Общая характеристика республиканской формы правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – показать республику в ее развитии и в современное время, а так же провести анализ особенностей республиканской формы правления.
Для достижения поставленной цели в данной работе будут решены следующие задачи:
рассмотрено понятия и классификация форм правления;
изучены истоки, понятие, признаки республиканской формы правления;
раскрыты теоретические значения термина «республика»

Файлы: 1 файл

Курсовая_Республика, как форма правления_new.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

Форма правления, то есть порядок организации и взаимоотношения высших органов государства, зависит от многих факторов: соотношения социально-политических сил, уровня правовой и политической культуры и т.д.

Сложная обстановка перехода к рыночной экономике и острая социальная напряженность обусловили тот факт, что в РФ в качестве формы правления установлена президентская республика, но обладающая по сравнению с традиционными президентскими республиками рядом особенностей.

Во-первых, наряду с признаками президентской республики (это, в частности, контроль Президента за деятельностью Правительства) данная форма имеет (правда, незначительные) элементы парламентарной республики, состоящие в том, что парламент может выразить недоверие Правительству, но это не влечет правовых последствий: решение об отставке правительства принимает Президент. Он вправе не согласиться с парламентом. В России нижняя палата парламента неоднократно оценивала работу Правительства как неудовлетворительную, и никаких последствий это не влекло. Если же в России парламент попытается настаивать и в течение трех месяцев вторично выразит недоверие Правительству, то тем самым поставит под удар: президент вправе выбрать и уволить правительство в отставку или распустить нижнюю палату парламента.

Во-вторых, налицо дисбаланс между законодательной и президентской властью существенный перевес последней, что в какой-то мере нарушает необходимое равновесие и устойчивость государственной власти в целом. В Конституцию РФ заложена идея об арбитражной власти президента: он арбитр в отношениях всех других публичных институтов. Президент стремится усилить свои полномочия и за счет парламента (регулирование указами Президента таких вопросов, для которых нужен закон), и за счет правительства (регулярные вызовы раз в неделю премьер-министра для отчета, прямые указания ему и министрам, непосредственное руководство Президента так называемыми силовыми и некоторыми другими министрами). В этих целях президент имеет и укрепляет собственный аппарат - Администрацию президента, которая, по существу, поставлена над правительством. Огромная роль этого органа в России несопоставима с ролью подобных органов - «дома президента» во Франции, администрации Белого дома в США и тем более скромной Канцелярии президента в Германии. Положение парламента принижено (в том числе путем использования финансовых и других материальных рычагов парламента и парламентариев), роль Правительства в основном ограничена хозяйственными вопросами, оно не является центром политического руководства страной и средоточием исполнительной сласти: ее главой на деле является президент, хотя это не предусмотрено Конституцией. Однако такая большая власть концентрируется главным образом в центре. Субъекты Федерации, их многие губернаторы часто выступают с независимых позиций, иногда посылая нечто вроде ультиматумов Президенту.

Наконец, в-третьих, уникальность России как федерации не может быть отраженной в механизме государственной власти, особенно с учетом того, что в ряде ее республик также существует институт президентства.

Современной форме правления в РФ предшествовал недолго просуществовавший симбиоз власти Советов и зарождающейся президентской власти в Советской Союзе.

Прошло два срока правления первого российского президента, легитимно его сменил другой. Этот период был сложным, президентская форма правления (смешанная форма правления с доминированием президента) выдержало серьезные испытания. В ее развитии можно выявить «маятниковые» колебания от «точки» всевластия Советов до «точки» слияния движений «Единство» и «отечество - вся Россия». Президентская форма правления стабилизировалась, прошла нереволюционная передача власти. Президент получил возможность воздействия на решения парламента через лояльное большинство во фракциях Государственной Думы, главы субъектов Федерации больше не образуют мощное объединение в Совете Федерации. По существу система президентской власти в России - это уже сформировавшаяся структура, конечно, развивающаяся, со своими противоречиями, но уже относительно устоявшаяся.

Таким образом, в основу организации государственной власти Российской Федерации положена модель президентской республики с достаточно широкой компетенцией Президента, который избирается непосредственно гражданами России. Как глава государства Президент наделяется необходимыми полномочиями по обеспечению суверенитета и государственной целостности Российской Федерации, согласованного функционирования государственных органов. Формально не являясь главой исполнительной власти, Президент России обладает значительными полномочиями по определению основных направлений государственной политики, формированию состава Правительства и федеральных органов исполнительной власти. Президент находится как бы над законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, обеспечивая координацию и согласованность их действий.

Я охарактеризовалf конституционные нормы, но ведь есть еще и практика. Не случайно из уст высоких государственных деятелей одно время прозвучало положение, что Государственная Дума не имеет права контроля по отношению к Правительству. Она неоднократно принимала решения о неудовлетворительной работе Правительства, но это не повлекло никаких последствий. Такие же решения принимались в отношении отдельных министров, и тоже безрезультатно. Министры нередко отказывались являться по приглашениям не только в комитеты Думы (это считается обязательным не только в парламентарных республиках, но и во многих президентских республиках), но и на пленарные заседания парламента. Словом, на практике элементы парламентаризма сведены к минимуму. Россия — смешанная республика с доминирующим положением Президента в структуре власти. По точному смыслу Конституции Президенту не принадлежит исполнительная власть. Он — глава государства, а исполнительная власть принадлежит Правительству. На практике именно Президент возглавляет всю систему исполнительной власти, если пользоваться старой и не вполне подходящей к современным условиям триадой ветвей власти. Президент сам руководит наиболее влиятельными министрами, которые только в нем видят своего «начальника», он еженедельно или через другие промежутки времени приглашает к себе премьер-министра с отчетом и для информации, организует отчетные заседания Правительства, на которых председательствует, вызывает министров, которым дает указания, минуя главу Правительства, без его ведома Генеральный прокурор не решает некоторых принципиальных вопросов, председатель Конституционного Суда также посещает Президента для беседы. Поэтому можно сделать вывод, что Россия — это такая полупрезидентская республика, в которой доминируют элементы президенциализма.

 

Заключение

 

В переводе с латинского языка слово «республика» означает «дело народа». И это не случайно. Давая такое название форме государства, Цицерон имел ввиду, что этим государством будет править не один человек, а группа людей, которую выбирают его жители.

В дальнейшем многие философы рассматривали тему республиканской формы правления, развивая ее в своих работах. В основном ее считали синонимом демократии. Со временем республик становилось все больше.

В работе были приведены примеры различных вариантов республиканской формы правления по всему миру. Из этого можно сделать вывод, что республика — это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

Республике присущ демократический способ образования верховных органов государства; в развитых государствах взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними.

Современные республики подразделяются на парламентарные и президентские. Различаются они главным образом тем, какой из органов верховной власти — парламент или президент — формирует правительство и направляет его работу и перед кем — парламентом или президентом — правительство несет ответственность.

В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, т.е. правительство несет перед парламентом ответственность за свою деятельность. Президент республики является только главой государства, но не главой правительства. Политически это означает, что правительство формируется партией (или партиями), победившей на парламентских выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер-министр (он может называться иначе).

Президентская республика — это форма правления, где президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность.

В президентских республиках обычно нет должности премьер-министра, так как чаще всего функции главы государства и главы правительства выполняет президент.

Существуют смешанные «полупрезидентские» (президентско-парламентарные) республики (Франция, Финляндия, Португалия), в которых парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.

Нелишне отметить, что монархия и республика как формы правления доказали исключительную живучесть, приспособляемость к различным условиям и эпохам политической истории. По сути дела, все государства облекаются именно в названные формы. Так, согласно Конституции 1993 года Российская Федерация относится к смешанной (полупрезидентской) республиканской форме правления.

Таким образом, форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании. Республиканская форма правления характерна для современных конституционных государств с демократическим политическим режимом, однако необходимо иметь в виду два момента.

Во-первых, республики существовали и в рабовладельческом обществе, и при феодализме, правда, на ограниченной территории: как правило, это были города - республики.

Во-вторых, за внешне демократической республиканской формой правления вполне может стоять авторитарный режим. Сама идея демократии и республики как наиболее демократической формы правления приобрела большую популярность в XX в. И распад колониальной системы, за незначительными исключениями, повлек за собой образование именно республик в Азии, Африке, Латинской Америке. Многие страны, однако, ни по уровню экономического развития, ни по уровню культурного развития оказались не готовы к восприятию демократических идей и возвратились к авторитаризму.

Проблема формы правления - это прежде всего проблема признания или непризнания разделения властей, способов формирования и соотношения органов законодательной и исполнительной власти, проблема их ответственности перед народом.

В последние годы происходят изменения в теоретическом понимании формы правления, поскольку появляются такие модели организации высших органов государственной власти, которые не представляется возможным с полной уверенностью отнести к той или иной группе в соответствии с традиционными классификациями.

На сегодняшний день большая часть государств является республиками. Именно республиканская форма правления удобна для народа, так как это наиболее демократичная форма правления, она наиболее адекватна социально-экономическим условиям индустриальной цивилизации, уровню культуры всех слоев населения, формальному равенству граждан и только республика способна обеспечить подлинное народовластие.

Что касается Российской Федерации, то до сих пор точно не определено, какой именно вид республики ей присущ: президентская или смешанная. У каждого ученого своя точка зрения (сколько людей, столько и мнений). Но с Конституцией Российской Федерации не поспоришь, ведь именно согласно ее статьям можно сделать вывод, что Российская Федерация по форме правления является президентской республикой. Особое внимание необходимо обратить на статьи 3, 11, 80, 81, 83, 84, 86, 87, 90, 94, 96, 102, 103, 105, 107 – 117 и другие, из содержания которых ясно вытекает, что Российская Федерация – президентская республика.

 

Список использованной литературы

Список нормативных актов

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993года) (с поправками от 30 декабря 2008 года)// Российская газета от 25 декабря 1993 года.

 

Учебники, монографии, брошюры

  1. Алексеев С.С. Теория государства и права: Учебник. - М.: Юристъ, 2002.
  2. Андреева Г.Н. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. - М.: Эскимо, 2005.
  3. Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. - М.: Юрист, 2005.
  4. Василевич А.Г. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. - Минск: Книжный Дом, 2006.
  5. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000.
  6. Гревцов Ю.И., Гриценко Е.В., Ильин А.В. Обществознание: Учебный курс для поступающих в вузы. – 5-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Луковской Д.И., Хохловой Е.Б.. – СПб.: ИД СПбГУ. – 2006.
  7. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. - М.: Юристъ, 2005.
  8. Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001.
  9. Лазарев В.В. Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: Спарк, 2008.
  10. Луковская Д.И., Хохлов Е.Б. Обществознание: Учебный курс для поступающих в вузы. - СПб.: Издательский Дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2006.
  11. Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Кнорус, 2007.
  12. Мартышина О.В. История политических и правовых учений: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2004.
  13. Мишин А.А. Теория государства: Учебное пособие. - М.: Проспект, 2000.
  14. Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь. – СПб.: Норинт, 2010.
  15. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира: Учебное пособие. – М.: Справочник, 2002.
  16. Титов Ю.П. Общая теория права России: Учебник. - М.: Проспект, 2002.
  17. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебник. - М.: Юнита, 2006.
  18. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2009.
  19. Шатилова С.А. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2003.
  20. Якушев А.В. Конституционное право России: Конспект лекций в схемах. - М.: Издательство ПРИОР, 2000.
  21. Якушев А.В. Теория государства и права: Пособие для подготовки к экзаменам. - М.: Издательство ПРИОР, 2001.

Информация о работе Общая характеристика республиканской формы правления