Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2015 в 18:25, курсовая работа
В мире всегда существовало множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне естественно и понятно. Ибо каждая из них отражает или различные взгляды различных групп, слоев, классов, наций и других социальных общностей на данный процесс, или - взгляды и суждения одной и той же социальной общности на различные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права. В основе этих взглядов и суждений всегда находились различные экономические, финансовые, политические и иные интересы.
Введение 3
Глава 1.Общие сведения о происхождении теории государства и права 6
1.1. Общая характеристика происхождении государства 6
1.2. Общаяя характеристика происхождении права 10
Глава 2.Основные теории происхождения государства 13
2.1. Теологическая теория происхождения государства 13
2.2. Патриархальная теория происхождения государства 14
2.3. Договорная теория происхождения государства 15
2.4. Органическая теория происхождения государства 17
2.7. Матеарелистическая теория происхождения государства 20
Глава 3.Теории происхождения права 22
3.1. Теологическая теория происхождения права 22
3.2. Теория естественного права происхождения права 23
3.3. Историческая теория (школа) происхождения права 24
3.4. Классовая (марксистская) теория происхождения права 25
3.5. Психологическая теория происхождения права 26
Глава 4. Современные подходы к теории происхождения государства и права. 29
4.1.Современные теории происхождения государства 29
4.2. Современные теории происхождения права 36
Заключение 41
Список литературы 43
Бесспорно, психологические закономерности, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность, — важный фактор, оказывающий влияние на все социальные институты, который ни в коем случае игнорировать нельзя. Взять, к примеру, только проблему харизмы, чтобы убедиться в этом.
§7. Матеарелистическая теория происхождения государства
Представителями
Первостепенное значение для развития экономики, а, следовательно, и для появления государственности имели три крупных разделения труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который, в конечном счете, и привел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых.
«Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль переходит к богатым людям, превращающимся в категорию управляющих. Они создают для защиты своих экономических интересов новую политическую структуру — государство, которое, прежде всего, выступает как инструмент проведения воли имущих»26.
Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.
Для данной теории характерно увлечение экономическим детерминизмом и классовым антагонизмом при одновременной недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности.
Глава 3.Теории происхождения права
§1. Теологическая теория происхождения права
Согласно данной теории право создано Богом для регулирования жизни людей. При этом общественное регулирование осуществляется правителями государства. Так, в Законах Хаммурапи отмечается, что «Хаммурапи, вавилонский царь, утвердил правду и справедливость по всей стране. Это произошло после того, как бог Мардук раскрыл ему суть справедливости и достойного управления людьми. Как уже отмечалось ранее, в христианской религии наиболее ярким представителем теологической теории являлся Ф. Аквинский. Согласно его учению, мир основан на иерархии форм (божественная, духовная и материальные формы). Во главе иерархии стоит Бог. Духовный мир возглавляется папой как наместником Бога на земле. По тому же иерархическому принципу организовано и общество: подданные подчиняются царям и светским властям»27. Так Малахов провел разделение законов: «соответствующее подчинение есть и в системе законов:
вечный закон — сам божественный разум, управляющий миром;
божественный закон — это Библия. Из нее человек черпает представление об истине;
естественный закон — отражение вечного закона человеческим разумом. Он исходит из природы человека и не зависит от усмотрения государственных законодательных органов. По сути, это закон, отражающий естественные права человека;
человеческий закон — это позитивное право, т. е право, издаваемое государством. Но поскольку государство - это творение Бога, то и позитивное право также является отражением его воли».28
Не следует думать, что теологические взгляды на право — это далекая история. Это и наша современность. Так, современные христианские воззрения на право выражены, например, в папских энцикликах (посланиях) к верующим христианам, в которых право рассматривается как право естественное и божественное.
Итак, согласно «теологической теории право — это система норм поведения, исходящая от Бога. При этом позитивное право (т.е. право, издаваемое государством) исходит от Бога через посредника (правителя, пророка, государство)»29.
В теологической теории есть моменты, с которыми трудно согласиться:
ее сторонники апеллируют не к знаниям, а к вере. Данная теория ограничивает рациональное исследование вопроса о происхождении права рамками веры;
теория позволяет субъектам, которые издают и применяют законы, избежать ответственности за законотворчество, правоприменение. Ведь согласно теологической теории и законотворчество, и правоприменение производно от воли Бога.
Положительное в теории. Авторы теории связывают понятия «право» (пусть и как выражение божественной юли) и «справедливость».
§2. Теория естественного права происхождения права
Наряду с позитивным правом, как с законами, принимаемыми государством, существует высшее, подлинное, естественное право, свойственное человеку от рождения. Это так называемое неписаное «право, под которым понимается совокупность естественных и неотъемлемых прав человека. Источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой человеческой природе, эти права приобретаются от рождения либо даются от Бога.
Признаки естественного нрава:
принадлежность к человеку с момента его рождения;
неотчуждаемость (неотъемлемость) от человека;
выражение наиболее существенных социальных возможностей человека;
Естественное право выступает критерием права позитивного, поскольку не всякий закон содержит в себе право. Еще Цицерон писал: «Несправедливый закон не создает право»;
По мнению представителей теории, такие нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство, составляют ядро права. Таким образом, право и мораль, по сути, отождествляются».30
Так при реализации естественных прав венцом всего является природа, которая благосклонна и к человеку, даруя ему право.
§3. Историческая теория (школа) происхождения права
Теория исторического (национального) происхождения права (историческая школа права) — учение, обосновывавшее происхождение права объективными условиями жизнедеятельности людей, существующими в рамках национального государства. Развивалась представителями исторической школы права, находившейся в яростной оппозиции к школе естественного права. С позиции сторонников исторической школы (Г. Гуго, К. Д. Савиньи, Г. Пухта) право вырастает из национального духа, «народного сознания». Законодатель же должен уловить «общее убеждение нации» и точно выразить его в позитивном праве. Право подобно «зерну, брошенному в почву». Произвола в установлении права нет. Законодатель не изобретает право, а «записывает подсказанное ему право», в лучшем случае выбирает наиболее приемлемое для него. Главный принцип существования права — саморазвитие. Юридические формы не меняются согласно человеческой воле, индивиды могут быть пассивными носителями юридических установок, но не их создателями. Право существует всегда, оно присуще народу, а не государству; оно не представляет собой продукт мировой истории, а есть результат органического национального развития. В этом проявился консерватизм даже реакционный характер исторической школы. Наиболее точно суть данной теории выразил основатель исторической школы Ф. К. Савиньи в следующих положениях: каждый народ или нация обладает специфической, только ему присущей ментальностью — совокупностью духовных и душевных черт. Эту ментальность в исторической школе назвали «духом народа; каждый народ имеет свою историю, которая органична и в которой нет места случайности и произволу. История имеет место в силу внутренне необходимых законов; «дух народа» также подвержен истории, в ходе которой в нем раскрывается все его содержание, появляются различные его формы. Право есть одно из проявлений «духа народа»; законодатель — это выразитель «духа народа», а законы и обычаи есть ничто иное, как формы для распознавания права, тающегося в глубине народного духа.
3.4. Классовая (марксистская) теория происхождения права
Сформировалась в XIX-XX вв. представителями являются: К. Маркс (1818-1883), Ф. Энгельс (1820-1895), В.И.Ленин (1870-1924). Данная теория дополнялась результатами теоретических изысканий идеологов большевизма (Н.И. Бухарина, И.В. Сталина и др.).
Тезисы концепции:
объяснение сущности государства и права расколом общества на антагонистические классы. Природа государства и права не может быть понята вне контекста борьбы классов;
воля господствующего класса получает государственно-нормативное выражение. Право — нормы, которые устанавливаются и охраняются государством. Отсюда право — возведенная в закон воля господствующего класса;
содержание воли господствующего класса определяется характером материальных производственных отношений. Собственники основных средств производства держат в руках государственную власть и возводят в закон свою волю;
после победы социалистической революции государство должно исчезнуть вместе с делением общества на классы. При этом праву предстоит отмереть вместе с государством.
Спорные моменты:
преобладание роли классовых начал в праве при недооценке национальных, религиозных, психологических и иных начал;
декларирование отсутствия у права исторических перспектив;
скептическое отношение к идее правового государства.
Положительное. Сторонники марксистской теории права:
обратили внимание на тесную связь права с волей господствующего класса, которая в определенные исторические периоды являлась определяющей в процессе формирования и развития правовой системы;
выделяли четкие критерии правомерного и противоправного, так как понимали право как закон (позитивное право);
подчеркнули обусловленность генезиса и природы государства и права (как надстроечных явлений) экономической сферой общества, и прежде всего характером производственных отношений (экономическим базисом общественно-экономической формации). Данный подход в значительной степени помогает уяснению сути права и государства.
3.5. Психологическая теория происхождения права
Данная теория сложилась в XX в. Основоположником ее является российский ученый Л.И. Петражицкий (1867-1931). Наиболее полно она изложена в его труде «Теория права и государства в связи с теорией нравственности».
Тезисы концепции:
главный источник права — чувства, инстинкты, психика людей;
позитивному (официальному) праву придается ограниченное значение. Согласно теории Л.И. Петражицкого, роль государства в отношении права незначительна, практически ничтожна. Критикуя взгляд на право как веление государства, автор отмечал, что реально правом оказывается не только то, что находится вне ведения государства, не пользуется его положительным официальным признанием, но и многое такое, ч то со стороны государства встречает враждебное отношение, подвергается преследованию и искоренению как нечто противоположное и противоречащее праву в официально-государственном смысле;
субъекты общественных отношений в своем поведении руководствуются не позитивным правом (велениями государства), а эмоциями, психикой людей;
именно эмоции, переживания людей являются регулятором общественных отношений, именно они являются интуитивным правом. Интуитивное право в отличие от позитивного выступает подлинным регулятором поведения и поэтому должно рассматриваться как действительное право. Разновидностью переживаний интуитивного права являются переживания по поводу карточного долга, переживания детьми своих обязанностей в игре, которые соответственно формируют торговое право, детское право;
интуитивное право носит императивно-атрибутивный (обязательно-притязательный) характер, т. е. представляет собой переживания чувства обязанности сделать что-то (императивная норма) и переживания чувства правомочия на что-то. Таким образом, интуитивное право отождествляется, по сути, с правосознанием;
официальное право испытывает давление права интуитивного. Отсутствие взаимодействия права интуитивного и официального вызывает социальные потрясения.
Спорные моменты концепции:
природа права сводится исключительно к психологической, эмоциональной сфере индивида. Социально-экономические, политические и другие факторы, от которых также зависит природа права, в расчет не принимаются. А ведь психика человека формируется под влиянием соответствующих социально-экономических и политических факторов;
интуитивное право не имеет формально определенного характера. Приданном подходе отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного. Это может привести к трагическим последствиям. Так, впервые годы советской власти карательные органы использовали пролетарское (революционное) правосознание для борьбы с оппозицией, что способствовало массовому террору.
Положительное
в психологической теории права: психологические
процессы в обществе — такая же реальность,
как экономические или политические процессы.
Нельзя издавать законы (т.е. творить позитивное
право) без учета социальной психологии,
нельзя применять их, не учитывая психологического
мира индивида; роль правосознания в обществе
возрастает, а значит, усиливается и влияние
психологических факторов в правовых
системах современных государств.31
Глава 4. Современные подходы
к теории происхождения государства и
права.
4.1.Современные
теории происхождения
Инцестная теория
Выдвинул и обосновал инцестную теорию талантливый французский социолог и этнограф XX века Клод Леви-Стросс, автор многих научных трудов, в большей части которых он в той или иной степени касался проблемы связи запрета инцеста (кровосмешения) в первобытном обществе с возникновением государства («Структурная антропология», «Первобытное мышление» и др.).
Информация о работе Общая характеристика теорий происхождения государства и права