Общее правовое регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 10:42, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ общего правового регулирования.
При исследовании темы настоящей работы перед нами поставлены следующие задачи:
- исследовать понятие правового регулирования;
- рассмотреть методы правового регулирования;
- проанализировать методы правового регулирования имущественных отношений;
- охарактеризовать методы правового регулирования неимущественных отношений.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общие положения о правовом регулировании
1.1. Понятие правового регулирования
1.2. Методы правового регулирования
Глава 2. Особенности правового регулирования отдельных видов отношений
2.1. Методы правового регулирования имущественных отношений
2.2. Методы правового регулирования неимущественных отношений
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

 

Правовое регулирование является одним из самых востребованных понятий в юридической науке. Общим местом при рассмотрении любого правового явления или процесса в юриспруденции выступают проблемы его упорядоченности при помощи юридических актов. Существует огромное количество работ, посвященных «правовому регулированию» того или иного объекта - имущественных отношений, валютных операций, потребительского спроса, налогообложения и др. Однако сказать, что существует однозначное общетеоретическое понимание правового регулирования, было бы преувеличением. В большинстве имеющихся в настоящее время учебников и учебных пособий по теории государства и права отсутствуют главы или разделы (за редким исключением), посвященные непосредственно правовому регулированию. В лучшем случае есть глава, раскрывающая механизм правового регулирования. В остальных случаях в тексте работы встречаются определения предмета и метода правового регулирования в связи с указанием на критерии выделения отраслей российского права. Причем и в первом, и во втором случае само понятие правового регулирования предполагается как «само по себе разумеющееся».

В то же время  в тех редких случаях, когда все-таки исследователи решились определиться по этому поводу, обнаруживается неоднозначность  в подходах к объему содержания этого понятия. И это несмотря на то, что вопрос о том, что представляет собой правовое регулирование, неоднократно служил предметом внимания ученых-юристов в советский период развития правоведения. Этой проблематике были посвящены труды С.С. Алексеева, В.М. Горшенева, С.Г. Дробязко, М.П. Лебедева, А.В. Мицкевича, Ю.Г. Ткаченко, Л.С. Явича и других ученых. Именно тогда выявились все возможные подходы к решению этой проблемы.

Целью настоящей работы является анализ общего правового регулирования.

При исследовании темы настоящей работы перед нами поставлены следующие задачи:

- исследовать  понятие правового регулирования;

- рассмотреть  методы правового регулирования;

- проанализировать  методы правового регулирования имущественных отношений;

- охарактеризовать  методы правового регулирования неимущественных отношений.

При решении поставленных задач будут  использоваться труды таких ученых как: А.Б. Венгерова, В.В. Лазарева, А.В. Малько, Н.И. Матузова, А.С. Пиголкина, В.Г. Стрекозова, В.Н. Хропанюка и др.

 

Глава 1. Общие положения о правовом регулировании

1.1. Понятие правового  регулирования

 

Юридический феномен, как «правовое регулирование», всегда был под пристальным вниманием  ученых-правоведов, у которых пока не сложилось достаточно однозначного подхода не только к понятию «режимное административно-правовое регулирование», но даже к понятию «правовое регулирование». Чтобы познать сущность категории «режимное административно-правовое регулирование», на наш взгляд, следует исследовать процесс образования, развития и становления этого правового явления.

Термин «правовое  регулирование» по-разному понимается в юридической литературе. С.С. Алексеев отмечает, что «категория «правовое  регулирование» имеет основополагающее, ключевое значение для правоведения. Правовое регулирование, в отличие от иных форм правового воздействия (также весьма существенных, ключевых - таких, как духовное), всегда осуществляется посредством своего «динамического инструментария» - особого, свойственного только праву механизма, всего комплекса динамических систем и структур, призванных юридически гарантировать достижение правовых задач в рамках определенных типов, моделей юридического воздействия на общественные отношения. Отличительная черта правового регулирования состоит в том, что оно имеет свой специфический механизм. Наиболее общим образом механизм правового регулирования может быть определен как взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения»1. Действительно, трудно представить востребованность правовых норм, издание которых не предусматривает их дальнейшую реализацию. Безусловную ценность для общества представляют только те правовые нормы, которые позитивно преобразуют общественные отношения в состояние, предопределенное правотворческим органом. Изложенное С.С. Алексеевым понимание правового регулирования предполагает воспринимать его как определенную систему, объединяющую в себе ее составные элементы - правовые средства, образуемую для гарантированного достижения правового результата. Соглашаясь с этим определением, считаем необходимым подчеркнуть, что категория «правовое регулирование» как система должна существовать, функционировать и развиваться по тем закономерностям, которые присущи для системы как философской категории.

Термин «регулирование»  понимается по-разному. Например, по мнению Л.С. Явича, «под правовым регулированием обычно понимают различные формы  юридического воздействия государства  на поведение субъектов общественных отношений, осуществляемого в интересах политически господствующего класса, а в условиях социализма - в интересах всего народа, строящего коммунистическое общество»2. Похожее определение дает С.С. Алексеев: «Под правовым регулированием следует понимать осуществляемое при помощи права и всей совокупности правовых средств юридическое воздействие на общественные отношения»3.

В.Г. Смирнов  трактует правовое регулирование в  широком и узком смыслах, не отходя при этом от общей тенденции: «Правовое  регулирование в широком смысле этого понятия... включает в себя различные способы и цели государственно-правового воздействия на какое-либо определенное общественное отношение (группу определенных отношений)... понятие правового регулирования в узком смысле этого слова должно связываться с воздействием правового метода на определенную, внутренне единую, группу общественных отношений, составляющую предмет регулирования той или иной отрасли советского права»4. Аналогичный подход прослеживается и в работах других авторов5.

Между тем значение слова «регулирование» несколько иное. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой разграничивает значения слов «регулировать» и «воздействовать»: «регулировать - значит упорядочивать, налаживать (например, регулировать взаимные отношения); направлять развитие, движение чего-нибудь с целью привести в порядок, в систему; приводить (механизмы и их части) в такое состояние, которое обеспечивает нормальную и правильную работу»6; «воздействовать - оказав влияние, добиться(-иваться) необходимого результата»7. В.И. Даль «регулировать» определяет как «уравнивать (ход, движение), соразмерять, устанавливать в порядке»8.

Ряд словарей дает значение не собственно слова «регулирование», а так называемого регулирования  автоматического, которое созвучно приведенным определениям: «регулирование автоматическое (от лат. regulo - устраиваю, привожу в порядок) - разновидность автоматического управления; автоматическое поддержание постоянства или изменение по требуемому закону некоторой физической величины, характеризующей управляемый процесс»9.

Таким образом, с позиции современного русского языка регулирование и воздействие  не синонимичны. Регулирование обязательно  подразумевает упорядочивание, налаживание  чего-либо (например, системы, элементы которой находятся в состоянии разобщенности). Воздействие же, хотя и направлено на определенный результат, не ставит целью налаживание, разложение по полочкам. Цель может быть любой: как упорядочивание, так и внесение разлада в систему, ее дезорганизация.

Безусловно, такая  путаница в понятиях не способствует эффективному изучению методов уголовно-правового регулирования, приводит к разобщенности взглядов, появлению противоположных позиций.

В науке существует точка зрения, согласно которой все  отрасли права регулируют общественные отношения.

1.2. Методы правового регулирования

 

Основным понятием общей  теории систем являются «целостность», «элемент», «структура», «связи». Целостность  предполагает несводимость свойств  целого к его составляющим, а также  анализ составляющих элементов с точки зрения целого. Хотя элемент системы сам по себе может быть достаточно сложным образованием, с позиции системы он далее неразложим. Структура системы предполагает упорядоченность, организацию, устройство, затребованные характером взаимоотношений между элементами. Системность проявляется не только во взаимоотношении между элементами, но и во взаимоотношении со средой10. Иными словами, системный объект должен иметь не только внутрисистемную логическую связь его структурных элементов, но и входить с другими объектами только в системные взаимоотношения.

Наделение участников общественных отношений правомочиями, обязанностями, ответственностью не может носить хаотичный  характер, оно должно быть осмысленным, упорядоченным и в конечном счете  системным. «Сложное взаимодействие системы с ее окружением отражено в определении В.Н. Садовского и Э.Г. Юдина, данном ими во вступительной статье к книге «Исследования по общей теории систем»11: «Система образует особое единство со средой, как правило, любая исследуемая система представляет собой элемент системы более высокого порядка; элементы любой исследуемой системы, в свою очередь, обычно выступают как системы более низкого порядка»12. Таким образом, есть основания полагать, что системность правовых отношений должна быть, прежде всего, обусловлена системностью правового регулирования. О том, что отличительной чертой правового регулирования является комплексность, пишут В.В. Лазарев и С.В. Липень, они определяют, что «правовое регулирование есть регулирование общественных отношений посредством комплекса правовых средств (правового инструментария), направленных на достижение определенного результата в социальной сфере»13.

Системность как признак  правового регулирования определяют и другие ученые, отмечая, что одним  из «признаков правового регулирования является единство правотворческой, правореализующей и правозащитной (правоохранительной) деятельности соответствующих органов и лиц. Без учета правоохранительной деятельности в условиях конфликта, регулируемых правом социальных интересов (отношений), невозможно юридическое признание существования реального правового регулирования (права в действии). Неприменение санкций правовой нормы может сделать эту норму недействующей, т.е. фикцией, и само правовое регулирование при этом станет бессильным, т.е. фиктивным. Без применения мер юридической ответственности правовое регулирование неполно, идеально и в конечном счете не является самим собой, не соответствует своему назначению, особенно в современном значительно негативном состоянии человеческого общества (терроризм, коррупция, алчность, лживость и т.д.), которое (состояние) препятствует достижению общей цели человеческого общества - его сохранения и устойчивого, оптимального развития»14.

В вышеизложенном тезисе констатируется весьма важный аспект, который должен присутствовать в правовом регулировании: его неукоснительность, гарантированность реализации правовых норм, что может быть достигнуто только при соблюдении принципа системности правового регулирования, объединения правовых норм в одну систему - единую юридическую конструкцию. Для достижения такой цели правотворческий орган должен, посредством издания соответствующих правовых норм, охватить правовым воздействием все субъекты (объекты) общественных отношений, установить их правовые статусы, правила их поведения (функционирования), а также определить нормативно-правовые гарантии реализации правовых статусов, соблюдения участниками правоотношений установленных правил поведения (к таким гарантиям относятся: юридические; организационные; информационные; материально-технические и др.). Поскольку такая юридическая конструкция должна объединять собой правовые нормы различных отраслей права, то их совокупность будет характеризоваться внутриконструкционным целевым единством, с одной стороны, а с другой стороны, различием применяемых методов правового регулирования, целесообразность использования которых определяется спецификой регулируемых общественных отношений.

На необходимость того, что правовым регулированием должны быть охвачены все элементы системы общественных отношений, обращает внимание С.С. Алексеев, он пишет, что «именно категории правового регулирования образуют опорные пункты философского (общесоциологического) уровня специально-юридического анализа. Они не только непосредственно воплощают требования материалистической диалектики (рассмотрение социальных явлений в активном виде, в действовании, в связи с практикой) и не только выражают важнейшие специфические закономерности права - закономерности его функционирования, но и в связи с этим охватывают в совокупности все участки правовой действительности, все элементы правовой надстройки. Ведь в правовом регулировании, в его механизме реально развертываются элементы данной правовой системы. А это позволяет рассматривать в единстве, системно все многообразные правовые явления, да притом так, что ближайшей базой такого рассмотрения неизменно выступают требования материалистической диалектики, выраженные в категориях правового регулирования»15.

Согласно принципу целостности  систем категорию «правовое регулирование» как систему можно рассматривать как совокупность правовых средств и методов правового регулирования, а значит, как явление, имеющее свое устройство, структуру, организацию, т.е. явление, имеющее свою определенную форму. Форма, как известно, отражает внутреннее содержание объекта, поэтому применительно к правовому регулированию можно полагать, что форма правового регулирования должна отражать его сущность, его основную направленность, вектор правового воздействия на общественные отношения. Вопрос о необходимости определения формы правового регулирования происходит из потребности в понимании научного потенциала этой правовой категории. Анализ различных взглядов ученых на категорию «правовое регулирование» позволяет разделить их на две группы и выявить диалектическую связь между ними. Одну группу взглядов ученых на понятие «правовое регулирование» можно назвать формализованным, общим подходом к этому правовому феномену, который выражается в констатации того, что правовое регулирование является неотъемлемой частью государственной деятельности, относится к виду социального регулирования и в конечном счете обеспечивает функционирование права, оказывая всестороннее воздействие на общественные отношения. Этот подход к правовому регулированию можно назвать статичным, т.е. устанавливающим доминанту правового регулирования именно на правотворческом его характере. Примером чему может служить следующее определение правового регулирования – «целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств»16. Другая группа ученых понимает «правовое регулирование» как философско-правовую категорию, содержащую фундаментальные возможности для установления и регулирования сложных, многосубъектных, многомерных общественных отношений, выполняющую не только правотворческую задачу, но и задачу обеспечения правореализующего и правоохранительного предназначения права. Такой взгляд можно определить как динамичный, системный, комплексный подход к правовому регулированию, позволяющий охватывать системным правовым воздействием совокупность многоуровневых общественных отношений и выстраивать для этого эффективные юридические конструкции правовых норм различных отраслей права. Примером такого подхода служат вышеприведенные взгляды ученых на правовое регулирование как сложное, системное, комплексное явление. Изложенные подходы к пониманию сущности правового регулирования позволяют полагать, что категория «правовое регулирование» обладает соответствующей формой: либо простой - статичной, либо сложной - динамичной, системной и комплексной. Научный интерес, безусловно, представляет познание сложной формы правового регулирования, поскольку сложное есть совокупность простого, следовательно, познав сложное, мы будем знать и о простом.

Информация о работе Общее правовое регулирование