Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2015 в 18:25, курсовая работа
В мире всегда существовало множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне естественно и понятно. Ибо каждая из них отражает или различные взгляды различных групп, слоев, классов, наций и других социальных общностей на данный процесс, или - взгляды и суждения одной и той же социальной общности на различные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права. В основе этих взглядов и суждений всегда находились различные экономические, финансовые, политические и иные интересы.
Введение 3
Глава 1.Общие сведения о происхождении теории государства и права 6
1.1. Общая характеристика происхождении государства 6
1.2. Общаяя характеристика происхождении права 10
Глава 2.Основные теории происхождения государства 13
2.1. Теологическая теория происхождения государства 13
2.2. Патриархальная теория происхождения государства 14
2.3. Договорная теория происхождения государства 15
2.4. Органическая теория происхождения государства 17
2.7. Матеарелистическая теория происхождения государства 20
Глава 3.Теории происхождения права 22
3.1. Теологическая теория происхождения права 22
3.2. Теория естественного права происхождения права 23
3.3. Историческая теория (школа) происхождения права 24
3.4. Классовая (марксистская) теория происхождения права 25
3.5. Психологическая теория происхождения права 26
Глава 4. Современные подходы к теории происхождения государства и права. 29
4.1.Современные теории происхождения государства 29
4.2. Современные теории происхождения права 36
Заключение 41
Список литературы 43
Отрицательное в нормативном подходе проявляется в игнорировании содержательной стороны права: положение в степени свободы адресатов правовых норм, субъективных прав личности, моральности юридических норм, соответствие их объективным потребностям общественного развития.
Теория солидаризма в праве.
Основоположником и наиболее известным представителем теории солидаризма в праве был французский юрист Л. Дюги (первая треть XX в.). В качестве основных положений, на которых базировалось его учение, Л. Дюги выдвигал два:
человек - существо общественное, он не может жить обособленно;
общество функционирует лишь благодаря солидарности, которая соединяет индивидов.
Из этого положения Дюги делал вывод о наличие неизменной нормы (принципа) солидарности: «поступай солидарно». Никто не должен нарушать норму солидарности: не делать ничего, что наносит ущерб солидарности, а делать лишь то, что содействует солидарности. Принцип солидарности постоянен, хотя его содержание и меняется вместе с изменением общественной жизни. Он является основой правопорядка и государственной организации. С развитием разделения труда, отмечал Дюги, люди становятся более зависимыми друг от друга (рабочий - от капиталиста, капиталист - от рабочего и т.д.), а потому солидарность должна развиваться и укрепляться. На основе идеи солидарности в обществе стихийно складываются различные социальные нормы, в том числе и правовые.
Право, по мнению Дюги, не создается государством. Правовые нормы существуют без государства, которое лишь выявляет нормы, стихийно складывающиеся в обществе на основе солидарности, и формулирует их в виде закона. Правовые нормы выше государства, выше законодателя. Если государство издает правила, противоречащие солидарности, то они не будут соблюдаться, не войдут в число солидарных норм. Право - это не инструмент политики государства. Оно выражает не волю какого-либо класса, а солидарность различных социальных групп. Существование государства обусловлено разделением труда и необходимостью установления и формулирования права, выражающего солидарные интересы. Разделение на правящих и управляемых является следствием стремления сильных, энергичных индивидуумов использовать свою энергию на охрану социальных норм, организацию общественных реакций на их нарушение.
Дюги выступал против субъективных прав, заменяя их социальной функцией. Рабочий и капиталист не имеют субъективных прав, они обладают лишь определенными социальными функциями, которые призваны осуществлять «святую солидарность» и обеспечивать «счастливую гармонию». Частная собственность - не право капиталиста, а необходимая социальная функция, без которой немыслимо общество.
Идея о социальной функции частной собственности воспринята конституциями ряда развитых стран. Например, в Конституции ФРГ (ст. 14) записано: «Собственность обязывает. Пользование ею должно служить общему благу».
По моему мнению, эта идея была бы полезна России, где идет перераспределение собственности, созданной общим трудом миллионов, в пользу немногих. Важно, чтобы частная собственность, возникающая в результате перераспределения, использовалась бы не только для извлечения прибыли, но и в общесоциальных целях.
Теория солидаризма актуальна и в другом отношении. Она лежит в основе политики социального, классового сотрудничества, активно внедряемыми разными политическими силами. Эта идея начинает воплощаться и в России. Примером этому служит подписание Договора об общественном согласии, заключение тройственных соглашений (правительство, профсоюзы, работодатели).
«Социологическая юриспруденция».
В противоположность позитивизму представители социологического направления - «социологической юриспруденции» - обращаются к условиям функционирования, действия права, к процессу его реализации. Поэтому иногда это направление именуется функционализмом. Значительную роль в становлении социологической юриспруденции сыграло движение «свободного права». Его представители (Е. Эрлих, Г. Канторович, Ф. Жени и др.) противопоставляли «живое право» праву в законах. «Живое право» создается «союзами». Каждая организация, фабрика, банк, профсоюз, объединение предпринимателей, утверждает Е. Эрлих, создают свое право. Государственные предписания - это лишь малая часть права, его основную массу составляет «живое право».
Отсюда вытекало, что суды не связанны жестко государственным предписанием, в особенности, если имеется пробел или предписания устарели. Судьи могут и должны отыскивать нормы «живого права» и на их основе выносить решения. Таким образом, обосновывалась свобода судейского усмотрения (отсюда и движение «свободного права»). Представители этого движения практически уравнивали судью с законодателем, наделяли его правотворческой функцией.38
Наибольшее распространение «социологическая юриспруденция» получила в США. Ее философским истоком является, как правило, философия прагматизма (действия, практики), согласно которой истинно то, что полезно, а применительно к праву - правомерно то, что полезно. Как мне кажется «социологическая юриспруденция» переносит центр тяжести с вопроса, что такое право, на то, как оно действует, что с его помощью достигается. Роль законов принижается, право растворяется в других социальных фактах, уравнивается с иными социальными нормами, с правоприменительными актами и т.п.
«Социологическая юриспруденция» разнообразна по своим оттенкам. Одно из ее направлений - институционализм. Его представители исходят из той реальности, что в обществе наряду с государством существуют другие институты, каждый из которых якобы создает свое право. Крайнее проявление правого нигилизма - школа «реалистов». Умеренные реалисты еще придают какое-то значение законам, а радикальные считают закон пустым сосудом, который судья может заполнить чем угодно.
Заключение
Таким образом, акцентируя внимание на
изучении проблем возникновения и развития
государства в настоящем, мы тем самым
перебрасываем мост в его прошлое и создаем
предпосылки для понимания основных тенденций
его развития в будущем.
Рассматривая проблему взаимосвязи и
взаимодействия настоящего с прошлым
и будущим на примере эволюции общества,
Н.М. Коркунов писал, что рядом с настоящим
для общества и государства имеет важное
значение и прошлое. Каждое поколение
имеет известное влияние на развитие общественной
жизни в будущем, с одной стороны, и каждое
поколение получает богатое наследство
от отцов и дедов из прошлого - с другой
стороны.
Жизнь и склад общества, подчеркивал ученый,
тем в большей степени определяются прошлым,
чем больше это прошлое богато историческими
событиями. Слабое общество в настоящем
может, однако, продолжать существовать,
если оно богато прошлым. Примером может
служить Римская империя, существовавшая
в течение долгого времени после того,
как некоторые условия, несомненно, вели
ее к падению. Ее прошлое было так богато,
что даже варвары, разрушившие ее политическое
могущество, не могли не преклоняться
перед величием ее цивилизации.
Однако рядом с прошлой исторической жизнью,
определяющей склад всей общественной
жизни, и рядом с настоящими благоприятными
или неблагоприятными условиями находится
еще третий элемент, составляющий важную
отличительную черту общественных явлений.
В силу того, что человек одарен сознанием
и памятью, он переносится от прошедшего
к будущему. Память и желание - две стороны
одного и того же явления. То, что человек
накопил в опыте прошлого, он так или иначе
переносит в будущее. Каждый человек способен,
благодаря создаваемым им идеалам, иметь
свое собственное представление о будущем.
«Существование этих идеалов или отсутствие
их, их характер, все это чрезвычайно важные
моменты, определяющие общественную жизнь».
Таким образом, общество определяется
тремя моментами: «настоящими условиями
жизни, прошедшими и теми идеалами, которые
образуются на основании прошедшего опыта»
Сказанное в полной мере относится не
только к общественной, но и к государственной
жизни, к государству. Возникновение и
становление любого из его типов в настоящем
всегда имеет свои корни в виде причин,
условий, материальной, социальной, политической
и иной основы данного процесса в прошлом.
Одновременно с этим процессом закладываются
материальные и иные предпосылки для поддержания
его высокого жизненного тонуса, для укрепления
и развития в будущем. Исходным моментом
во всем этом движении государственно-правовой
материи является процесс возникновения
государства и права со всеми свойственными
ему признаками и особенностями в виде
различных способов и форм его проявления,
разных условий и причин формирования
государства и права, разнообразных обычаев
и традиций, содействующих или препятствующих
их зарождению.
Список литературы
1 См.: Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права.- 1898.- С. 204.
2 См.: Венгеров А.Б. Происхождение права / Общая теория права: Курс лекций. С.С. Право время новых подходов//Государство и право. - 1991.-№2.- С. 146
3 См.: там же. – С. 147
4 См.: там же. – С. 147
5 См.: Венгеров А. Б. Теория государства и права. - М.: Юриспруденция.- 2000.-С.-14
6 См.: Мокони Н. Археология. М.: Росмэн,- 1996.- С. 47.
7 См.: Бьювел Р., Джилберт Э. Секреты пирамид. М., -1996.-С.11
8См.: Ленин В. И. Лекция. О государстве.- 1919.-С.4
9 См.: Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: Юрайт,- 2000. –С.64.
10 См.: Нерсесянц, В. С. Теория права и государства.- 2013.- С.28
11 См.: Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: Юрайт,- 2000. –С.66
12См.: Нерсесянц, В. С. Теория права и государства 2013г.
13 См.: Демократия: Теория и политическая практика. Метод. Рекомендации по курсу «Политология» Н.В.Панина, П.А.Коньков. М.,2008. – С. 6
14 См.: Комаров С. А., Малько А. В. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. — М.: Издательская группа НОРМА—
ИНФРА • М, 1999.-С.24
15См.: М.: Якушев А.В. ТГП (конспект лекций).- 2007.-С.4
16 См.: Комаров С. А., Малько А. В. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. — М.: Издательская группа НОРМА—
ИНФРА • М, 1999.-С.28
17 См.: Мележик И. Н. Понятие, происхождение и природа государства в политическом учении Т. Гоббса. // Актуальные проблемы истории политических и правовых учений. -М., -1990. - С. 108
18 См.: Попова А. В. Теория государства и права.- 2008.- С.17
19 См.: Тихомиров Л. А. Религиозно-филослвские основы истории.-2009.-С.409
20 См.: Малахов В.П. Теория государства и права. – 2012- С.34
21См.: Там же - С.39
22 См.: Попова А.В. Теория государства и права.-2009.- С.18
23 См.: Денисов А. И. История политических учений. -1978.-С.196
24 См.: Альджев Д.В. История и теория религий. Конспект лекций. -2000-С.159
25 См.: Попова А.В. Теория государства и права.-2009.- С.20
26 См.: Нечаев В.Д. Вся политика.- 2006.-С.56
27 См.: Райт Р. Эволюция Бога: Бог глазами Библии, Корана и науки.-2012.-С.87
28 См.: Малахов В.П. Теория государства и права.- 2012- С.43
29 См.: там же.- С.47
30 См.: Гуляихин В.Н. Диалектика естественного и позитивного права как источник общественно-правового прогресса.-2013.-№4.-С.224
31 Петренко А.В. Теория государства и права. Шпаргалки. 2012 г.
32 Корнев, А.В. Сборник обучающих тестов по теории государства и права 2013 г.
33 Марченко М.Н.Теория государства и права 2004 г.
34 Марченко М.Н.Теория государства и права 2004 г.
35 Там же
36 Корнев, А.В. Сборник обучающих тестов по теории государства и права 2013 г.
37 Там же
38 Малахов В.П. Теория государства и права 2012 г.
Информация о работе Общая характеристика теорий происхождения государства и права