиям выбор был невелик: многие черты парламентаризма принципиально отвергались хотя бы потому, что во время разработки проекта конституции произошли известные октябрьские события 1993 года в Москве. Парламент, пытавшийся узурпировать (и отчасти он успел в этом) многие полномочия исполнительной власти, тормозивший некоторые демократические реформы, утратил авторитет среди определенной части населения. Тем более значительной роли парламента в государственной структуре не желала исполнительная власть. Поэтому те черты парламентаризма, которые появились в новой форме правления, были очень ограниченными.
Наконец, на выбор формы правления существенно повлиял международный опыт. Конечно, создатели проекта лучше знали свои условия, но стремясь избежать в названиях институтов, глав конституции прежних «советских клише», они заимствовали кое-что из зарубежного опыта. Так, была взята система выборов парламента, аналогичная германской, из текста Конституции Германии 1949 года был заимствован термин «Основы конституционного строя», заменивший название так не нравившейся главы советских конституций «Основы общественного строя». Кое-что учли из опыта США (например, прямое руководство по крайней мере «силовыми» и некоторыми другими министрами со стороны президента), но особенное внимание, видимо, было уделено французской конституции, установленной ею форме полупрезидентской республики.
Она казалась создателям проекта наиболее уместной в сложившихся в ту пору российских условиях, позволяя соединить некоторые элементы вызревавшей демократии, правда, достаточно ограниченной, с положением сильного президента. К тому же нужно было учесть и его личные качества, роль победителя в схватке с парламентом. Избранная форма не была копией французской полупрезидентской республики, да и не могла быть ею вследствие особых обстоятельств России, указанных выше. К тому же во Франции расхождение юридических норм и фактического положения в отношениях высших органов государства незначительно, роль контрольных органов, в том числе конституционного совета, сложившийся веками менталитет уважения к конституции, закону не позволяют таких расхождений. Как уже отмечалось, президент назначает правительство из среды оппозиции, если она победила на выборах в парламент. Ситуация в России иная. Да и сам парламент, каким бы он ни был, подвергался фактическому роспуску указом президента, указом же президента были созданы нормы нового избирательного права, по приказу исполнительной власти был совершен танковый обстрел парламента (хотя, повторим, и «советский» парламент инспирировал и совершал насильственные вооруженные действия). В этих условиях фактически складывающиеся отношения между высшими органами государства имеют нередко более важные значения, чем правовые нормы, определяющие форму правления юридически.
Конституцией Российской Федерации 1993 года установлена парламентско-президентская республика. Согласно статье 1 Конституции Российской Федерации «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления», согласно статье 80 главой государства является Президент Российской Федерации. Президент РФ самостоятельно формирует Правительство РФ, и только он решает вопрос об отставке Правительства. Причем Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства, иначе она будет распущена, а Президент назначит Председателя Правительства без согласия Думы (ст.111 Конституции). Государственная Дума вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии, но в этом случае Президент вправе распустить Думу и назначить новые выборы. Конституция Российской Федерации 1993 года не обязывает Правительство к парламентской ответственности.
Вновь избранная Дума в течение года после ее избрания не может быть распущена по основаниям ст.117, но может быть распущена по основаниям ст.111 Конституции, кроме того, Дума не может быть распущена ни по каким основаниям в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента (ст.109 Конституции). Если вновь избранная Дума пойдет на конфликт с Президентом и добьется отставки Правительства, то Президент вправе тут же предложить Думе кандидатуру формально отставленного Председателя Правительства, и если Дума ее отклонит, она будет распущена по основаниям ст.111 Конституции, а Правительство будет восстановлено. Так может произойти несколько раз, и лишь в свои последние шесть месяцев Президент не сможет распустить Думу по основаниям ст.111 Конституции; если и в этом случае Дума отклонит предлагаемую ей кандидатуру Председателя Правительства, Президент вправе просто назначить угодного ему Председателя Правительства, не распуская Думу. Следовательно, Российская Федерация - смешанная республика.
При подготовке новой Конституции России отчетливо выделились многие проблемы теории и практики государственного строительства, в том числе о форме правления. Суть дискуссий сводилась к альтернативе: президентская или парламентарная республика должна быть утверждена в нашей стране. Однако сторонники жесткой альтернативы не учитывали, что в современных условиях градации, сложившиеся в XIX в., изменяются, происходит взаимопроникновение элементов различных форм правления. Возникают смешанные, «гибридные» формы. Данные процессы отражают новые тенденции современного политического развития, чаще всего вызванные необходимостью повысить уровень управляемости государства, придать большую самостоятельность и стабильность органам исполнительной власти.
Информация о работе Общая характеристика республиканской формы правления