Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2015 в 18:25, курсовая работа
В мире всегда существовало множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне естественно и понятно. Ибо каждая из них отражает или различные взгляды различных групп, слоев, классов, наций и других социальных общностей на данный процесс, или - взгляды и суждения одной и той же социальной общности на различные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права. В основе этих взглядов и суждений всегда находились различные экономические, финансовые, политические и иные интересы.
Введение 3
Глава 1.Общие сведения о происхождении теории государства и права 6
1.1. Общая характеристика происхождении государства 6
1.2. Общаяя характеристика происхождении права 10
Глава 2.Основные теории происхождения государства 13
2.1. Теологическая теория происхождения государства 13
2.2. Патриархальная теория происхождения государства 14
2.3. Договорная теория происхождения государства 15
2.4. Органическая теория происхождения государства 17
2.7. Матеарелистическая теория происхождения государства 20
Глава 3.Теории происхождения права 22
3.1. Теологическая теория происхождения права 22
3.2. Теория естественного права происхождения права 23
3.3. Историческая теория (школа) происхождения права 24
3.4. Классовая (марксистская) теория происхождения права 25
3.5. Психологическая теория происхождения права 26
Глава 4. Современные подходы к теории происхождения государства и права. 29
4.1.Современные теории происхождения государства 29
4.2. Современные теории происхождения права 36
Заключение 41
Список литературы 43
Введение
В мире всегда существовало множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне естественно и понятно. Ибо каждая из них отражает или различные взгляды различных групп, слоев, классов, наций и других социальных общностей на данный процесс, или - взгляды и суждения одной и той же социальной общности на различные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права. В основе этих взглядов и суждений всегда находились различные экономические, финансовые, политические и иные интересы.
Речь идет не только о классовых интересах и связанных с ними противоречиях, как это длительное время утверждалось в нашей отечественной и отчасти - зарубежной литературе. Вопрос ставится гораздо шире. Имеется в виду весь спектр существующих в обществе интересов и противоречий, оказывающих прямое или косвенное влияние на процесс возникновения, становления и развития государства и права.
Изучение происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты; дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития; позволяет четче определить свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и в политической системе.
Среди теоретиков государства и права нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства и права. При рассмотрении данного вопроса никто, как правило, не подвергает сомнению такие общеизвестные исторические факты, как то, что первыми государственно-правовыми системами в Древней Греции, Египте, Риме и других странах были рабовладельческие государство и право. Никто не оспаривает того факта, что на территории нынешней России, Польши, Германии и ряда других стран никогда не было рабства. Исторически первыми здесь возникли не рабовладельческие, а феодальные государство и право.
Бесспорно и то, что вопрос об изучения
знаний связанных с происхождением государства
и права, необходим для установления исторического
«правосудия». Кроме
этого при рассмотрении проблем возникновения
государства и права важно учитывать и
то, что сам процесс появления государства
и права далеко не однозначен. С одной
стороны, необходимо различать процесс
первоначального возникновения государства
и права на общественной арене. Это процесс
формирования государственно-правовых
явлений, институтов и учреждений на основе
разложившихся по мере развития общества
догосударственных и, соответственно,
доправовых явлений, институтов и учреждений.
А с другой стороны,
необходимо выделять процесс зарождения
и развития, новых государственно-правовых
явлений, институтов и учреждений на базе
ранее существовавших, но по каким-то причинам
ушедших с общественно-политической сцены
государственно-правовых явлений, институтов
и учреждений.
В силу того,
что человек одарен сознанием и памятью,
он переносится от прошедшего к будущему.
Память и желание - две стороны одного
и того же явления. То, что человек накопил
в опыте прошлого, он, так или иначе, переносит
в будущее. Каждый человек способен, благодаря
создаваемым им идеалам, иметь свое собственное
представление о будущем. «Существование
этих идеалов или отсутствие их, их характер,
все это чрезвычайно важные моменты, определяющие
общественную жизнь».
Таким образом,
общество определяется тремя моментами:
«настоящими условиями жизни, прошедшими
и теми идеалами, которые образуются на
основании прошедшего опыта».1
Сказанное в полной мере относится не только к общественной, но и к государственной жизни, к государству. Возникновение и становление любого из его типов в настоящем всегда имеет свои корни в виде причин, условий, материальной, социальной, политической и иной основы данного процесса в прошлом. Одновременно с этим процессом закладываются материальные и иные предпосылки для поддержания его высокого жизненного тонуса, для укрепления и развития в будущем. Исходным моментом во всем этом движении государственно-правовой материи является процесс возникновения государства и права со всеми свойственными ему признаками и особенностями в виде различных способов и форм его проявления, разных условий и причин формирования государства и права, разнообразных обычаев и традиций, содействующих или препятствующих их зарождению.
Таким образом, изучение истории происхождения государства и права является необходимой, не только для расширения знаний о прошлом, а и для установления исторической справедливости.
Глава 1.Общие сведения о происхождении теории государства и права
§1. Общая характеристика происхождений государства
В науке отмечают, что познание государства и права следует начинать с вопроса о происхождении государства – всегда ли в истории человеческого общества существовал этот социальный институт или же оно появилось на определенном этапе развития общества. Такой методологический подход, реализующий принцип историзма, позволяет уяснить причины и формы появления государства, его характерные, сущностные черты, отличие от предыдущих организационных форм жизни общества.
Вот почему начинать приходится с характеристики сторон первобытного общества, использовать данные археологии и этнографии, непосредственно изучающих это общество.
По мнению А. Б. Венгерова: «социальная организация кроманьонцев характеризовалась семейной общиной (малой локальной группой, кланом), которой руководили ее члены – наиболее авторитетные и опытные добытчики пищи, знатоки обычаев и обрядов»2. Исходя из этого можно утверждать, что в основе семейной общины лежали родственные отношения, которые объединяли несколько поколений. «Семейные общины могли объединяться, но только на родственной основе, в более крупные образования для защиты от нападений, для организации военных походов, коллективных охот. Поскольку в основе социальной организации первобытного общества лежали родственные отношения, постольку эту организацию определяют как родовой строй»3. Стоит отметить, что все эти факторы способствовали и разделению труда, что как известно и становится основным фактором происхождения государства.
«Разумеется, такая организация знала и властные институты: власть предводителя, совета старейшин. Причем существовала выборность, сменяемость вождей, предводителей, совета старейшин. Форма власти в первобытном обществе называется, в отличие от власти в государственно организованном обществе, потестарной (от лат. «potestas» – власть, мощь).
Например, потестарная власть предводителя семейной общины, базировалась не только на его авторитете, но и на возможности жесткого принуждения. Нарушитель сложившихся правил поведения мог быть строго наказан, вплоть до лишения жизни»4.
Можно утверждать, что такое общество знало и различные организационные формы разрешения споров – состязания самих спорящих, когда победитель считался выигравшим спор, суд родственников, посредников, предводителя, совета старейшин.
Таким образом, в конкретно-исторической действительности раннеклассовое государство не возникало как результат деятельности только господствующего класса. Оно – результат определенного развития общества на этапе становления производящей экономики, финального развития земледельческих культур. Но, разумеется, тот или иной класс, захватив государство, мог стать при помощи государства и господствующим классом.
Эти институты выборности, сменяемости первоначально закреплялись в сакральной форме в легендах и мифах. Пришедшая на смену им иная практика – присвоение должностей и передача их своим потомкам – привела к тому, что выборность и сменяемость остаются только в легендах и мифах, а в реалиях происходит узурпация государственной власти наиболее сильным экономическим классом и превращение его в политически господствующий класс.
«В раннеклассовом городе-государстве особая роль принадлежит жрецам (священникам), обеспечивающим знание и соблюдение религиозно-регламентирующих норм, действующих, прежде всего в организации сельскохозяйственного производства, в иных сферах хозяйственной деятельности. Неразвитость «силовых» государственных структур (армии, полиции) компенсируется в раннеклассовых государствах сакральным характером санкций, применяемых к нарушителям этой регламентации, »5- что и является свидетельством не только общества, но и самого государства( точнее его «зачатков»).
Часто в истории раннеклассового общества упоминается о слиянии светской и религиозной власти: « считается посредником между предками и народом, между населением и верховными религиозными существами (существом). Такие первоначальные теократические формы государственной организации общества вырастали из организационно-религиозных сторон финальных этапов первобытных обществ (родового строя) и получили воплощение в идеологии, структурах, практике раннеклассовых государств.
Усилия и время, которое затрачивается на сооружение египетских пирамид, Стоунхенджа (Англия) и других мегалитических сооружений, показывают, что эти сооружения имели важнейшее религиозное, социальное, астрономическое значение. Строить и использовать 2000 лет Стоунхендж, передавая план и смысл из поколения в поколение, могли только в организованном обществе»6. Подтверждения этих фактов представил и Бьювел: «и, если оно уже знало государственные формы, как в Древнем Египте, то, безусловно, это были теократические формы ранней государственности. Так, в Древнем Египте стремление спроецировать на расположение основных пирамид расположение основных звезд созвездия Орион наполняло смыслом существование древнеегипетского общества времен фараонов Джосера, Миккерина, Хеопса и других».7
Теократической была, например, и государственность инков на американском континенте, которые также создавали мегалитические сооружения для религиозных и социальных нужд, цементирующих в единое общество группы людей, вышедших из разрозненного первобытного состояния.
Новые знания изменяют ответ и на другой вопрос: можно ли классовую природу первичного государства определять как рабовладельческое по своей социально-экономической сущности?
Во-первых, исторические данные свидетельствуют, что общинников-земледельцев – основную социальную и производительную силу раннеклассовых обществ – нельзя приравнивать к рабам. Их зависимость не была ни рабством, ни крепостничеством. Многие ученые определяют эту форму зависимости как такую, когда земледелец имеет дело непосредственно с государством, применяющим свою неограниченную власть для организации и использования экономики страны в интересах правящего класса.
Во-вторых, примером возникновения рабовладельческого государства в ходе разложения первобытнообщинного строя всегда были Афины и Рим. Ими оперировали Энгельс и Ленин, когда обосновывали свои взгляды на происхождение государства. Однако установлено, что греческим государствам предшествовали более древние, ахейские, классовые структуры, которые походили на структуру переднеазиатских государств.
Мнение о рабовладельческом государстве выражал и Ленин: «таким образом, рабовладельческое государство, характерное для определенного этапа античной истории, является не универсальным в истории человечества, а уникальным, тем особенным государством, которое характерно для конкретно-исторической ситуации Греции и Рима. Более того, античные рабовладельческие государства – это лишь этап в истории государственности Греции и Рима, которому предшествовал иной этап – первичных форм государственности, имеющих все те же характерные черты раннеклассовых государств»8.
§2. Общая характеристика происхождений права
Если говорить о причинах происхождения права, нельзя не отметить то, что они тесно связаны с происхождениями права. Их возникновение идет параллельно в рамках единого процесса. Это и закономерно, ибо они тесно связаны между собой, не существуют одно без другого. Что отмечал и правовед Черданцев: «Если органы государства вырастают из органов родовой организации, то право вырастает из социальных норм догосударственной организации. Оно формируется из обычаев, табу, которые преобразуются, отбираются, приспосабливаются к новым социальным отношениям, основанным на частной собственности, социальном и классовом расслоении общества»9.
Мы видим, как обычай избрания на общественные должности постепенно преобразуется в обычай выборов на эти должности определенных аристократических, привилегированных семей, затем превращается в обычай замещения должностей по наследству, создается наследственная монархия, возникает местничество, когда те или иные семьи претендуют на занятие определенных должностей в государстве.
«В родовом строе существовал обычай кровной мести как определенный способ защиты жизни соплеменников от посягательства чужаков. Вначале этот обычай ничем не ограничивался. Затем стал устанавливаться принцип талиона (принцип соразмерности мести причиненному ущербу — «око за око, зуб за зуб»)»10. Постепенно он заменялся принципом композиции (выкупа кровной мести). С возникновением классового общества, государства размер выкупа ставится в зависимость от общественного положения потерпевшего, убитого. Этот обычай закрепляется государством, преобразовывается. Выкуп идет в пользу государства (князя, короля) и становится дифференцированным. Так, по «Русской Правде», за убийство княжьего слуги взыскивалось 80 гривен, свободного— 40, раба ~ 5 гривен.
Информация о работе Общая характеристика теорий происхождения государства и права